Парадоксальная интенция. У пациентки невроз навязчивых состояний, основной симптом навязчивые мысли об убийстве, отчего женщина боится, что может действительно причинить комуто вред
Скачать 32.5 Kb.
|
У пациентки невроз навязчивых состояний, основной симптом — навязчивые мысли об убийстве, отчего женщина боится, что может действительно причинить кому-то вред. При этом, конечно, никаких предпосылок для этого нет, а напротив, она — верующий в Бога добрый человек, обладающая умением ценить жизнь и действительно смело можно сказать, что она никогда не убьёт осознанно и намеренно. Пациентка уже побывала везде, где только можно — искала помощи у врачей, в церкви и вот дошла до логотерапии. Женщина боится своих навязчивых мыслей об убийстве, они мучают её и не дают покоя, ей очень страшно из-за того, что она считает, будто бы может причинить кому-то вред, беспомощность вызывает сакральный ужас и изнуряет её. Терапевт объясняет пациентке основы — рассказывает о трёх измерениях (психическое, физическое, ноэтическое). А также применяет попеременную диагностику и даёт понять, что её воля — место свободное от страха, ведь она никогда в жизни не причинит никому вреда, так сам тот факт, что она сильно переживает из-за этого уже говорит об этом. И что именно она главенствует над мыслями, над симптомом и в её воле не плясать под его дудку, а наоборот, командовать им. Суть парадоксальной интенции — высмеивание страха, доведение его до абсурда, ведь нельзя бояться того, над чем смеёшься. Очень важный момент, который выделил терапевт — пациент не должен детализировать свой страх и развивать его, это только усугубит ситуацию (как произошло у пациентки сначала), необходимо доводить до абсурда и развивать именно сам факт, что пациентка может кого-то убить, то есть, высмеивать нужно не убийство, а именно мысль, то, что она в принципе возникла у неё. Также, я считаю важным отметить и то, что не надо бороться с навязчивыми мыслями и гнать их прочь. Всё это, наоборот, забирает энергию и человек чувствует себя бессильным. Одна из особенностей парадоксальной интенции — принятие своих мыслей, а не отрицание. А так, представим, что вы смотрите кино — абсурдное, гротескное кино. Конечно, также, для пациентки было важным осознание того, что она такая не одна и что она — вовсе не сумасшедшая. Терапевт чётко выделил все три этапа — дистанцирование — помог показать пациентке, что мысли — не главные, что они — лишь часть её, а не наоборот. Обьективирование (пациентка представила свой страх как монстра — Одили, маленький, зелёный и лохматый, в фиолетовых носочках), пародирование — гротескное развитие мыслей (убивать стариков по четвергам и т.д.). В результате пациентка смогла справиться со своими мыслями, да, они могут возникнуть и в дальнейшей жизни, но теперь женщина прекрасно знает, как работать с ними и что нужно сделать, когда маленький зелёный лохматый монстр вновь стучится в дверь — конечно же пригласить его на чай и непременно обнять! - и вот он уже бежит прочь, сверкая пятками. На мой взгляд, парадоксальную интенцию нельзя применять к фобиям, особенно если это страхи, вызванные глубокой травмой, как, например, страх прикосновения у жертвы изнасилования. Тут абсурдность может только усугубить ситуацию. В моей практике был случай, когда я могла применить метод парадоксальной интенции, жаль, не знала про него тогда. Пациентка — молодая девушка с ОКР и, разумеется, навязчивыми мыслями, они касались грязи и страха микробов. Она могла мыть руки по двадцать, а то и больше раз на дню и так далее. Можно было бы придать её страху форму, дистанцироваться от него и пародировать — высмеять его и это бы помогло. |