тренинг. Тренинг эффективного профессиональнопедагогического общения. Первый цикл
Скачать 24.46 Kb.
|
Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения. Первый цикл Достижение эмоционального благополучия в группе. Вы входите в воображаемую аудиторию: постарайтесь еще за дверью почувствовать бодрость во всем теле. Входите в класс. Поищите удобную позу и место в аудитории, если найденное положение не устраивает вас, перемените его. Не мешает ли вам что- нибудь? Руки— их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по аудитории, поищите удобный темп ходьбы, ритм. Нашли? Идите. А можно ли найти еще лучшее положение именно для вас? Ищите. Вы ходите, сложив руки за спиной, нет, так вам неудобно— на груди; ищите. Удобная поза, наиболее свойственный вам темп движения будут способствовать вашему нормальному самочувствию в аудитории. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и сосредоточенности. Разговаривайте в роли педагога с кем-нибудь из коллег. При этом не теряйте из виду остальных (темы разговора—импровизационно- педагогические). И здесь могут даваться вводные задания. Представьте, что вы—студенты, слушайте команду; встаньте в строй по росту, теперь встаньте в алфавитном порядке по фамилиям, затем—по именам. Теперь посмотрите на цвет волос друг друга. Запомнили? Встаньте по цвету волос: впереди самые темные и т. д. Вы вошли в аудиторию, и ваше внимание рассеялось; соберите его «по кругам» (К. С. Станиславский): сосредоточьтесь на каком-нибудь студенте — это «малый круг» внимания, расширьте круг внимания до «среднего»—группа студентов; после этого можно организовывать «большой круг»—вся аудитория. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Это упражнение выполняется многократно с вводными заданиями. Оно помогает сформировать непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения внимания, сосредоточения в общении. Развитие простейших навыков общения. Войдите в воображаемую аудиторию и поздоровайтесь со студентами; войдите в аудиторию и привлеките к себе внимание без речевого общения—средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к студенту, использовав разные приспособления (просьбу, требование, предупреждение, похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (по-прежнему необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Найдите приспособления в неожиданных ситуациях (вы входите в класс—раздается смех). Управление инициативой (по А. А. Леонтьеву). Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора—поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.) Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут подумайте, с чего бы вы могли начать занятие; начинайте объяснять тему с тем же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его аудитории. Начните импровизационное объяснение нового материала или разговор с аудиторией; имейте в виду, что на последней парте в третьем ряду—озорники; разговаривая с группой студентов, не теряйте их из виду. Техника интонирования. Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т. п.). Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и предлагает участникам закончить его сначала в словах, а затем в действии. Исполните диалог педагогического содержания (материал берется из художественной литературы или составляется самостоятельно) . Определение и уточнение системы общения. Вы входите в аудиторию, в котором у вас вчера был конфликт. Найдите правильную систему общения. А вот какие упражнения предлагает А. А. Леонтьев: «Во время разговора заставьте себя не глядеть в глаза собеседнику (это крайне трудно). Постарайтесь осознать, в какие моменты разговора вам особенно хочется бросить на него взгляд. Вариант: все время глядите в глаза собеседнику и обратите внимание, когда вам особенно хочется отвести взгляд. Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам неприятный и находящийся с вами в натянутых отношениях. Заготовив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым. В каждой группе у преподавателя есть симпатичные и несимпатичные ему студенты. Поставьте себе задачу: во время лекции, семинарского занятия, любого другого общения со студентами вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите вашего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен (задача—он не должен суметь это определить)». Упражнения на педагогически целесообразное переживание. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т. п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию. Развитие семантических движений. Поиск двигательных, мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т. п. Найдите пантомимические и мимические средства для выражения этих требований. Организация процесса общения: ориентирование и выбор объекта, привлечение к себе внимания, зондирование особенностей объекта и его расположенности к общению, собственно вербальное общение, обратная связь. Образная передача информации. Сначала текст читает ведущий, а участники рассказывают об особенностях собственного видения информации. Потом упражнения усложняются: каждому дается отрывок текста и ставится задача прочесть его, вызывая у себя внутренние видения. После выполнения упражнение обсуждается. Можно составить конспект урока (изложение нового материала) и разработать к нему систему образных видений. В эту же группу входят упражнения на подтекст сообщаемого. Сначала они проводятся на материале художественных произведений (проза, поэзия), где участники выявляют подтекст; затем упражнения усложняются, дается задание составлять подтекст к повседневной речи педагога. Сначала предлагается определить подтекст фразы, произносимой ведущим. Участники определяют содержание подтекста и коллективно его обсуждают; затем сами проговаривают фразы педагогического обихода с определенной подтекстовой нагрузкой. Эти упражнения проводятся в двух планах: сначала участники объявляют значение подтекста, а затем произносят фразу, а присутствующим предлагается определить соответствие подтекста. Потом вначале произносится фраза, а всем предлагается определить ее подтекстовую нагрузку. Другой вариант упражнения: участники делятся на пары и дают друг другу упражнения на подтекст, а затем проверяют друг Друга. Упражнения на короткий диалог. Участники делятся на пары, в которых один—преподаватель, другой—студент. Ведущий дает им темы для диалога на пять минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариант—ведущий дает вводное задание, рассчитанное на неподготовленное коммуникативное воздействие преподавателя. Выбор жеста. Даются задания на воспроизведение определенного жеста в конкретной ситуации, а затем—установка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой ситуации и т. п. Все делятся на пары, один ставит другому жесты, затем жест расшифровывается и участники меняются ролями. Упражнение, рекомендуемое М. О. Кнебель, называется «зеркало». Два человека становятся друг против друга. Один «смотрит в зеркало», другой выполняет роль зеркала. «Зеркало» повторяет все движения смотрящегося. Воспроизведения жеста в этюдной ситуации педагогического действия. Вы начинаете объяснять новый материал (в роли студентов — ваши коллеги). Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. Таким образом прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, опрос студентов и т. д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания не менее десяти на каждого, затем меняются ролями. Это задание повторяется на занятиях по другим аспектам. Выстраивание логики предстоящего общения (по А. А. Леонтьеву). Вам предстоит выступить с докладом на методическом совещании или семинаре. Отдайте себе ясный отчет: нуждаетесь ли вы в том, чтобы иметь полный текст? Подробный конспект? Краткий конспект? План? Можете вообще обойтись без бумажки? Если вы ощущаете, что не можете без текста, поступите следующим образом. Прежде чем его написать, изобразите на бумаге ход ваших мыслей (но не последовательность их изложения!) в виде схемы: «Мы знаем... следовательно...» и т. д. Только когда этот логический «скелет» будет начерчен, разверните эту связь мыслей в последовательность высказываний. Перечитайте текст... Все ли смысловые связи сохранились в тексте? Подумайте, нужны ли они все. Может быть, слушатели восстановят их сами. Выделите в тексте высказывания, которые отражают главный ход ваших мыслей, и подчеркните их красным карандашом. Перечитайте только подчеркнутое. Есть ли логическая связь? Теперь подчеркните синим карандашом то, что обосновывает вашу основную мысль (не больше двух-трех «синих» высказываний на одно «красное»). Перечитайте все подчеркнутое (синим и красным вместе!). Есть ли логическая связь? Выпишите «красные» и «синие» высказывания на отдельный лист, подчеркнув «красные» (любым цветом).Припишите в плане те три-четыре вводных высказывания, которыми вы начнете выступление («Вопрос, анализируемый в докладе, почти не разработан.Поэтому...» и т. п.), и те три-четыре, которыми закончите. На этом же листе выпишите цифровые данные, имена, географические названия, вообще то, что трудно для запоминания. А теперь оставьте текст дома и спокойно идите на доклад с этим листом! Если вы можете с самого начала обойтись конспектом, составьте предварительно такую же смысловую схему и так же выделите ход мыслей. Только результатом этой работы будет не конспект, а план (плюс вводные и заключительные слова и трудные для запоминания данные). Если вам с самого начала достаточно плана, вы в этом упражнении не нуждаетесь. В заключение еще два совета: а) если вам предстоит осветить несколько самостоятельных вопросов, обязательно выпишите в конспект (план) «формулы перехода» типа: «Не менее важным нам представляется остановиться на...»; б) все-таки конспект не оставляйте дома: пусть он лежит где-нибудь рядом на кафедре. Он вам не понадобится, но так будет спокойнее». Упражнения первой группы проводятся таким образом, чтобы охватывались различные элементы педагогического общения. Постепенно вводятся синтетические упражнения, в которых взаимодействуют отдельные элементы, отработанные ранее, а также упражнения из второй группы целостного педагогического тренинга. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения. Второй цикл Выявление и решение педагогической задачи: а) Развитие умений выделять в процессе занятия конкретные моменты, требующие вмешательства преподавателя. Например, наблюдая за студентом Н., зафиксируйте все случаи, когда он отвлекался, когда работал наиболее интенсивно. Пронаблюдайте за активностью студентов при объяснении нового материала. Постарайтесь по их внешнему виду определить, как они усвоили новый материал. Все ли студенты работали одинаково активно? Кто был менее активен, на каких этапах занятия? б) Развитие умений оценить свои действия. Какие ваши действия привели к разрешению (не разрешению) педагогической задачи? Проанализируйте свои запланированные и импровизационные действия на занятии, приспособления, использованные при общении. Выделите положительное и спорное в вашей методике педагогического общения. Дайте целостный коммуникативный анализ занятия (стадии общения, система приспособлений, решение неожиданно возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля общения состоянию студенческой группы, опора на коммуникативную атмосферу предыдущего занятия и т. п.). Проследите, всегда ли методика педагогического воздействия соответствует структуре вашего общения с аудиторией. в) Анализ педагогической задачи и действий преподавателя при ее решении. Упражнения могут выглядеть так: чувствовалось ли соответствие педагогической и коммуникативной задач? Чем вы руководствовались в выборе способов воздействия? Можно ли было предотвратить возникшую задачу и как? Существуют ли другие способы решения данной педагогической задачи? Какие? Обоснуйте их. г) Решение педагогических задач с целевыми установками. Участникам предлагаются конкретные педагогические ситуации, ставится цель проанализировать причины их возникновения и ответить на вопрос, как бы они вели себя в аналогичной ситуации. Особое внимание следует обратить на развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в общем виде ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, найти оптимальный вариант решения. Более усложненными упражнениями являются инсценированные педагогические задачи: — сделайте замечание студенту; — поговорите со студентом, не готовым к семинарскому занятию; — сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины; — прокомментируйте какую-либо отметку. Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения. д) Действия педагога в предлагаемых обстоятельствах. Для выбора педагогической ситуации можно использовать ранее указанные педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и художественной литературы, детских и юношеских фильмов. Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогического воздействия, а с другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы со студентами. е) Инсценированные педагогические задачи с вводными. Подобные упражнения способствуют развитию внутренней собранности, решительности, навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности, готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство. Вот возможные типы упражнений: — вызовите студента спокойно; — вызовите студента весело, жизнерадостно; — вызовите студента равнодушно; — вызовите студента доброжелательно; — вызовите студента с юмором; — вызовите студента с иронией и т. п.; — войдите в аудиторию и поговорите с тремя студентами с разными эмоциональными нагрузками. Учитывая, что важнейшим компонентом педагогического мастерства является правильный выбор методик, мы ввели в систему упражнений инсценирование педагогического требования. Возможны такие варианты упражнений: обратитесь к студенту с требованием- просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием- советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием- условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. На занятиях по педагогическому требованию также важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора требования. |