Главная страница

Антидемократические режимы. Тульский институт (филиал) федерального государственного


Скачать 78.77 Kb.
НазваниеТульский институт (филиал) федерального государственного
Дата03.03.2023
Размер78.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнтидемократические режимы.docx
ТипКурсовая
#966690
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.2 Тоталитаризм, его виды 




Тоталитаризм как вид политической системы возник в XX веке. Что касается самого слова, то, как и тоталитарных идей, они появились гораздо раньше.

Тоталитарная идеология пропитана патерналистским духом, покровительственным отношением лидеров, пострадавших от социальной истины, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственная истинная доктрина обязательна для всех. Нацистская Германия даже выпустила специальный закон, предусматривающий единую идеологию, обязательную для всех немцев. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипуляции массовым сознанием. В то же время политическая пропаганда в значительной степени ритуализируется, приобретая некоторые черты религиозного культа9.

Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем над СМИ, крайней нетерпимостью к любому инакомыслию, а также рассмотрением идеологических оппонентов как политических оппонентов. Эта система устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Она отрицает универсальные основы морали, подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.д. подавляются всеми способами. Культивируются стадные чувства: желание не выделяться, быть похожим на всех, уравнивание, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, донос и т.д. В сознании людей интенсивно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайное положение, препятствующее расслаблению и потере бдительности, поддерживаются всеми возможными способами. Все это служит оправданием командным методам управления и репрессий.

Политические черты:

  1. Проникновение во все поры социального организма.

  2. Полная ликвидация гражданского общества.

  3. Жесткая иерархическая политическая система. 

  4. Централизованное политическое движение.

  5. Мощный социальный аппарат принуждения.

  6. Слепая вера и страх.

В то же время тоталитарная политическая система претендует на то, чтобы быть выражением воли народа, воплощением высшей нации или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, в основном формы демократии, которые подразумевают принятие решений без голосования на основе прямой реакции участников собрания и создают видимость народной поддержки, что не позволяет оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие, например, 99,9 - процентное участие в выборах.

Тоталитаризм пытается создать для себя адекватную социальную структуру. Стремясь найти массовую поддержку, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически разделяет всех людей на своих и чужих». В то же время обязательно есть внутренний или внешний враг буржуазии, империализма, евреев и т.д. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Человек попадает в полную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средства к существованию: работу, жилье и т. д.

Человек теряет всякую самостоятельность и права, становится совершенно незащищенным от всемогущей власти и попадает под полный контроль. Предпринимается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются бескорыстная преданность идеологии и лидерам, трудолюбие, скромность в потреблении, готовность идти на любые жертвы ради «общего дела».

Одновременно с разрушением прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется в основном в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социального расслоения и экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный правящий класс - главная опора тоталитарного порядка. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, выравнивая распределение для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство10.

Доминирование идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этизация экономической жизни, социальное ограничение, а в идеале - полная ликвидация частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, методов планирования и управления. Устанавливается монополия государства, которое является монополистом всех важнейших общественных ресурсов и самого человека. В зависимости от идеологии тоталитаризм делится на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (от латинского communis - Всеобщий, универсальный) - это политическая идеология, основанная на идее общей собственности, общества всеобщего равенства и свободы.

Этот тип тоталитаризма наиболее полно отражает особенности режима, т.е. ликвидируется частная собственность и, следовательно, разрушаются любые основы индивидуализма и автономии членов общества. Несомненно, к этому типу можно отнести и СССР. Именно это государство было самым мощным тоталитарным государством в мире.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на государственности средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации рыночных основ. Однопартийная политическая система была создана в СССР уже в 20-е годы. Консолидация партийного аппарата с государством, подчинение партии государству стали одновременно фактом. Советы, формально являвшиеся основными органами диктатуры пролетариата, действовали под его контролем; все государственные решения принимались Политбюро и ЦК ВКП(б) и только после этого оформлялись правительственными постановлениями. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Своего рода «школы коммунизма» (профсоюзы трудящихся, комсомольцы для молодежи, пионерская организация детей и подростков, творческие союзы интеллигенции), они, по сути, играли роль представителей партии в разных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни в стране. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты - понятные, простые - вводились в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат из выступлений лидеров, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: В СССР были построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму будет усиливаться классовая борьба; «те, кто не с нами, против нас»; СССР - оплот прогрессивной общественности во всем мире; «Сталин - это Ленин сегодня». Малейшее отклонение от этих простых истин было наказуемо: «чистки», исключение из партии и репрессии были направлены на сохранение идеологической чистоты граждан. Культ Сталина как лидера общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х годов. По образу мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы получали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими.

Песни, фильмы, книги, стихи, газетные и журнальные публикации вдохновили любовь, трепет и уважение, граничащие со страхом. Вся пирамида тоталитарной власти была заключена на ней, он был ее бесспорным, абсолютным лидером. Репрессия была инструментом, с помощью которого тоталитарное общество имело дело не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, внушало страх и покорность, готовность принести в жертву друзей и родственников11.

Террор также имел экономическое значение: миллионы заключенных работали на стройках первых пяти лет, внося свой вклад в экономическую мощь страны. В обществе царила очень тяжелая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут и то, что они сделали, останется навсегда - в светлое будущее, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость за участие в великом деле, как думали миллионы людей. С другой стороны, там царил страх, чувство собственной незначительности, неуверенность в себе, была подтверждена готовность безоговорочно выполнять приказы, данные кем-то. Считается, что это именно то, что характерно для тоталитаризма, который требует, по словам философа, «восторженное утверждение чего-то, фанатичное определение для чего».

Символом эпохи можно считать Конституцию СССР, принятую в 1936 году. Она гарантировала гражданам полный спектр демократических прав и свобод. Другое дело, что большинство из них были лишены своих граждан. Для СССР было характерно саксоциалистическое положение рабочих и крестьян. В Конституции отмечалось, что в основном строился социализм, устанавливалась социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР были признаны Советы рабочих депутатов, роль ведущего ядра общества была отведена ВКП(б). Принцип разделения властей отсутствовал.

Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистическая система имеет и гуманные политические цели. Например, в СССР резко повысился уровень образования населения, стала доступной его доля в научных и культурных достижениях, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космос, военная промышленность и т.д. Кроме того, в течение десятилетий система практически не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - обобщенное название ультраправых политических движений, идеологий и соответствующей им формы диктаторского правления, для которых характерны национализм, культ личности, милитаризм и тоталитаризм.

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы буржуазной диктатуры. Еще до общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам управления. После Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии стал почти универсальным. Именно в первые послевоенные годы возникает такой принципиально новый политический феномен, как фашизм, который был совершенно неизвестен капитализму в предыдущую эпоху12.

Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже побежденную диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. Из этого семени впоследствии развилась главная отличительная черта фашизма - воинствующий антикоммунизм, подпитываемый самой необузданной социальной и националистической демагогией. При всем многообразии и сложности классовой структуры фашистского движения его антипролетарский характер имеет решающее значение.

Фашизм - это прямая реакция всего антипролетарского фронта на надвигающуюся социалистическую революцию в условиях распада или кризиса буржуазного государства, рассеяния правящего класса, социальной истерии во всех слоях общества. Фашизм по своей социальной природе является ничем иным, как превентивной контрреволюцией, целью которой является не только предотвращение надвигающейся социалистической революции, но и вывод масс из борьбы за социализм под псевдо-социалистическими и шовинистическими лозунгами. Установление фашизма представляет собой радикальный переворот, ведущий к полному и окончательному разрушению буржуазной демократии самой буржуазией, так как социальная основа ее диктатуры распалась.

Истеблишмент фашизма не меняет классовой сущности государственной власти, не изменяет характера социально-экономической системы. При установлении фашизма к власти приходит наиболее реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Являясь рождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм открыто представляет собой террористическую диктатуру самых реакционных и шовинистических элементов финансового капитала.

Социальная основа фашистских движений - это, прежде всего, мелкая буржуазия. К ней примыкают различные рассекреченные элементы, а также значительная часть безработных. В действительности же мелкая буржуазия в силу двойственной природы своей политической психологии и положения в системе социального производства не может самостоятельно осуществлять государственную власть. На самом деле власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм не устанавливается сразу. Перед сменой политического режима буржуазия проводит ряд подготовительных мероприятий13.

Фашизм политического режима обычно осуществляется по следующим основным направлениям: открытое нарушение и ущемление буржуазно-демократических прав и свобод; преследование и запрещение коммунистических и трудовых партий, а также прогрессивных профсоюзов и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; милитаризация государственного аппарата; снижение роли центральных и местных представительных институтов; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; слияние партий и профсоюзов с государственным аппаратом; объединение ранее разделенных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; появление различных правых экстремистских движений («Национальный фронт во Франции», Итальянское общественное движение и др.»).д. ).

Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборы, местное самоуправление, гарантии прав личности, верховенство закона. Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой яростной социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги и жонглирует тем или иным видом «национал-социализма». Фашизм теоретически «оправдывает» отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций.

Корпоратизм провозглашает «кооперацию труда и капитала», в которой предприниматель уже не эксплуататор, а «капитан промышленности», менеджер, выполняющий существенную социальную функцию. Корпорации должны сотрудничать друг с другом и иметь определенную субординацию. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, выполняет свою «социальную функцию». Корпоративные теории проповедуют единство и монолитность нации. В условиях фашистского «морально-политического единства» кастовая система возрождается на империалистической основе, где все граждане распределяются по корпорациям, подчиненным фашистскому государству, а классовая борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.

Фашистская партия стала неотъемлемой частью государственного аппарата. Были отменены партийные съезды, а также все формы партийного «самоуправления». Большой совет фашистской партии состоял из чиновников, занимавших должности и по назначению. Председатель совета был главой правительства. Совет отвечал за конституционные вопросы, обсуждал важнейшие законопроекты, производил назначения на ответственные должности.

В настоящее время фашизм в своей «классической» форме нигде не существует. Однако различные тиранические режимы, при которых полностью разрушаются все институты буржуазной демократии, достаточно распространены. «Там, где традиционные формы репрессий против рабочих не работают, империализм насаждает и поддерживает тиранические режимы для прямого военного возмездия прогрессивным силам.

National - Socialism (нацизм) - германская версия фашизма, основанная на теории превосходства биологически «избранной» расы, а также подобных течений, возникших на германском примере в других странах.

Национал-социализм - это форма социального порядка, связывающая социализм с крайним национализмом и расизмом, а также название идеологии, оправдывающей этот вид социального порядка. Основным примером такой идеологии является Третий Рейх, где национал-социализм был официальной идеологией, сочетающей в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма и антисемитизма. Национал-социализм провозгласил своей целью создание и становление расово чистого арийского государства на достаточно большой территории со всем необходимым для благополучного существования в течение бесконечно долгого времени («тысячелетний Рейх»)14.

Национал-социализм - это своего рода тоталитаризм. Национал-социализм как идеология сочетал в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма, антисемитизма и тоталитаризма.

Гитлер объяснил свое понимание связи между социализмом и национализмом следующим образом:

Социализм - это доктрина о том, как заботиться об общем благе. Коммунизм - это не социализм. Марксизм - это не социализм. Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. Я вырву социализм из рук социалистов.

Социализм - древняя арийская, немецкая традиция. Наши предки использовали некоторые земли вместе. Они развили идею общего блага. Марксизм не имеет права маскироваться под социализм. В отличие от марксизма, социализм не отрицает частную собственность и человеческую индивидуальность. В отличие от марксизма, социализм патриотичен.

Идеи национал-социализма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». Среди прочего:

  1. Расизм. Идеализация скандинавской расы, антисемитизм, «расовая гигиена»;

  2. Милитаризм - это стремление решать внешнеполитические проблемы военными средствами;

  3. Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, отказ от парламентской демократии.

24 февраля 1920 года Гитлер, «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале Хофбройхауса первое из многих крупных общественных мероприятий нацистской партии. В ходе своей речи он провозгласил двадцать пять пунктов, сделанных им, Дрекслером и Федерацией, которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов объединили в себе пан-венгерство, требования отмены Версальского договора, антисемитизм, требования социалистических перемен и сильного центрального правительства.

На выборах в Рейхстаг 5марта 1933 года представители Национал-социалистической рабочей партии Германии вместе с расформированной 27 июня 1933 года Национал-социалистической народной партией получили большинство (52%) голосов. При этом сторонники Гитлера повсеместно получили больше голосов, чем любая другая партия. Максимальный процент голосов, отданных за коммунистов, был в Берлине, где голоса за них и за сторонников Гитлера были поделены поровну. Только в Германии за НСДАП проголосовали 43,9% населения. 

В немецкой исторической литературе эпоху Третьего рейха называют временем «восхищения и террора». Лозунг «Один народ, одно государство, один лидер» очень эффективно использовался в то время для объединения нации.

Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (прежде всего Франции) и «Коминтерна», в довоенной Германии была организована служба демографической информации, которая находилась под постоянным жестким партийным контролем. С этой целью 13марта 1933 года было создано Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с талантливым пропагандистом доктором Геббельсом.

Существовала строгая цензура, а идеологически вредные книги были публично уничтожены. 7мая 1933 г. был опубликован список печатных работ «антигерманского» содержания. Их предлагалось изымать из продажи и библиотек. В начале мая состоялось публичное сжигание такой литературы.

Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году NSDAP (25-пунктнаяпрограмма), ядром которой стали следующие требования:

  1. Устранение последствий, диктуемых Версалем;

  2. Приобретение жизненного пространства для растущего немецкого народа и немецкоязычного населения;

  3. восстановление власти Германии путем объединения всех немцев под единым государственным управлением и подготовки к войне (с категорическим исключением возможности войны на двух фронтах);

  4. Очистка территории Германии от засорения инопланетян, в первую очередь евреев;

  5. Освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и полная поддержка малого и ремесленного производства, творчества людей свободных профессий;

  6. Сильная оппозиция коммунистической идеологии;

  7. Улучшение условий жизни, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физической культуры и спорта15.

Выступая 3февраля 1933 года перед представителями вермахта, Гитлер сказал следующее: «...важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической власти, для чего необходимо мобилизовать все имеющиеся у государства ресурсы».

Внутри штата: Полный отказ от прежней внутренней политики. Нетерпимость любых попыток отвлечься от этой задачи (в том числе отказ от пацифизма). Те, кто не подчиняется этому, должны быть вынуждены подчиниться. Искоренение марксизма в его корне. Убежденность молодежи и народа в целом в том, что нас можно спасти только борьбой, и что нет возврата в прошлое. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечения миллионов людей к национал-социализму). Воспитание молодежи в духе войны любыми средствами. Введение смертной казни в отношении всех предателей народа и государства. Строгое авторитарное управление страной. Ликвидация любых метастазов демократии.

За пределами штата: Противостояние диктата Версаля. Завоевание равных прав на основе Женевских конвенций, которые будут бесполезны, если народ не будет обладать волей к борьбе. Забота о союзниках.

На ферме: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, так как покупательная способность в мировой экономике ограничена и наблюдается перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Единственный выход из этой ситуации с безработицей - политика освоения новых территорий. Однако это длительный процесс, и в ближайшем будущем нельзя ожидать быстрых результатов, так как жизненное пространство немецкого народа слишком мало.

Возрождение вермахта. Это самая важная предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщего воинского долга. В то же время органы государственной власти должны быть бдительными, чтобы армия не пострадала от пацифизма, коммунизма или большевизма, или, по крайней мере, эти идеи никак не повлияли на выполнение воинского долга.

Однако этот режим, как и другие тоталитарные режимы, был недолговечным. Из-за его агрессивной внешней политики и аморальности самой сути режима. Такой режим оказал огромное влияние на весь мировой процесс. Он, казалось, довел до последней черты все, что пережило человечество. Цивилизация была потрясена происходящим ужасом. Огромное количество жертв после Второй мировой войны, уродство режима, его зло. Все это поставило мир перед выбором: уничтожить друг друга или искать мира.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта