Главная страница
Навигация по странице:

  • КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ Возникновение и развития сознания человека. Структура сознания.

  • Бейфорт Психология реферат. Торговотехнологический факультет кафедра педагогики, психологии и социологии


    Скачать 86.16 Kb.
    НазваниеТорговотехнологический факультет кафедра педагогики, психологии и социологии
    Дата17.05.2023
    Размер86.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБейфорт Психология реферат.docx
    ТипРеферат
    #1137909



    Автономная некоммерческая образовательная организация

    высшего образования Центросоюза Российской Федерации

    «Сибирский университет потребительской кооперации»

    ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ




    Возникновение и развития сознания человека.

    Структура сознания.

    Бессознательное.

    Реферат по дисциплине:

    ____________________________Психология_________________________________

    (наименование дисциплины)



    Выполнил студент группы _ЭБз-22у__

    (номер группы)

    _М. В. Бейфорт_____________________

    (И.О. Фамилия) (подпись, дата)

    Направление подготовки ____________________________________

    (шифр и наименование специальности)

    Профиль _________________________________

    Форма обучения ______Очно______________

    Руководитель

    к. пс. н., доцент кафедры педагогики, психологии и социологии

    Т.А. Бирюкова
    ______________

    (подпись)

    _____________

    (оценка)

    ___ ________ 2023 г.
    Новосибирск 2023

    Содержание


    Введение………………………………………………………………………….......3
    1. Понятие и структура сознания…………………………………………………...5
    2. Понятие и структура бессознательного………………………………………...10
    3. Сознание и бессознательное…………………………………………………….14
    4. Сознание и бессознательное в философии фрейдизма…….………………….17
    5. Манипуляция сознанием………………………………………………………...19
    Заключение………………………………………………………………………….26
    Список использованной литературы……………………………………………...28

    Введение

         На  протяжении нескольких миллиардов лет  эволюция совершенствовала живые организмы  Земли. Венцом творения природы стал Человек. Отличительной его особенностью является общественная трудовая деятельность, речь, а также  сознание - как производное от первых двух. Но это нисколько не умаляло значимости биологического в человеке, и отсюда вытекает социально - биологический  дуализм природы человека.

         Поэтому проблемой сознания и бессознательного занимаются многие науки естественного  и гуманитарного циклов. И в  связи с этим сегодняшние понятия  этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, что в некоторых науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы. Однако существует всего  несколько основополагающих наук, а  именно: философия, психология и биология, - придерживаясь которых, можно создать  наиболее общее и относительно полное представление об этой теме.

         Сквозь  всю историю развития философской  и психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как  Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К.Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного. Серьёзно этой проблемой занимался и Д. И. Дубровский, оценивший сознание с позиции всех трёх наук. Поэтому его суждениями будет расширен взгляд на сознание с точки зрения этих наук.

         Известно, что проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

         Принято считать, что существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

         Сознание  далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще и  бессознательное. Нередко именно оно  является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут  существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно  иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут  возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.

         Из  вышесказанного ясно, что актуальность и значимость проблемы сознания и бессознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.

         Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов  человеческой психики, их формирование, проявление, изучение и значение.

     

    1. Понятие  и структура сознания

         Сознание  человека возникло и развивалось  в общественный  период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно,  за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

         Особенно большое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

         Сознание  образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

         На  самом деле слово «сознание» прежде всего можно разделить как со -знание, указывая на значимость каждой части в понимании термина. Т.е. это совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания и развивает себя. Так было во все времена, что подтверждает цитата из древнекитайского трактата «Искусство ума»: «Всё, что человек хочет знать – это то[внешний мир]. Но его средства являются этим [им самим]. Как мы можем понять то? Через совершенство этого». Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Приставка «со-» означает ещё  «совместное», т.к. первой формой сознания было именно общественное сознание, а индивидуальное пришло несколько позже.

         Теперь  обратимся ко второй части слова  – «знание». То есть в основе сознания лежит непрерывный процесс познавания окружающего мира - от простого осматривания вокруг до сложных мыслительных процессов, когда знание извлекается из всего  потока информации с помощью мыслительных процессов - абстракция, индукция, дедукция и др. Если полученные сведения оказались  важными, то необходим дальнейший процесс  их запоминания.

         В ходе вышележащих рассуждений была затронута такая особенность  сознания, как непрерывное отражение  действительности - истинное или превратное. Как любое отражение, оно зависит  от свойств отражающей поверхности, то есть это субъективная действительность. «Мир - это поток информации, которая  имеет множество валентностей», и от того, какую из них выберет  человек при понимании действительности и будет зависеть, насколько субъективной она будет.

            Известно, что сознание, как любое зеркало, отражает окружающую действительность, и собственное «Я» человека в том числе. Здесь речь идет о разновидности сознания – о самосознании. То есть у человека есть отчетливое различение субъекта и объекта - того, что принадлежит «Я» и «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание и самоанализ, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

         Кроме себя человек способен видеть и других, способен отделять свое «Я» от «Ты». Для него эти два понятия неравнозначны, что является одной из черт сознания – бидоминантностью. Бидоминантность выражает ценностную саморегуляцию сознания, внутренний механизм самооценки и выбора. Общественный труд и общение давали как раз ту информацию, по которой и происходил анализ «Я» и окружающих. Также в бидоминантности сознания, анализе «Я» и сравнении его с другими лежит резерв саморазвития личности.

         После анализа себя и окружающей действительности, человек делал выводы, что обуславливало  наличие эмоциональных оценок в  межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология  помогает лучше понять сущность нормального  сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется  расстройством именно в сфере  чувств и отношений: больной ненавидит  мать,  которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких  людях, неадекватно реагирует на происходящее и т.д. Экспрессивность  эмоций в данном случае слишком велика, и этим занимается психиатрия, т.к. это  уже является формой помутнения сознания. Но, тем не менее, то, что сознание придает эмоциональную окраску  действительности, является несомненным  фактом, что каждый на себе испытывал  не раз.

         Из  самосознания, сознания окружающей обстановки функцией сознания является обеспечение  человека целеполагающей деятельностью. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой какие- то цели. При этом складываются и  взвешиваются ее мотивы, принимаются  волевые решения, учитывается ход  выполнения действий, и вносятся в  него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

         Совершенно ясно, что сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях.

    • Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения. Один  из самых распространенных примеров –  обучение математике. Чьё сознание гибче, тот быстрее находит решение.

    • Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа. Часто это называют еще силой воли. Как трудно бывает заставить себя по утрам что-либо делать, так как, не проснувшись, мы не можем полностью «включить» сознание, а, значит, и контролировать себя. 

    • Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может. Это суждение вытекает из первых двух.

    • Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Здесь уже сознание должно действовать в унисон с бессознательным инстинктом сохранения.

         Но  что обеспечивает в человеке все  эти свойства? “Ощущение, мысль, сознание - есть высший продукт особым образом  организованной материи”. Трудно не согласиться с цитатой, но более корректно было бы поставить слово «сознание»  посередине, т.к. сначала ощущения отражаются в сознании, и потом в нем же делаются выводы, анализируется ситуация, активизируются мыслительные процессы – словом, сознание является связующим звеном. И, рассматривая последнюю часть цитаты, можно сказать, что материальным носителем, интегрирующим звеном всех перечисленных процессов является мозг.

          Что же касается исконно философского определения  сознания, то тут можно встретить  самые разнообразные трактовки. Есть такие, как: «Сознание – это форма регуляции взаимодействия индивида и окружающей среды». Есть и более расширенная его форма. Сознание – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

            Но в философии  нет стандартов, поэтому существует и масса других мнений. Например, М.К. Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание как сферу, в которой соотнесено то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал, также существует и «отражение отражения» - подумал, что почувствовал и т.д. И всё это не истинное положение вещей, а лишь отражение внутри этой сферы. Чтобы это стало реальностью, необходим некий сдвиг, который поставит нас перед действительностью. Не в знаках и намеках,  требующих расшифровки и перевода, а непосредственно. Этот сдвиг сознания – мышление. Путём анализа полученной информации мы можем составить мнение о настоящей действительности. Эти процессы практически постоянно происходят в коре головного мозга любого человека, так что в дополнительных примерах эта мысль не нуждается.

         Философы  всегда искали связь сознания с идеальным. Некоторые философы (Д. И. Дубровский, например) чуть ли не приравнивали понятия сознания и идеального. Но наибольший вклад в эту проблему внес Э. В.Ильенков. Сознание он объясняет как одно из проявлений идеального. Само по себе это более широкое понятие, но его характеристики во всем справедливы относительно сознания. Это отношение имеет такую же размерность как в следующей цитате: «Иван есть человек, но не всякий человек есть Иван».

          Другие  философы пытались доказать связь сознания и космического. У многих людей  возникают предчувствия, которые  значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность  в условиях, когда, казалось бы, ничто  о ней не напоминает. Более сложный  пример связан с тем, что человек  часто прислушивается к внутреннему  голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Это всё следует  отнести к влияниям бессознательного, которое тоже связано с космическим, как полагается, посредством биополя.

    Конечно, в любой момент работы сознания в  нем есть нечто осознаваемое и  неосознаваемое. Осознавать сразу все  невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего  внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.

         Таким образом, можно сделать вывод,  что  сознание  –  это  свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания  является  мозг человека, а также его органы чувств. Исходя  из  этого,  еще древнегреческий философ Эпикур утверждал: «В здоровом теле здоровый дух». В настоящее  время это стало своего рода пословицей, но она  права  лишь отчасти,  т.к.  современная наука доказывает, что  более  существенное  воздействие  на  бытие  человека оказывает сознание, нежели тело.

     

    2. Понятие  и структура бессознательного

          Разумеется, сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

         Существует  несколько слов, характеризующих  непричастность сознания к происходящему. Например, над сознательное, подсознательное, пред сознательное – разные приставки в них означают влияние бессознательного на разные стороны жизни. Между этими терминами есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.

            Бессознательное начало так или иначе представлено практически  во всех психических процессах, свойствах  и состояниях человека. Есть бессознательные  ощущения, к которым относятся  ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами,  это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

         Изучение  феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели  самых ранних цивилизаций. Для Платона  признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении  того, что есть в недрах психики  человека. В область бессознательного входят:

    • Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания. Истолкованием снов занимались очень многие люди – от гадалок до психоаналитиков, так как во  снах содержится неискаженная сущность человека, правда, завуалированная различными образами. Психоанализом снов занимался З. Фрейд. В своих книгах он рассматривал практически любые сны как следствие сексуальной дисгармонии. Со столь нетрадиционным подходом, он был не понят при жизни, однако со временем интерес к его трудам стал нарастать, и сегодня его теория является одной из самых известных. Более подробно эта тема рассмотрена в разделе «Основные направления в психологии».

    • Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

    • Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

    • Автоматизмы – достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь.

    • Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.

    • К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Они могут возникать при сильных воздействиях на нервную систему – болезнью, психотропным или галлюциногенным веществом.

    • Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли (обсессии). Это состояние испытывал каждый человек. О таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут в голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.

         Было  бы неверно сказать, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное – это столь  же специфически  человеческое психическое  проявление, как и сознание, оно  детерминировано общественными  условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью  или частично неосознаваемые действия.

         Принято считать, что бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

         Неосознаваемые  побуждения исследовались в ситуациях, так называемых, постгипнотических  состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза  должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников  и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить  столь странный поступок. Попытки  оправдать свое действие тем, что  галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

         Нетрудно  догадаться, что разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и над сознательном в поведении, деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений в изобразительном искусстве и поэзии.

         Каждая  новая историческая эпоха своеобразно  отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий  существования людей меняется их бессознательное. Такая ситуация была при смене религий (крещение Руси, смена язычества на христианство), правящей династии, политики или строя. В таких случаях всё делалось по принципу «Мы старый мир разрушим до основания». После этого начинался период воспитания другого поколения людей с иными культурно – мировоззренческими ценностями. Этот подход характеризуется жестокостью по отношению к людям, варварством по отношению  к культурным ценностям, ведь уничтожались тысячи и миллионы людей, разрушались архитектурные памятники, сжигались библиотеки. Уничтожалось всё то,  что могло нести хоть крупицу над сознательного.

         Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное - это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.

         Оказывается, представление о много слойности психики человека существовало уже в древневосточной философии. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология»), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э. Гартман и И. Ф. Герберт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К. Г. Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности.

         В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических  форм жизни человека - это совокупность психических процессов, состояний  и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется  также для характеристики группового поведения как коллективное бессознательное, руководящее толпой. Особенности  толпы были давно раскрыты и использованы как её слабые стороны.

         Психологию  толпы изучали французские социологи  Лебон, Тард и Тэн. Они выделили такие черты толпы как: Склонность к чувственному, а не аналитическому восприятию;  нетерпимость критики; консервативность; презирание слабой власти, подчинение сильной; подчинение обаянию лица и идеи; одновременное недоверие к избраннику. И чем больше толпа,  тем сильнее у неё выражены эти черты. Личное бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса.

         Все эти качества понемногу, крупинками заложены в каждом из нас, и при  накоплении могут образовывать настоящую  лавину, ждущую своего выстрела. Эта  теория была развита нашим современником А. Авторхановым в труде «Политическая жизнь общества». Использование бессознательности толпы было не раз использовано ораторами последних двух веков, повидавших немало революций, войн и переворотов. Эти методы не устарели и по сей день. Тут уместно вспомнить слова нашего отечественного философа Н. Бердяева: «У меня отвращение к политике… она всегда основана на лжи». Выходит, знанием бессознательности большой толпы, которая заранее предсказуема, можно заменить реальные действия? Далеко ходить не надо, стоит лишь бегло вспомнить историю России последних десятилетий. Выходит, можно.

     

      

    3. Сознание и бессознательное

         В жизни мы часто наблюдаем, как  сознание и бессознательное переплетаются в действиях человека. Они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно–психические явления органически включены в субъективную реальность.

         Есть  даже теория, что бессознательное  связано с космическим с помощью  биополя, которое есть и у людей, и у растений, и  у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

         Однако  если предположить о существовании  вышеуказанной связи сознания и  бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное  время от времени влияет на ход  событий. Интуиция, предчувствие –  другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

         Понимание космической связи основано на множестве  фактов и теоретических разработок, выполненных З. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.

         К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно не осознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира.  В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

    • Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

    • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

    • Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

         Одно  из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит  непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий –  всего, имеющего для человека малую  значимость. Третья группа бессознательных  явлений личностного характера  относится, к разряду представлений  и связана с восприятием, памятью  и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а  сновидения – и вовсе без его контроля.

         Принято считать, что сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

         В 14 параграфе первой главы третьей  книги Топики Аристотель [1), с.143] говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего-то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

         Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого  можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной  из противоположностей.

         Рассмотрим  один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

         Третий  тип бессознательных явлений - те, о которых говорит З. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.  
     
     
     

     

    4. Сознание и бессознательное в философии фрейдизма

         К концу 19 века определились основные концепции  неосознаваемой памяти, вытеснения, роли сексуальности, важности сновидений и  детских воспоминаний. Фактически были открыты все те элементы, которые  затем вошли в теорию З. Фрейда(1856–19З9). Заслуга последнего заключалась в том, что он синтезировал все эти элементы в рамках одной теории. Тем самым все они предстали как нечто единое, целостное, что позволило осмыслить их в новом свете.

         Но  в теории психоанализа З. Фрейда особенное, связанное с лечением больных, выдается за общее. В результате у З. Фрейда сексуальное и ряд с ним связанных факторов становится в центре теории бессознательного. Исходя из особой роли инстинкта самосохранения, З. Фрейд связывает его с инстинктом продолжения рода. Этим он объясняет колоссальную роль в жизни людей сексуального.

         З. Фрейд выдвинул две схемы психики. Одна схема структурно

    психоаналитическая — «Оно-я» и «Сверх-Я» (характерна для познания  конфликтов, стремлений и мотивов). Она имеет значение для понимания поведения личности. Вторая схема — топографическая (сознательное — пред сознательное — бессознательное) — имеет большее значение для понимания движения представлений в психике, перехода с одного уровня на другой.

         Психическое рассматривалось Фрейдом, прежде всего, как сфера всемогущего бессознательного. Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, пред сознательного и сознательного. Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цензуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

         Компоненты  личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются«защитные механизмы»:

    • вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

    • регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

    • сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество ит.д.)

         Что же касается практики психоанализа:

    • Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

    • Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

    • Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

         Существуют  две категории инстинктов:

    • сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

    • противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние(инстинкт смерти – ТАНАТОС)

         Таким образом, недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

     

        

    5. Манипуляция сознанием

         Когда уважающий себя человек слышит о  манипуляции сознанием, он думает, что  его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни люди практически не обращают внимания на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы.

         Какой же вид воздействия на поведение  индивида является манипуляцией? С.Г. Кара-Мурзасчитает, что манипуляцией обозначается то воздействие, которое побуждает индивида сделать  такие поступки, что он оказывается  в проигрыше. Корень слова "манипуляция" –латинское слово (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus – рука и рle– наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

         Г.Шиллер[18), с.5] утверждает, что для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. «Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Еще важный, хотя и не столь очевидный признак, который он выделяет, это то, что к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Но все же, по его мнению, манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

         Рассмотрим  основные приемы манипуляции, выделяемые С. Г. Кара-Мурзойв книге «Манипуляция сознанием»:

    • Язык - самое главное средство подчинения. «Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

         Гитлер  писал в "MeinKamрf": «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова».

    • Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.

    • Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.

    • Музыка.

    • Тишина. Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.

    • Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции.

    • Чувства. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». [14), c.143]

    • Воображение. Ле Бон писал: «Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять». [11), c.132]

    • Внимание. Задача манипулятора - убедить. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание к сообщению. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти. Манипуляторы сознанием поступают подобно фокусникам: они отвлекают внимание от главного объекта.

    • Память. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил или заучил до автоматизма какую-то мысль, метафору, формулу ("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения. Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это – важное условие для возможности подлогов и подмен предмета утверждений.

    • Узнавание. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней.

    • СМИ. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, полеризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.

     

    Заключение

         В истории философии всегда были поиски познания идеально-космического. Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей  не сомневался в том, что природа — это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента проверять прочитанное.

         Следовательно, философы подошли к сознанию с  других позиций, чем психологи, логики, физики. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур.

         Итак, сознание обладает связью с космическим  идеальным посредством бессознательного. А это значит, что есть скрытый источник стимулирования сознания. Он направляет сознание в его деятельности. В этом сознание как бы не свободно, оно подчинено необходимости, которая выступает в историческом обличии. Эту свою несвободу сознание ощущает через признание божественного провидения, историческую закономерность.

         Однако  сознание всегда связано с самопознанием. Это самопознание представляет собой, прежде всего, познание общественных условий своего бытия, своего места в этом бытии. Чувствуя историческую необходимость, сознание пытается проникнуть в его истоки не только на уровне способа производства, но и на уровне космических влияний.

         Это обостряет интерес сознания к  бессознательному, в котором скрыты

    непосредственные  нити связи психики человека с  космосом. Через их познание надеются открыть язык космического и выйти на его уровень. Сознание стремится непросто к отображению реальности в знаниях, но и к осознанию возможностей своей свободы и своего творчества.

         Бесспорно, возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

    Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление – волны разбиваются оскалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон.

         При переходе к живой материи качественно  изменяются и  формы ее движения. Живой материи присущи биологические  формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика  как качественно новая форма  отражения. Биологическая форма движения материи – жизнь – качественно новая ступень развития природы.

     

    Список использованной литературы 

    1. Аристотель  Топика ок. 355-350 г. до н.э.: Сочинения в четырех томах/ М.: Мысль, 2013г – 687с.

    2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Научный труд/ М.: Институт Психотерапии, 2014 г. – 384 с.

    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: Компьютерный диск, 2006

    4. Вундт В. Введение в философию: Научный труд/ М.:Мысль, 2015г. – 354 с.

    5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование: Собрание сочинений/ М.: Педагогика, 2017г. – 400 с.

    6. Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: Научный труд/ М.: Стратегия-Центр, 2017г. – 272 с.

    7. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении: Научный труд/ М.: РОССПЭН, 2017г. – 468с.

    8. Кант И. Первое введение в Критику способности суждения. 1789-1790: Сочинения в шести томах/М.: "Мысль", 2019г – 564 с.

    9. Кара-Мурза С.Г.Манипуляция сознанием: Книга/ М.: Алгоритм, 2020г. – 832с.

    10. Котов Ж.В. О предмете философии у М. Мамардашвили: Материалы международной научно-практической конференции: «Дни науки-2015»/ Днепропетровск: ПГАСиА, 2015г. – с. 22-25

    11. Ле Бон Г. Психология народов и масс: Научный труд/ М.: Академический проект, 2015г. — 238 с.

    12. Лейбниц Г.-В. Монадология. 1710: Сочинения в четырех томах/ М.: Мысль, 2018г.—636 с.

    13. Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке: Научный труд/ М.: Школа «Языки русской культуры», 2017г.– 224 с.

    1. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс/ М.: Академический Проект, 2013 г. – 396 с.

    1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Сочинения  в 2 томах (Т. 2)/ М.: Мысль, 2017г. – 829с.

    2. Спиноза Б. Сочинения: Сборник сочинений/ М.: Наука, 2016г. – 492 с.

    3. Фрейд З. Психология бессознательного: Научный труд/ С-Пб: Питер,2018г. – 400 с.

    4. Шиллер Г.  Манипуляторы сознанием: Научный  труд/ М: Мысль, 2017г. – 326 с.

    5. Юнг К.Г. Архетип и символ: Научный труд/ М.: Гуманитарное Агентство «Академический проект», 2013г. – 244 с.


    написать администратору сайта