Главная страница
Навигация по странице:

  • Гносеологическая функция

  • Аксиологическая функция

  • РАЗДЕЛ II . ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

  • философия. Учебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеУчебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87
    Анкорфилософия
    Дата01.10.2021
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofiya_uchebnik._Antonov_E.A.doc
    ТипУчебник
    #240111
    страница8 из 31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31

    5. Предназначение и будущее философии, ее функции



    По мере восхождения к фундаментальным духовным потребностям человек переходит от мифологического и религиозного к философскому освоению мира. Именно его родовое стремление к рационально-понятийному постижению мира является источником философствования. Будучи специфической сферой удовлетворения духовных потребностей, философия дает нам возможность пережить всю полноту и радость бытия и осознать неизбежность ухода в небытие. Ее изучение доставляет не только интеллектуальное, но также нравственное и эстетическое наслаждение. Истинное предназначение философии состоит в возвышении человека и в обеспечении универсальных условий для его существования и совершенствования.

    Философия не является дисциплиной, которую можно было бы развивать, не думая о ее прошлом, о настоящем и будущем. Некоторые считают, что философия уже завершила свой путь развития и находится в процессе вырождения. Такое представление в значительной мере связано с состоянием общества, у которого не видят будущего. История показывает, что философия, постоянно возрождаясь на новых витках своего развития в невиданных ранее формах и обличиях, связывает свое собственное будущее с будущим всего общества или отдельных социальных общностей.

    Социальная ответственность философии за будущее человечества особенно возрастает в такие переходные периоды как наше время. Сегодня глубокие потрясения в социальной психике и идеологии требуют серьезных философских исследований. Поэтому выработка нового философского видения мира и перспектив нашего общества отвечает насущным потребностям современности.

    Будущее не является самодовлеющей величиной, а зависит от перспектив развития общества в целом. Известно, что значение философии на разных этапах истории и в разных культурах неодинаково. Деспотизму, фашизму и тоталитарно-бюрократическому социализму настоящая философия не нужна. Ни к чему она и обществу потребления, примитивно-рыночной системе, базарному своекорыстию и вседозволенности. Недаром она возникает и процветает в демократических обществах, ориентированных на духовную культуру.

    Будущее философии – это процесс все более полной реализации заложенных в ней потенциальных возможностей постижения мира и человека. Несомненно, что нет будущего у философии, которая не занимается проблемами выживания человечества и отдельных наций. Относительно будущего философии в нашей стране можно сказать вполне определенно: каково будущее российского общества, таково и будущее русской философии.

    При этом важно исходить из того, что положение философии в нашем обществе, ее призвание и роль тесно связано с национальным бедствием и крушением коммунистического идеала, к которому на протяжении десятилетий на пределе сил стремились предшествующие поколения.

    Более полное и конкретное раскрытие предмета, специфики философии и ее роли в обществе становится возможным благодаря обращению к ее функциям. Под функцией философии понимается ее однонаправленное отношение к внешним феноменам и к самой себе. Благодаря функционированию происходит экстенсивное и интенсивное развитие философского знания. Раскрытие функций философии является, по существу, более конкретным ответом на вопрос о ее предназначении и будущности.

    Исходя из специфики философии и в соответствии с двумя разными, относительно самостоятельными ее сторонами – теоретической и методологической – четыре главные функции философии: мировоззренческую, гносеологическую, аксиологическую и методологическую.
    На сегодняшний день наблюдается кризис прежних мировоззренческих структур, процветает безбрежный мировоззренческий плюрализм. И в этих условиях безмерно принижается значение мировоззрения. Однако, как справедливо замечает А. Швейцер, «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Именно поэтому «призвание каждого человеческого существа состоит в том, чтобы, выработав собственное мыслящее мировоззрение, стать подлинной личностью»1. Обоснованием жизненной позиции человека, различных социальных групп и общества в целом, их социальной и мировоззренческой ориентации занимается философия. В связи с этим важнейшей функцией философии в системе культуры оказывается мировоззренческая. Отвечая на вопросы «Что такое мир?», «Что такое человек?», «Каков смысл человеческой жизни?» и многие другие, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.

    Гносеологическая функция философии состоит в разработке общей теории познания, а также в том, она ориентирует людей на познание отношений человека к миру, на раскрытие природы и сущности мира и человека, обогащая людей соответствующими знаниями. Кроме того, она обобщает результаты различных наук и других областей познания и практики, занимаясь их интеграцией. Философия стремится к тому, чтобы любое препятствие рассматривать с точки зрения накопленного человеческого опыта, аккумулированного в философских идеях и принципах.

    Аксиологическая функция философии заключается в том, что в ее рамках разрабатываются ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности. Определяясь, в конечном счете, духовными потребностями своего времени, философия выполняет определенный социальный заказ в раскрытии смысла и целей человеческой жизни, в выработке новых ценностей и целей общества, способствуя поиску выхода из кризисной ситуации и рефлексии над различными альтернативами развития человечества.

    Для раскрытия специфики философии весьма важным является выяснение ее методологического значения. В зависимости от методов той или иной философии и способов их использования осуществляется реализация ее методологической функции.

    Правда, имеются философские направления, в частности – «критический реализм» (К. Поппер), которые отрицают саму возможность существования философского метода исследования.

    Тем не менее, такие философские школы, как прагматизм, феноменология и герменевтика, выполняя свою методологическую функцию, разрабатывают свое понимание методов познания и достижения истины. Наиболее интенсивно разработка методологической функции философии осуществлялась в тех философских направлениях, которые были ориентированы на науку и, в частности, в диалектико-материалистической философии.

    Здесь методологическая функция понимается шире, поскольку философия ориентируется на всю культуру.

    Исторически генезис методологической функции философии, ориентированной на всю систему знания, включая естествознание, протекал в русле «очищения разума» от «идолов» и поиска надежных критериев оценки научного знания. В этом плане важно отметить критику Ф. Бэконом «идолов» в познании. Если для XVII в. методологическая функция философии состояла в том, чтобы вооружить новую науку надежными ориентирами в познании, то сегодня формы методологической рефлексии над наукой все более усложняются и можно говорить об иерархии интегрирующихся философских методов.

    Весьма важной является прогностическая функция философии, поскольку выявление перспектив и создание моделей будущего отвечает ее сущностному и функциональному назначению. Вырабатываемые многообразные варианты философского видения мира помогают человеку лучше понимать свое предназначение в мире и адекватно, в соответствии со своей социальной сущностью, адаптироваться в нем.

    В заключение отметим, что философия выполняет также такие функции, как гуманистическая, культурно-воспитательная, логическая, эвристическая, координирующая, интегрирующая. Их многообразие обусловлено тем, что связи философии с жизнью весьма сложны и многообразны и по мере развития философии их число значительно возрастает, увеличивая тем самым и ее функции.
    РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


    написать администратору сайта