всампиртол. Учебный курс для магистров Учебно методическое пособие
Скачать 465.5 Kb.
|
Тема 10. Правовые системы дальневосточных стран Концептуальное изложение и методические рекомендации Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве»1. Для этой правовой семьи характерно: «1) использование общефилософских, нравственно-религиозных доктрин в качестве источников права; 2) признание нормативно-правового акта как источника права; 3) проведение кодификации законодательства; 4) рецепция романо-германской правовой модели в XIXв.; 5) отсутствие судебного прецедента в качестве организации и процесса как результат смешения традиций и новаций»2. Китай – это двухтысячелетняя империя, стала во многом культурно-правовым образцом для других стран региона. В результате синтеза конфуцианства и легизма в первые века нашей эры3 здесь обе социально ориентированные доктрины, ставящие во главу угла благо народа и государства, сумели, используя кнут и пряник, создать всеохватывающую систему образа жизни и организации управления. Детальнейший угловно-административный кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями Тан люй шу и (VII в. н.э.) из 502 статей был адресован в первую очередь чиновничеству, карая его представителей за нерадивую службу, но в то же время в нем содержались и нормы уголовного и гражданского права, адресованные всему населению. Он включал в себя следующие разделы: Наказания и нормы их применения. Охрана и обеспечение запретов. Служебные обязанности и порядок их исполнения. Семья и брак. Государственные конюшни и хранилища. Самовластные мобилизационные действия. Разбой и хищения. Драки и тяжбы. Мошенничество и подлоги. Разнородные уголовные установления. Задержание и побеги. Судопроизводство и тюремное содержание. Танский кодекс был лишь первым, хотя и самым значимым шагом, в систематизации китайского права – за ним последовали кодексы династий Сун, Мин, Цин. К сожалению, в XIX в. Китай вовремя не смог осуществить модернизацию общественного строя и государства, что повлекло за собой Синьхайскую революцию 1911-1913 гг. и раскол страны. Первоначальная рецепция иностранного права при гоминдане в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной, но после 2-й мировой войны Китай восстановил свой державный статус. Творчески используя рыночный механизм и национальные традиции, Китайская Народная Республика существенно продвинулась вперед. В сфере права используются эксперементальные законы, в борьбе с преступностью явка с повинной. Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые рассматривают в разы больше дел, чем суды1. В то же время проблемой Китая в будущем могут стать последствия заигрывания, а порой и прямой опеки «верхушкой государственного аппарата и спецслужбами КНР китайской организованной преступности вне пределов Поднебесной для достижения различных политических и экономических целей». По сути это возможная «пятая колонна», которая может дестабилизировать политический режим. Япония, испытывая островную изоляцию, хотя и находилась какое-то время под культурно-правовым воздействием Китая, развивалась вполне автономно и не создала бюрократически-правовых высококвалифицированных шедевров китайского образца. Государство здесь было намного слабее, а общество оказалось более сословным и замкнутым. Тем не менее, в раннее средневековье (начало VIII в. н.э.) принимается свод Тайхо, во многом напоминающий китайский Тан люй шу и. «Свод Тайхо в редакции Свода Ёро с небольшими изменениями и дополнениями действовал более тысячи лет, вплоть до эпохи Мэйдзи (1867-1912), что ставит его в один ряд с величайшими памятниками права». Этот свод «был прежде всего сводом синтоистского права. Не случайно первая статья Закона, закреплявшего структуру ведомств императорского договора, была посвящена Дзингикану – Совету по делам религии синто»1. К сожалению, до нас дошли только административные законы (Тайхорё), уголовные законы не сохранились (за исключением небольших фрагментов), но даже в таком виде памятник эпохи Тайхо (начало VIII в. н.э.) многое говорит о правовой жизни раннесредневековой Японии и представляет материал для сравнения с правовой действительностью Китая того же времени. Свод Тайхорё состоит из 30 разделов: Ранги и посты. Штаты ведомств. Штаты женского дворца. Штаты дворца наследника престола. Штаты дворцов царевичей и сановников. Синтоистское богослужение. Буддийские монахи и монахини. Крестьянские дворы. Земельные наделы. Налоги, подати, трудовая повинность. Государственные школы. Назначение и продвижение чиновников. Наследование. Аттестация и государственные экзамены. Жалование. Охрана царского дворца. Вооруженные силы. Правила этикета. Придворные деяния. Строительство и ремонт. Форма официальной документации. Казенные амбары и кладовые. Каменные конюшни и пастбища. Медицина. Отпуска и праздники. Похороны и траур. Заставы и базары. Аресты беглых. Уголовные дела. Разные законоположения1. Однако японская элита фактически не опоздала с началом модернизации в последние десятилетия XIX в. И удачно заимствовала опыт романо-германских стран. После поражения во 2-й мировой войне ей были навязаны многочисленные правовые рекомендации со стороны США, но общество, обновившись, фактически сохранило свою культурно-правовую самобытность. Хотя Конституция Японии и шесть основных законов (кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающие значение придается специальным законам – даже в кодификационных отраслях. Оптимально функционирует судебная система, в рамках которой определенные административные и кадровые функции осуществляет Верховный Суд. В то же время заметной особенностью Японии является отсутствие здесь присяжных, но здесь широко применяются примирительные процедуры, в которых реальными преимуществами обладает не сильная, а слабая сторона (например, должник перед кредитором)2. Согласно опросам общественного мнения изначально прибегнуть к судебному разбирательству предполагали только 8%, 43% посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% ограничился выбором частных переговоров между сторонами. Литература Анисимцев Н.В. Правовая система Японии. Краткий обзор//Юридический мир.2003. №6. С. 38-39 Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления// Государство и право. 2003, №6 Богуславский М.М. Проблемы международного частного права в законодательстве и договорно-правовой практике КНР // Советское государство и право. – 1987, №3 Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998 Воробьев В.М. Японский кодекс «Тайхо Epo pe» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990 Гражданское законодательство КНР М., 1997 Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал российского права. 2002, № 2 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998 Еремин В.Н. К вопросу о типологических характеристиках современного Японского права // Советское государство и право. – 1977, №3 Ерёмин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М., 1992 Еремин В.Н. Классификация права японскими юристами // Правоведение. 1977, № 1 Железняк О.Н. Судебная система Японии//Право и политика. 2004, №4 Имамов Э. З. К характеристике правосознания и права КНР // Советское государство и право. – 1988, № 4 Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981 Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.,1984 Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989 Корчагин А.Г., Иванов А.М. Организованная преступность в сфере экономики Японии. Правовые меры борьбы // Журнал российского права. 2000, № 4 Кузнецов В.С. Синьхайская революция в Китае // Вопросы истории. 2004 , №10 Куманин Е.В. Китайское право в условиях реформ // Советское государство и право. – 1988, № 9 Куманин Е,В, Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М., 1990 Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008 Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения .- М., 2002 Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: прошлое и настоящее // Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981 Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1975 Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997 Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. – М., 1984 Пиляева В.В. Гражданское и торговое право Японии. М., 2001 Радуль – Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., 1947 Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М., 2000 Сакаэ Вагацума, Тюру Ариидзуми Гражданское право Японии. Кн. 1 М., 1983 Салтыкова И.В. Семейные суды в Японии // Советская юстиция. 1972, №=17 Современное право Китайской Народной Республики. М., 1985 Тилле А.А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М., 1978 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996 Торговый кодекс Японии. М., 1993 Трощинский П.В. Юридическая ответственность по законодательству КНР // Журнал российского права. 2000., № 4 Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000 Юридическая жизнь в Китае. М., 1990 Тема 11. Мусульманское право и правовые системы Азии. Концептуальное изложение и методические рекомендации «Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые – это страны мусульманского, индейского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара»1. Наиболее ранняя и динамичная из всех мировых религий – ислам, которая стремительно распространилась в VII в. н.э. по Ближнему и Переднему Востоку, оказалась популярной среди завоеванных арабами народов. Хотя Коран считается первым и основным источником мусульманского права, на практике мусульманские судьи обращаются не к нему, а к трудам богословов-толкователей. Решающее значение имеют Иджма – согласованное заключение древних правоведов, и «кияс» как рассуждение в области права по аналогии. Что же касается государства в лице суверена-монарха, то оно издает лишь административные акты и осуществляет надзор за правильностью правосудия. Кроме того, в мусульманском праве широко используются обычаи и соглашения, которые позволяют обходить различные запреты и приспосабливать правовые нормы к изменяющейся жизни. Например, от запрета на аренду земли избавляются с помощью договора товарищества, а запрет ростовщичества обходится путем толкования, что он распространяется только на частных лиц, а не на банки. Заслуженным авторитетом по мусульманскому праву пользуются работы Сюкияйнена Л.Р. Обращаем также внимание на интересную статью Колесникова П.М. Литература Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 1983 Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999. Барковская Е.Ю. Мусвльманское право и правовая культура. М., 2001. Боронбеков С. Основные ценности ислама – объекты охраны шариата // Государство и право. 2003, № 2 Ван ден Берг Л.В. Основные начала мусульманского права. М., 2005. Володина Н.В. Теологическеая система государства и права: системно-правовой анализ современной исламской модели //Современное право. 2005, №12. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. – М., 1990 Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб., 2007. Королевство Марокко. Справочник. – М., 1991 Малайзия. Справочник. – М., 1987 Колесников П.М. Мусульманское право в правовых системах исламских государств: тенденции, современное состояние и перспективы развития//Право и политика, 2011, №2 Коран. – М., 1991 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008 Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения .- М., 2002 Мусульманское право (структуры и основные институты). М., 1984 Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. – М., 1987 Муромцев Г.И. Правовой статус личности в арабских странах // Советское государство и право. 1983, № 12 Мухаммад Ал-Хушани. Книга о судьях. – М., 1992 Пакистан справочник. – М., 1991 Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998 Родионов М.А. Ислам классический. СПб. 2001 Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993 Сигалов К.Е. Историко-правовые основания становления арабо-мусульманской цивилизации// История государства и права. 2006, №=11 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997 Сокийянен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996, №8 Турция. Справочник. – М., 1990 Фильштинский И. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). М., 2006. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000 Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личном статуса. СПб.. 2000 Хрестоматия по исламу. – М., 1994 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959 Шпилькова В.И. Младотурецкая революция. 1908-1909 гг. М., 1977 Тема 12. Влияние индусского права на правовое развитие Индии Концептуальное изложение и методические рекомендации Индуистское право, в отличии от мусульманского права, базируется не на молодой и динамично развивавшейся мировой религии, а на политеистической, локальной по ареалу своего распространения религиозной цивилизации, не признающей социальную мобильность и уж тем более – гражданское общество. В период британского колониального владычества в области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами английского общего права, но англичане не сочли возможным что-либо менять в индуистском семейном и наследственном праве. Индийское правительство после достижения независимости неоднократно и небезуспешно пыталось преодолеть сопротивление консерваторов-традиционалистов, принимая отдельные законы светского характера (о браке, о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и алиментах). При этом следует помнить, что на правовую жизнь Индии оказывало и оказывает влияние мусульманское право и мусульманские традиции, хотя «семьсот лет мусульманского правления в различных частях Индии, в том числе и в Дели, не привели к ее исламизации, как это произошло, например, в зороастрийской Персии, коптском Египте, христианской Албании и языческой Турции»1. Особая этно-религиозная и этнополитическая турбулентность Индии заставляет использовать здесь жесткие конструкции федерализма с широкими полномочиями центральной власти по отношению к штатам. В то же время в функционирования системы права и судебной системы значительное неформальное влияние сохраняют традиции индуизма, индийской общины и каст. Наиболее полно эти сюжеты показаны в монографии Н.А. Крашенинниковой «Правовая культура современной Индии. Инновационные и традиционные черты» (М., 2009). Литература Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. – М., 1986 Володин А.Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. – М., 1989 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998 Кашкин С.Ю. Основы государственного права Индии. – М., 1986 Кашкин С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской республики. – М., 1993 Кашкин С.Ю. Политический режим современной Индии // Государство и право. 1995, № 4 Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. – М., 1982 Крашенинникова Н.А. «Правовая культура современной Индии. Инновационные и традиционные черты». М., 2009. Куценков А.А. Эволюция индийской касты. – М., 1983 Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008 Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. – М., 1979 Никифоров Б.С. Уголовное законодательство Республики Индии. – М., 1958 Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993 Сен Д. От подчинения к независимости. – М., 1960 Ульянова А.П. Индия: правовое положение штатов. – М., 1970 Флорин В.Н. Государственный административный аппарат независимой Индии. – М., 1975 Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000 Черкасов А.И. Институционализация политических партий в Индии// Советское государство и право. –1986, № 12 |