Творчесское развитие. Л 1_Тв.развитие. Творческое развитие младших школьников в современной системе начального образования
Скачать 252.64 Kb.
|
Лекция 1. Творческое развитие младших школьников в современной системе начального образования 1. Всестороннее развитие школьника – важнейшая цель образования. 2. Феноменология творчества. Сущность понятий «творчество», «способности», «творческие способности», «творческое развитие». 3. Основы творчества: философские, психологические, педагогические. 1. Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Важнейшей целью образования в современных условиях является всестороннее развитие ребенка. Отчасти это дань гуманитарным ценностям – раскрыть полностью потенциал каждого, создать условия для максимально возможного доступа к образованию во всех его формах. Задача развития ребенка декларируется в современных документах, а поиск путей ее решения рассматривается как едва ли не структурообразующий принцип современного образования. Одна из целей ФГОС НОО – развитие личности школьника. Развитие человека – это процесс, результат количественных и качественных изменений. Развиваясь, человек становится личностью – носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Развитие человека определяется внутренними (физиологические и психологические свойства организма) и внешними (окружение человека, среда, в которой он живет и развивается) условиями. Развитие ребенка означает формирование у него новых способностей, т.е. особого рода свободы действия относительно некоторых областей практики. Условием развития может стать и новое знание, приобретенное ребенком, и навык, и умение, но суть способности не в них: способность есть нечто, не сводимое к знаниям, умениям, навыкам. Новая способность дает ребенку возможность свободного (субъектного) действия относительно ситуации – возможность увидеть ситуацию как поле возможных собственных действий по ее преобразованию. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». 2. Феноменология творчества привлекала внимание мыслителей всех эпох мировой культуры. Вместе с тем, общая проблема творчества в современной науке не только не потеряла своей актуальности, но, по словам Д.Б. Богоявленской, все еще находится в «зоне ее ближайшего развития» психологии и педагогики. Выделяют три вида феноменологии творчества, которым соответствуют типы творчества: - стимульно-продуктивный – деятельность может иметь продуктивный характер, но эта деятельность каждый раз определяется действием какого- либо внешнего стимула; - эвристический – деятельность принимает творческий характер; - креативный – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы. Что же такое творчество с точки зрения современных исследований этого феномена? Рассмотрим сущность основных понятий. Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют: 1) деятельность в области искусства; 2) конструирование, созидание, реализацию новых проектов; 3) научное познание, созидание разума; 4) мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы. Как видно данное понятие многоаспектно и изучается в пределах разных наук. Проводя черту можно сделать вывод, что основополагающими компонентами, составляющими обобщенное определение творчества можно считать: - творчество – это деятельность или компонент деятельности; - источник творчества – человек (а именно его мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками; - результат творчества – качественно новый продукт материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и характеризующийся социальной и культурной значимостью. Для успешного овладения творчеством необходимы способности. Способность определяется В.Д. Шадриковым как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Крутецкий В.А. считает, что «способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей (например, нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке, только в процессе обучения выяснится, каковы его музыкальные способности)». Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческое развитие – это гармоничное развитие личности ребенка и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности выразить свое эмоциональное содержание. Кроме того, это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Главная цель творческого развития – воспитание подлинно творческой свободной личности. На основе изложенного можно сформулировать основные задачи развития творческих способностей учащихся: - приобщить учащихся к творческой работе; - прививать интерес к творчеству, поиску; - развивать навыки созидания, самореализации. 3. С философской точки зрения категория творчества представляет собой достаточно сложный многоаспектный феномен. Общим в рамках философского подхода является определение творчества как высшего вида деятельности человека, как способа его бытия, форма самодеятельности, саморазвития и самоутверждения. Понимание природы творчества неотделимо от рассмотрения психолого-физиологических особенностей личности индивида. Творчество с учетом данного положения характеризуется как творческий процесс и результат, как деятельность, порождающая нечто качественно новое, как высшую форму проявления интеллектуальных функций. Творчество проявляется и реализуется в собственной активной деятельности и предполагает наличие у личности способностей к созданию нового (творческий уровень развития способностей – творческие способности) и способности к творчеству (креативность). Творческие способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности. Они характеризуются эмоциональной насыщенностью детской деятельности, положительной мотивацией к творчеству, знаниями и умениями, требуемые для данного вида деятельности. Современная наука трактует педагогические задачи в формировании творческих способностей широко (развитие интеллектуальных, эстетических качеств, научного мировоззрения, коммуникативных способностей). Исследуя вопрос о педагогических аспектах формирования творческих способностей необходимо начинать с уточнения понятия «формирования», которое определяется как процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических и т.д. |