Главная страница

Творческий проект


Скачать 488 Kb.
НазваниеТворческий проект
Дата03.08.2022
Размер488 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаproekt_yurosh_2014.doc
ТипДокументы
#639901

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Творческий проект



Икона «Великомученица

Ирина Македонская»
(вышивка бисером)

Выполнила:

ученица 9 класса

Винакурова Анастасия
Руководитель

Соболева Нина Семеновна


2018 г.

Содержание



  1. Постановка задач и обоснование темы творческого проекта……………...3

  2. Актуальность, социальная значимость и востребованность; наличие предпроектного исследования ………………………………………………3

  3. Историческая справка……………………………………………………….4

  4. Теоретические сведения……………………………………………………...6

  5. Основные параметры и ограничения ……………………………………..7

  6. Банк идей …………………………………………………………………….8

  7. Выбор и описание базового варианта …………………………………….9

  8. Дизайн – спецификация…………………………………………………......10

  9. Инструменты и материалы………………………………………………….11

  10. Правила безопасности во время работы ……………………………......11

  11. Санитарно – гигиенические требования……………………………........12

  12. Технология изготовления……………………………………………........12

  13. Экологическое обоснование……………………………………………….13

  14. Экономическое обоснование………………………………………….......14

  15. Реклама …………………………………………………………………….15

  16. Самооценка…………………………………………………………………15

  17. Словарь терминов…………………………………………………………15

  18. Список литературы и других источников……………………………….16

  19. Приложение ………………………………………………………………..17



  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.


Скоро приближается великий праздник – светлое Христово Воскресение. Праздником праздников называют на Руси Пасху, отмечаемую с огромным благоговением, торжеством и радостью. По традиции в знак уважения и почитания, являясь в гости, нужно было преподнести хозяевам какой-либо подарок.

На Пасху я собираюсь в гости к своей двоюродной сестре, которая живет в другом городе, поэтому я хочу преподнести ей к празднику памятный подарок. Конечно, сейчас можно купить в магазине или на рынке подарок на любой вкус, но я думаю, что ничего не может быть прекрасней подарка, сделанного своими руками! Ведь такой подарок несет в себе частичку душевного тепла и радости!

Я уже 2 года вышиваю бисером, этот вид рукоделия мне очень нравится. Поэтому я решила подарить сестре изделие, выполненное в технике вышивки бисером.
2. Актуальность, социальная значимость и востребованность; наличие предпроектного исследования
Я думаю, что тема моего творческого проекта важна. Выбор подарка – дело непростое. Ведь ценность подарка не в его стоимости, а в том, насколько он приятен человеку и полезен. В настоящее время в магазинах огромное разнообразие подарков на все случаи жизни, но по нашим русским традициям самым «дорогим» всегда был подарок, созданный своими руками. На Руси девочки с ранних лет учились разным видам рукоделия, поэтому они преподносили в качестве подарков вышитые рушники, картины, расшитые бисером сумочки, кошельки, плетеные пояса, и другие предметы. Каждый из подарков был произведением искусства и говорил о мастерстве рукодельницы. Я надеюсь, что картина, вышитая бисером, которую я хочу выполнить для сестры, станет именно таким подарком. Считаю, что возрождение традиционных русских видов рукоделия, одним из которых является вышивка бисером, помогает сохранить историю и традиции нашего народа. Бисерное рукоделие развивает терпение, внимательность, фантазию и творчество. Такие качества очень пригодятся в современной жизни.

Прежде чем приступить к изготовлению картины я поставила для себя следующие задачи:

  1. Ознакомиться с историей бисерного рукоделия на Руси.

  2. Изучить технологию вышивки бисером.

  3. Ответственно подойти к выбору картины для подарка и качественно выполнить изделие.



3. История и современность.
Бисер – это мир, в котором сплетаются самые разнообразные грани человеческого дарования – мастерство стеклодела, умение вышивальщика, фантазия художника. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Издревле люди стремились украсить себя, свою одежду, предметы быта. Сначала они использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. на смену примитивным украшениям пришли стеклодельные бусы разных форм и размеров. Бусы голубого стекла находили в гробницах древних египтян, которые первыми научились изготовлять бисер. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы. Благодаря совершенствованию технологии изготовления стекла, бусы становились все мельче и мельче. И вот, наконец, появился бисер, которым украшали одежды фараонов и древнеегипетских принцесс.

На Руси производство бисера существовало еще в домонгольский период. Это подтверждают археологические находки стеклянных бус (их найдено около 26 тысяч на территории Древней Руси). Собственное производство стеклянных бус началось в начале 11 века, достигло своего расцвета к середине 13 века. Центрами производства были Новгород, Друцк, Москва, Гнездов и т. д. Бусы русского производства отличались от привозных техникой изготовления (использовалась техника накрутки и навивки), составом и цветом стекла. Красивый и прочный материал можно было увидеть в деревенских избах, дворцовых залах, помещичьих усадьбах.

Он с успехом использовался для отделки народных костюмов и предметов культового назначения, при оформлении интерьеров. Так, по свидетельству известно русского историка И.Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля "стены намазывали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом". В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и грунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. Привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Из–за высокой цены бисером украшали в основном предметы культового обихода. С XVII века предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 годах началось строительство стекольного завода. В 1670 году в Москву прибыли венецианские мастера, но наладить постоянное производство бисера не удалось.

В 1724 году группа молодых людей направляется за границу для обучения бисерному делу, а в 1752 М. В. Ломоносов получает разрешение на устройство завода по изготовлению бисера и стекляруса на основе созданных им самим оригинальных технологий и рецептов. В пятидесятых годах на своей фабрике, построенной в деревне Усть-Рудица, М. В. Ломоносов получил первую стеклянную продукцию. Некоторые виды бисера и стекляруса ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 году, фабрика закрылась.

М ежду тем ко второй половине XVIII в. бисер в России входит в моду и широко применяется в вышивках и украшениях. Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России в XVIII начале XX веков называли «борода», «ожерелок», «подшейник». Его используют в украшении помещичьих усадеб и монастырей, в домашнем рукоделии: вышивают панно, подушки, гобелены, картины, сумочки и кошельки, оплетают чернильницы и шкатулки, выполняют оклады святых образов. Мастерицы в зависимости от характера расшивания использовали несколько техник плетения. Основными для этого периода времени становятся низание и шитьё «в прикреп». Достаточно распространённым в XVIII веке было и «шитьё по бели». Узор выводился «белью» – специально приготовленным для этого хлопчатобумажным или льняным шнуром белого цвета, на который накладывали низку бисера, прихватывая её через 2-3 бисерины рабочей нитью. Такое шитьё называли ещё «саженьем». До наших дней в музеях России сохранилось всего не больше 40 изделий XVIII века, выполненных бисером и стеклярусом. Одним из известнейших произведений является Стеклярусная комната в Китайском дворце в Ораниенбауме – современном городке Ломоносов, находящемся в пригороде Санкт-Петербурга. Стены комнаты почти от самого пола до потолка украшены двенадцатью панно из стекляруса.

Бисерная вышивка на Руси берет свое начало с жемчужных работ. Она была наиболее распространённым видом работ из бисера. Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. В конце XIX в. в России, наряду с привозным, использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях. Бисерным рукоделием были увлечены все, от мала до велика, от крестьянской избы до барского дома. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. В XX в. бисер постепенно исчезает из обихода. Однако к бисеру как отделке обращаются модельеры женских туалетов. Он встречается в изысканных дамских платьях в стиле модерн 1910-1920 гг. После огромного перерыва, в 1970-х годах бисероплетение возрождается.

В наши дни бисерное искусство развивается, скорее всего, в двух направлениях. В основе первого – традиционные украшения (цепочки, колье и т.п.), а в основе второго – стремление искать новые небывалые варианты отделки тех же туалетных принадлежностей, сумочек, подсвечников и т. д.

Очень модно сегодня использовать бисер, бусины и стеклярус для украшения одежды. Не остались равнодушными к этому ценному материалу и многие модельеры. Как и несколько веков назад, роскошные одежды сегодня покрывают бисерной вышивкой, украшают платья многочисленными подвесками так, что они становятся похожи на водопады или языки пламени и производят неизгладимое впечатление. Некоторые модельеры создают из бисера целые детали одежд, например части жакетов и брюк. Необыкновенно красиво смотрятся украшенные бисером пояса и воротники, сумочки; изящными, невесомыми и сказочными выглядят шляпки, перчатки, обувь. Бахромой из бисера и стекляруса покрывают даже купальники, а сверкающие ожерелья, бусы, браслеты придают образу особый шарм.

4. Теоретические сведения.
Нити для вышивки подбираются в цвет основы. Тонкие и капроновые нити лучше предварительно навощить. Закрепляя нить на ткани, надо избегать грубых узелков. Закреплять нить лучше на лицевой стороне ткани, сделав два-три мелких поперечных стежка в одном месте, которое будет закрыто бисеринами. Для вышивки не нужно брать длинную нить, такая нить больше путается и при прохождении через бисеринки, а тем более стеклярус или «рубку» становится сеченой и менее прочной. Оптимальная длина нити – один - полтора метра, и только при определенной практике можно брать нить до двух метров длиной. Перед началом работы необходимо проверить, не смоется ли краска, не сойдет ли перламутр с бусинок, не расплавятся ли бусинки во время стирки, отпаривания или глажения, если возникнет необходимость в таких операциях с тканью. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани.

Ткань для изделия нужно выбирать такую, чтобы она сильно не сминалась, не была маркой, не требовала частой стирки и утюжки. Вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок.

Существуют несколько приемов вышивки бисером: шитье «в прокол» (швами «вперед иголку», «за иголку»), шитье «вприкреп», шитье по счету. Последний прием используется при выполнении узоров для вышивания крестом, где каждая бисеринка соответствует кресту на узоре.

П ри вышивке по готовой схеме работу обычно начинают с левой верхней клетки рисунка. Закрепляют в ней рабочую нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисерина. Нанизывая бисер, иглу держат в правой руке, а работу - в левой, и не бисер нанизывают на иглу, а иглой поддевают бисер, придерживая и отсчитывая его указательным пальцем. Выводят нитку с иголкой на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы (1). Набирают бисерину и проходят в верхний правый угол той же клетки (2). Для первой бисеринки повторяют эту операцию два раза. Делают стежок вниз по изнаночной стороне вышивки и выводят нитку на лицевую сторону из нижнего угла следующей клетки (3).Набирают бисерину и проходят в верхний правый угол той же клетки (4). Аналогично пришивают бисеринки всего первого ряда.


5. Выявление основных параметров и ограничений.
Работа, которую я хочу выполнить в подарок сестре, имеет следующие параметры и ограничения:

  • размер работы не должен быть очень большим, так как это потребует большого количества бисера;

  • должна соответствовать теме праздника Пасхи;

  • вышивка должна соответствовать выбранной схеме рисунка;

  • необходимо подобрать качественный круглый бисер, чтобы он ровно ложился на канву;

  • цвета бисера должны гармонично сочетаться;

  • работа должна быть выполнена качественно и аккуратно;

  • иметь выгодную себестоимость.

6.Банк идей и предложений.
Вариант № 1





Картина « С праздником Святой Пасхи» размером 70х90 клеток

(18 х 25 см), выполнена вышивкой бисером на канве с размером клетки 2х2 нити ткани. Изделие выполнено с использованием капроновой нити.


Вариант № 2




Икона

«Великомученица Ирина Македонская», выполнена вышивкой бисером, на канве с размером клетки 2х2 нити ткани. Размер - 120 х 80 клеток (24 х 16 см) Изделие выполнено с использованием капроновой нити.



Вариант № 3



Картина «Христос Воскрес» размером 130 х165 клеток (26 х 34см) выполнена вышивкой бисером, на канве с размером клетки 2х2 нити ткани. Изделие выполнено с использованием капроновой нити.



Оценив все предложенные варианты, я выбрала для подарка сестре икону «Великомученица Ирина Македонская», потому что на ней лик ангела моей сестры. Я понимаю, что это очень ответственное решение, ведь вышивка иконы требует большого усердия, терпения и станет испытанием моих способностей в канун великого праздника Пасхи. Я думаю, что эта икона станет самым желанным и памятным подарком для сестры.
7. Выбор и описание базового варианта.



Икона Великомученицы Ирины Македонской, выполняется на полотне с клеткой 2х2 нити ткани. Размер работы - 18х25 см. Икона выполняется круглым прозрачным бисером швом «полукрест». Для крепления бисера используется армированная вощеная нить. Основные цвета бисера: желтый, золотой, бежевый, сиреневый разных оттенков, красный, бордо, голубой, зеленый, белый, золотой.

8. Дизайн-спецификация


9. Инструменты и приспособления

Для вышивания бисером необходимы очень несложные инструменты:

  • игла для вышивания бисером;

  • наперсток;

  • маленькие ножницы с загнутыми концами;

  • пяльцы для запяливания канвы;

  • линейка;

  • ручная игла для стягивания канвы при закреплении канвы на картоне;

  • тарелочки для бисера.


10. Материалы
Чтобы вышить икону, мне нужна схема. Я нашла несколько схем вышивки иконы Великомученицы Ирины в интернете, но вышивать икону по бумажной схеме непросто. Тогда я посетила магазин рукоделия и купила схему иконы, уже нанесенную на канву.

Для изготовления вышивки я подобрала следующие материалы:

  • бисер круглый следующих цветов: желтый, золотой, бежевый, сиреневый разных оттенков, красный, бордо, голубой, зеленый, белый, золотой.

  • белая канва с нанесенной схемой рисунка с размером клетки 2х2 нити;

  • капроновая нить для вышивки бисером;

  • бумажный скотч;

  • Воск для вощения нити.

  • кусок светлой ворсистой ткани, на которую высыпают бисер, чтобы он не раскатывался.

Для отделки:

  • пластмассовая рамка по размеру вышивки;

  • капроновые нитки белого цвета для натягивания канвы на картон.


11. Правила безопасности во время работы

При выполнении вышивки:


1. Иглы, наперсток, надо хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой.

2. Если игла временно не нужна, например, при подготовке нитки, ее следует вколоть в игольницу.

3. Нельзя пользоваться ржавой иглой. Такая игла плохо прокалывает ткань, оставляет на ней следы ржавчины и может легко сломаться.

4. Во время работы ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями.

12. Санитарно – гигиенические требования
1. До начала работы необходимо вымыть руки. Если брать иглу потными руками, то она будет плохо прокалывать ткань, проскальзывать. От влажных рук на вышиваемом изделии могут остаться следы.

2. Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов и, кроме того, натянутой ниткой можно поранить губы.

3. Свет должен падать спереди или слева, чтобы не создавать тень. Лучше работать при дневном освещении, меньше устают глаза.

4. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 30 минут, так как при долгом занятии вышивкой утомляются глаза, устают пальцы.
13. Технология изготовления.




п\п

Последовательность выполнения работы

Техника вышивки

Инструменты, приспособления, материалы

1.

Подобрать канву с рисунком для вышивки изделия.




Канва с нанесенным рисунком.



2.

Подобрать бисер по размеру и цветовой гамме.




Бисер, тарелочки для бисера.

3.

Оклеить края канвы бумажным скотчем.








Канва с рисунком, скотч, ножницы.

4.

Запялить канву в пяльцы







Пяльцы, канва

5.

Выполнить вышивку, начиная с верхнего ряда слева направо

Ш ов «полукрест»

Канва, бисерная игла, ножницы, бисер, линейка, нить, воск.

6.

Закрепить вышивку в рамке.

А) снять бумажный скотч с канвы;

Б) Вынуть картонный прямоугольник из рамки и натянуть на него вышитую канву, стягивая противоположные края канвы нитками.

В) Закрепить вышивку в рамке.




Вышитая икона, картон, нитки, ручная игла, ножницы, рамка.


14. Экологическое обоснование.
Изготовление и использование моего изделия является экологически безопасным. Бисер – это экологически чистый материал, канва, изготовлена из натуральных хлопчатобумажных волокон, которые тоже экологически чистые. Пластмассовая рамка и капроновая нить - это химические материалы, но они не токсичны. Утилизация изделия по окончании срока службы не создает экологических проблем. Бисер очень долговечный материал и может многократно использоваться повторно для изготовления картин, плетения украшений, отделки одежды. Канва и рамка могут утилизироваться как бытовой отход. Таким образом, использование традиционных материалов для изготовления проектного изделия является экологически целесообразным.

15. Экономическое обоснование

По окончании работы я подсчитала себестоимость своего изделия

По формуле: С1 + С2 + Ао, где Ао - это амортизация оборудования.



Затраты

Себестоимость за единицу (руб.)

Количество

Общая стоимость (руб.)

Стоимость материалов (С1)

Бисер

10 за 1 пакетик

12 шт.

120

Канва с рисунком




1 шт.

150

Рамка




1 шт.

130

Армированная нить

Была в запасе

0

Воск

Был в запасе

0

Ворсистая ткань

Использованы остатки от швейного изделия.

0

Бумажный скотч

Был в запасе

0

Всего:







400

Стоимость оборудования – (Со)

Игла для бисера

6

2шт.

12

Ножницы маленькие

Были в запасе




Пяльцы

25

1 шт.

25

Линейка

4

1 шт.

4

Игла ручная

2

1 шт.

2

Наперсток

Был в запасе

0

Всего:







43

Итого:







443



Стоимость коммунальных услуг я не учитывала, потому что вышивала в основном при дневном свете, а расходы на воду и отопление очень малы. Амортизация оборудования очень мала и равна Ао = 43х0,05%= 0,02 руб. Тогда общая себестоимость вышитой иконы составила 400 рублей 02 коп. Это намного выгоднее, чем купить подобную икону.

16. Реклама



17. Самооценка.
Я считаю, что справилась с работой! Мое изделие соответствует задуманному варианту. Икона получилась красивой, нарядной, выразительной, похожей на оригинал. Конечно, в моей работе есть некоторые недостатки, но качество приходит с опытом, и при выполнении следующих работ я постараюсь не допустить ошибок. Надеюсь, что икона «Великомученица Ирина Македонская» станет приятным подарком для моей сестры к празднику Пасхи и будет оберегать ее в трудную минуту.

18. Словарь терминов.



  1. Полукрест – это один диагональный стежок креста.

  2. Бисер - Бисер (от араб. бусра, множественное число бусер — стеклярус), мелкие круглые или многогранные бусинки из прозрачного или цветного стекла (реже из металла) с отверстиями для низания.

  3. Вощить – натирать или пропитывать нитку воском.

19. Литература.

1. Еременко Т.И. Рукоделие: - 3-е изд., - М.: Легпромбытиздат, 1992.-160 с.

2. Крайнева И.Н. Мир бисера., 1998.

3. Кирякина С. Бисер и изделия из него, 1993.

4. http://busina.ru

5. http://www.rukodelov.ru

6. http://chudobiser.narod.ru/history.html

20. Приложение






написать администратору сайта