Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Основные работы 2.1. Поместье Роберто Бурле Маркса

  • 2.2. Набережная Копакабана в Рио-де-Жанейро.

  • 2.3. Резиденция « OlivoGomes »

  • Анализ творчества

  • Творчество Роберто Бурле Маркса ГРАФОРЕФЕРАТ. Курсовая работа. Проектирование. Творчество Роберто Бурле Маркса графо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеТворчество Роберто Бурле Маркса графо
    АнкорТворчество Роберто Бурле Маркса ГРАФОРЕФЕРАТ
    Дата13.01.2023
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа. Проектирование.docx
    ТипБиография
    #885647

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ


    Творчество Роберто Бурле Маркса

    ГРАФОРЕФЕРАТ

    Выполнила: студентка группы 100-104

    Яковлева Т.А.

    Руководитель: Разетдинов И.М

    Казань-2021

    СОДЕРЖАНИЕ
    Глава 1. Биография………………………………………………………………………………3

    Глава 2. Основные работы

    2.1. Поместье Роберто Бурле Маркса…………………………………………………………..4

    2.2. Набережная Копакабана в Рио-де-Жанейро………………………………………………5

    2.3. Резиденция «OlivoGomes»………………………………………………………………….7

    Глава 3. Анализ творчества………………………………………………………………...…...9

    Заключение……………………………………………………………………………………...14

    Список использованных источников………………………………………………………….15



    У



    1. Биография


    Роберто Бурле Маркс - всемирно известный ландшафтный архитектор 20-го века (рис.1). Помимо ландшафтного дизайна, он занимался живописью, скульптурой, дизайном ювелирных изделий, музыкой.


    Рисунок 1 – Портрет Роберто Бурле Маркса
    Дизайнер родился в Сан-Паулу 4 августа 1909 года. В 1913 году Роберто Бурле Маркс переехал в Рио-де-Жанейро. С 1928 по 1929 гг.  учился живописи в Берлине. Там архитектора часто можно было увидеть в теплицах Далемского Ботанического сада, где он в первый раз обратил внимание на красоту тропических растений и бразильских флоры.

    Первым ландшафтным проектом Роберто Бурле Маркса был частный сад для дома по проекту архитекторов Лусио Коста и Грегори Варшавчика в 1932 г. С тех пор его ландшафтные проекты улучшилась также, как и работы в живописи и графике.

    В 1949 году он купил поместье площадью 365 кв. м.  на окраине Рио-де-Жанейро, где начал собирать свою большую коллекцию растений. Бурле Маркс приобрел также в 1949 году ситио Санто Антонио да Бика, чтобы сохранить свою коллекцию растений. Это одно из самых красивых мест за пределами Рио. В ситио имеется прекрасный дом и маленькая часовня, которая датируется 16 веком. Оба здания были любовно восстановлены, и Бурле Маркс жил там с 1973 года до своей смерти в 1994 году. В 1985 году всё имущество было передано правительству Бразилии в доверительное управление и стало национальным достоянием. Теперь это место, этот сад-музей называется Ситио Роберто Бурле Маркса.

    На территории площадью около 100 акров посетители могут увидеть более 3500 видов растений, экстраординарную коллекцию религиозных изображений и керамики из долины реки Жекитиньонья и, конечно, картины самого Бурле Маркса. 
    Здесь поразительная коллекция Бромелиевых, геликоний и многих других растений.

    В 1955 году Бурле Маркс создал ландшафтную компанию, которая называется Burle Marx & Cia. Ltda. (Burle Marx & Company). В ней он занимался ландшафтным дизайном, распространял и внедрял свои идеи в частных и общественных садах.
    В 1955 году Бурле Маркс организует ландшафтную студию. В ней создаются и реализуются ландшафтные проекты для поддержания и восстановления садов.

    К этому времени у Бурле Маркса был уже небольшой питомник. Здесь он выращивал, а затем продавал растения.
    Роберто Бурле Маркс умер в Рио-де-Жанейро в 1994 году в возрасте 84 лет.
    За свою жизнь художник сделал около 3000 ландшафтных проектов и воспитал огромное количество талантливых учеников, которые продолжают дело своего наставника. Он оставил след в истории как архитектор, дизайнер, скульптор и создатель садов, которые выглядят словно картины художника-абстракциониста. Создавая геометрические ландшафтные планы, Бурле Маркс стремился придать двумерным изображениям 3D эффект и произвел настоящую революцию в садовом дизайне.

    2. Основные работы

    2.1. Поместье Роберто Бурле Маркса.
    Представители ЮНЕСКО объявили дом-музей Роберту Бурле Маркса частью своего всемирного наследия. Имение бразильского ландшафтного дизайнера площадью более 400 000 кв. метров внесли в список объектов Всемирного наследия. Имение расположено в районе Барра-де-Гуаратиба, в окружении пышного тропического леса с мангровыми зарослями. Огромная ферма, купленная братом Бурле Маркса в 1949 году, стала колыбелью ботанических экспериментов бразильского гения. В поместье, постепенно превращавшемся в настоящую лабораторию, разместилась уникальная коллекция тропических растений из более чем 3,5 тыс. видов (рис.2).



    Рисунок 2 – Поместье

    Роберто Бурле Маркса




    Рисунок 3- Поместье

    Роберто Бурле Маркса



    Ситио Бурле Маркс в западном Рио-де-Жанейро выращивает более 3500 видов растений, произрастающих в Рио, и считается лабораторией для ботанических и ландшафтных экспериментов.

    Признание было вручено во время заседания Комитета наследия ЮНЕСКО в Китае. Это место было признано культурным ландшафтом - категорией, посвященной местам, позволяющим взаимодействовать между окружающей средой и людьми.

    «Сад имеет ключевые характеристики, которые стали определять ландшафтные сады Бурле Маркса и повлияли на развитие современных садов во всем мире», - говорится в заявлении ЮНЕСКО.

    Место, названное в честь Бурле Маркса, было его домом до 1985 года, когда он передал его в дар федеральному правительству (рис.3).

    Он был признан одним из самых выдающихся художников-пейзажистов 20-го века, и ему приписывают создание концепции современного тропического сада.

    На территории, которая открыта для посетителей, тропические и полутропические растения соседствуют с естественным атлантическим лесом и 3000 произведений доколумбового и современного искусства.



    Рисунок 4- Сад

    Роберто Бурле Маркса. Искья. Италия.


    Частный сад на острове Искья, в Италии. На территории в два гектара собрано более трех тысяч редких видов экзотических растений, привезённых со всех уголков мира.

    Сад Бурле Маркса считается одной из самых важных работ художника.

    Это 23-е место в Бразилии, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    2.2. Набережная Копакабана в Рио-де-Жанейро.
    Данный проект является самой обширной и известной работой Роберто Бурле Маркса, который принес ему всемирную известность. Именно в этом ландшафте видно, как цвет может изменять форму объекта. Необычные мощения, яркие цвета, интересные фактура и различные динамичные формы- все это наполняет пляж Копакабана.




    Рисунок 5- Прогулочная зона набережной Копакабана


    В данной композиции центром является ландшафтная картина из двух деревьев и насаждений вокруг них (рис.5). Вокруг него происходит динамическое многообразие покрытий, дорожек, тропинок, растений. Ни одна из аморфных линий в данной композиции не повторяется. Все дорожки имеют разные цвета, что позволяет пешеходам выбрать по какой идти. По бокам площадка закрыта ландшафтными композициями в целях шумоизоляции и облагораживании территории. Необычным является то, что из совершенно простой прямоугольной формы за счет колористических и пластических решений была достигнута неповторимая формальная композиция. Все элементы делят ее и расчленяют начальную форму, меняют ее первоначальный вид.



    Рисунок 7- Мощение пляжа Копакабана. Вид 2.


    Рисунок 6- Мощение пляжа Копакабана. Вид 1.


    В данном ландшафте Роберто Бурле Маркс использует всего три цвета- черный, серый и оранжевый (рис.7). В работе дизайнером применяется цвет не только как фактор визуального комфорта, но и цвет как средство информации. Каждый из цветов характеризует определенную расу, населяющую Рио-де-Жанейро, и то, как они сливаются выражает единство человека на свете. Можно заметить волнообразную текстуру, ведущую к самому пляжу (рис.6). Волнообразный мотив стал характерной чертой и подписью Бурле Маркса.
    2.3. Резиденция «OlivoGomes»
    Сад, созданный для резиценции OlivoGomes в 1950 году, послужил ярким примером того, как мастер подчеркивает воду (рис.8). Вода во всех проектах Роберто Бурле Маркса играла важную роль – вода-отражение, вода-зеркало – чтобы еще раз подчеркнуть красоту необычной флоры Бразилии. Так, в данной территории необычным является то, как мастер выделил озеленением красоту и пластику территории. На задний план он высадил пальмы, которые разбивают пространство озера и обращают внимание зрителя на задний план участка. Подбивают деревья растения «птицы» (Thyphonodorum Lindleyanum), которые будто присели на воду и вот-вот взлетят. На переднем же плане мы видим низкую растительность, которая открывает вид на средний и задний план.



    Рисунок 8- Резиденция Olivo Gomes


    Данный ландшафт является одним из лучших примеров создания концептуального сада. По берегу огромного озера высажены «Schirolobium parahybum» (в народе Tower tree), которые разбивают пространство озера и обращают внимание на задний план участка. На переднем плане расположены Thyphonodorum Lindleyanum (рис. 9).



    Рисунок 9- растительность сада


    Роберто Бурле Маркс создал здесь уникальный парк, где было высажено большое количество пальмовых деревьев, в отдельных зонах устроены небольшие садики с использованием водоемов, водных растений, лотоса, традесканции – и все без единого изъяна – все четко просчитано, цветовые акценты подобраны с большим вкусом.


    1. Анализ творчества


    Для абстрактных садов Бурле Маркса характерно использование волн из растений. Эти волнистые, плавные линии переходят в ряды крупных растений.

    Волны - своего рода характерная черта, подпись ландшафтного дизайнера Бурле Маркса. Примечательно, что Роберто использует для проектов в основном местные растения (можно сказать, сорняки).  

    Он был одним из первых людей, кто призывал к сохранению тропических лесов Бразилии. Более 50 растений носят его имя. Он собрал значительную коллекцию растений в своём доме, в том числе более 500 филодендронов. В его творчестве также популярной темой были водные сады (рис.10, 11).





    Рисунок 11- Центральный парк в Куала- Лумпуре. Малайзия.


    Рисунок 10- Дворец Итамарати. Бразилиа

    Роберту Бурле Маркс всегда начинал с холста (рис. 13). Его техника гуаши кодировала каждый тип растительности. Эти картины теперь почти так же заметны, как и сады, которые они планировали. Дворец Густаво Капанема, известный бразильцам как Министерство образования и здравоохранения, стал началом «зеленой революции» Бурле Маркса (рис.12). Это был 1938 год. И он навсегда изменил ландшафтный дизайн.



    Рисунок 13- Абстрактная живопись Роберто Бурле Маркса.


    Рисунок 12- Дворец Густаво Капанема. Рио-де-Жанейро


    Как и у многих художников, дом бразильского ботаника стал одной из его самых впечатляющих работ (рис.14). В отличие от большинства ландшафтных архитекторов, которые чаще всего сначала создают план для проекта, а затем получают выращенные готовые растения, Бурле Маркс использовал свой дом в качестве питомника и спасательной фермы для вымирающих амазонских видов (рис.15). На протяжении многих лет Бурле Маркс собирал растения, которые друзья и поклонники приносили ему в обмен на некоторые из его собственных.

    Текстура – вот что является основной движущей силой всех работ Роберто Бурле Маркса. Хорошо зная растения, он добивался необычных сочетаний из обычных растений – «Ценность растений в композиции подобна ценности окраски в живописном полотне и всегда не является относительной. Растение получает ценность благодаря контрасту или гармонии, которая создается от соседства с другими растениями».



    Рисунок 14- Поместье Роберто Бурле Маркса.





    Рисунок 15- Ситио Роберто Бурле Маркса.

    Приемы, которые он использовал, были новаторскими – плавные перетекающие линии, соединенные с крупными рядами архитектурных растений (Рис.16). Так же он любил использовать камни, булыжники, мозаику, бетон.



    Рисунок 16- Перетекающие линии в ландшафтах Роберто Бурле Маркса




    Роберто Бурле Маркс создал интереснейшие огромные живописные панно, украсившие новый город Бразилиа и набережные Рио-де-Жанейро. Растения выступают в них не только самостоятельно, но и в продуманном сочетании с декоративным покрытием, скульптурой, малыми архитектурными формами. Бурле Маркс перевел абстрактную живопись на язык ландшафтной архитектуры (рис.17). Сложный рисунок плоскости земли функционален, соответствует общему градостроительному замыслу, помогает ориентироваться в сложном городском пространстве, обогащает архитектуру сооружений.



    Рисунок 17- Абстрактная живопись Роберто Бурле Маркса

    Для ландшафтов бразильского дизайнера свойственно использование метра, примером чего является пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро (Рис.18).





    Рисунок 18- Пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро.


    Роберто Бурле Маркс отказался от симметрии в своих работах и привнёс новые элементы в виде абстракций и удивительных ярких красок местной растительности, устранив при этом симметрию и отказавшись от импортированной флоры и европейских шаблонов.

    Для абстрактных садов Бурле Маркса характерно использование волн из растений. Эти волнистые, плавные линии переходят в ряды крупных растений. Поэтому композиции его садов наполнены динамикой и движением.

    Также, дизайнер использует геометрические фигуры. Он говорил: «В саду доминирует круглая форма, повторяющаяся в разных размерах, цветах и более медленных и быстрых темпах. Круги представляют цилиндрические кадки с цветами различной высоты, покрытые разноцветной мозаикой: таким образом, цвет растения резко оттеняется другим…». Примером данного приема является прогулочная зона пляжа Копакабана (Рис.19).




    Рисунок 19- Прогулочная зона пляжа Копакабана.


    Композиции Роберто Бурле Маркса нюансные, присутствуют различия по цвету, фактуре, форме.

    В ландшафтах Бурле Маркса доминирует палитра, представленная на рисунке 20.




    Рисунок 20- Палитра Роберто Бурле Маркса


    Главенствующие фактуры в проектах дизайнера:

    1. Вода

    2. Трава

    3. Камень

    4. Бетон

    Художественный стиль Бурле Маркса был авангардным и современным. Большая часть его работ воплощена в безвременье и совершенстве. Он исследовал антимимитическую и скептическую эстетику, развившуюся из модернизма с отчетливо бразильским стилем. На его проекты также повлияли кубизм и абстракционизм. Еще одним сильным влиянием было бразильское народное искусство.

    Заключение

    За свою жизнь Роберто Бурле Маркс создал около 3000 ландшафтных проектов и воспитал огромное количество талантливых учеников, которые продолжают дело своего наставника. Он оставил след в истории как архитектор, дизайнер, скульптор и создатель садов, которые выглядят словно картины художника-абстракциониста. Создавая геометрические ландшафтные планы, Бурле Маркс стремился придать двумерным изображениям 3D эффект и произвел настоящую революцию в садовом дизайне.

    Его эстетика часто основана на природе, например, он никогда не смешивал цвета трав, применял большие группы одного и того же экземпляра, использовал местные растения и превращал каменистое поле в расслабляющий сад. Дизайнера очень интересовал характер каждого растения и то, как оно влияет на весь сад. Роберто Бурле Маркс искал глубины в своих проектах, понимая, как животные взаимодействуют с растениями и как они цветут, среди других. Бурле Маркс обладал большим мастерством в использовании скульптурных форм растений. Ощущение подвижности - важный элемент знакомства с его пейзажами. Роберто также умело использовал огромный масштаб, освещение и отражение, особенно при использовании воды. Бурле Маркс смог расширить архитектуру здания до сада. Он предпочитал работать с общественными пространствами, потому что, по его словам, они способны обеспечить достоинство масс.

    Работу Маркса можно резюмировать в четырех общих дизайнерских концепциях:

    - использование местной тропической растительности в качестве структурного элемента дизайна;

    - нарушение симметричных узоров в концепции открытых пространств;

    - красочная обработка тротуаров и использование свободных форм, водных объектов в дизайне.

    Творчество Роберто Бурле Маркса может привлекать современников своими оригинальными формами и сочетаниями. Дизайнер переносил абстрактную живопись в ландшафтные проекты. В настоящее время ученики мастера продолжают превращать сады в яркие панно, состоящие из различных текстур и форм.

    Список использованных источников

    1. Blogger.com (https://all-begonias-tamaravn.blogspot.com/2014/11/roberto-burle-marx.html)

    2. Яндекс. Дзен (https://zen.yandex.ru/media/stodorog/sad-burle-marksa--dom-tropicheskih-rastenii-6122278561e786779b396c3d)

    3. Интерьер+ Дизайн (https://www.interior.ru/art/7025-robertu-burle-marks-i-ego-zelenaya-revolyutsiya.html)

    4. Gardener.ru (https://www.gardener.ru/gap/person/page49.php )

    5. Hmong.ru (https://hmong.ru/wiki/Roberto_Burle_Marx )



    написать администратору сайта