Главная страница
Навигация по странице:

  • Клонирование, Стволовые клетки — перспективыиспользования

  • Список используемых источников

  • Клонирование. Томский государственный университет


    Скачать 43.88 Kb.
    НазваниеТомский государственный университет
    АнкорКлонирование
    Дата24.02.2020
    Размер43.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКлонирование.docx
    ТипРеферат
    #109579

    Министерство образования и науки

    Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

    Кафедра Философии и социологии (ФиС)

    Реферат

    Клонирование, Стволовые клетки — перспективы
    использования


    Студенты гр.126-2

    __________ Зайков К.Д.

    __________ Гусева А.Е.

    Проверил

    Старший преподаватель

    ____________ Бурмакин А.Э.

    ______________
    Томск 2018

    Оглавление

    1Введение 3

    2Клонирование как процесс и явление 4

    2.1 История клонирования 4

    2.2Задачи клонирования 4

    3Биоэтические проблемы клонирования 6

    3.1Биологические проблемы со стволовыми клетками 6

    3.2Основные возражения против клонирования, которые бытуют среди людей 7

    4Заключение 9



    1. Введение


    Чтобы понимать суть проблемы, нужно знать ключевые термины. Разберём термины, связанные с темой нашего реферата:

    Клонирование — появление естественным путём или получение нескольких генетически идентичных организмов путём бесполого (в том числе вегетативного) размножения. Термин «клонирование» в том же смысле нередко применяют и по отношению к клеткам многоклеточных организмов. Клонированием называют также получение нескольких идентичных копий наследственных молекул (молекулярное клонирование). Наконец, клонированием также часто называют биотехнологические методы, используемые для искусственного получения клонов организмов, клеток или молекул. Группа генетически идентичных организмов или клеток - клон.

    Стволовые клетки — недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся у многих видов многоклеточных организмов. Стволовые клетки способны само обновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться посредством митоза и дифференцироваться в специализированные клетки, то есть превращаться в клетки различных органов и тканей.

    Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Впервые термин bioethics употребил Фритц Яр в 1927 году. В 1969 году упоминался американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году.

    Возможность клонирования человека общественным мнением воспринимается неоднозначно, существуют обоснованные мнения «за» и «против». Примечательно, что вновь столкнулись позиции научных кругов и духовенства, выражающих полярные точки зрения в этом вопросе. При этом большинство ученных достаточно сдержанно относятся к возможности клонирования человека, значительно количество и противников этого среди них. Религиозные деятели в подавляющем большинстве категорически против проведения экспериментов такого рода, хотя представители некоторых экстравагантных культов поддерживают идею клонирования людей.

    Проблема клонирования человека - проблема этическая в первую очередь. Человек вторгается в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, что влечёт непредсказуемость последствий таких шагов. Не случайно, представители основных религиозных течений в современном мире - христиане, иудеи и мусульмане, проявляют редкое единодушие в резко отрицательном отношении к клонированию человека. Божественным образом или естественно происходит человек, но он ни в коем случае не должен стать продукцией производства в прямом значении этого выражения.

    Этические проблемы, относящиеся к стволовым клеткам, отличаются рядом особенностей. В обычной клинической практике этические проблемы возникают и решаются, как правило, между двумя участниками — пациентом и врачом. В случае же применения стволовых клеток к этому прибавляется третья сторона — донор стволовых клеток. Проблема получения стволовых клеток, их культивирование и трансплантация составляют самостоятельный пул сложных этических проблем.
    1. Клонирование как процесс и явление

      1. История клонирования


    История клонирования началась в сороковые годы в СССР. Тогда советский эмбриолог Георгий Викторович Лопашов разработал метод пересадки (трансплантации) ядер в яйцеклетку лягушки. Результаты исследований он отправил в июне 1948 года в «Журнал общей биологии». Учёному не повезло. Набор статьи Лопашова был рассыпан. Как это часто случалось в истории российской науки, приоритет достался американским эмбриологам Бригге и Кингу, выполнившим в пятидесятые годы сходные опыты.

    Дальнейшее совершенствование методики связано с Джоном Гердоном (Великобритания). Он стал удалять из яйцеклетки лягушки собственное ядро и трансплантировать в неё разные ядра, выделенные из специализированных клеток. Позднее он стал пересаживать ядра из клеток взрослого организма. В одном-двух случаях из ста особи проходили стадию метаморфозы и превращались во взрослых лягушек. Правда, таких хилых и дефектных, что вряд ли можно говорить об абсолютно точном копировании.

    В конце 70-х годов американец швейцарского происхождения Карл Иллменсее опубликовал статью, из которой следовало, что ему удалось получить клон из трёх мышек. Клональный бум вытеснил все остальные научные новости, зазвучали фанфары, возвещавшие об осуществлении вековой мечты человечества о бессмертии через искусственное производство себе подобных копий. Горечь разочарования не заставила себя ждать: в научной среде поползли слухи о том, что в опытах Иллменсее что-то нечисто, что их никому не удаётся воспроизвести. Была создана авторитетная комиссия, поставившая на работе Иллменсее крест, признав её недостоверной. Таким образом, по самой проблеме был нанесён весьма болезненный удар и поставлена под сомнение её решимость.

    В августе 1997 года появилось сообщение о том, что в лаборатории Яна Вильмута в шотландском городе Эдинбурге в Рослинском институте сумели клонировать овцу. Как стало известно позднее, только один опыт из 236 стал удачным. Так появилась на свет овечка Долли, содержащая генетический материал взрослой овцы, умершей три года назад.

    Как и следовало ожидать, по пути, открытому Вильмутом и его сотрудниками, сразу же устремились многие. В том же 1997 году американские учёные получили двух клонированных макак-резусов. На следующий год команда эмбриологов Гавайского университета во главе с Рюзо Янагимачи поставила на поток клонирование мышей. Затем последовало клонирование коров, свиней, кошек, собак. Далеко не каждая попытка оказывалась удачной, но список животных, которых удалось клонировать, продолжает расти. И вместе с ним растут знания о клонированных животных и о возможностях этого метода.
      1. Задачи клонирования


    Клонирование органов и тканей - это задача номер один в области трансплантологии, травматологии и в других областях медицины и биологии. Клонированные органы станут спасением для людей, попавших в автомобильные аварии или какие-нибудь иные катастрофы, или для людей, которым нужна радикальная помощь из-за заболеваний пожилого возраста.

    Клонирование поможет людям, страдающим тяжёлыми генетическими болезнями. Если гены, определяющие какую-либо подобную болезнь, содержатся в хромосомах отца, то в яйцеклетку матери пересаживается ядро её собственной соматической клетки, - и тогда появится ребёнок, лишённый опасных генов, точная копия матери.

    Более скромная, но не менее важная задача клонирования - регулирование пола сельскохозяйственных животных и клонирование в них сугубо человеческих генов, "терапевтических белков", которые используются для лечения людей.
    1. Биоэтические проблемы клонирования


    По поводу клонирования существует огромное количество споров и дискуссий, так даже актуальность этой темы доказывается простым примером - количеством существующих фильмов и сериалов про клонирование («Парк Юрского Периода», «Секретные материалы», «Пришельцы», сериалы «Клон», «Не отпускай меня» и т.д.).

    При использовании клонирования, сетуют противники женского равноправия и феминизма. Это неверно с биологической и социальной точек зрения. Вряд ли женщины смогут и в плане продолжения рода всегда обходиться без мужских половых клеток. Здесь научные возражения гораздо более серьёзны.

    Таким образом, эмоциональные возражения против клонирования людей не имеют под собой рациональной базы.

      1. Биологические проблемы со стволовыми клетками


    Особое значение, как в научном, так и в практическом плане отводится стволовым клеткам, полученным по классической методике Я.Вилмута: «перенос ядра соматической клетки одного индивидуума в лишённый ядра ооцит, с последующим выращиваем зиготы в искусственной среде до стадии бластоцисты, содержащей плюрипотентные стволовые клетки.»

    Описанная методика практически лишена каких-либо серьёзных этических ограничений, кроме опасности тайного применения полученных бластоцист для клонирования целого существа, что запрещено во всех странах мира и отнесено к категории тяжких преступлений. Она может рассматриваться в качестве идеальной модели для изучения механизма репрограммирования генома соматической клетки в цитоплазме ооцита. В конечном счёте, репрограммирование соматических клеток окажется идеальным решением всей проблемы получения аутологичных полипотентных клеток и станет реальным путём лечения дегенеративных заболеваний армии безнадёжных больных. Это, несомненно, будет величайшим научным событием XXI века — века генетики. Обсуждая другие источники стволовых клеток и этические проблемы их получения, следует обратить внимание на следующие моменты. При использовании плодов, особенно при поздних абортах, для получения эмбриональных стволовых или прогениторных клеток следует заручиться информированным согласием женщины на использование абортивного материала, получить одобрение комитета по биоэтике программы научного или клинического исследования. Этическими правилами особо подчёркивается необходимость не допускать коммерциализации таких исследований. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы избежать психологического давления на мать (с помощью денежного подкупа или путём ложной оценки состояния её плода) при получении её согласия на прерывание беременности.

    Получение стволовых клеток из таких источников, как пуповинная кровь, кожа или костный мозг, не нуждаются в каких-либо особых этических ограничениях.

    Европейский Союз в 2003 г. определил 5 этических принципов, которым необходимо следовать при испытании стволовых клеток в клинике

    1) принцип уважения достоинства человека;

    2) принцип индивидуальной автономии (информированное согласие, уважение частной жизни, конфиденциальность персональных данных);

    3) принцип справедливости и пользы (в частности улучшение и защита здоровья);

    4) принцип свободы исследований (в согласии с другими фундаментальными принципами);

    5) принцип пропорциональности (имея в виду необходимость применения минимального набора методов исследования, необходимых для достижения цели).

    Кроме того, выделены чёткие три правила, обязательное соблюдение которых необходимо в клинических исследованиях:

    1 — свободное информированное согласие пациента;

    2 — объективная оценка соотношения риск/польза;

    3 — защита здоровья пациента, вовлечённого в клинические исследования.
      1. Основные возражения против клонирования, которые бытуют среди людей


    • Создание ещё одного человека с тем же самым генетическим кодом нарушило бы человеческое достоинство и уникальность.

    Эти аргументы сводятся на «нет» существованием сегодня в мире 150 миллионов человек, чей генетический код не является уникальным. Речь идёт о естественных идентичных близнецах, которые появляются на свет в среднем 1 раз на 67 рождений. Естественные близнецы намного более одинаковые, чем клоны - близнецы, так как естественные близнецы имеют в точности одинаковый возраст, в то время как клон-близнец и донор ДНК обычно будут иметь разницу в возрасте в несколько десятков лет. Отвратительны ли естественные двойняшки или тройняшки? Нарушают ли близнецы человеческое достоинство? Нет, конечно.

    Такая отрицательная реакция во многих случаях - просто результат дезинформации и путаницы вокруг понятия человеческого клона. Даже если многие люди все же находят мысль о клонировании человека отвратительной, это не достаточное основание для запрета. Во имя индивидуальной свободы в этом мире. Существует взгляд, что "преступления без жертвы" не должны считаться преступлениями. Трудно поверить, что клоны будут считать себя как жертвами только потому, что у них тот же самый генетический код, что и у кого-то ещё. Ведь миллионы идентичных близнецов не считают себя жертвами. Также трудно понять, как общество в целом могло бы пострадать от клонирования людей.

    • Клонирование сократило бы генетическое разнообразие, делая нас более уязвимыми к эпидемиям и т.п.

    На этой планете существует более 5 млрд. людей. Очевидно, клонирование человека будет производиться очень в скромных масштабах из-за предполагаемой стоимости процедуры. Кроме того, большинство женщин все же не захотят быть матерями клонов-близнецов. Пройдёт много десятилетий прежде, чем общее количество клонов людей достигнет хотя бы 1 млн. человек во всем мире. По процентному соотношению, это составило бы микроскопическую часть от общего населения и не оказало бы никакого воздействия на генетическое разнообразие людей. Если же в некотором отдалённом будущем клонирование людей станет широко распространённым, то некоторые ограничения на такую деятельность могли бы быть оправданы. Однако, следует иметь в виду, что даже если был бы создан один клон каждого человека на планете, генетическое разнообразие практически не уменьшится, поскольку у все ещё оставалось бы 5 млрд. генетически различных индивидов.

    • Это может привести к созданию людей-монстров или уродов.

    Клонирование человека - это не то же самое, что и генная инженерия человека. При клонировании ДНК копируется, в результате чего появляется ещё один человек, точный близнец существующего индивида и следовательно - не монстр или урод. Генная же инженерия подразумевала бы модификацию человеческой ДНК, в результате чего может появиться человек, непохожий ни на одного другого, ранее существовавшего. Это предположительно могло бы привести к созданию очень необычных людей, даже монстров. Генная инженерия человека, имея большой позитивный потенциал, действительно очень рискованное предприятие, и должна была бы проводиться только с величайшей осторожностью и под надзором. Клонирование же безопасно и банально по сравнению с генной инженерией.


    • Диктаторы могут употребить клонирование во зло.

    Существует возможность, что беспринципные диктаторы могут попытаться увековечить свою власть, создав свой клон и передав ему власть, когда они умрут. Возможность создания супер солдата. Эти возможности нельзя сбрасывать со счетов. Однако важно понимать, что законы, принятые в США и других демократических странах не могут контролировать поведение диктаторов в тоталитарных странах. Запрет на клонирование людей в США или Европе не остановит клонирование в Ираке. Надлежащее решение было бы - всемирный запрет на диктаторов, но он, разумеется, маловероятно, чтобы осуществился.

    • Миллионеры будут клонировать себя только для того, чтобы получить органы для трансплантации.

    Это одно из самых несуразных из всех заявлений насчёт клонирования. Человеческий клон - это человеческое существо. В свободном обществе невозможно заставить другое человеческое существо отдать один из своих внутренних органов. Также нельзя убить другого человека, чтобы получить один из его органов. Уже существующие законы препятствуют таким злоупотреблениям. Многие законные будущие приложения технологии клонирования оказываются в сферах трансплантации органов, пересадки кожи для жертв пожаров и т.п. В этих случаях не требовалось бы клонирование целого человека, а только применение той же технологии переноса ядра клетки для выращивания новых тканей или органов для медицинских целей.

    • Это равнозначно принятию на себя роли Бога.

    В Библии и в священных текстах других основных религий не содержится очевидного запрета на клонирование человека. Следовательно, религиозная оппозиция клонированию человека не имеет твёрдых оснований. Тем не менее, существует множество людей, которые думают, что клонирование человека "неправильно" по религиозным соображениям.
    Этим людям, конечно, не следует участвовать в клонировании. Религиозным лидерам, которые верят, что клонирование человека - «неправильно», дано право проповедовать свою веру, и убеждать всех, кого они могут убедить. Но они дискредитируют себя, когда предлагают заключать в тюрьму людей, которых они не могут убедить. Иисус никогда не пропагандировал силу, чтобы принуждать людей жить в соответствии с христианскими воззрениями. Навязывание религиозных воззрений с помощью законов - весьма жалкая идея, и нарушение конституции США.

    В отличие от абортов, которые предполагают прекращение жизни плода, клонирование подразумевает создание новой жизни. Следовательно, оппозиция клонированию человека не основывается на устоявшихся моральных принципах. Также можно приводить аргументы, что если Бог не захотел бы, чтобы мы клонировали млекопитающих и людей, он не создал бы доктора Вильмута.
    1. Заключение


    Очевидно, что клонирование человека имеет громадные потенциальные преимущества и несколько возможных отрицательных последствий. Как и со многими научными достижениями прошлого, такими как самолёты и компьютеры, единственная угроза - это угроза нашей собственной узкой умственной самоудовлетворённости. Клоны человека могут сделать большой вклад в области научного прогресса и культурного развития. В определённых случаях, где предвидятся возможные злоупотребления, их можно предотвратить с помощью узконаправленного специализированного законодательства. Следует ожидать его с волнительным нетерпением и поддерживать научные исследования, которые ускорят осуществление клонирования. Исключительные люди находятся среди величайших сокровищ мира. Клонирование человека позволит нам сохранить, а со временем даже восстановить эти сокровища.

    Как было изложено выше, существует два мнения по поводу клонирования: «опасаться дальнейшего клонирования» и «бросить все силы на продолжение проекта». Мы скорее поддерживаем вторую часть мнений. Можно обратиться к истории, когда религиозные убеждения человека запрещали ему обращаться к врачам, а теперь человечество просто не может жить без лекарств и медицины.

    С одной стороны, клонирование потенциально очень привлекательно как с научной, так и с практической точки зрения.

    С другой стороны, пока рассуждения о его пользе человечеству носят больше теоретический характер.

    С третьей, единственный способ узнать, оправдает ли клонирование человека возлагаемые на него надежды - это продолжать исследования в данной области.
    Особую тревогу вызывает коммерциализация клеточной терапии, которая, как это нетрудно понять, толкает некоторых исследователей на необоснованные операции, к созданию дорогих клеточных препаратов с грубым нарушением общепринятых этических норм. Этический комитет РАМН, включающий выдающихся учёных страны, готов регулярно и внимательно рассматривать проекты каждого исследования, посвящённого стволовым клеткам, привлекая, если будет необходимо, к рецензированию независимых специалистов других ведомств и даже стран с последующей передачей соответствующих документов в комиссию при Минздравсоцразвития РФ для окончательного решения.

    Хочется надеяться, что этот переворот в науке принесёт таки человечеству пользу, и, возможно, пройдут года, десятилетия и клонирование будет естественным спутником человечества, так же как сейчас - медицина

    Список используемых источников

    Электронные ресурсы

    1. Научная электронная библиотека «Киберленинка»:
      Клонирование человека за и против. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/klonirovanie-cheloveka-za-i-protiv (дата обращения: 24.02.2018).

    2. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ: Биоэтика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Биоэтика (дата обращения: 24.02.2018).

    3. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ: Стволовые клетки. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стволовые_клетки (дата обращения: 25.02.2018).

    4. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ: Клонирование. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Клонирование (дата обращения: 25.02.2018).

    5. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ: Клонирование человека. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Клонирование_человека (дата обращения: 25.02.2018).


    написать администратору сайта