«Творческое рассказывание».. литература. Творческое рассказывание
Скачать 51.32 Kb.
|
Министерство образования Ставропольского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Светлоградский педагогический колледж» Контрольная работа по дисциплине Литература на тему: «Творческое рассказывание».Выполнила:студентка 3 курсазаочной формы обученияспециальность 44.02.01 ДошкольноеобразованиеОмельченко Ольга ВикторовнаПроверила:Карагачева О.В.Светлоград, 2021 годОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………….3 1. Психолого-педагогические основы развития речи ……………………..5 2. Особенности развития монологической речи детей 5-го года жизни…10 3. Вопросы методики обучения творческому рассказыванию...................19 4. Влияние обучения на формирование элементов творческого рассказывания...............................................................................................25 Литература ……………………………………………………………………29 Введение Проблема совершенствования содержания и методов обучения дошкольников важнейшая в современной дидактике. Успешное ее решение позволит обеспечить более высокий уровень подготовки детей к школе. Одна иззадач дошкольного воспитания -развитие мышления и речи. Этой цели главным образом служит, обучение детей различным видам рассказывания и прежде всего творческому, способствующему формированию различных сторон личности ребенка. Современная методика обучения детей творческому рассказыванию основывается на результатах исследований психологов, лингвистов, педагогов:Л.С.Выготского, Л.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, С.Л. Рубинштейна, В.В.Виноградова, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А.Флериной, Л.В.Ворошниной и других. По их мнению рассказывание - это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Творческое рассказывание - это деятельность воображения, направленная на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочинениях, в результате которого, является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом логически построенным и облаченным в словесную форму, соответствующую содержанию. Творческое рассказывание форма монологической речи. Оно приближает ребенка к тому уровню развития монологической речи, который потребуется для пересказа и школьного обучения: предлагает высокий уровень мышления, воображения; у детей совершенствуются все стороны речи (лексическая, грамматическая, фонетическая); является эффективным средством умственного воспитания, нравственного, эстетического; большое значение имеет для развития творческих способностей в других видах деятельности; влияет на развитие общих способностей, здесь важен не только результат, но и процесс, который воспитывает интерес к этой деятельности. Исходя из выше сказанного можно сказать, что проблема обучения элементам творческого рассказывания детей дошкольного возраста является достаточно актуальной в настоящее время. 1.Психолого-педагогические основы развития речи Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей, и даются некоторые практические советы. Я.А. Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, Н.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Запорожец, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В.Виноградова, Л.В. Ворошнина, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Флерина, Ф.А. Сохин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича. Их взгляды на природу языковых способностей можно рассматривать следующим образом: 7 - речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятие речи взрослых и собственной речевой активности; - ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; - ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком для саморазвития речи. В исследованиях Ф.А. Сохина условно выделено три направления: - структурное (формирование звуковой грамматической стороны речи; - функциональное (формирование диалогической и монологической речи, речевого общения); - когнитивное, познавательное (развитие элементарного осознания явлений языка и речи). Исследования, относящиеся к первому направлению (А.Н. Максаков, Е.М. Струнина, А.Г. Арушанова, Н.А. Костандян, М.С.Лаврик), позволили установить: достигается наибольшая эффективность при условии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию. В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность и тому подобное (М.И.Попова, Л.В.Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С.Ушакова, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Р.Х.Гасанова, Т.М.Виноградова, Л.Г.Шадрина и др.). В качестве связности у данных авторов принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимое средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка. Если в исследованиях первого и второго направлений обобщение и 8 осознание языковых явлений выступают только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, то исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г.П.Белякова, Г.А. Тумакова) прямо нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимая точно, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Речь неотъемлемая часть социального бытия людей. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает чтению, письму, разговору, слушанию - четырем основным разновидностям речевой деятельности. В целом речь основополагающий фактор в становлении человеческой личности: «Человеческий индивид не может, реализуя свои биологические задатки, превратиться в личность, будучи вне общества, вне постоянной и многосторонней связи между людьми».. В основе развития лежит активный творческий процесс, овладение языком, формирования речевой деятельности. Дети даже без специального обучения с самого раннего детства проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на словесную, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения, расширяется их кругозор, совершенствуется мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. Развитие связной речи является одной из центральных задач воспитания детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои мысли, высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком пони- 10 мании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.Н.Тихеевой, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, Л.В. Ворошниной отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний -сложный и длительный процесс, требующий умного и педагогического воздействия и руководства. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: «Прежде всего, и важнейшим образом надо заботься о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение». В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающим. По мере того как ребенок растет, общения усложняются по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. «Изменения образа жизни ребенка, возникновение новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводим к дифференциации функций и форм речи. Высшей формой монологической речи является творческое рассказывание. Творческие рассказы, по мнению Е.И. Тихеевой «имеют для развития мыслительной способности и речи детей большое значение. В них развивается широкая дорога для творчества детей». В современной литературе по методике развития речи детей дошкольного возраста раскрываются различные вопросы обучения творческому рассказыванию (Л.В. Ворошнина, Э.П. Короткова, А.М. Бородич, О.С.Ушакова, О.И.Соловьева). Л.В.Ворошнина под творческим рассказыванием понимает деятельность воображения направленная на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочетаниях. Результатом такой деятельности является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенный и облаченный в определенную форму, соответствующую содержанию. Обязательной характерной особенностью творческого рассказывания является то, что оно построено на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта, факты которого ребенок полностью в жизни мог и не воспринимать. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. сть в том числе и рассказывания способствует развитию художественно речевых способностей. 2. Особенности развития монологической речи детей 5-го года жизни Монологическая речь психологически более сложная, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышления, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является так же средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Формированием речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Основой для становления монологической речи является свободное владение словарем грамматическим строем языка. Психология относит появление монологической речи у детей к пяти годам. Психолог Д.Б.Эльконин так пишет об этом: «Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функции и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речь - сообщения в виде монолога рассказа о пережитом и виденном ...». Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Обучение монологической речи начинается со средней группы, через обучение детей, прежде всего рассказыванию. Осуществляется обучение рассказыванию, педагог способствует умственному развитию детей, т. к. содержание рассказов отражает, закрепляет знание детей об окружающем, а, слушая рассказы и рассказывая сам, ребенок еще раз осмысливает известные 14 ему факпроверяет свои представления. О. С. Ушакова считает, освоение связной монологической речи, главным направлением развития речи детей на пятом году жизни. В этом возрасте происходят заметные изменения в освоение способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия, дети могут определить назначение предмета (« мяч - это игрушка, в него играют »). Дети начинают подбирать слова с противоположными значениями, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). В этом возрасте отмечается О. С. Ушакова, увеличивается речевая активность ребенка, начинается возраст «почемучек». Речь детей становится связной и последовательной, совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы ребенку для развития связной речи. Средний дошкольник осваивает умение строить разные типы высказывания - описание и повествование. По сравнению с малышами средний дошкольник допускает значительно меньше ошибок, отмечает Л.В. Ворошнина. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Некоторое затруднение вызывает произношение шипящих, свистящих, сонорных и звука «р». Естественная выразительность речи начинает уступать осознанному исследованию выразительных средств речи, которые ребенок только начинает усваивать. Поэтому наступает период некоторого снижения выразительности речи дошкольника пятого года жизни. Имеются недостатки в освоении грамматических правил (согласование существительных с прилагательными, числительными, наречиями, употребление родительного падежа множественного числа). Речь детей среднего возраста отличается неустойчивостью, затруднениями в построении разных форм высказывания: нарушают структуру, логику сочинения, не связывают между собой предложения и части высказывания. В своей программе по развитию речи детей дошкольного возраста Л.В.Ворошнина показывает, как формировать диалогическую и монологическую формы речи. Пересказывать небольшие прозаические произведения с помощью вопросов воспитателя и самостоятельно. Осознано передавать сказку или рассказ без существенных пропусков. Использовать выразительные средства речи в передаче диалогов персонажей произведения. Пересказывать в лицах и от третьего лица. Учить описывать игрушку, передавая ее характерные особенности (портрет, настроение). Строить рассказы последовательно, целенаправленно, самостоятельно. Обучать элементарному описанию картины. Дать знания о структуре рассказа и выразительных средствах раскрытия образа. Формировать интерес к деятельности рассказывания через использование специальных мотивационных установок. Воспитывать интерес к речевой деятельности. Формировать элементы творческого воображения на занятиях по развитию связной речи. Основные направления развития речи, считает Л.В. Ворошнина, в средней группе - это освоение детьми связной монологической речи и, в частности описательной формы высказывания. Умение рассказывать формируется под влиянием взрослых. В детском саду это происходит в процессе обучающего воздействия под руководством воспитателя. Одной из основных проблем современной школы является воспитание речевой культуры, качественное повышение уровня развития речи детей. В связи с этим растет роль исследований, которые направлены на поиск путей оптимизации процесса развития речи еще в дошкольном возрасте. Необходимость проведение исследований обусловлена сензитивностью этого возрастного этапа для формирования речевого общения. Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так притягивает детей, отмечает А.М.Бородич. О.С. Ушакова дает такое определение описанию - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков. Свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов - описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество, как лучик, присоединяется кхарактеристикепредмета. Композиционная схема описания определяется языковыми средствами, 17 с помощью которых раскрывается содержание. В описании, как правило, нет действующих лиц и, следовательно, нет и прямой речи; чаще используются прилагательные, а также эпитеты и сравнения. Описание не допускает смешение двух времен - настоящего и будущего, настоящего и прошедшего. Данные исследования А.А. Зрожевской показали какие речевые навыки формируются у дошкольников в возрасте четырех, пяти лет, и какие речевые ошибки характерны для этого процесса, по некоторым показателям были идентичны исследованиям В.В.Гербовой: все высказывания детей носили, по существу, характер описания. Дети называли предметы, изображенные на картинке, части предметов, некоторые признаки, действия. Объем описаний у детей в среднем состоял из семнадцати слов и пяти предложений. Характерные ошибки: в описаниях нет яркого, четкого образа предмета, умения передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаки. Возникает вопрос, как предупредить эти ошибки, как научить детей связной описательной речи, которая, и как любая связная речь, представляет собой «не просто последовательность слов и предложений», а «последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф. А. Сохин). Результаты проведенного обучения А.А.Зрожевской показали: к концу года дети достигли достаточно хорошего уровня описательной речи. Средний объем описания в экспериментальной группе составил тридцать шесть слов, а в контрольной, обучавшейся по традиционной методике - семнадцать. Описание как в одной, так и в другой группе в среднем состояли из семи предложений, однако для контрольной группы были характерны предложения, состоящие из двух слов, а экспериментальной - из пяти, где практически полностью отсутствовали односложные предложения. Л.В.Ворошнина считает, что большое значение для оформления словесного образа имеет, не только запас представлений, но и эмоционально положительные состояние ребенка. Создание атмосферы доброжелательности, заинтересованности, работоспособности способствовало постоянное использование мотивационных установок. Было установлено влияние их на процесс самого рассказывания и результат его сочинения. Немаловажное значение Л.В. Ворошнина придает обучению рассказыванию в дидактически определенной последовательности с постоянным использованием специальных приемов мотивации деятельности детей на занятиях. Можно выделить различные виды мотивов в зависимости от характера тех побуждений, которые лежат в основе разных видов деятельности: позна- вательные, общественные, личные, мотивы готовности к школе, похвала, поощрение, соревнование, награды успеха, неудачи. Во время исследования в средней группе, с целью активизации деятельности детей на занятиях автор использовала различные приемы мотивации: игрового характера («Научить Незнайку придумывать сказки», «Рассказать кукле Тане, какая она красивая, нарядная» и др.) и общественного характера («Ваши рассказы запишем в альбом, вечером его будут смотреть мамы и папы» и др.). Положительное влияние мотивации на творческую деятельность детей дошкольного возраста, по мнению автора, обнаруживается в том случае, если воспитатель умело и сознательно использует прием активизации деятельности детей на занятии. Предполагается, прежде всего, систематическое применение мотивации на занятиях по обучению на протяжении учебного года. Это способствует не только воспитанию интереса и подражанию его к деятельности рассказывания, но и формирует определенный уровень осознанности данной деятельности. Важен тот факт, как неоднократное напоминание мотивов в течение занятия, этим самым обеспечивается, как говорят психологи: «...оптимальный очаг возбуждения в коре головного мозга», в результате чего мыслительные процессы активизируются в большей степени. В начале года мотив повторяется в оценке, а позднее необходимость многократного использования мотивации отпадает, потому что специально вносимые взрослыми мотивы в той или иной степени становятся личностными, в результате чего ребенок получает удовольствие, как от результатов деятельности, так и от процессов создания рассказа. Совершенствование работы современной школы предполагает достаточно высокий уровень речевой подготовки ребенка в детском саду. Поиски эффективных методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста позволят успешно формировать различные ее стороны. Оптимальный путь обучения творческому рассказыванию дошкольников это обучение данному 20 виду в системе и последовательности. Н.А.Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа: - на первом этапе происходит напоминание об опыте. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. В обогащении восприятия особую роль играет искусство; - второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновение замысла проходит успешно, если создана установка на новую деятельность; - на третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходим анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен для формирования художественного вкуса. Формирование у детей соответствующих знании умений, рассматривается как пропедевтика. Авторы ряда исследований, рассматривающих некоторые вопросы пропедевтики Е.И.Тихеева, С.Алексиева, А.Е. Шибицкая, Э.П. Короткова указывают, что подготовительная работа (обогащение и обобщение жизненных впечатлений, формирование у детей элементарных знаний о структуре и языковых особенностях рассказа и др.) имеет большое значение для успешного обучения детей творческому рассказыванию. Учитывая важную роль подготовительной работы в обучении дошкольников творческому рассказыванию. В результате исследований, проведенных на практике, В. В. Гербовой было установлено, что наибольшие успехи достигаются при параллельном обучении детей тому и другому виду рассказывания (четче восприятие текста, предмета или его изображения, последовательнее и длиннее - 1,5-2 фразы - рассказ, богаче словарь, эмоциональнее речь). Поэтому В.В. Гербова построила работу по обучению рассказыванию по принципу ритмичного чередования всех его видов, а именно: одно занятие по пересказу и одно по составлению описанного рассказа по восприятию. Если в первом месяце проводится пересказ сказки, то в следующем - реалистического рассказа. Аналогично. Занятия по обучению рассказыванию с использованием сюжетных картин чередуются с занятиями по описанию игрушек или предметов. При составлении описательных рассказов по игрушке В.В.Гербова предлагает вначале проводить два занятия подготовительного характера. За- 24 тем формировать умение составлять описательный рассказ по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребенка черты индивидуальности. Далее учить детей составлять описательные рассказы по двум игрушкам, и, наконец, по нескольким (5-6) игрушкам, включая в это число и хорошо знакомые (из тех, что уже были рассмотрены на занятиях по обучению рассказыванию или на других видах занятий). Э.П. Короткова в своей методике выделяет следующую работу по обучению элементам творческого рассказывания в средней группе: - рассказывание по игрушке (описание предметов) - рассказывание по картине. В данном возрасте педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству. Дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких высказываний. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога (образец), так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Вопросы, речевой образец, указания - Э.П.Короткова считает ведущими приемами обучения рассказыванию в средней группе. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на следующих этапов обучения. 3. Вопросы методики обучения творческому рассказыванию Возможность развития творческой речевой деятельности возникает, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладеют сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (А.С.Выготский). С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Н. Корнилов рассматривали творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействием. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С.Ушаковой, Л.В.Ворошниной, Э.П. Коротковой, Л.Е. Шибицкой и рядом других ученых разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. По мнению Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, Л.А.Пеньевкой, Л.В.Ворошниной, словесное творчество детей проявляется в нахождении слов, словосочетаний и выражений, наиболее точно отражающих конкретность образов. Это образы-представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, но являющегося точным повторением, копией увиденного, услышанного, пережитого. О.С. Ушакова отмечает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в т.ч. и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки). В детстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникшую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании 26 устных сочинений- рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка, он выражается в различных формах: в сочинении, рассказов, сказок, описаний загадок, стихотворений, небылиц. В любом детском рассказе есть элемент творчества. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется выбрать из имеющихся знаний определенные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Творческое рассказывание рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности волевых усилий участие положительных эмоций. Один из важных показателей творческого рассказывания является умение детей придумывать несколько вариантов сочинений на одну тему. По существу в творческом рассказывании важным является не только результат - сам рассказ, но и процесс его создания. Сочиняя несколько рассказов на одну тему, ребенок создает новые варианты, ищет различные приемы и средства создания произведения. Каждое новое сочинение обогащается по линии характеристики образов, раскрытия поступков героев, создания новых ситуаций, эпизодов, и т.п. Сам процесс сочинения воспитывает интерес к этой деятельности, формирует гибкость ума, раскрывает возможности ребенка. К видам творческого рассказывания следует отнести сочинение рассказов или сказок на тему предложенную воспитателем, а как усложнение данного вида самостоятельный выбор темы; сочинение по литературному образу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет или заменить сюжет, сохраняя героев; составить рассказ по пейзажной картине. Для методики обучения творческому рассказыванию определенное значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимое для обучения детей творческому рассказыванию. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений жизненного опыта, дающих материал для фантазий. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсия, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинки, чтение книг. Так, перед описание природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащение детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении, поступках, дает прекрасные образы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей. Другим важным условием успешного обучения творческого рассказывания принято считать обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в активизации словаря за счет слов-определений, слов помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощь воспитателя дают разнообразное определение качеств и состояний снега: белый как вата; чуть голубой под деревом; искрится; переливается, сверкает; блестит, пушистый; падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей. Творческое рассказывание - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логический, последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания знать композицию повествования и описания. Этим умением дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты составление описание игрушек и картинок, придумывая по ним рассказы. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было. Тематика творческого рассказа должна быть связана с общими задачами воспитателя, у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появляется желание придумать рассказ или сказку. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу - предложить рассказывание на отвлеченную тему: «Про веселый случай»,«Про интересный случай». В творческом рассказе можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев); описания природы (по пейзажной картине). Начинать обучение творческому рассказу лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Наиболее сложными задачами является создание рассказов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Приемы обучения творческого рассказа зависит от умения детей, задач обучения и вида рассказа. В старшей группе можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопроса: - предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их по- 29 становки предусматривают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ; - по существу воспитатель сочиняет вместе с детьми. С целью развития творческих умений рекомендуется придумывание детьми собственного рассказа. В подготовительной группе задачи обучения творческого рассказа усложняется. Используются все виды творческого рассказа. Разные приемы обучения с постепенным усложнением. Как и в старшей группе, работу начинают с придумывания реалистических сюжетов. Придумывание продолжения и при завершении рассказа. Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пеньевской является один и приемов активного руководства творческого рассказа. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Придумывания рассказа на самостоятельную выбранную тему - самое трудное задание. Оно возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования о средствах внутри текстовой связи, а также умение озаглавить свой рассказ. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Необходимость закрепления и активного применения знаний о композиционных элементах рассказа, сказки предлагает обучение различным видам творческого рассказывания. Сам процесс детского творчества, непосредственно связанный с возникновением замысла сочинения, с поисками художественных средств, наиболее успешно осуществляется в тематическом рассказывании. Об этом свидетельствуют исследования Е.А.Флериной, О.И.Соловьевой, Н.А.Орлановой и др. Рассказывание на основе литературного образца формирует у детей умение решать разноплановые задачи, развивать инициативу, самостоятельность (Л.А. Пеньевская, Э.П. Короткова и др.). Наиболее сложным видом детских сочинений является описание 30 природы. Так, работы Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой, В.О.Смирновой, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Ворошниной посвящены рассказыванию по картине как методу развития речи детей, а в исследованиях Н.М.Зубаревой, Р.А.Чумичевой и других ученых показано, что живописные полотна могут использоваться как средство эстетического воспитания. Таким образом, овладение творческим рассказом обеспечивается в процессе определенной системы обучения. Обучение элементарного творческого рассказа осуществляется успешнее при последовательном использовании наглядного материала установлений взаимосвязи как внутри одного вида, так и разных видов рассказывания. В результате, приобретенном детьми навыке и умение, становится более устойчивыми, целенаправленными и выразительными. 4. Влияние обучения на формирование элементов творческого рассказывания. Задачи педагогического исследования: 1. Диагностировать и определить уровень творческого рассказывания детей пятого года жизни. 2. Разработать перспективный план по обучению элементам творческого рассказывания. 3. Выявить роль обучения в совершенствовании описательной речи детей в процессе рассказывания. Характеризуя монологическую речь, следует, прежде всего, выделить ее логичность, развернутость и взаимосвязь отдельных частей текста. Правильность и осознанность устного монолога проявляется уже у детей дошкольного возраста. Это организованный вид речи, так как говорящий должен уметь последовательно, связно излагать содержание, правильно его формулировать. В современных исследованиях по проблемам развития речи дошкольников недостаточно раскрывается важность и необходимость формирования элементарного осознания структуры и выразительных средств раскрытия образа, в связном высказывании текста. Пропедевтический этап системы обучения творческому рассказыванию осуществляется в среднем дошкольном возрасте, когда начинает формироваться связная монологическая речь. Словесное творчество детей исследовали Л.Л.Федоренко, и Г.А.Фомичева. В своей книге они писали, что малыши - фантазеры с удовольствием придумывают начало или конец к картинкам, то есть домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке, или то, что могло бы следовать за изображенными событиями: составляют контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от первого лица), с изменением времени года; сами сочиняют сказки и рассказы. Федоренко дает такую классификацию: 1) творческое сочинение по картинке; 2) контаминации художественных произведений; 3) свободное сочинение сказок, рассказов. Творческое сочинение по картине, утверждает Г.А.Фомичева, рекомендуется проводить в старших и подготовительных к школе группах. Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, рассказывая, «поправляют» авторов, творчески переосмысливают приключения, по-своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. Эту особенность, пишет Л.Л.Федоренко, необходимо поощрять, тогда дети с упоением фантазируют. Свободное сочинение заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и разнообразное в грамматическом отношении, а главное - логично построенное и выразительное, доступно, по мнению Г.А.Фомичевой, детям на шестом - седьмом году жизни. Шибицкая Е.А. выделила свои аспекты рассмотрения детских словесных сочинений, с помощью которых можно было бы нас оценивать. Выбор этих аспектов обусловлен тремя обстоятельствами: во-первых, логика самого состава литературоведческого анализа; во-вторых, наличием некоторых, недостаточно выясненных или спорных суждений и выводов исследователей детского словесного творчества; в-третьих, общими задачами и направлениями исследований. 1. В самой системе анализа литературного произведения могут быть обозначены три основных аспекта рассмотрения. К первому можно отнести вопросы содержания произведения, его темы, его героев. Второй аспект связан с проблемой архитектоники, построения произведения - композиция, сюжет. Третий - касается вопросов языка и стиля. 2. В немногочисленных исследованиях словесного творчества дошкольников мы встречаемся подчас с противоположными выводами. Так, вопрос о создании детьми образов героев решается различно: один исследователь приходит к тому выводу, что дети полностью заимствуют образы героев из народных сказок; другой исследователь показывает, что даже в пересказе дети «создают» и свои образы. Рыбакова М. Приходит к выводу, что основным типом следует считать такое изложение, при котором сюжет развивается совершенно непроизвольно, действие детской сказки разворачивается беспорядочно, события совершаются без видимой связи с каким бы то ни было замыслом, ребенок не может сколько-нибудь логично и оправданно окончить повествование, и оно может продолжаться без конца. О.С.Ушакова рекомендует сделать альбом творческих рассказов, дать ему интересное название. Это является хорошим толчком для развития детского творчества. В ДОУ городов Италии проводятся «Игры в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманные ими истории, затем - иллюстрируют свой рассказ рисунками. В последнее время занятия по развитию словесного творчества, как самостоятельная форма не планируются и не проводятся. Поэтому следует организовать их в свободное время, утверждает Н.Л.Кряжева. Однако, по утверждению Алексеевой М.М., при одинаковом педагогическом воздействии способность к словесному творчеству развивается у каждого ребенка по-разному. Большое значение имеет детская индивидуальность. Развитию творческой активности детей способствует целенаправленное и систематическое руководство, на этот процесс благотворно влияет художественная литература. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи, писала О.С.Ушакова, являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразна жанровой формой произведений - былины, сказки, легенды, песни и так далее, язык которых прост, точен, выразителен. Исследованием влияния художественной литературы на формирование словесного творчества занималась М.М.Алексеева. Она писала, что необходимо использовать интересные и разнообразные методы эмоциональной и творческой активизации для развития литературных способностей, не забывая при этом об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Вопросы развития детского творчества, в том числе и словесного решаются в технологии ТРИЗ. Ученые, работающие в рамках этого направления (С.В.Ладошкина, И.Н.Страунинг, М.Н.Шустерман, С.В.Ефремова). Для развития творчества ими предлагаются различные методы: метод по выявлению противоречий, метод по универсализации и специализации объектов, метод по формированию системного мышления или бином фантазии, представленческие методы РТВ, методы, направленные на выявление идеальности (ИКР), изобретательский метод. Названные ученые предлагают приемы развития творческого воображения: фантазеры, «ось выбора», книга противоречий, риторический вопрос «что было бы, если...?», префикс, книга ошибок, словесная игра, салат из сказок, линейка, переваривание сказки, конструктор, загадки, лжезагадка, бином фантазии, бином сказки, «случайный синтаксис». Особое внимание в технологии ТРИЗ уделяется работе со сказкой, детям предлагают поменять сюжет сказки, комбинировать разные сказки, вставить одного сказочного героя в условия из другой сказки. Формирование словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании благоприятных условий. Еще Е.И.Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему, более глубокому художественному восприятию. Словесное творчество обогащает жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовлетворение, его радует достигнутый результат - своим рассказом он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новые желания, пробуждает новые стремления к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоническому развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Литература 1.Алексеева С. Активизация словесного творчества детей //Дошкольное воспитание 2017, №9 2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников //Учебное пособие М. 2015 3. Аникина Т. Кузина Н. Учим детей рассказывать //Дошкольное воспитание 2019 № 2 4. Бородич А. М. Методика развития речи. М. 2017 5. Ворошнина Л.В. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Пермь 2017 6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С-П . 2017 7. Гальперин П.Я. Психология мышления. //Исследования мышления в советской психологии. М. 2016 8.Грузик Т.И. Обучение детей описанию предметов. //Дошкольное воспитание 2016 №5 9. Козакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. М. 2015 10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М. 2015 11.Ладыженская Т.А. Обучение связной речи детей, поступающих в школу. //Хрестоматия Пермь 2016 12.Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников. // Хрестоматия Пермь 2019. 13 .Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. //Ярославль 2016. 14. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М.: «ТЦ Сфера», 2018. 15.Чемортай С.М. Формирование художественно-ролевой деятельности старшего дошкольника. // Кишинев 2016. |