Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы

  • ТЕМА 11. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

  • йцкен. Учебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация
    Анкорйцкен
    Дата14.04.2022
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_╤Г╤З╨╡╨▒╨╜╨╕╨║.doc
    ТипУчебник
    #473741
    страница23 из 37
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   37

    Концепция глобального эволюционизма как неклассическая модель теории развития в философии


    В XX столетии проблема развития мира вышла за рамки философии, с одной стороны, с другой стороны, – за пределы отдельных областей знания (например, космологии или биологии). В неклассической научной парадигме эта проблема является одной из краеугольных и в философии (неоэволюционизм и постмодернизм), и в науке в целом (проблематика концепции глобального эволюционизма), и в отдельных науках (проблема эволюции жизни в биологии или проблема происхождения солнечной системы в космогонии). Другими словами, проблема развития в современной философии и науке получила статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.

    Особенностью современного подхода к проблеме развития мира является трансформация принципа антропоцентризма. В составе концепции глобального эволюционизма этот принцип обрел новую форму и занял в ней одно из центральных мест. В самом общем виде суть современной интерпретации антропоцентризма можно выразить так: человек является эндогенным образованием по отношению к миру в целом и той его части, которую называют природой.

    Одной из форм антропоцентризма выступает так называемый антропный принцип в космологии (АПК): «Мир таков, потому что существует человек». Действительно, в известной нам области мира – нашей Вселенной – основные параметры ее существования согласованы настолько « ювелирно», что только при этом наборе фундаментальных характеристик и возможно появление и развитие жизни, тем более разумной. Так что человек не есть случайное явление. Он есть результат направленного мирового процесса самоорганизации, причем с бесконечно возрастающей «многоканальностью» согласования его параметров и уменьшающейся степенью стабильности существования новых более сложных форм существования.

    Однако не следует абсолютизировать указанный выше аспект. В современных условиях цивилизационного кризиса на первый план выходит обратная сторона антропоцентризма: «существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть». Это означает, что есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего его мира. Сегодня, как никогда, эти пределы буквально ощутимы. Всякая экологическая проблема и есть зримое выражение этих пределов.

    В связи с вышесказанным, принцип антропоцентризма приобретает новое содержание. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он есть «вершина» эволюционного процесса, ведь эта «вершина» может рухнуть по причине своей собственной несостоятельности, а потому, что человек может стать фактором направляемости или управляемости развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности глобальной системы «общество – природа».

    Концепция глобального (универсального) эволюционизма есть современная форма конкретизации философского учения о развитии мира. Следует помнить, что «все течет, все меняется », как утверждал Гераклит. Поэтому место человека в мире и его отношение к нему в будущем будет так же меняться, а значит и само учение о развитии мира будет обогащаться новыми аспектами, новыми позициями видения мира. Но одно останется неизменным – само развитие мира, которое постоянно требует как философского, так и конкретно-научного осмысления.

    Новое понимание антропоцентризма в соединении с современными взглядами на развитие нашло свое воплощение в теории устойчивого развития, ядром которой является идея коэволюции природы и общества. Сущность последней состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальными законами природы параметры и механизмы развития человеческой цивилизации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что развивается не только явление, но и сущность, лежащая в его основе. Так, например, сегодня констатируется, что период становления и развития постиндустриального общества характеризуется интенсивным обменом между людьми не веществом и энергией, а информацией, которая становится основным объектом человеческой деятельности. Вещество же и энергия становятся средствами оперирования информацией. Если учесть тенденцию развития информационных технологий – снижение вещественных и энергетических затрат на производство, то можно прогнозировать уменьшение антропогенных нагрузок на окружающую среду, что должно привести к снятию остроты экологических проблем в традиционном смысле. Но вместе с тем, можно предположить появление экологических проблем иного рода, например, загрязнения информационного пространства.
    Контрольные вопросы

    1. Философское учение о развитии мира: история и сущность

    2. Объективное и субъективное в диалектике

    3. Основные законы и категории диалектики

    4. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма
    Литература

    1. Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. – М.: ИД "Новый век", 2006.

    2. Армстронг М. Управление человеческими ресурсами : пер. с англ. / М. Армстронг. – М.: ИПФРА – М., 2007.

    3. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов: «Научная книга», 2002.

    4. Диалектическая культура мышления: История и современность / Под ред. А.А. Королькова. Н. Н. Ивановой. СПб., 1992.

    5. Кутырев В. А. Универсальный эволюционизм или коэволюция // Природа. 1988. № 8.

    6. Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории / П. Н. Федосеев, И. Т. Фролов, В.А. Лекторский и др. 2-е изд., доп. М., 1985.

    7. Мировая цивилизация: Проблемы развития: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Я. Росенко и др. СПб., 1995.

    8. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

    9. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции. // Вопр. философии. 1998. №8.

    10. Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспек­тивы / Российский открытый университет. М., 1991.

    11. Спор о диалектике // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 118 - 183.

    12. Степин B.C. Динамика научного знания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

    13. Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция / Степин В.С.-М.: Прогресс-Традиция, 2004.

    14. Степин В.С., Розов М.А., Горохов В.Г. Философия науки и техники. М., 1997.

    15. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ.- М.: Мир, 1991.

    16. Человек – Философия – Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 т. Т. 5. СПб., 1997.


    ТЕМА 11. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   37


    написать администратору сайта