Главная страница
Навигация по странице:

  • "Небесное государство" тайпинов.

  • Глава 7. Латинская Америка § 1. Война за независимость и образование латиноамериканских государств

  • Совет по

  • Освободительная война 1810—1826 гг. и образование независимых государств.

  • Первые конституции стран Латинской Америки.

  • Жидков Крамешников. Жидков О.А. (ред.), Крашенинникова Н.А. (ред.) и др. История гос. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 2 Рекомендован Советом по правоведению Учебнометодического объединения университетов Российской Федерации


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 2 Рекомендован Советом по правоведению Учебнометодического объединения университетов Российской Федерации
    АнкорЖидков Крамешников
    Дата26.02.2021
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖидков О.А. (ред.), Крашенинникова Н.А. (ред.) и др. История гос.doc
    ТипУчебник
    #179937
    страница12 из 48
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   48
    Глава 6. Китай

    Империя Цинов в XIX в. К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное обще­ство, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вме­сте с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обез­земеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговца­ми дополнялась национальным гнетом.

    Как уже отмечалось ранее (см. часть 1 учебника), с XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и граждан­ской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

    Утвердившись на троне китайских императоров — богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в струк­туру государственных органов предыдущей династии. Ки­тайский император являлся неограниченным монархом, за­мещавшим трон наследственно и по принципу первородст­ва. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской кров»!. Император был верховным законо­дателем и верховным жрецом, которому принадлежало ис­ключительное право принесения жертв и молений "Вер­ховному небу", а также неограниченное право карать и ми­ловать своих подданных.

    Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими де­лами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановни-


    Глава 6. Китай


    173





    ков. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных госу­дарственных дел перешло к этому новому органу.

    Высшая исполнительная власть осуществлялась импе­ратором, как и при династии Минов, через шесть централь­ных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Име­лись также и другие центральные учреждения. Так, кон­троль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Вер­ховный суд.

    Китай времен Цинской династии характеризовался на­личием сильной власти на местах, сосредоточенной глав­ным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, со­средоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальни­ками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с админи­страцией, но обычно для осуществления судебных разбира­тельств выделялись специальные чиновники1.

    Формально доступ на государственную службу был от­крыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую сте­пень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.

    Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались оп­ределенные знаки отличия.

    "Небесное государство" тайпинов. С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

    1 Подробнее о традиционной системе управления в Китае см.:

    История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388—391.


    174

    Раздел I. История государства в новое врем»;


    С 1839 года англичане развернули против Китая воен­ные действия, которые положили начало "опиумным вой­нам". Феодальная армия не могла противостоять первокласс­но вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организо­вать оборону страны.

    В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор от­крывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китай­ских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англича­нам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую тор­говую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредниче­ской торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф.

    В 1843 году Нанкинский договор был дополнен прото­колом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра­во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры­тых портах не только разрешать систему этих иностран­ных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англи­ей неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.).

    Важным следствием "опиумной" войны явилось возник­новение в стране революционной ситуации, развитие кото­рой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антимань­чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество покло­нения верховному владыке"). Главой общества и его идео­логом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество про­поведовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянь-го" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), по­этому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тай-


    Глава 6. Китай


    175





    пинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вйшли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движе­ния.

    Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь ос­новы своей государственности. Было провозглашено "Тай­пин тяньго", руководитель движения Хун Сюцюань полу­чил титул небесного царя (тянъ ван), царями (ванами) ста­ли именоваться и пять других руководителей движения. Та­ким образом, как и в других крестьянских движениях, ки­тайские крестьяне не пошли дальше установления "спра­ведливой" монархии.

    Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличав­шуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпи-нов взяли Нанкин — столицу Китая в период Минской ди­настии, который был провозглашен столицей "небесного го­сударства". Вскоре после этого события был обнародован документ под названием "Земельная система небесной ди­настии", значение которого выходило за рамки его офици­ального наименования — практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных на­чалах, освобождение крестьян от арендной платы- помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борь­бы с коррупцией и др.

    Власть тайпинов на части территории Китая просуще­ствовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не счи­тая некоторых стратегических просчетов тайпинских руко­водителей и раскола в их среде, были интервенция запад­ных держав и внутреннее разложение тайнинского движе­ния. Тайпинские армии потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом — широкую поддержку народа. Они по­терпели поражение под ударами объединенных войск мань­чжурской династии и китайских помещиков, поддержан­ных интервентами. Тем не менее восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китай­ской буржуазно-демократической революции, предвестни­ком национально-освободительной борьбы.


    176

    Раздел I. История государства в новое время


    "Сто дней реформ". Тайпинское восстание и "опиум­ные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государ­ственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре госу­дарственных органов.

    Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г после третьей "опиумной" войны государственного органа;

    ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведом­ством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностран­ных государств. И все же появление в государственной струк­туре специального органа по иностранным делам стало оп­ределенной вехой, означавшей конец многовековой изоля­ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ве­домство — адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение ки­тайского флота во время франко-китайской войны 1884— 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравно­правного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предна­значавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.

    После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского) и местная власть сосредоточилась в одних руках В структуре провинциального управления закрепились воз­никшие в последний период борьбы с тайнинским движени­ем комитеты по восстановлению порядка, состоявшие ие главных провинциальных чиновников, а именно: казначея судебного чиновника, соляного контролера и зернового ин­тенданта. Наместники получили право казнить без предва­рительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежно­сти к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбой­ников".

    Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским фео-


    Глава 6. Китай


    177





    далам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должно­стей, усиление произвола чиновников.

    Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в эконо­мике, к возникновению сравнительно сильного и быстро-развивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

    В 60—80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка­питалистические предприятия. Первоначально это казен­ные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под кон­тролем государства. Ведущей силой формирующейся на­циональной буржуазии стали крупные чиновники и поме­щики. Раньше национальной образовалась в Китае компра­дорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китай­ской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к ми­ровому рынку.

    Рост национального капитализма, расширение эконо­мических связей в стране, возникновение крупных эконо­мических и культурных центров создали условия для обра­зования китайской нации, развития национального самосоз­нания.

    Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особен но империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влия­ние на ее общественную жизнь оказала группа интеллиген­тов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, пред­ставлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуа­зившихся помещиков. Эта группа выступала за модерниза­цию страны, за проведение реформ с помощью император­ской власти.

    Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также


    178

    Раздел I. История государства в новое время


    некоторым вопросам деятельности государственного аппа­рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершен­ного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуан-сюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены,

    В 1899 году Китай вновь был потрясен народным вос­станием. Это было выступление сельской и городской бед­ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согла­сия"), возникших на базе тайного общества — "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, за­игрывавшими с широким народным движением. Осада вос­ставшими посольского квартала в Пекине послужила пово­дом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда ев­ропейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Пинский двор капитулировал.

    В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки­тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни­зительных условий, закреплявших окончательное превра­щение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключи­тельного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы­нуждены были предпринять ряд реформ.

    Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэ­туаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В'1903 г. вместо бывшего министерства об­щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была постав­лена задача выработать уставы, регламентирующие деятель­ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо­собствовать притоку капиталов в промышленность и тор­говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобра­зованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются


    Глава 6. Китай


    179





    министерства образования, почт и путей сообщения, фи­нансов, армии и права (вместо министерства уголовных на­казаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управ­ление. Судебные органы отделяются от администрации. Су­дебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.

    В 1906 году был обнародован указ о проведении подго­товительных мероприятий для перехода к конституционно­му правлению. В связи с этим в следующем году Цины учре­дили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси­лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опублико­ван документ под названием "Основная программа конститу­ции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, не­ограниченность ее прав во всех областях политической жиз­ни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения — парламента, прав­да, с весьма ограниченными совещательными функциями.

    Глава 7. Латинская Америка

    § 1. Война за независимость и образование латиноамериканских государств

    Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Особенностью становления колониальных сис­тем Испании и Португалии в Америке является то, что этот процесс начался еще в конце XV — начале XVI в., т. е. в эпоху средневековья. Хотя завоевание "Индий" (так офи­циально именовались испанские колонии) рассматривалось как цивилизаторская миссия, как обращение в христианст­во язычников-индейцев, оно осуществлялось в основном военно-феодальными методами.

    Там, где существовала традиционная индейская госу­дарственность, она была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т. д.). Земля в колониях официально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она переходит в руки колонизаторов-конкистадоров и като­лической церкви. Широкое распространение получила сис­тема энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепо­стнического, полурабского труда индейцев.

    Юридически считалось, что индейские общины, нахо­дившиеся на захваченных территориях, передавались под "опеку" латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. пор влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиендам приходит пеонаж — долговая кабала, по­строенная на полуфеодальных арендных отношениях.

    Колониальная администрация в Латинской Америке формировалась исторически по ходу самой территориаль­ной экспансии Испании и Португалии. За 300 лет господ­ства Испании в Америке сложилась самая крупная и проч­ная по тем временам колониальная империя с чрезвычайно сложной социально-этнической структурой, с единой като­лической верой и с централизованной системой политиче­ского управления. На вершине этой властной пирамиды стоял


    181

    Глава 7. Латинская Америка


    испанский король. Практически же общее руководство по­литикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала­та, а затем с 1524 г. — созданный при короле Совет по делам Индий, первый в мировой истории специализиро­ванный центральный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, Назначал выс­ших чиновников, был верховной апелляционной инстанци­ей для колониальных судов.

    Высшую власть в самой Америке осуществляли вице-короли, которые не просто представляли, но как бы олице­творяли собой испанскую корону. В самих колониях им ока­зывали все почести, которые причитались самому испан­скому королю.

    К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехи­ко), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес).

    Вице-короли командовали вооруженными силами, из­давали местные законы, руководили администрацией, за­крепляли земли и индейские общины за испанскими пере­селенцами, контролировали сбор налогов. Их полномочия действительно были королевскими, а потому даже в офици­альной доктрине Испании вице-королевства рассматрива­лись как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевством (королевства Леона и Кастильи).

    В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номиналь­но подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указа­ния непосредственно от Совета по делам Индий.

    К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой погранич­ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.

    Важную роль в колониальном управлении играли соз­даваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции.

    В провинциях, на которые делились колонии, руково­дство администрацией, судом, церковью осуществляли гу­бернаторы, которым, в свою очередь, были подчинены кор-


    182
    Раздел I. История государства в новое время

    рехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субде­легаты.

    Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, заме­щались исключительно выходцами из числа испанской фео­дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3—6 лет). Считалось, что длительное пре­бывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".

    Единственным звеном колониальной администрации, доступным местному дворянству из потомков испанских поселенцев (креолам), уже утратившим "чистоту крови", было городское управление. Здесь сохранялись некоторые традиции и формы, заимствованные из муниципального са­моуправления Испании. Имущая верхушка составляла му­ниципальную корпорацию — кабильдо. Управление города­ми осуществляли советники — рехидоры и избираемый ими алькальд.

    Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над цер­ковью в колониях, в частности право назначать на церков­ные должности. В результате церковь стала органической частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздействия на население колоний. Инквизиционные трибуналы сурово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. При этом церковь была крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках одну треть всей пахотной земли колоний.

    Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен­довать на самостоятельность в политической жизни. В Па­рагвае, например, орден иезуитов организовал подобие ав­тономного, закрытого для внешнего мира и для официаль­ных властей государства, основанного на принудительном труде индейцев в церковных владениях — редукциях. Это своеобразное политическое образование иезуитов, напоми­навшее платоновское государство, просуществовало прак­тически более столетия.

    Глава 7. Латинская Америка 183

    Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрократизмом со свойственной ему неэффективностью и коррупцией. Строжайшая централизация не мешала чинов­никам всех рангов, начиная от вице-королей и кончая го­родскими рехидорами, пользоваться большой отдаленностью от Испании, проявлять самовластие, осуществлять правотворчество, допускать любые беззакония.

    К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к вла­стям метрополии часто руководствовались правилом: "по­винуюсь, но не выполняю".

    Испанская администрация стремилась тщательно рег­ламентировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них огромную массу законодательных ак­тов. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) — первый в истории официальный сборник колониального права.

    Колониальное законодательство закрепляло систему феодальной поземельной собственности (энкомиенды, асьенды, латифундии) и сословное деление общества. Это де­ление проявилось не только в предоставлении урожден­ным испанцам и креолам типично феодальных привилегий (дворянские титулы), но и в установлении неполноправно­сти индейцев, негров и лиц смешанного происхождения (метисов, мулатов). Характерным для колониального пра­ва было также то, что креолы, составлявшие основную часть феодальной знати в Латинской Америке (идальго, кабаль­еро), по своему правовому положению все же стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании.

    Схожей была и система управления в Бразилии, являв­шейся колонией Португалии. С XVII в. колониальную адми­нистрацию возглавил вице-король, при котором были созданы военное и налоговое ведомства. Ему подчинялся местный ап­парат управления. Но колониальная система в Бразилии была менее централизованной, поскольку португальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм, опирав­шийся на феодальные права фазендейро (плантаторов, экс­плуатировавших преимущественно труд негров-рабов).


    184

    Раздел I. История государства в новое время


    Освободительная война 1810—1826 гг. и образование

    независимых государств. Несмотря на господство латифундизма и на многочисленные запреты и ограничения со сто­роны метрополий, в колониях постепенно зарождались ро­стки капиталистических отношений. Именно на этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробуди­лось национальное самосознание — процесс, ускоренный революционной борьбой за независимость США.

    Политика метрополий порождала недовольство у различных слоев трудящегося населения (индейцы, метисы мулаты и т. д.). Но основная оппозиция колониальному ре­жиму проистекала все же со стороны наиболее влиятель­ной политической силы в колониях — латифундистов-кре­олов, а также со стороны усиливающейся местной буржуа­зии. В силу своего особого положения в колониальном об­ществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и политической деятельности) креолы играли ведущую роль в растущем движении за независимость.

    Большое влияние на развитие освободительного дви­жения в испанских и португальских колониях в Америке оказала также французская революция XVIII в. и ее кон­ституционные документы, которые дали импульс восстанию негров-рабов и провозглашению в 1806 г. независимого го­сударства Гаити (бывшей французской части колонии Сан-Доминго). В 1806 г. один из видных представителей освобо­дительного движения — венесуэлец Ф. Миранда, участник французской революции, предпринял первую, правда, за­кончившуюся неудачей, попытку высадиться на самом кон­тиненте и начать вооруженную борьбу за свержение коло­ниального испанского режима.

    Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска императора Наполеона I вторг­лись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполео­на Жозеф. Создалась благоприятная обстановка для выступ­ления патриотических сил, поскольку новый испанский ко­роль был воспринят в колониях как узурпатор. Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с мет­рополией. В 1810 г. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах.

    Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810—1815 гг. и 1816—1826 гг.). К 1815 г. испанской короне


    185

    Глава 7. Латинская Америка


    после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Аме­рики, исключая Ла-Плату. С этой целью он использовал метод уступок и распространил на колонии либерально-де­мократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был' сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы.

    Уже на первом этапе освободительной войны создава­лись правительственные хунты, которые не просто руково­дили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государствен­ные деятели, как С. Боливар, X. Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией патриоты вырабаты­вали конкретные формы организации политической и госу­дарственной власти, которыми заменяли старую колониаль­ную администрацию.

    По мере успехов освободительной войны (главным об­разом на втором, ее этапе) правительственные хунты ил^ специальные учредительные конгрессы провозглашали не­зависимость отдельных колоний. Как правило, это происхо­дило путем принятия специальных деклараций о независи­мости.

    Несмотря на существовавшие внутри антииспанского лагеря серьезные противоречия, обусловленные различны­ми интересами классов и социально-этнических групп, уча­ствовавших в этой войне, патриотические круги добились определенного общественного согласия и утверждения пер­вых национальных правовых документов, выступавших ино­гда в виде временных регламентов или статутов.

    К концу освободительной войны на месте бывших ис­панских и португальских колоний возникли 10 независи­мых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великан Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Амери­канская федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных вла­дений — испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами.

    Война за независимость в Латинской Америке, высту­пившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в после­дующем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесу-

    7 История государства и права зарубежных стран. Часть 2

    186 Раздел I. История государства в новое время

    эльской и т. д.) и соответствующей им национальной госу­дарственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные по­следствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благоприятных условий для развития капиталистических отношений.

    Еще в ходе войны и в первые годы существования но­вых государств пришедшие к власти романтически и ради­кально настроенные лидеры патриотов проводили рефор­мы антифеодального характера, которые, правда, не всегда имели под собой реальную социальную почву. Их осущест­вление затруднялось в силу низкого уровня политической и правовой культуры широких масс населения.

    Тем не менее в большинстве стран была запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, упраздне­на подушная подать с индейцев, церковная десятина и т. д. Прогрессивную направленность имели и такие реформы, как отмена сословного строя, упразднение дворянских титулов, торговых и иных феодальных монополий, отказ от регла­ментации производства, утверждение неограниченной ча­стной собственности, а также свободы предпринимательст­ва и торговли.

    С упразднением старого аппарата управления подры­вались многие феодально-колониальные политические по­рядки и институты: бюрократическая централизация, от­кровенная безответственность чиновников, суды инквизи­ции и т. д. В политическую практику молодых государств (по крайней мере, на первых порах) вводились новые абсо­лютно неизвестные колониальной эпохе политические и правовые институты: выборность государственных органов, процессуальные гарантии личности (право на защиту, пре­зумпция невиновности и т. д.), политические и личные пра­ва и свободы граждан.

    Однако эти преобразования, проводившиеся в разной степени во всех государствах, нигде не привели к коренно­му изменению основ их социально-экономической, а следо­вательно, и правовой структуры.

    Трудящиеся массы (крестьяне-индейцы, негры-рабы, городские низы и т. д.), втянутые в той или иной степени в освободительное движение, находились в плену религиоз­ных установок и традиционных представлений о незыбле­мости власти короля, чиновников и местных латифунди-


    187

    Глава 7. Латинская Америка


    стов. Они не были готовы к ликвидации самого сложивше­гося в колониях полуфеодального, полурабского образа жиз­ни и эксплуатации.

    Лишь в отдельных странах антифеодальные требова­ния крестьян-индейцев наложили свой отпечаток на поли­тическую программу радикально настроенных лидеров пат­риотического лагеря (например, движение под руководством М. Идальго и X. М. Морелоса в Мексике). Но эти требования не могли быть реализованы вследствие решительного со­противления католической церкви и креольской реакции.

    Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные тра­диционные привилегии и прежде всего огромные земель­ные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и поме­щичьими кругами, не способны были самостоятельно бо­роться за осуществление на практике демократических пре­образований. Даже многие выдающиеся лидеры освободи­тельного движения (например, С. Боливар) проявили осто­рожность и непоследовательность при подходе к решению политических и особенно социальных вопросов.

    Первые конституции стран Латинской Америки. Рас­хождения во взглядах и интересах различных сил, состав­лявших патриотический лагерь, вызвали острую политиче­скую борьбу по ряду принципиальных вопросов организа­ции новой государственной власти. Но в целом при наличии Этих серьезных противоречий господствующим было убеж­дение в том, что формирующаяся новая государственная власть должна иметь самостоятельный конституционный базис.

    В связи с этим основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех новых государствах Латинской Америки с самого начала был конституционализм. Уже в ранних документах латиноамериканского конституционализ­ма нашли свое отражение передовые политико-правовые идеи и институты своего времени, закрепленные в консти­туционной практике Испании, Англии, США и Франции.

    Первые конституции латиноамериканских государств, несмотря на отсталую социально-экономическую базу по­следних, испытали на себе в огромной степени влияние пе­редовых для своего времени идей республиканизма. При­мер США, где республиканский строй не препятствовал

    т

    188 Раздел I. История государства в новое время

    длительному компромиссу плантаторов-рабовладельцев Юга и предпринимательских кругов Севера, порождал респуб­ликанские настроения не только у радикальной интелли­генции и народных масс, чьи симпатии в ходе освободи­тельного движения оказались на стороне республики, но и у части латифундистов-креолов. Последние рассчитывали добиться решающего влияния на состав государственных органов и на политику в новых республиках.

    Однако в ряде государств утверждение республикан­ского строя проходило в острой борьбе. Например, первая конституция Аргентины (Конституция Объединенных провинций Южной Америки), принятая в 1819 г. Учредитель­ным собранием, где сильные позиции занимали помещики-монархисты, обошла молчанием вопрос о форме правления. И только по Конституции 1826 г. в Аргентине окончательно утвердилась "республиканская представительная форма".

    В Мексике после провозглашения независимости в 1821 г. консервативно настроенное Учредительное собрание наме­ревалось провозгласить конституционную монархию. Но инициативу в этом вопросе перехватил политический аван­тюрист Итурбиде, который в 1822 г. после военного перево­рота объявил себя императором Августином I. Лишь по кон­ституции 1824 г., принятой после нового восстания в армии и свержения непопулярного режима самозванца Итурбиде, в Мексике была провозглашена республика. .

    Монархия как форма правления утвердилась на долгое время только в Бразилии, где движение за независимость не вылилось в вооруженную борьбу против португальской ко­роны. Руководство освободительным движением здесь находилось в руках консервативных кругов бразильского общества — крупных землевладельцев (фазендейро), стремившися не допустить военного раскола перед постоянной угрозой восстаний негров-рабов. Поскольку в Бразилии складывалась революционная ситуация, португальская корона сама пред­приняла конституционные маневры, имевшие целью провоз­глашение независимости при сохранении монархической вла­сти и старой социально-экономической структуры.

    Принц-регент Педру — представитель португальской короны в колонии — 1 августа 1822 г. издал манифест о независимости Бразилии, и вскоре был провозглашен кон­ституционным императором страны. После разгона слиш­ком радикального, с его точки зрения, Учредительного соб-

    Глава 7. Латинская Америка 189

    рания и подавления республиканского движения импера­тор Педру I октроировал в 1824 г. монархическую Консти­туцию Бразилии.

    Конституция установила своеобразное "разделение вла­стей", которое должно было замаскировать всесилие импе­ратора. В его руках находилась исполнительная и так на­зываемая регулятивная власть. Под последней подразуме­вались: назначение сенаторов, роспуск палаты депутатов, право вето в отношении законов, приостановление дейст­вия решений провинциальных советов, назначение и уволь­нение министров и т. д.

    Законодательная власть осуществлялась Генеральной ассамблеей, состоявшей из Сената с пожизненно назначае­мыми членами и Палаты депутатов, избираемой на 4 года двухстепенными выборами. Благодаря высокому имущест­венному и образовательному цензу участвовать в выборах могли лишь помещики и верхушка буржуазии. Права Гене­ральной ассамблеи были крайне ограниченны. Конституция декларировала независимость судей, но в ряде случаев им­ператор мог отстранить их от должности.

    Получившая конституционное оформление монархия в Бразилии надолго стала антиподом латиноамериканскому республиканизму. Фактически император правил метода­ми, близкими к абсолютизму. Правительственный аппарат оставался в руках старых португальских чиновников, в стра­не сохранялись рабство, помещичье землевладение, воен­ные и иные привилегии помещиков-фазендейро.

    В процессе создания национальной государственности и ее конституционного оформления острые разногласия воз­никали также по вопросам о государственном устройстве и степени административной централизации, о правовом по­ложении отдельных частей (провинций). Но в целом в пери­од становления латиноамериканских государств здесь во­зобладали идеи и практика федерализма (Бразилия, Мек­сика, Центрально-Американская конфедерация и др.). - 1 Разногласия по вопросам национального единства но­сили отнюдь не теоретический или чисто юридический ха­рактер. Они отражали классовые и социальные интересы, а также этническую неоднородность общества, и проявлялись не только в стенах конституционных конвентов. Эти разно­гласия нередко становились поводом к длительной, а не­редко и кровопролитной вооруженной борьбе.

    nil

    190 Раздел I. История государства в новое время

    Еще в ходе войны за независимость наиболее дально­видные лидеры освободительного движения (Ф. Миранда, X. Сан-Мартин, С. Боливар и др.), понимавшие необходи­мость объединения всех патриотических сил, выступали за создание крупных централизованных и унитаристски орга­низованных государств. Они надеялись на то, что сильная правительственная власть обеспечит в новых республиках твердый и демократический порядок.

    С помощью твердой власти они рассчитывали преодо­леть наметившийся уже к тому времени партикуляризм и даже открытый сепаратизм провинциальных сил — мест­ных помещиков-латифундистов. Последние имели реальную власть над крестьянами и боялись радикальных перемен, проистекавших от центра.

    Объективно позиция унитаристов отражала потребно­сти капиталистического развития латиноамериканских стран. Но унитаризм нередко означал восстановление чрезмерной централизации, бюрократизма и антидемократических по­рядков.

    Латифундистские и клерикальные круги, которые не смогли создать в силу внутренних междоусобиц прочные позиции в формирующемся государственном аппарате, от­стаивали, как правило (исключение — Мексика), сепара­тизм, партикуляризм, обеспечивающие им всю полноту вла­сти на местах. Эти политические силы поддерживали идею конфедеративного или федеративного государственного уст­ройства. Они боялись усиления центрального правительст­ва, его вмешательства в экономическую жизнь, особенно реформ, затрагивающих их отношения с крестьянством.

    Крупные латифундисты сами располагали собствен­ными полуфеодальными вооруженными свитами и, высту­пая в качестве местных военных предводителей (каудильо), нередко контролировали огромные территории. В кон­ституционных конвентах каудильо и провинциальные ла­тифундисты меньшего ранга, как правило, выступали про­тив создания централизованных государств. В результате многие конституционные документы той эпохи имели ком-промиссный характер, закрепляли федеративное устрой­ство государства. Но в ряде случаев сепаратизм был на­столько силен, что единый патриотический лагерь раска­лывался, а молодые республики ввергались в состояние анархии.

    Глава 7. Латинская Америка 191

    Особенно острой и длительной была борьба унитари­стов и федералистов в Аргентине, где первые конституци­онные документы (1817, 1819) закрепили победу сторонни­ков сильного централизованного государства, предоставили национальному правительству важные прерогативы в об­ласти военной, внутренней и внешней политики. Однако реализовать эти конституционные положения практически было невозможно.

    Яростное сопротивление централистской политике ока­зали провинциальные помещичье-клерикальные круги;

    ввергнувшие страну в междоусобную борьбу. Хотя в при­нятой в 1826 г. Конституции Аргентины идея унитарной рес­публики была вновь подтверждена (ст. 7), федералисты до­бились в конце концов принятия (1831) так называемого федерального пакта, который во многом напоминал Статьи конфедерации 1781 г. в США.

    Сама структура первых латиноамериканских консти­туций и организация государственных органов также испы­тали на себе заметное влияние европейского и североаме­риканского конституционализма. Так, практически все, даже самые ранние конституции, содержали декларации npaâ человека и гражданина и иные демократические положе­ния.

    Перенесение передовых демократических государствен­ных институтов на латиноамериканскую почву (выборность государственных органов,, политические права и свободы и т, д.) носило чисто механический характер, поскольку ни в (Одной из латиноамериканских республик война за незави­симость не привела к коренным изменениям социальной структуры и политико-правовых традиций. Поэтому в своеобразных условиях Латинской Америки передовые консти­туционные идеи претерпели существенные изменения. В них получили отражение особенности латиноамериканского об­щества первой четверти XIX в. Эволюция латиноамерикан­ского конституционализма к концу этого периода все более выражалась в поисках своих собственных конституционных образцов.

    Первая попытка оформления с помощью конституции новой власти была предпринята патриотическими кругами Венесуэлы. Провозглашенная в 1811 г. Конституция, закре­пившая федеративное устройство республики, копировала многие положения конституционных документов США. Фе-

    192 Раздел I. История государства в новое время

    деральные власти получили право заключать договоры, объ­являть войну, содержать армию и флот, обеспечивать внут­ренний порядок, взимать налоги и принимать законы по вопросам, затрагивающим интересы федерации. Конститу­ция гарантировала каждой провинции "суверенитет, свобо­ду и независимость" по всем вопросам, которые не были прямо делегированы федерации.

    Федеральные органы создавались по принципу разде­ления властей. Законодательная власть осуществлялась двухпалатным Конгрессом (Палата и Сенат), исполнитель­ная — консульской коллегией из 3 лиц (под влиянием фран­цузской Конституции 1799 г.), судебная — Верховным су­дом и нижестоящими трибуналами.

    Под влиянием французских правовых документов Кон­ституция Венесуэлы 1811 г. (это стало традицией для лати­ноамериканского конституционализма в целом) содержала большое количество статей, посвященных общим принци­пам организации власти и прирожденным правам человека.

    Конституция провозглашала формальное равенство всех граждан, в том числе метисов и индейцев, и даже предписывала в общей форме провинциальным властям принимать меры по улучшению положения "прирожден­ных граждан" — индейцев и сближению их с "остальными гражданами", в частности открывать для них школы и кол­леджи. В ней указывалось, что земли, которыми владели индейцы, будут закреплены за ними на праве собственно­сти.

    Важное значение имели также положения Конститу­ции, предусматривающие отмену дворянских, военных и цер­ковных привилегий. Вместе с тем Конституция объявляла католическую религию государственной — "единственной и исключительной религией Венесуэлы". Прогрессивные в целом положения-Конституции 1811 г. прекратили свое су­ществование вместе с падением Первой Венесуэльской рес­публики.

    Первые конституции оказались недолговечными и в других латиноамериканских республиках. Это объяснялось уже не внешними факторами (военные поражения), а от­сутствием политической стабильности, постоянными раз­дорами между конкурирующими группами феодально-кле­рикальной олигархии, сепаратизмом отдельных провинций не связанных между собой прочными экономическими уза

    Глава 7. Латинская Америка 193

    ми. Политическая неустойчивость предопределила уже в первые годы существования латиноамериканских государств конституционную нестабильность.

    Своеобразную попытку предотвратить внутренние раз­доры и слабость новой власти с помощью тщательно разра­ботанной государственной организации предпринял в сере­дине 20-х гг. С. Боливар. Он в принципе считал необходи­мым создание в Южной Америке единого централизован­ного государства, способного противостоять иностранному вмешательству.

    Разработанная им в качестве "идеального образца" Кон­ституция Боливии 1826 г. предусматривала сильную цен­тральную власть. В ней закреплялся принцип разделения властей, но наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью она выделяла "избирательную власть". Последней Боливар, стоявший в целом на демократических позициях, придавал большое значение. Но практически "из­бирательной властью", т. е. правом участия в выборах, поль­зовались лишь лица, умеющие читать и писать. Это исклю­чало из политической жизни Боливии широкие массы тру­дящихся, прежде всего индейцев (грамотные составляли менее 10% населения).

    Законодательный корпус включал три палаты: Трибунат, Сенат и Цензорат. К ведению законодательной власти в целом относились такие вопросы, как избрание президен­та, предоставление последнему особых полномочий в слу­чае войны или "чрезвычайной опасности". Кроме того, каж­дая палата имела специальную компетенцию. Трибуны раз­рабатывали государственный бюджет, предлагали законы, относящиеся к развитию промышленности, проведению зе­мельной реформы. Сенаторы подготавливали кодексы, вно­сили предложения о судебных реформах. Цензоры обязаны были следить за соблюдением конституции и законов, из­бирали на высшие судебные и церковные должности, со­ставляли законопроекты о печати, образовании, развитии наук и искусства. .

    Конституция установила следующую систему утвержде­ния законов. Акты, принятые Трибунатом, поступали в Сенат. Если сенаторы выдвигали возражения, то судьба зако­на зависела от цензоров. Цензоры одобряли акты, предло­женные сенаторами, и, наоборот, Сенат — акты, исходящие от цензоров; В случае разногласия этих органов арбитром

    194 Раздел I. История государства в новое время

    выступал уже Трибунат. Президент имел право отлагатель­ного вето, которое конгресс мог преодолеть лишь большин­ством голосов всех палат.

    Исполнительная власть вручалась несменяемому пре­зиденту, который назначал вице-президента (с согласия палат) и министров. Вице-президент (в отличие от консти­туции США) являлся главой правительства. В этом качест­ве он вместе с одним из министров скреплял своей подпи­сью акты президента. После смерти президента вице-пре­зидент замещал освободившуюся должность и занимал ее также пожизненно.

    Сильная президентская власть, трехпалатный парла­мент и другие элементы Конституции, напоминавшие бона­партистские образцы, дали основание противникам Боливара обвинить его в стремлении к диктаторству. Но Боливар не предполагал активного вмешательства президента в дела конгресса и отстаивал идею законности. Ряд демокра­тических принципов Конституции, по его мнению, позволял правительству использовать сильную власть для прогрес­сивных социально-экономических преобразований, для обуз­дания произвола и эгоизма латифундистских кругов.

    Однако романтическая надежда Боливара разрешить сложные противоречия латиноамериканского общества с помощью лишь чисто политических средств и простой цен­трализацией правительственной власти оказались несбы­точными. Реальная власть в Боливии, как и в других лати­ноамериканских республиках, находилась в руках крупных собственников, помещиков и клерикалов. Уже в 1829 г. по­сле восстания в армии конституция 1826 г. была отменена. В Боливии, как и в других странах Латинской Америки, началась длительная полоса политической неустойчивости.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   48


    написать администратору сайта