Главная страница
Навигация по странице:

  • 17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

  • Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд»

  • Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет

  • В-третьих

  • Труд как ценность Отметим содержательный блок, фокусирующий в себе всю совокупность названных отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Ценностное отношение к Труду

  • 17.3. Программа воспитания и субъекты воспитания

  • Программа — это очерченный круг содержания деятельности, оформленный

  • Субъект воспитания — педагог высокого профессионального уровня, способный

  • Заместитель директора по учебной работе

  • Классный руководитель (педагог группы)

  • Преподаватель (школьный учитель)

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Кыргыз тилим менин мекеним. Учебник для студентов педагогических учебных заведений


    Скачать 2.77 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов педагогических учебных заведений
    АнкорКыргыз тилим менин мекеним
    Дата28.10.2022
    Размер2.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPedagogika_Pidkasistyy-P-I.pdf
    ТипУчебник
    #759955
    страница34 из 40
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   40
    Глава 17. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
    ПРОЦЕССА
    17.1. Проблема содержания воспитательного процесса
    Содержание воспитательного процесса — это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.
    Когда двое делают одно и то же, то это не одно и то же — свидетельствует латинская пословица, указывая на скрытое разное содержание одних и тех же действий разных людей.
    Посмотрим на людей вокруг и попробуем определить, чем наполнены их действия
    «здесь и сейчас». А потом обратим внимание на себя и спросим, чем наполнена наша деятельность «здесь и сейчас».

    Как ни странно, ответить на вопрос, что же составляет содержание его работы с детьми, нелегко
    1
    , ибо этот вопрос касается нашего общего представления о содержании человеческой жизни, существующего в своих двух полярных решениях. Древнегреческое
    «Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?» отражает эти два противоположных подхода.
    Если мы примем решение, что человек существует во имя того, «чтобы есть», то жизнь, по нашим предположениям, наполняется предметной озабоченностью самого факта существования, добыванием средств жизни.
    Если мы избираем прямопротивоположное решение, полагая, что человек «ест, чтобы жить», то за пределами средств существования («ест») раскрывается иное содержание жизни, а предметная деятельность по обеспечению средствами существования приобретает статус условия, но не цели.
    Немецкий, а затем американский философ и психолог Эрих Фромм говорит о принципиальном отличии человеческой ситуации жизни от ситуации жизни животного.
    «Животное довольно, если удовлетворены его физиологические потребности, — пишет он, — ...но в той мере, в какой человек является человеком, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно, чтобы сделать его счастливым (разрядка наша. — Н.Щ.) (Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1993. С. 12). Проблемы человеческой жизни решаются в сфере отношений к миру и отношения человека к самому себе. Нет конца в этом постижении проблемы своего существования, в желании человека стать создателем собственно жизни, которая никогда не будет удовлетворять человека, а будет двигать его к решению новых и новых проблем.
    Ребенок, вводимый педагогом в эту «человеческую ситуацию», вводится именно в сферу отношений. Предметное наполнение их взаимодействия (учение, труд, бытовое обустройство и прочее) разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой.
    Педагогически организуемая жизнь ребенка — это та же жизнь, что ведут люди на земле, но только обогащенная постижением отношений к миру, выработанных на протяжении истории человеческого развития. Разумеется, можно не приучать детей говорить «спасибо», подавать даме руку, быть честным и мужественным, любить и оберегать красоту... — но тогда взращивание ребенка не обретает имени воспитания, а взрослый человек, целиком поглощенный предметным результатом взаимодействия с детьми (выучили правило, спели песню, съели обед, поставили спектакль), не называется педагогом.
    Секрет истинного воспитания — наполнять содержанием любой вид деятельности и выстраивать методику, исходя из содержания. Содержание обусловлено мотивацией деятельности.
    Спросим себя, во имя чего мы читаем, идем на танцы, отправляемся гулять, изучаем иностранный язык — так мы выявляем содержание собственной деятельности.
    А.С. Макаренко первым из педагогов провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взаимодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром. Оно, отношение, есть то, ради чего приходит ребенок в школу, бежит к друзьям, отправляется в студию,
    возвращается домой и вновь покидает семью, чтобы в поисках проживания отношения пережить удовлетворение жизнью, то есть пережить момент счастья
    2
    Мы часто ошибочно предполагаем, что дети в школу «приходят за знаниями», а не за проживанием самых разнообразных, острых, неожиданных, ярких отношений.
    Наше иллюзорное представление о том, что подростки хотят танцевать, требуя дискотеки, немедленно рассыпается, когда театральный спектакль, музыкальная гостиная, весенний бал, спортивный калейдоскоп, конкурируя с дискотекой, легко замещают желаемое: детям важно проживаемое отношений во время совместных ритмических движений — поэтому любой окультуренный вариант их потребности будет ими принят, если он наполняется проживанием отношений.
    Проверим себя еще раз:

    альпинисты взбираются на вершину за... проживанием отношения;

    балерина в ежедневном экзерсисе упорно упражняет свое тело, чтобы... пережить на сцене краткий миг отношения;

    сантехник возится долго с механизмами, чтобы... прожить короткое удовлетворение, когда наконец краны, пружины и винты заработают слаженно и красиво;

    ученик усердно разрисовывает лист, чтобы по окончании действий... пережить спектр удивительных отношений.
    Средства жизни и содержание жизни животного подведены под единый знаменатель приспособления, адаптации: ловля мышей для кошки — это и средство, и содержание ее существования; в пении птиц соединены средство существования птицы и содержание ее жизни. Лишь у человека разведены и автономны средства жизни и содержание жизни, а вернее, потенциально могут быть автономны — в зависимости от меры духовного развития человека, меры его свободы от инстинктивной природы.
    17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
    Если содержание жизни современного человека составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.
    Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности).
    Прожить отношение — это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я».
    Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет
    прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение, и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть дисгармоничность субстанции
    3
    отношения. Дисгармоничность отношения — основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение), и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, — это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. «Ум с сердцем не в ладу» — это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши.
    Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда такой итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.
    Профессиональное мастерство педагога предполагает умение воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонизирует формирующиеся отношения, содействуя единству его содержания и формы.
    Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.
    Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого
    уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд»,
    «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой
    отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»... когда
    само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями
    называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.
    Ценностные отношения носят обобщающий характер и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.
    Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.
    Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением («благоговением» — говорил А. Швейцер)
    4
    к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

    Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.
    Человек как ценность
    Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он — цель и мера всех вещей. Только «воочеловеченный» мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни.
    Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет
    фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения — «другой человек». Расширенное толкование понятия «человек», философское толкование феномена «человек», когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании
    5
    Что означает принять человека как ценность?
    Во-первых, обнаруживать его присутствие в окружающем мире:
    — Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..
    — Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...
    Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:
    — Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!
    — Никого ни о чем не просим — лишь высказываем свое желание!..
    — Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..
    В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:
    — Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...
    — Наш школьный дом нуждается в заботе...
    В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:
    — Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..
    — Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...
    — Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

    В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:
    — Будем учиться, чтобы стать созидателями...
    — Наш спектакль доставит радость людям...
    — У нас есть руки и есть сила - почему же мы ходим по грязной дороге?..
    В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования.
    Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.
    Девочка-японка играет Шумана, мальчик-француз исполняет Чайковского,
    подросток из Голландии ведет на скрипке волшебные мелодии Паганини... - это разговор
    Человека с Человеком.
    Ученик у доски решает задачу, и в классе очень тихо - все наблюдают движение
    мысли Человека.
    На школьный завтрак группа приходит точно в назначенное время: чтобы не
    сбивать ритма работы поваров и не лишать необходимых минут отдыха человека -
    данная точность является знаком уважения труда Другого.
    Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности,
    признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни
    6
    . Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.
    Жизнь как ценность
    Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.
    Приведем примеры реального воплощения ценностной ориентации на жизнь в
    контексте повседневных занятий с детьми.

    Учитель приносит маленький подснежник: «Смотрите - пробуждается вновь
    жизнь!»
    Тренер сообщает: «Будем учиться падать. Жизнь надо уметь беречь».
    Бабушка внуку: «Не пугай птиц. Они тогда дольше проживут».
    Педагог: «Устали? Сделаем перерыв. Нельзя на плаху обучения складывать наши
    жизни».
    Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за пределы ее далеко, где тоже течет жизнь и в закономерном движении рождаются, умирают и вновь рождаются носители жизни: жизнь океана, жизнь леса, жизнь реки, жизнь степи, жизнь гор, жизнь земли, жизнь планеты, жизнь звезды... Нельзя сужать формирование уважения к жизни до запрета «не убивай». Нормативность всегда порождает противодействие. К тому же дети очень рано обнаруживают жестокий закон жизни, когда одна жизнь существует за счет другой: волк поедает зайца, кошка ловит мышей, человек поедает птиц, рыб, коров, свиней.
    Каннибалы африканских племен на укор «Как вам не стыдно поедать человека» отвечали резонно: «А европейцы убивают друг друга и даже не поедают!»
    Декларируя ценность жизни и утверждая ее неприкосновенность, человек тем не менее не разрешил жуткого противоречия, заложенного в ходе самой жизни: одна жизнь должна угаснуть, чтобы расцвела другая; одна жизнь послужит средством жизни другой; отстаивая свою жизнь, кто-то вынужден пресечь жизнь другого.
    Нельзя умалчивать о противоречиях жизни. Но момент обостренного внимания и обсуждения страшных сторон жизни следует оттянуть как можно дальше от розового детства и болезненного отрочества к юности — периоду гармонического равновесия.
    Сначала следует позаботиться, чтобы ребенок полюбил жизнь, принял ее как таковую и научился бережливому к ней отношению. Дисгармонию жизни он сможет понять, лишь укрепив разум, выработав рассудочное, базирующееся на интеллекте отношение к жизненным явлениям.
    Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях «счастье», «свобода», «совесть»,
    «справедливость», «равенство (полноправие)», «братство», указывающих на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни с этими характеристиками, так чтобы в итоге к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор: жаждут ли они свободы как безграничного своеволия или свобода предполагает их интенсивные духовные усилия по осознанию жизненного выбора; хотят ли они счастья быка, попавшего в огород с бобами, или мечтают об упоении творчеством вместе с людьми и для людей; будут ли они выстраивать свое поведение с учетом того, как это сказывается на окружающих (по совести), либо направят силы лишь на удовлетворение личных интересов. Как видим, введение в содержание воспитания ценностного отношения к Жизни образует огромный блок (столь же широкий, какой выстраивается вокруг ценности «человек») отношений, обусловливающих частные проявления ребенка. Разумеется, конкретное поведение в конкретных обстоятельствах нуждается в корректировании педагога, ибо ребенок мал, слаб и неопытен, но стержневое
    отношение, направляющее его разум, волю и чувство, станет исходным для решения жизненной задачи.
    Маленькая девочка, слыша, как родители обсуждают необходимость вымыть
    домашнего кота, явившегося с прогулки, говорит: «Я думаю, он не согласится». И в этой
    фразе прослеживаются основы воспитания этой неизвестной нам девочки: уважение к
    жизни, к самочувствию живого существа, признание права на выбор (для нее кот - тот
    же человек, только иного стиля жизни), ориентация на состояние «другого»,
    сопереживание ему. Вероятно, принципиально таким же будет у нее отношение и к
    собаке, слону, дереву, цветку, но и к человеку тоже - как носителям Жизни.
    Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью «Общества», а вернее, «сообщества»,
    всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не взойти на ступень современной культуры — только в социальном контексте можно освоить, усвоить и присвоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком.
    Н.Г. Чернышевский говорил, что мы все должники человечества за свое умственное развитие. Перефразируя, скажем так: мы все должники общества за наше личностное развитие.
    Общество как ценность
    Формирование ценностного отношения к обществу — столь же последовательный и поэтапный процесс. Общество выступает для ребенка сначала в виде общепринятых нормативов («все так», «так надо», «так нельзя»), регуляторов его поведения в социуме.
    Затем раскрывается для него связь текущей жизни за счет распределения социальных ролей Человека в обществе («пассажиры» — если есть «водитель»; «жители дома» — если есть «строитель»; «ученики» — когда есть «учитель»; «зрители» — когда есть «артисты» и т.д.). Позже дети знакомятся с правовой основой общества и политическим устройством.
    Образ социального устройства (кому как живется, в зависимости от социального положения; кто обладает властью; какие взаимосвязи власти и народа и т.д.) формируется под влиянием жизненного опыта, пережитых впечатлений, социально-политической информации, падающей на ребенка по самым различным каналам социальных коммуникаций. Юность склонна к вопросу персоналий, ее занимает величие, слава, масштабность личности, способной вести за собой людей и изменять жизнь общества, поэтому неизбежным содержанием воспитания становятся отношения к исторической фигуре, ведущей историческое социальное развитие либо решительным образом повлиявшей на социальные повороты. Для выпускника школы, готовящегося переступить порог в самостоятельную взрослость, актуальна проблема его личной роли в обществе: мое «Я» и общество. Нельзя миновать в работе с детьми и вечной проблемы идеально справедливого общества, над которой веками бьется человеческая мысль и которая от века к веку порождает мечту и реальное движение людей к переустройству общества.
    Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине, сообществу людей, среди которых человек вырос и познал счастье жизни. Патриотическое (гр. patriotes — земляк, patris — родина, отечество) отношение — это любовь к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни.
    Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим землям, нациям, странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту
    жительства, к людям его, на изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное — на желании споспешествовать благу Родины.
    Формирование патриотизма всегда было проблематичным для научного анализа. В этом процессе есть что-то не поддающееся строгому алгоритмическому подходу, процесс как бы ускользает в таинство от холодного глаза исследователя и предстает как нечто интимное, не позволяющее себя выставлять для рассмотрения.
    Патриотизм как ценностное отношение к отечеству есть интегральное отношение, включающее в себя широкий круг отношений и базирующееся на сформированных данных отношениях: отношение к людям, к природе, к языку, литературе и искусству, истории страны своей, к символике государственной, к выдающимся людям как представителям родины, к достижениям науки и всем событиям, протекающим в отечестве, горестным, трагическим и радостным, воодушевляющим. Поэтому патриотическое воспитание должно быть очень тонким, не прямолинейным - скорее, апеллирующим к уму и чувству ребенка, чем предписывающим уму и действиям ребенка соответствующие нормативы.
    Труд как ценность
    Отметим содержательный блок, фокусирующий в себе всю совокупность названных отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Ценностное отношение к Труду
    7
    материализует всю сумму вышеназванных отношений. Прямым и окончательным способом наши отношения к человеку, обществу, родине и жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли «homo faber», «человека делающего», либо в
    роли «homo usuris», «человека берущего». Характер труда, качество труда, усилия в труде, мотив труда, место труда в режиме существования - все это, скорее, проекция указанных отношений человека к людям, обществу, родине, жизни как таковой и своему «Я», которое решительным порядком выразит себя именно в творчестве, утвердит свою неповторимость и уникальность в созидательной деятельности, чем автономное отношение, независимо формирующееся как некое трудолюбие. Любят не «труд», любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом. Отношение к труду - вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности. В первую очередь, — человека.
    Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям
    (природа не оснащает человека любовью к физическому, психическому, интеллектуальному напряжению) и основательного обучения его навыкам труда. Не случайно педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания.
    Природа как ценность
    Значительным содержательным блоком является система отношений к Природе как таковой во всех ее проявлениях. Природа - дом, в котором располагается и живет человек вместе с фауной и флорой. Он черпает средства существования из природы как из источника жизни. Но человек, этот создатель культуры в доме природы, будучи носителем сознания и творцом, несет ответственность за сохранность природы, ее преумножение.

    Ценностное отношение к природе предполагает осмысление человеком значимости природы: для его жизни и счастья, для здоровья и присутствия красоты в жизни, для радости восприятия и общения с представителями фауны и флоры. Для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, а также для ощущения себя частью природы и продуктом природы.
    Располагаясь в природном пространстве, человек со временной цивилизации лишает себя непосредственного общения с природой, возведя города. Урбанизация воздвигла стену между человеком и природой. Поэтому воспитание выдвигает в качестве отдельной задачи формирование отношения к природе и потребности детей в постоянном общении с природой. Влияние такого общения носит эстетический характер (красота природного мира!), эстетический характер (уважение всего живого на земле!), философский, характер
    (общие законы устройства мира иллюстрируют представители флоры и фауны), правовой характер (кому принадлежат природные богатства?) и психологический характер
    (успокоение и утешение дает гармония природы).
    Природа предстает перед человеком в своем целостном виде — когда человек выходит из города на лоно природы, но она может предстать перед человеком в виде ее отдельных элементов, например, цветы в доме, животные рядом, газон вокруг дома.
    Нельзя исключать и опосредованное общение с природой — через общение с произведениями искусства, через восприятие художественного текста, а также путем воссоздания картин природы в памяти и воображении детей, на рисунках и в стихах.
    Выделяя человека как разумное и сильное существо, нельзя не принять мысли об ответственности человека за сохранность природы как наивысшей ценности, без которой и вне которой нет жизни человека на земле.
    Формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели —
    те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Так как мера сформированности ценностных отношений различна в силу комплекса самых разнообразных факторов и бесконечного ряда индивидуальных отличий, то и качеств оказывается чрезвычайно много. Они укладываются в широкий спектр между двух
    полярных величин: от «индивидуализма» до «альтруизма», от «скупости» до
    «щедрости», от «жестокости» до «любви», от «пессимизма» до «оптимизма», от
    «анархии» до «пунктуальности», от «разнузданности» до «пуританства» и т.д.
    Распространенной ошибкой практики воспитания является подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности: педагог направляет свое внимание на наличие у детей конкретных качеств, пытается их развить, сформировать, укрепить, не замечая, что качество личности это следствие существующих у
    личности отношений к чему-либо, и формирование желательного следствия
    бесперспективно. Например, нет смысла формировать дисциплинированность, если не развивать уважительного отношения к людям и себе как человеку. Не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувства красоты. Напрасны усилия по формированию ответственности, пока не развивается у ребенка самоуважение и достоинство. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.
    Качества человека и есть не что иное, как устойчивое отношение к какому-то определенному объекту. Выявить этот объект отношения — значит найти истоки личностного качества.

    Но столь же неразумным оказалось бы беспокойное желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений.
    Иерархичность ценностей исключает надобность такого беспокойства. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего. Правда, обязательность такой связи решительным образом зависит от создания программы воспитания детей.
    17.3. Программа воспитания и субъекты воспитания
    Вопрос содержания воспитания и вопрос программы воспитания неразрывно связаны. Программа — это то, что необходимо выполнить для достижения результата.
    Содержание — то, чем необходимо наполнить деятельность при выполнении запрограммированного. Программа фиксирует, обозначает, очерчивает, оформляет содержание. Если упустить вопрос содержания, то бессмысленна попытка составить программу. Однако, без программы нет достижения цели, поэтому осмысленная цель всегда ведет человека к составлению программы через определение содержания его целенаправленной деятельности.
    Программа — это очерченный круг содержания деятельности, оформленный
    точными положениями, практическое воплощение которых обеспечивает
    ожидаемый результат. Программа воспитания — это осмысленное, отобранное,
    оформленное содержание воспитательного процесса.
    Практикуется работа с детьми без программы, а значит, существуют и педагоги, отвергающие необходимость ее. Беспрограммное воспитание может быть, на поверхностный беглый взгляд, очень красивым, эффектным, основательным и даже
    «новаторским». Однако это лишь на поверхностный взгляд. Беспрограммное воспитание плетется вслед случайным обстоятельствам: зависит от погоды, праздников, традиций, событий, случайно родившейся идеи в голове педагога, моды и т.д. — то есть всего того, что совершается извне, как будто навязывая педагогу соответствующее происходящему содержание работы с детьми. Скажем, юбилейная дата композитора обращает детей к музыке; общее обнищание страны направляет духовные усилия детей на осмысление проблемы бедных и богатых. Живой отклик на разнообразие окружающей реальности создает впечатление глубокого воспитания, выводящего ребенка ко всем сторонам действительности, но за этим разнообразием нетрудно обнаружить узость и однообразие формирующихся отношений, а иногда и полное отсутствие — как ни странно! — всякого духовного развития, если внимание ограничивается предметным содержанием происходящего.
    Художественным образом беспрограммного воспитания могли бы служить стихи
    шотландского поэта Р. Бернса:
    - Где ты была сегодня, киска? - У королевы, у английской. - Что ты видала во
    дворце? - Видала мышку на ковре.
    Чтобы развернуть перед детьми колоссальное богатство «дворца жизни», необходимо очерчивание основного содержания воспитания - это позволяет педагогу работать целенаправленно и экономно, охватывая все разнообразие удивительного, сложного и прекрасного дворца.

    Подходы к составлению воспитательной программы при наличии общего основного содержания воспитания определяет педагог либо педагогический коллектив. Укажем на три таких подхода.
    Первый вариант. Исходя из осмысленного содержания воспитания, составляется общая программа, разделы которой отражают отобранные наивысшие ценности современной культуры. Каждый педагог ведет группу детей, планируя последовательное и избирательное проживание детьми в ходе совместной деятельности этих ценностных отношений. Предположим, если программа определяет необходимость формирования ценностного отношения к Старости, то педагог из года в год развивает всесторонне данное отношение, осваивая, усваивая и присваивая с детьми Старость как ценность жизни. Если педагогический коллектив включает в содержание воспитания ценностное отношение к Родине, то каждый педагог любой возрастной группы разрабатывает методику и формы осмысления с детьми ценности Родины для человека, усвоения практическо-действенного выражения любви к Родине, приобщения детей к доступным для них формам личностного проявления отношения к Родине.
    Достоинство такого подхода в его простоте. Недостаток такого подхода — в заведомо неизбежном однообразии, порождающем у детей скуку, а значит, отрицательное отношение к ценности.
    Второй вариант. Общая программа дополняется возрастными модификациями (для младшего школьника, младшего подростка, старшего подростка, ранней юности), и педагог работает с группой, ориентируясь как на общую программу, так и на задачи- доминанты. Допустим, для старшеклассников задачей-доминантой выдвигается формирование жизненной позиции, а для старшего подростка такой задачей утверждается формирование образа Человека современного мира.
    Второй вариант программы удобен при подвижности педагогических кадров, а также при сильном руководителе, способном организовать общее воспитательное влияние в масштабе школы. Тогда пользование программой выглядит несколько иначе. Допустим, в общей программе обозначена насущная необходимость развить у каждого школьника коммуникативные умения — реализацию соответствующей задачи берет на себя весь педагогический коллектив. Умение же первого знакомства, столь важное для ранней юности, курирует классный руководитель, ведущий группу старшеклассников.
    Третий вариант. Программа составляется поступенчатым образом, содержание воспитания разбивается на возрастные периоды школьной жизни. Каждый раздел - это освоение, усвоение и присвоение новых для школьника ценностей как частного проявления наивысших. Например, если ценность Дисциплины выдвигается в качестве содержания воспитательного процесса, то сначала с детьми осмысливается умение выполнять социальные нормы поведения; далее трактуется дисциплина как уважение к другому человеку; позже изучается и анализируется роль дисциплины в социальном устройстве общества; наконец, выявляется личностный смысл дисциплины для каждого конкретного человека, поставившего перед собою какую-то цель.
    Наличие программы воспитания значительно облегчает профессиональный труд педагога, Открывает ему дорогу к предварительной профессиональной подготовке в летнее время, к подбору специального материала для предстоящей работы с детьми. Но существование программы столь же много улучшает и положение детей в школе: с каждым годом им становится интересно продвижение по ступеням познания жизни, ее
    усвоения и присвоения новых ценностей для себя, они духовно наполняются и чувствуют, как взрослеют и умнеют.
    Внепрограммное же воспитание итоговым результатом имеет следующее. Однажды в совместной игре второклассников и десятиклассников педагог спросил всех участников, чем же отличаются малыши от старших. И дети сказали: «Старшие умнее, а мы... лучше».
    Внепрограммное воспитание означает методический тупик, к которому непременно приходит педагог вместе с подросшими детьми, хотя при этом объем и уровень научных знаний повышаются. Наполненный знаниями, может быть, и получит шанс вырасти в духовно богатую личность, но это уже произойдет по воле случая, обстоятельств, стечения благоприятных условий.
    Субъектом воспитания является тот, кто владеет программой воспитания, кто, имея осмысленную цель воспитания, столь же ясно осмыслил средства и методы воспитания, а также возможность оценивать результативность воспитания.
    Субъект воспитания — педагог высокого профессионального уровня, способный
    предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические
    воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные
    особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить
    конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности.
    Понятно, что субъектом воспитания не может стать ребенок.
    Более того, скрытая педагогическая позиция умного профессионала содействует тому, чтобы ребенок «забывал» о воспитании, чтобы он «жил» интересной жизнью, обогащаясь взаимодействием с миром, и не воспринимал педагогов как «воспитывающих» его, но видел в них людей, помогающих устроить интересную, достойную реальную жизнь. Воспитанник всегда является субъектом собственной деятельности и взаимодействий с миром и людьми (а значит, и с педагогом).
    Должностные роли субъектов воспитания в школе различны. Вот общее очертание этих ролей
    8
    Директор школы — стратег воспитания, он курирует общие направления работы педагогического коллектива и постоянное соотнесение цели воспитания с реальными воспитательными результатами.
    Заместитель директора по воспитательной работе — тактик воспитания: его деятельность обеспечивает максимальное использование всех воспитательных средств для конкретного воплощения задач воспитания, продиктованных целью воспитания.
    Заместитель директора по учебной работе - тактик воспитательного процесса в сфере научно-познавательной деятельности, он курирует духовное влияние процесса обучения на детей, формирование отношений к миру в ходе учебных занятий с детьми.
    Классный руководитель (педагог группы) — стратег и тактик воспитания индивидуальности ребенка, он прослеживает самочувствие ребенка в группе, процесс его личностного развития, успехи разнообразной деятельности, творческие потенции личности, проявление способностей и их развитие, организует педагогическую поддержку в решении проблем индивидуального вхождения ребенка в культуру общества.

    Российское воспитание традиционно выдвинуло классного руководителя в качестве ключевой фигуры воспитательного процесса. Он ближе всех стоит к школьнику, непосредственно участвует в организации школьной жизнедеятельности детей. Он истинный наставник и помощник детей, добрый друг и советчик в проблемах жизни. У него особое положение в школе и особенные воспитательные функции: работая с группой он обеспечивает создание благоприятного психологического климата в группе, прослеживает статус каждого ребенка в группе, организует разнообразную деятельность группы, устанавливает связь группы с другими социальными структурами, содействует единству семьи и школы в воспитании ребенка, а центральная его функция — обеспечение духовной активности детей, осмысления вечных вопросов в реальной жизни
    «здесь и сейчас» в контексте культуры и согласии с образом достойного Человека.
    Школьный психолог - куратор психического состояния и самочувствия детей, прослеживает меру и скорость психического развития детей, оказывает психологическую помощь в случае психологических затруднений и выявляет психологические заболевания, а также оснащает растущую личность психологическими средствами саморегуляции и коррекции взаимодействий с миром.
    Преподаватель (школьный учитель) — раскрывает научные закономерности определенной научной дисциплины, открывая в них личностный смысл для человека, через факты научных знаний выявляет общие явления жизни и научает подрастающую личность строить свою жизнь с учетом открытых законов.
    Социальный работник — оказывает социально-педагогическую помощь детям, оказавшимся в трудных условиях семейной жизни или в асоциальных («группах риска») либо антисоциальных группах.
    Хорошо организованное воспитание подразумевает, что любое профессионально- административное лицо в детском учреждении должно обладать способностью быть субъектом воспитания.
    Вопросы и задания для самоконтроля
    1. Как вы понимаете «содержание процесса»? Приведите аналогию содержанию
    воспитания.
    2. Как избежать бесконечного множества содержательных элементов?
    3. Проследите за поведением пассажиров, едущих утром на работу, и пассажиров,
    отправляющихся на отдых в субботний день: удастся ли вам заметить различие
    содержания их поездки в общественном транспорте?
    4. Ознакомьтесь с Программой воспитания школьника: отражает ли она
    ценностное содержание современной культурной жизни?
    5. Назовите систему ценностных отношений, интегрирующих в себе бесконечное
    множество отношений к окружающему миру.
    6. Укажите в общих чертах программу воспитания, отражающую содержание
    воспитания. Какой вариант программы вы избрали бы в роли руководителя
    школы?
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   40


    написать администратору сайта