Главная страница

йцкен. Учебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация


Скачать 1.65 Mb.
НазваниеУчебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация
Анкорйцкен
Дата14.04.2022
Размер1.65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_╤Г╤З╨╡╨▒╨╜╨╕╨║.doc
ТипУчебник
#473741
страница25 из 37
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37

Антропология как философия будущего (Л. Фейербах)



Исторический экскурс показывает, что каждая последующая эпоха пересматривала концепцию человека, однако до сих пор нельзя сказать, что наука и философия выяснили, в чем же состоит сущность человека. Более того, множество трактовок лишь приводило к тому, что человек рассматривался исходя из общих абстрактных принципов, а не из своей сущности. Поэтому начиная с XIX в. с особой актуальностью в философии ставится вопрос о человеке, более того, Л. Фейербахом провозгласил антропологию единственной философией, необходимой человеку. Абстрактная философия не приносит пользу человеку, и поэтому философия должна стать антропологией.

По сути все произведения Фейербаха в той или иной мере связаны с проблемой человека. В своих работах «Против дуализма тела и души, плоти и духа» и «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии» Фейербах продолжает развивать сенсуалистическую концепцию человека философов эпохи Просвещения. Он заявляет, что «истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология; истина – только антропология, истина только точка зрения чувственности, созерцания, потому что только эта точка зрения дает мне целостность и индивидуальность»47. Человек постигается через чувственность, и в этом состоит его сущность: «Чрез то только человек и есть человек, что он – не ограниченный, как животное, а абсолютный сенсуалист, что его чувства, его ощущения обращены не на это или то чувственное, а на все чувственное, на мир, на бесконечное»48.

В «Сущности христианства» Фейербах видит отличие человека от животного прежде всего в его сознании. Причем в традициях немецкой классической философии под сознанием он понимает способность понять сущность себя как человеческого рода. Именно это раздваивает жизнь человека на внешнюю и внутреннюю.

В этой внутренней жизни человек имеет представление о бесконечной сущности. Но конечное существо, по мнению Фейербаха, не может иметь представления о бесконечном, поскольку его сознание ограничено его миром. И если до Фейербаха это было доказательством существования Бога (например, у Декарта), то Фейербах делает другой вывод: если человек имеет представление о бесконечной сущности, значит, его собственная сущность является таковой. При этом Фейербах имеет в виду, что человек является бесконечным существом не как индивидуум (который, естественно, конечен), но как человеческий род.

В качестве отличительных признаков сущности человека Фейербах выделяет три характеристики: разум, волю и сердце. Именно они расшифровывают совершенство сущности человека. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? – задается вопросом Фейербах – Разум. Любви? – Любовь. Воли? – Свобода воли. Таким образом, все эти способности человека существуют не для чего-то другого, а лишь для себя. Но существование ради себя самого – это признак совершенного существа (его сущность заключается в его существовании). Таким образом, разум, любовь и воля – это божественные силы, которые составляют сущность человека и управляют им (человек не может противостоять любви, воли и разуму). Таким образом, человек обладает по сути божественной сущностью.

Фейербах замечает, что по тому, как человек воспринимает тот или иной объект, можно сказать о самом человеке. Наиболее показательной в этом плане, говорящей более всего о сущности человека является религия как объект внутренний и наиболее близкий человеку. Фейербах приходит поэтому к выводу, что сознание бога есть самосознание человека, познание бога – самопознание человека. Следовательно, человек поклоняется собственной сущности. Понятие о боге возникло, таким образом, когда человек объективировал свою сущность, искал ее вне себя, прежде чем обратиться к себе. Отсюда Фейербах выводит антропологическую сущность любой религии: в ней человек объективирует вне себя то, как он понимает свою сущность, и абсолютизирует ее. Таким образом, он поклоняется Богу как абсолютному Добру, Справедливости и т.д. – то есть по сути человеческим качествам.

Поскольку человек приписывает богу свои свойства, сущность и сознание религии, таким образом, по Фейербаху, исчерпывается тем, что заключается в сущности человека, его сознании и самосознании. Например, когда человек начал строить жилища, он начал строить и храмы, когда появились представления о морали, боги тоже стали моральными. Но бог является выражением не сущности отдельного человека, а родовой сущности человека, неограниченной временными рамками. Поэтому и богу приписывается бесконечное многообразие свойств, являющееся выражением свойств бесконечного числа индивидов человеческого рода.

Поскольку религия является выражением сущности человека, она является неотъемлемым свойством бытия человека. Поклоняясь богу, человек по сути поклоняется самому себе. Объективация человеческой сущности в виде христианства, по Фейербаху, исчерпала себя, человек должен перестать объективировать свою сущность в понятии бога. Он должен обратиться от познания бога к познанию напрямую собственной сущности. Поэтому главной задачей будущей философии Фейербах считает разработку антропологии как учении о сущности человека.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37


написать администратору сайта