Главная страница
Навигация по странице:

  • Биография.

  • Произведение Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

  • Философские взгляды.

  • Эссе на тему Томас Гоббс. Английский философ Томас Гоббс. Томас Гоббс (5 апреля 1588 4 декабря 1679) крупнейший европейский ученый, мыслитель, философ, правовед, религиовед, государствовед, создатель теории общественного договора, оказавший влияние на становление гражданского и патриотического воспитания


    Скачать 26.98 Kb.
    НазваниеТомас Гоббс (5 апреля 1588 4 декабря 1679) крупнейший европейский ученый, мыслитель, философ, правовед, религиовед, государствовед, создатель теории общественного договора, оказавший влияние на становление гражданского и патриотического воспитания
    АнкорЭссе на тему Томас Гоббс
    Дата19.03.2022
    Размер26.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнглийский философ Томас Гоббс.docx
    ТипДокументы
    #404810

    Томас Гоббс (5 апреля 1588 – 4 декабря 1679) – крупнейший европейский ученый, мыслитель, философ, правовед, религиовед, государствовед, создатель теории общественного договора, оказавший влияние на становление гражданского и патриотического воспитания.

    Несмотря на масштабность своей личности, мастерство исследователя и ведущую (если не определяющую) роль в становлении науки Нового времени Т. Гоббс фигура крайне неоднозначная и противоречивая. Гоббс, еще при жизни критикуемый со стороны современников за свои философские и социальные взгляды, подвергаемый остракизму, перманентно подозреваемый в инакомыслии и крамоле, не раз попадавший в опалу при различных режимах: монархии Стюартов, Английской республике, протекторате Кромвеля. Его посмертная «слава» еще более печальна: ниспровергатель устоев, материалист, основоположник тоталитарного строя (наряду с Платоном), идеолог государственных репрессий и многое другое. В год юбилея перед нами стоит задача реабилитировать Т. Гоббса, показать его место и роль в формировании современного гуманитарного знания, ведущих философских и социальных теорий, целостного научного мировоззрения и глобальной политической архитектуры.

    Биография. 

    Английский философ Томас Гоббс  родился 5 апреля 1588 года вблизи небольшого городка Мальмсбери, расположенного в северной части Уилтшира, одного из юго-восточных графств Англии. Его отец был сельским священником, мать происходила из простой крестьянской семьи. Первоначальное образование Гоббс получил в приходской школе. С восьми лет он посещал школу в Мальмсбери, а затем учился в соседнем Вестпорте, в частном учебном заведении, открытом там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. В 1603 году, при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди, Гоббс поступил в один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках. Не известно, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего философа, если бы он не получил предложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша, носившего затем титул графа Девонширского. Гоббс дал согласие и в 1608 году вошел в семью приближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя, потом - личного секретаря. В 1610 году Гоббс отправляется со своим воспитанником в заграничное путешествие, продолжавшееся около трех лет. Они едут во Францию и Италию. В 1628 году появляется сделанный Гоббсом английский перевод Фукидида. В предисловии он пытался объяснить, что история Пелопоннесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическую действительность. После смерти своего патрона графа Девонширского Гоббс покидает его семью и становится воспитателем сына одного шотландского дворянина. Со своим учеником он совершает второе путешествие на континент. Они прибывают во Францию и в течение 18 месяцев живут в Париже. Возвращение Гоббса в Англию (в 1631 году) было ускорено поступившим к нему предложением вернуться в семью покойного графа Девонширского и взять на себя заботу о воспитании его сына. Третье путешествие на континент, предпринятое Гоббсом (вместе с его воспитанником) в 1634-1636 годах, имело для него особенно важное значение. Именно в этот период Гоббс, находясь в Париже, знакомится с аббатом Мерсенном и входит в его философский кружок, который являлся средоточием передовых научных идей того времени. В 1640 году Гоббс создает первый набросок будущей философской системы. Сочинение, получившее название "Основы права", касается как вопросов о человеке и его природе, так и политических проблем. В нем доказываются, в частности, преимущества абсолютной власти. Однако защиту суверенных прав верховной власти Гоббс строит на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства. Опасаясь, что его могут привлечь к ответственности как защитника единовластия короля, Гоббс покидает Англию. В первые годы пребывания во Франции Гоббс интенсивно работает над осуществлением своего замысла - создать философскую систему, которая охватила бы три области действительности: мир неодушевленных тел, человека и гражданское общество. Однако заключительная часть "Основ философии" появляется на свет первой. Это была книга "О гражданине", изданная в 1642 году в Париже на латинском языке. В 1654 году книга Гоббса "О гражданине" была внесена в католический "Индекс запрещенных книг". Такая же судьба постигла и главное произведение Гоббса "Левиафан".

    Произведение Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

    Данный труд является апогеем творчества Гоббса, в котором он изложил свои воззрения на теорию государства, а также наиболее ясно показал систему механистического материализма, приверженцем которой он являлся. При этом в то время ему приходилось сталкиваться с противниками материализма в лице духовенства, которое не соглашалось с его позицией о том, что духовенство необходимо только как орудие государственной власти для контроля над народом.

    Если обратиться к самому названию произведения, то стоит пояснить почему Гоббс назвал государство Левиафаном. Левиафан – это ветхозаветное морское чудовище, которое обладало огромной силой. Тем самым он хотел показать, что государство является наиболее сильным и влиятельным институтом в обществе. Гоббс выделяет три этапа становления общества: естественное состояние (война всех против всех), переход к государству (общество) и государственное состояние. Само государство появляется по Гоббсу в результате общественного договора, т.е. в определенный момент членам общества становится невыносимым жить в постоянной междоусобице, поэтому между всеми людьми заключается договор о правилах взаимного существования, назначается правитель. Государство уже способно защищать частную собственность и интересы граждан. В то же время эти люди теряют некие права (т.е. они становятся незаконными), например, возможность отнять силой имущество у своего соседа.

    Философские взгляды. Томас Гоббс создал первую в Европе философскую теорию механицизма, которая соответствовала уровню развитию естественнонаучного знания той эпохи. Дискутируя с Р. Декартом, мыслитель решительно отвергал бытование обособленной мыслящей субстанции, убедительно доказывая, что мыслящая вещь является сугубо материальной. Т. Гоббс полагал, что геометрия и механика являются универсальными эталонами научного мышления и основой материалистического миропонимания. Философ считал, что Природа является совокупностью протяженных тел, котрые различаются между собой по величине, объему, фигуре, положению и вектору движения. Под движением Гоббс понимал перемещение различных форм материи, то есть трактовал его как явление механистическое. Чувственно-эмоциональные свойства вещей рассматриваются философом не как присущие им внутренние качества, а скорее как некие формы внешнего восприятия их существования. В своем материалистическом учении Т. Гоббс содержательно разграничивал следующие категории: протяженность (объективно присущую телам); пространство как образ, создаваемый разумом («фантазм»); объективно существующее движение тел и время как субъективную форму движения. Мыслитель выделял два ведущих метода научного познания: логическую дедукцию утилитарно-рационалистической «философской механики» и индукцию «эмпирической физики».

    Возвращаясь к естественному состоянию стоит наиболее подробно объяснить понятие войны всех против всех, данное Гоббсом. Тут стоит понять, что естественное состояние никак не соотносится со временем в истории, т.е. это не первоначальное состояние людей. Естественное состояние может возникнуть в любое время, для этого лишь нужны причины – смута или государственный переворот. Проще говоря государственное состояние может опять перейти к естественному при наличии негативных причин. Гоббс говорит о том, что общество в принципе эгоистично, даже в государстве люди могут совершать какие-то вредные для другого человека действия. Гоббс считал, что человек должен подражать Богу, но на деле этого почти не происходит. Ведь даже в мирное время у людей в домах стоят двери, а отправляясь в путешествие человек обычно берет оружие. Будь общество в более совершенном состоянии, то всё это не было бы актуальным, т.к. все друг другу бы доверяли. А отсюда следует, что для поддержания уровня доверия между людьми необходим некий гарант, который может обеспечить соблюдение договора обеими сторонами. Гоббс считает таковым гарантом именно государство, ведь оно не стоит на стороне какого-либо из участников (объективно) и имеет необходимые ресурсы и силы для принуждения к выполнению условия договора того участника, который попытается его нарушить. У гаранта в лице государства есть те права, которых ни у кого больше нет (смертная казнь). Государство соединяет в себе все те силы, которых лишились его члены, т.е. соединяет в себе те права, которые отчуждают в его пользу. Из этой основы и возникают определенные законы, появляется носитель верховной власти (в случае Гоббса монарх). Только в его полномочиях возможность создавать и изменять законы, наказывать за их несоблюдение, назначать себе в помощники других лиц (исполнительную власть). Таким образом государство забирает определенные свободы себе, но в тоже время люди в остальном абсолютно свободны и могут заниматься любым видом деятельности, которая не угрожает самому государству и его членам (т.е. нарушение законов). Ведь сам Гоббс считал, что деятельность человека невозможна без осознания им своей свободы, но свобода должна быть совместима с необходимостью.

    Из всех форм правления Гоббс выделил демократию, монархию и аристократию. К демократическим он относит те государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, и где любой из граждан имеет право голоса. К монархическим относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку (за что и выступал Гоббс). К аристократическому же виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их.

    Необходимо упомянуть и о том, как Гоббс относился к религии и церкви. Сам он выступал за необходимость подчинения церкви государству, критиковал папство. Он считал, что в каждой стране король должен быть главой церкви. Господство и непогрешимость папы не могут быть допущены. Так же он был не совсем согласен с христианской позицией воздаяния за поступки после смерти. Ведь если человек ничего не боится и готов как можно быстрее умереть, то тут очень недалеко до разрушения государства и свержения правителя. Гоббс говорит о том, что человек получает всё при жизни, в данном конкретном теле. Ведь человек ответит за свои поступки на страшном суде, после его воскрешения, а не во время пребывания в трансцендентном мире.

    В целом произведение Гоббса сильно выделяется при сопоставлении его с более ранними политическими теоретиками, разве что труд «Государь» Макиавелли ближе всех остальных по идейному содержанию. Многое сыграл рационализм и эмпиризм Гоббса, так как повествование ясно и логично, отсутствует какая-либо метафизика, затрудняющая прочтение произведений (которую он тоже критиковал в лице Аристотеля). Конечно есть и слабые моменты в его произведении, например, он обычно подразумевает под обществом группу людей со сходными интересами, тем самым обезличивая их. У него не прослеживается значения противоречий между различными классами, как социальными, так и экономическими, что уже можно найти у более поздних теоретиков государства. Так же тяжело проследить его мысль насчет дипломатического решения конфликтов между государствами, об этом практически ничего не сказано, ясно лишь что государства должны постоянно воевать между собой, чтобы захватить необходимые ресурсы и отстоять их интересы. Безусловно, есть много неоднозначных и спорных моментов в мировоззрении Гоббса, однако вряд ли можно найти другого подобного теоретика государства и права, который был так же популярен как у современников, так и через столетия после его смерти.

    Известность Гоббса в философских кругах еще более возросла в результате его диспута о свободе и необходимости с епископом Бремхоллом. Последний, как и многие английские эмигранты, проживал в то время в Париже и считался одним из ведущих теологов. В 1646 году в доме графа Ньюкасл, с которым Гоббс давно уже поддерживал дружеские отношения, состоялся диспут. После окончания диспута Гоббс по просьбе хозяина дома изложил свои взгляды в письменном виде, но настаивал на сохранении рукописи в тайне. Однако копии этой рукописи Гоббса все же получили распространение. В 1654 году она была даже издана без согласия автора. В ответ на это Бремхолл опубликовал свои возражения, что привело к возобновлению полемики между ним и Гоббсом. В 1656 году вся эта полемика была опубликована в Лондоне на английском языке. В 1646 году в жизни Гоббса происходит еще одно важное событие. Очевидно, при содействии графа Ньюкасла он получает предложение стать преподавателем математики наследника английского престола принца Уэльского. Продолжая разработку "Основ философии", Гоббс старался завершить первые две части намеченной системы - "О теле" и "О человека". Заболев в августе 1647 года, Гоббс около трех месяцев был прикован к постели. Но в конце концов организм его справился с болезнью, и Гоббс смог вернуться к работе над главным произведением. Это был "Левиафан" - важнейший его труд. Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви на власть и самостоятельность по отношению к государству. В 1655 году выходит в свет сочинение Гоббса "О теле", представляющее собой первую часть его философской системы. Вторая часть "Основ философии", получившая название "О человеке", появляется в 1658 году. Гоббса трудно отнести к какому-либо конкретному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой - сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего в "политической науке". Согласно Гоббсу, философия также отвергает все представления, основанные на сверхъестественном, теологию и астрологию, учение об ангелах. Философия основывается на доводах разума и отрицает божественное откровение. Таким образом Гоббс стал на позиции более последовательного материализма. 25 мая 1660 года король Карл II Стюарт торжественно въехал в Лондон. Правда, он возвращался в Англию не в качестве абсолютного монарха, так как обязался править страной совместно с парламентом. Однажды, проезжая по Стрэнду, он увидел на улице Гоббса, тут же велел остановить карету и сердечно приветствовал своего бывшего учителя, которого когда-то отказался удостоить аудиенции. Благоволение короля создало моду на Гоббса. В разных слоях лондонского общества появились молодые люди, именовавшие себя "гоббистами". Однако вскоре отношение к Гоббсу со стороны правительства изменилось. Реакционные элементы, преобладавшие в окружении Карла II, стали добиваться восстановления прежних порядков. Начались преследования не только республиканцев, но и сторонников протектората Кромвеля. Автору "Левиафана" дали понять, что его симпатии к лорд-протектору никем не забыты. Гоббсу припомнили и его призывы к повиновению государственной власти, установленной в результате победы революциями, и в особенности его критические выпады против церкви и духовенства. Философу, обвиненному в распространении ереси, пришлось защищаться. Он пишет и публикует в 1662 году сочинение, в котором вынужден доказывать свою лояльность по отношению к монархии, религиозность и добропорядочность. В 1665 году в Лондоне вспыхнула эпидемия чумы, а в следующем году город сильно пострадал от пожаров. Церковники в бедствиях, постигших столицу, стали обвинять "безбожников", начали составлять списки "атеистических сочинений", подлежащих сожжению. В них был внесен и "Левиафан". Последние годы жизни Гоббса проходят в интенсивной литературной работе. Он продолжает полемику со своими научными противниками, пишет книгу по истории церкви, на 84-м году жизни пишет автобиографию (латинскими стихами), а также приступает к переводу на английский язык поэм Гомера. Несмотря на преклонные годы, Гоббсу удается завершить эту огромную работу. Издаются перевод "Одиссеи" (1675), "Илиады" (1676). В 1677 году обе поэмы появляются в одном издании. В 60 лет он вел умеренный образ жизни. Каждый день поднимался в 7 часов утра, съедал бутерброд и гулял в парке до 10 часов. В 11 ему подавали обед, после он удалялся в кабинет. В этой комнате ровно в полдень всегда плотно занавешивали окна и зажигали свечи. Гоббс работал до вечера. Умер великий мыслитель 4 декабря 1679 года на 92-м году жизни. Он был похоронен в Гардвиге (Дербишир) в семейном склепе Кавендишей.

    1. История политических и правовых учений. / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999.

    3. История философии: учебник для вузов. / Под ред. В.В. Ильина – СПб, 2005

    4. Мееровский Б.В. Гоббс. - М., 1975.

    5. Общая теория права и государства. Учебник для юридических ву¬зов / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 1994.

    6. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю.М. Резник. – СПб., 2005.


    написать администратору сайта