Главная страница

йцкен. Учебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация


Скачать 1.65 Mb.
НазваниеУчебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация
Анкорйцкен
Дата14.04.2022
Размер1.65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_╤Г╤З╨╡╨▒╨╜╨╕╨║.doc
ТипУчебник
#473741
страница18 из 37
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   37

Философия сближения позиций религии и науки
Наиболее авторитетное направление религиозной философии – неотомизм, продолжающий традицию Фомы Аквинского на модернизацию, обновление вероучения в соответствии с условиями современности и научного инструментария. Представители неотомизма полагают, что они в состоянии подняться над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. В основу всех неотомистских концепций положена тотальность чистого божественного бытия, порождающего многообразие творения. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фиксируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями к числу которых относится единство, истина, благо и красота. В неотомизме различается онтологическая и логическая истины. Первая –продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога; вторая –связана с познавательной деятельностью человека Познание характеризуется как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. Наука трактуется при этом как дающая лишь фиксацию и объяснение эмпирических феноменов, в то время как философия природы притязает на мировоззренческий синтез ее данных опираясь на метафизику.

Одним из наиболее интересных и известных результатов реализации такой программы является концепция Тейяра де Шардена (1881 - 1955), изложенная в его работе «Феномен человека» В основу его понимания человека положена концепция ноосферы, которую он выдвинул под впечатлением (как он сам об этом писал) от читанных В.И. Вернадским в Сорбонне в 1922-1923 гг. лекций по геохимии, проникнутых создаваемым им в это время учением о биосфере.

Тейяр де Шарден воспринял основную идею и аргументацию Вернадского в пользу огромной работы (в физическом смысле), осуществляемой живыми организмами по химической трансформации вещества наружных оболочек Земли, однако воспринял это слишком буквально. Отчасти виноват в этом оказался сам Вернадский. Он называл биосферой наружные оболочки Земли, охваченные жизнью, и акцентировал прежде всего работу собственно «живого вещества» (как он в противоположность косному веществу планеты называл совокупность организмов). Кроме того, в начале XX века еще очень мало было известно о глубоких недрах Земли и верхних слоях атмосферы. Поэтому в своих лекциях и книге «Биосфера» (1926) Вернадский занизил мощность биосферы. В более поздних работах он постоянно раздвигал границы биосферы, медленно, но верно превращая ее из области, охваченной жизнью, в область проявления последствий ее геохимической работы, источником которой является энергия солнечных лучей.

Таким образом, для Вернадского биосфера — прежде всего естественно-историческое, а именно — геологическое тело, наружная оболочка планеты, в свою очередь состоящая из нескольких геосфер: тропосферы с нижней частью стратосферы, жидкой гидросферы и значительной части земной коры, включая ее гранитно-метаморфический слой. Последнюю Вернадский называл областью «былых биосфер», подчеркивая этой метафорой непрерывность существования биосферы во времени. Поскольку именно в этой области человеческий разум, реализующийся в форме практической деятельности, уже стал могущественной геологической силой, для Вернадского ноосфера была прежде всего новейшей и последней стадией эволюции биосферы.

Для Тейяра де Шардена ноосфера, а до нее жизнь (биосфера — в их понимании) были последовательно надстраивающимися друг над другом в ходе эволюции Природы восходящими уровнями прогрессивного одухотворения первоначально косной материи. Отсюда их ноосфера — особый надбиосферный «мыслительный пласт», охвативший планету подобно тому, как некогда ее охватила жизнь

Главным достижением в подходе П. Тейяра де Шардена к ноосфере оказалось как раз то, чего недоставало в подходе В.И. Вернадского. Он нашел внутренний источник разума — рефлексию. Этим словом он называл способность сознания «сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом» мысли, «способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь». Человек, охватывая своим рефлексирующим разумом не только себя, но всю окружающую его Природу, в известном смысле становится средоточием Вселенной, приступившей с его помощью к самопознанию и тем самым к самосознанию самой себя.

В принципиальном решении проблемы разума Тейяру де Шардену несомненно помогли глубоко пережитая им вера, религиозная культура и теологическое образование.

Основным пороком ортодоксальной томистической доктрины Тейяр де Шарден считал ее статичность, которую стремился преодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении Богом первочеловека — родоначальника всего человечества, считал, что человек — наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции неорганического мира. Различал три последовательные качественно разные стадии эволюции: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера).
Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Тейяр де Шарден определял свою философскую позицию как «монизм». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия. Духовное начало имманентно всему сущему: как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже молекуле и атому. В живой материи сознание обретает психическую форму. В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»).
Движущей силой эволюции является целестремительное сознание («ортогенез»). Эволюция принимает телеологическую форму: ее конечная притягательная сила — вершина прогресса — «точка Омега» (символическое обозначение Христа). «Космогенез» превращается в «христогенез».
Появление человека — не завершение эволюции, а ключ к возрастающему совершенствованию мира. Очеловечивание Сына Божия (Тейяр де Шарден оспаривает рождение Иисуса девой Марией) выражает исключительную роль человека в дальнейшей эволюции. Существующий мир несовершенен. Человеческие страдания, символизируемые распятием Христа, — символ активного содействия человека совершенствованию бытия. Самосознание — источник «персонализации» — влечет за собой стремление к «социализации», понимаемой как «единодушие».

Несколько с другой стороны подошел задаче создания целостной мировоззренческой концепции, устраняющей разрыв богословия с повседневной жизнью Тиллих (1886 - 1965). Он стремится построить универсальную теологическую систему, охватывающую проблемы онтологии, экзистенциальной антропологии, философии истории и культуры.

Соединить натуралистическое обоснование идей, почерпнутых из философии жизни и выразившихся в знаменитом тезисе «благоговения перед жизнью» предлагает Швейцер (1875 – 1965) На этой основе он мечтает сформулировать основные правила новой этики, сочетающей представление о божественном происхождении человеческого духа с призывом к гуманизму и творческой активности.

Картину современной философии следует дополнить движением постмодернизма, представленным множеством школ, которых при всем различии характеризует общая направленность на пересмотр глубинных структур, определяющих как человеческое бытие, так и мышление.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   37


написать администратору сайта