Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие международного гуманитарного права.

  • Понятие прав человека.

  • Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

  • Понятие международных стандартов в области прав человека.

  • Общая характеристика международных документов в области прав человека.

  • Бирюков. Учебник 5е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор С. А. Егоров


    Скачать 2.68 Mb.
    НазваниеУчебник 5е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор С. А. Егоров
    Дата14.03.2023
    Размер2.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБирюков.pdf
    ТипУчебник
    #988629
    страница30 из 95
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   95
    Глава 11. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
    11.1. Международное сотрудничество в области прав человека
    Понятие международного гуманитарного права. Гуманитарная область международного сотрудничества охватывает широкий круг вопросов. В нее входит сотрудничество по вопросам науки,
    культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. В центре гуманитарного сотрудничества находятся права человека.
    Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам, образуют отрасль международного права, нередко именуемую международным гуманитарным правом и включающую в себя так называемое международное право прав человека. Иногда к международному гуманитарному праву относят лишь категорию норм международного права, имеющих целью гуманизацию вооруженных конфликтов (Женевское право).
    Понятие прав человека. Права человека с позиций международного права - это права,
    существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе.
    Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно зависит от уровня развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.
    В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином "права человека", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право,
    и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
    Термин "права человека" появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не упоминается. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства.
    В Конституции России употребляется выражение "права человека и гражданина".
    Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Концепций прав человека существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась.
    Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.
    Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим правам и свободам. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о
    соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуются уважение и соблюдение и других прав и свобод.
    Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как суверенное равенство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность,
    независимость и равноправие государств, т.е. на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.
    В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать прежде всего иную политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и поэтому не могут быть предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях. Сами по себе они могут и не являться признаком того, что в государстве сложилась обстановка, которая позволяет говорить о нарушении этим государством своих обязательств по Уставу ООН. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.
    То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его "права" на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека.
    Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к
    Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах так называемых частных жалоб (сообщений).
    В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений прав человека (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.
    Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах. Особенно это заметно во взаимоотношениях государств, входящих в Совет Европы, а также в рамках ОБСЕ, которой предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В документе
    Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 г. подчеркивается, что "вопросы,
    касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка".
    В этом же документе государства - участники заявили, что "обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".
    В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает,
    что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в союзных странах или даже
    вовсе их замалчивая и, наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идет о государстве,
    отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может не быть политическим именно потому, что это - часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть политизированным.
    Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Венская декларация и Программа действий, принятая Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего в Декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека.
    11.2. Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
    Понятие международных стандартов в области прав человека. Содержание принципа уважения прав человека составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, т.е. на которых распространяется их власть. Если исходить из дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права, то соответствующие права и свободы предоставляются государствами отдельным лицам и их группам (коллективам) посредством внутреннего права. Иными словами, прямо от международного сообщества индивиды и их группы никаких прав не получают.
    Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г. с принятием Устава ООН. В Уставе он не назван среди принципов международного права. Однако считается, что косвенно он закреплен в Уставе. В п. 3 ст. 1 Устава указывается, что одной из целей ООН является осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы,
    пола, языка и религии...". В ст. 55 Устава говорится о том, что ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". В
    Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. уже прямо говорится о принципе уважения прав человека.
    Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь,
    необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права.
    Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой,
    национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.п.). Стандарты могут быть универсальными,
    т.е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности,
    вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных,
    быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).
    В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по Пакту. Однако согласно ст. 4 недопустимо отступление от стандартов, запрещающих дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также закрепляющих право на жизнь, недопустимость пыток, рабства и т.д.
    Общая характеристика международных документов в области прав человека. Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части,
    где говорится о стремлении членов Организации "содействовать социальному прогрессу... при большей свободе".
    С учетом всех этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие
    международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов -
    резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер. К ним относятся
    Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и другие документы.
    Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих. Морально-политический авторитет многих из них очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Всеобщая декларация прав человека сыграла важную роль, в частности, еще и потому, что в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории прав человека. Постепенно положения
    Декларации превратились в международный обычай.
    Резолюции могут послужить основой для разработки международных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г. была использована при разработке
    Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.
    Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.
    Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это договоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 г.
    В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о придании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, т.е. максимальное увеличение круга их участников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены Совета Безопасности ООН (США,
    например, не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а Китай - еще и в
    Пакте о гражданских и политических правах).
    Своеобразный характер имеют документы, принятые в рамках общеевропейского процесса.
    Ряд их положений посвящены правам человека. В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. раскрыто содержание принципа уважения прав человека применительно к взаимоотношениям участников процесса.
    В акте имеется специальный раздел, посвященный гуманитарному сотрудничеству. Особо следует отметить документы, принятые на совещаниях Конференции СБСЕ по человеческому измерению,
    проходивших в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г. "Человеческое измерение" - термин, которым участники СБСЕ обозначили комплекс вопросов в сфере их взаимоотношений,
    связанных с правами человека. Конференция создала соответствующий механизм воплощения в действительность положений в области человеческого измерения.
    Документы СБСЕ (в настоящее время - ОБСЕ) носят политический характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями Поскольку руководители государств - участников СБСЕ (ОБСЕ) неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства государств международно-правового характера, поэтому положения указанных документов допустимо считать не только политическими, но и отражающими комплекс согласованных односторонних международно-правовых обязательств. Во всяком случае положения этих документов, относящихся к правам человека, принято считать региональными
    стандартами в области прав человека.
    Классификация прав человека. Согласно принятой в международных документах классификации права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Возможны и иные варианты классификации. Их можно подразделять на индивидуальные и коллективные. Приблизительно с начала 1970-х годов в международной практике получила распространение концепция "трех поколений" прав человека.
    Такой хронологический подход мотивируется тем, что вначале под правами человека имели в виду только гражданские и политические права (первое поколение). Это была, по мнению авторов концепции,
    идея, порожденная главным образом Великой французской революцией (т.е. вклад Запада в дело прав человека). Далее авторы концепции подчеркивали, что под влиянием СССР и его союзников в понятие
    прав человека стали включаться, начиная со Всеобщей декларации прав человека,
    социально-экономические и культурные права (второе поколение). И наконец, предлагается как вклад развивающихся стран рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие, право на здоровую окружающую среду и некоторые другие (третье поколение, или права "солидарности"). В
    принятой в 1981 г. Организацией африканского единства Африканской хартии прав человека и народов закреплены ряд прав народов (право на самоопределение, право на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, право на развитие и т.д.). Перечень прав третьего поколения пытались продолжить на неправительственном уровне. Но главная проблема, которая в связи с этим возникла и продолжает обсуждаться на межгосударственном и научном уровнях, - это проблема связи прав человека и прав народов.
    Очевидно, нельзя отделять права человека от
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   95


    написать администратору сайта