Главная страница

Реферат по Топонимике Таймыра. реферат. топонимика таймыра. Топонимика таймыра


Скачать 17.86 Kb.
НазваниеТопонимика таймыра
АнкорРеферат по Топонимике Таймыра
Дата25.11.2022
Размер17.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат. топонимика таймыра.docx
ТипЗакон
#812650

ТОПОНИМИКА ТАЙМЫРА

Топонимы, или географические наименования, отраженные в письменных источниках и на картах той или иной территории, могут жить тысячелетиями. При своем образовании они подчиняются законам языка и возникают в силу необходимости назвать разнообразные — как природные, так и создаваемые человеком — географические объекты. Географические имена дают представители этноса, и они отображают природные особенности местности и определенным образом характеризуют поселения. Народная топонимия вырабатывается постепенно, вбирая в себя местные диалектные слова и особенности произношения. При этом образуются такие топонимические системы, мозаичность которых по занимаемому ими региону может не совпадать ни с административными территориями, ни с границами расселения этноса. Топонимический порядок имеет способность впитывать разноязычные топонимы, оставленные теми народами, которые здесь жили ранее. Это позволяет во многих случаях найти следы проживания на определенных территориях тех или иных этносов и пути их передвижения по ним.

Гидронимы являются одним из классов топонимов и обозначают названия водных объектов (рек, озер, морей, заливов, проливов, каналов и т. п.). Наименования водных объектов могут сохраняться в течение многих эпох, и благодаря этому гидронимы имеют высокую лингвоисторическую ценность.

В русской топонимике (и в гидронимике, в частности) есть несколько принципов номинации, т.е. называния. Называние возникает различно, в зависимости от условий, времени и места, где находится та или иная речка, местность, которым необходимо дать свое имя. Применительно к Сибири это называние по фамилиям или именам людей, первыми прошедших по водному пути. Так, именные списки переписной книги 1719–1721 гг. дают возможность объяснить происхождение некоторых названий географических пунктов и зимовий в низовьях Енисея. Бреховские острова, несомненно, получили свое название от семьи Бреховых, имевшей промыслы на этих островах в начале 18го столетия: Насонов остров — от владельца зимовья на острове Василия Насонова; Нифантьевы яры — от Тимофея Яковлевича Нифантьева. В именных списках имеются фамилии Дуракова, Селиванова, Грибанова, Ананьина и другие, знакомые по названиям зимовьев, существовавших и в начале XX в. и носящих фамилии своих первых владельцев.

Второй, довольно функциональный принцип номинации — по физико-географическим особенностям той или иной местности.

В местной топонимике Таймыра хорошо отражены основные черты ландшафта, растительного и животного мира той территории, по которой кочевали нганасаны. Большинство рек, озер, хребтов и урочищ имеют, по крайней мере, два, а иногда и три названия: нганасанское, русское и долганское. Такая ситуация объясняется тем, что в XVII–XVIII вв. на территории Таймыра, которая до этого была занята только нганасанами, появляются русские — предки так называемых затундринских крестьян. С конца XVII в. на Таймыр переселяются группы якутов, и затем в результате взаимной ассимиляции появляются тюркоязычные долганы. Таким образом, в топонимике отразились три слоя названий, соответствующих этим трем этническим элементам. Кроме того, некоторые большие реки здесь имеют названия, объясняемые из тунгусского языка. Они были даны, очевидно, тунгусоязычными предками части нганасан. Это, возможно, самые старые названия на территории таймырских нганасан.

На крайнем севере территории кочевий нганасан находятся горы Бырранга. По-нганасански бырранга означает горы, изрезанные долинами речек, с большими обнаженными камнями и пространствами, покрытыми мхами и лишайниками. Горы Бырранга, по сведениям нганасан, представляют целое скопление хребтов, имеющих свои частные названия, например Хэнка-бырранга (Черные горы), Аныкангоадя (Большие горы) и т.д. Нганасаны называют бырранга горы не только на севере, но и на юге, за р. Хетой, которые видны от устья р. Боганиды в виде синеющей полосы на горизонте.

Река Волчья (по-нганасански Нгулясюда, по-якутски Болчай, от русского Волчья) является правым притоком Горбиты. На лайде р. Волчьей нганасаны проводят осеннюю охоту на диких оленей. По словам нганасан, у этой реки на их стада домашних оленей почти всегда нападают волки, поэтому она и называется Волчьей. Выше Большой Волчьей в Горбиту, тоже справа, впадает небольшая река Малая Волчья. Недалеко от истоков р. Горбиты территория таймырских нганасан включает верховья довольно большой реки Янгоды, притока Пясины. Название ее, очевидно, происходит от эвенкийского слова янг, что значит «безлесное плато, сопка, голец»

В пределах современной территории проживания нганасан на Дудыпте некогда находились поселения затундринских крестьян: Озерное, Рыбное, Лесное, и поэтому здесь преобладает русская топонимика, хотя реки и озера одновременно с русскими имеют и нганасанские названия. Названием р. Дудыпта пользуются русские и долганы. Нганасаны называют эту реку Нямы (Матушка) или Бала (Длинная). Раньше таймырские нганасаны во время своих кочевок пересекали Дудыпту не между Пайтурмой и Лесной, где жили затундринские крестьяне, а выше Лесной, там, где к северу от Дудыпты в ее долине находятся рыбные озера Нанкё (Куруглай), Тамня (Мотуда), Нянту (Эмис-кюель), Денкига (Биэлэй) и др. Приведенные в скобках долганские названия этих озер частью восходят к русским (Круглое, Белое), частью являются чисто якутскими (например, Эмис-кюель, что означает «Жирное озеро») или, очевидно, восходят к собственным именам нганасан, часто стоявших у данного озера (Мотуда). К северу от р. Пайтурмы, между нею и Дудыптой, находится безлесная возвышенность, которую по-русски называют Ушкан-камень (т.е. «Заячьи горы»), по-якутски (точнее по русско-якутски) — Ушкан-таас, а по-нганасански — Нгоодя (Нгуадя), т.е. «Остров», так как она наподобие острова возвышается над тундрой. Притоки Боганиды по большей части тоже имеют несколько названий. Так, речка Исаевская называется по-нганасански Денды-битай (т.е. «Северного сияния речка»); речка Хэли-юрэх (по-якутски «Мамонтовая речка») по-нганасански называется Калади-бигай (значение то же); речка Дьиэлэх (по-якутски «Жилая» от дьиэ — ‘жилье, дом, чум’ и т.д.) по-нганасански называется Мадей-бигай (т.е. «Чумовая речка») и т.д. Название р. Хеты было зафиксировано уже в XVII в., возможно, оно имеет самодийское происхождение. Предков нганасан первое время прямо называли «хетской самоядью». Эвенки и ессейские якуты называют ее Лама. В Енисей, ниже Дудинки, слева впадают реки Большая и Малая Хета. Но что значит слово хетта, нганасаны в середине XX в. не знали. На юго-востоке современной территории таймырских нганасан в Хету впадает р. Ледяная, или по-якутски — Мустаах. Но нганасанского названия эта река еще не имеет, т к., по мнению выше цитированных авторов, она “находится слишком далеко от той территории, на которой последние столетия кочевали нганасаны”.

Самыми древними гидронимами на территории проживания долган являются, по-видимому, прототунгусские, а некоторые — какого-то неопределенного характера (названия ряда больших рек — Хатанга, Дудыпта, Таймыра, Логата, и др.).


написать администратору сайта