Главная страница
Навигация по странице:

  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ Глава 10. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 161

  • 10.1.

  • 10.5.

  • Глава 12. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 188

  • Глава 13. УРОК ГИМНАСТИКИ 196 13.1.

  • 13.3.

  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ И МАССОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Глава 15. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

  • ПО ГИМНАСТИКЕ 218 15.1.

  • 15.4.

  • ЛИТЕРАТУРА 234 ПРЕДИСЛОВИЕ

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГИМНАСТИКИ. ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИКИ. 1.1. Задачи, средства и методические особенности гимнастики.

  • Основные задачи гимнастики

  • 1.1.2. Средства гимнастики

  • Методические особенности гимнастики

  • 1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина

  • Гимнастика 1 ч.. Учебник для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов Республики Беларусь


    Скачать 441 Kb.
    НазваниеУчебник для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов Республики Беларусь
    АнкорГимнастика 1 ч..doc
    Дата11.03.2018
    Размер441 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика 1 ч..doc
    ТипУчебник
    #16541
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Глава 9. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 145


    9.1. Характеристика игровых упражнений 145

    9.2. Методические рекомендации к организации и проведению

    игровых упражнений 145

    9.2.1. Игры для развития быстроты 146

    9.2.2. Игры для развития силы 148

    9.2.3. Игры для развития выносливости 151

    9.2.4. Игры для развития ловкости 153

    9.2.5. Игры для активизации внимания и повышения

    эмоционального состояния занимающихся 154

    9.2.6. Игры с использованием гимнастических предметов, снарядов 158
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

    Глава 10. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

    ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 161

    10.1. Сохранение устойчивости тела в статических упражнениях 161

      1. . Сохранение устойчивости тела в динамических упражнения 163

      2. . Пространственно–временные характеристики движений в

    гимнастике 164

    10.4. Действие сил, обеспечивающих движения 166

    10.4.1. Некоторые законы механики и их проявление при

    выполнении гимнастических упражнений: 168

    • закон сохранения и превращения механической энергии 168

    • закон сохранения количества движения 169

    • закон сохранения момента количества движения 170

    10.5. О структуре динамических (маховых) упражнений 170
    Глава 11. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ

    УПРАЖНЕНИЯМ 172

    11.1. Принципы и методические правила обучения 172

      1. Процесс овладения упражнением 175

    11.2.1. Знания, умения, двигательные навыки 175

    11.2.2. Особенности формирования двигательных навыков

    в гимнастике 175

      1. Закономерности формирования двигательного навыка 177

    11.3.1. Создание предварительного двигательного представления

    об упражнении 177

    11.3.2. Разучивание упражнения: 178

    • самоконтроль и ориентиры

    • технические ошибки и их устранение

    11.3.3. Закрепление и совершенствование двигательного навыка 181

      1. Методы и методические приемы в обучении

    гимнастическим упражнениям 182

    11.4.1. Основные практические методы обучения 182

    11.4.2. Методические приемы обучения 185
    Глава 12. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ И

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    В ГИМНАСТИКЕ 188

      1. Роль физических качеств в овладении техникой

    упражнений на снарядах 188

      1. Общая и специальная физическая подготовка 188

      2. Особенности силовой тренировки 190

      3. Совершенствование выносливости 193


    Глава 13. УРОК ГИМНАСТИКИ 196

    13.1. Разновидности урока и структура его 196

    13.2. Содержание отдельных частей урока и методика

    их проведения 197

    13.2.1. Методические рекомендации к проведению

    подготовительной части урока 197

    13.2.2. Методические рекомендации к проведению основной

    части урока 199

    • способы организации учебно–воспитательного процесса

    • методические рекомендации к проведению упражнений

    13.2.3. Методические рекомендации к проведению

    заключительной части урока 204

    13.3. Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики 205
    Глава 14. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА

    НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ 209

    14. 1. Основные причины травматизма 209

      1. Типичные травмы при выполнении упражнений на снарядах 211

      2. Организационно–воспитательные меры предупреждения

    травматизма 211

      1. Роль помощи, страховки, самостраховки в предупреждении

    травматизма 212

      1. Приемы страховки и помощи при выполнении упражнений

    программы многоборья 213
    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

    МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ И МАССОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

    Глава 15. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

    ПО ГИМНАСТИКЕ 218

    15.1. Виды соревнований 218

    15.2. Документация соревнований 218

    15.3. Подготовка и проведение соревнований 220

    15.4. Судейство соревнований 223
    Глава 16. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

    МАССОВЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ 225

    16.1. Содержание программы выступления 226

    16.1.1. Выход 226

    16.1.2. Вольные упражнения 227

    16.1.3. Смысловые или тематические построения 228

    16.1.4. Сольные упражнения 228

    16.1.5. Фонирующие упражнения 228

    16.1.6. Упражнения на снарядах 229

    16.1.7. Упражнения на специальных конструкциях 229

    16.1.8. Вставные номера 229

    16.1.9. Уход 229

    16.2. Художественный фон 230

      1. Музыкальное сопровождение 231

      2. Художественное оформление 231

      3. Методические рекомендации к подготовке и проведению

    массовых гимнастических выступлений. 232
    ЛИТЕРАТУРА 234

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Учебник по теории и методике гимнастики для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов в Республике Беларусь создан впервые. Он подготовлен коллективом кафедры гимнастики в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с действующей Учебной программой по направлениям специальности «1–890101–01 спортивно–педагогическая деятельность».

    При написании учебника авторский коллектив исходил из понимания большой социальной, воспитательной и образовательно–развивающей значимости дисциплины «Гимнастика», ее особой роли в подготовке дипломированных специалистов отрасли с должным уровнем интеллектуальных, нравственных, гражданских и патриотических качеств, высокой ответственности за осуществление гуманной профессиональной миссии.

    Гимнастика–многопрофильная, постоянно развивающаяся дисциплина. Популяризации ее во многом содействовали успехи на мировой арене спортивной, художественной гимнастики, акробатики, связанные с именами выдающихся мастеров – Ольги Корбут, Антонины Кошель, Тамары Лазакович, Светланы Баитовой, Светланы Богинской, Марины Лобач, Вадима Биндлера, Виталия Щербо, Ивана Иванкова и других выдающиеся мастеров белорусской гимнастики. Многие некогда самостоятельные системы физических упражнений ныне с гордостью причисляют себя к гимнастике. Обилие культивируемых в стране разновидностей гимнастики (гимнастика йогов, китайская гимнастика у-шу, волевая, аэробная, танцевальная, атлетическая гимнастика, пластическая гимнастика, дыхательная гимнастика и т.д.), мотивация растущего интереса к оздоровительно–развивающим возможностям их среди различных слоев населения отражают понимание позитивного влияния гимнастических средств и упражнений на здоровье людей.

    При подготовке учебника использован практический опыт нескольких поколений преподавателей кафедры гимнастики в тренерской, преподавательской, организационной, пропагандистской, спортивно–театрализованной деятельности. Структура и содержание глав, разделов и подразделов учебника вытекают из выработанной коллективом концепции преподавания гимнастики в условиях социально–экономических преобразований в стране. Идея концепции – в смещении акцентов в преподавании от традиционного, ограниченного рамками классического олимпийского многоборья направления, к оздоровительно–развивающему, побуждающему педагога работать творчески: размышлять, искать, экспериментировать, наполняя занятия музыкой, акробатикой, хореографией, аэробикой, танцами, играми, импровизацией, живым профессиональным общением.

    Современный дипломированный специалист отрасли должен пройти разностороннюю гимнастическую подготовку, овладеть разнообразными средствами, методами, приемами, чтобы внедрить все это богатство в учебно–тренировочный процесс.

    Согласно определившейся логике курса гимнастики и целевым ориентациям преподавания, в учебнике расширен объем материала, необходимого будущим учителям, инструкторам, методистам, самим занимающимся –разделы общеразвивающих и прикладных средств, игровых упражнений. Включен большой объем заданий для группового и индивидуального использования с организационного–методическими указаниями по освоению и совершенствованию их.

    Учебник состоит из четырех частей, тесно взаимосвязанных между собой и органично дополняющих друг друга.

    В первой части раскрываются задачи, содержание, специфика гимнастики как средства и метода физического воспитания. Приводится исторический экскурс, раскрывающий этапы развития, формирования олимпийских традиций белорусской гимнастики.

    Вторая часть посвящена характеристике используемых в гимнастике средств общего и специального назначения. Наряду с традиционными широко представлены акробатические упражнения, прыжки на батуте, аэробика, общеразвивающие и игровые упражнения, реализуемые в виде подвижных игр, эстафет с помощью игрового и соревновательного методов.

    Третья часть учебника раскрывает вопросы организации и методики занятий гимнастикой, включая необходимые данные о биомеханических основах техники упражнений, психолого–педагогических, физиологических аспектах методики обучения, физической и функциональной подготовки, обеспечение безопасности занятий.

    В последней, четвертой части приведены необходимые для будущих специалистов отрасли рекомендации по организации и методике проведения соревнований. Не оставлен без внимания опыт белорусских специалистов в области спортивно–театрализованных выступлений и празднеств, воплощаемый в коллективе в соответствии со специальностью «спортивная режиссура».

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГИМНАСТИКИ.
    ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИКИ.
    1.1. Задачи, средства и методические особенности гимнастики.
    Гимнастика представляет собой исторически сложившуюся систему своеобразных средств, упражнений, научно–обоснованных методических приемов, обеспечивающих решение жизненно важных задач.


        1. Основные задачи гимнастики:


    1.Пропорциональное, гармоничное развитие форм и функций организма, создающее предпосылки для здоровья и творческого долголетия человека.

    2.Формирование многообразных двигательных умений и навыков, расширение сферы двигательного опыта, накопление знаний об оздоровительных, образовательных и воспитательных возможностях гимнастики, средствах, методах и организационно–методических правилах их реализации.

    3.Развитие двигательных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, различной степени сложности, прикладными навыками полезными для повседневной (бытовой), профессиональной деятельности и воинской службы.

    4.Формирование организаторских умений и навыков, которые могут использоваться в любой сфере физического воспитания.

    5.Воспитание волевых, нравственно–этических качеств, имеющих большое значение в формировании таких личностных качеств как гражданский и профессиональный патриотизм, готовность к высокопроизводительному труду и защите Родины.
    1.1.2. Средства гимнастики
    В решении педагогических задач предусматриваются самые разнообразные средства и упражнения.

    В широком смысле к средствам гимнастики общего назначения относят любые физические упражнения, музыкальное сопровождение их, помогающее воплотить движения в соответствующую форму, создать необходимый для занятия эмоциональный фон. Конечно же, к общим средствам следует отнести и слово педагога, оказывающее психо–регулирующее воздействие на учеников.

    В более конкретном виде, применительно к гимнастике, средства классифицируют по направленности их воздействия, по целевому назначения.

    К числу основных средств гимнастики относят строевые, общеразвивающие, прикладные упражнения, упражнения на снарядах, упражнения акробатики и батута, хореографии, ритмической гимнастики и аэробики, вольные упражнения и прыжки, игровые формы упражнений с использованием элементов гимнастики (содержание этих средств будет изложено ниже в соответствующих главах и разделах).

    Одни средства используются для оптимизации организационного обеспечения учебного процесса (строевые упражнения), другие для развития двигательных умений и навыков многоцелевого назначения (упражнения на снарядах, акробатические упражнения), третьи для повышения эмоционального фона, и на этой основе ускоренного развития физических способностей (игровые упражнения). С помощью таких средств как вольные упражнения, хореография, музыка развивают пластику движений, музыкальность, чувство ритма.



        1. Методические особенности гимнастики


    Средства гимнастики воплощаются с помощью соответствующих методов и приемов. Метод – это способ применения средств с целью достижения запланированного образовательно–воспитательного или оздоровительно–развивающего воздействия на занимающихся. При этом предусматривается необходимое для успеха количество повторений движения, режим выполнения, требования к технике, динамике усилий, приемы ускорения восстановления и многое другое.

    Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения с четкой программой и последовательностью педагогических задач, требованиями технологии обучения. Воплощается этот метод с учетом методических особенностей гимнастики:

    1.Большое, практически безграничное разнообразие упражнений, различающихся по двигательной структуре, способам выполнения, энергообеспечению, психологической нагрузке. Ни один вид двигательной деятельности не может сравниться с гимнастикой по богатству форм движений. Большинство из них специально разработаны для целенаправленного воздействия на отдельные системы человека.

    2.Общедоступность гимнастических упражнений. Упражнения гимнастики доступны занимающимся любого возраста, пола, уровня подготовленности и даже состояния здоровья.

    3.Возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, суставы, системы организма. Такая локализация воздействия упражнений особенно важна для коррекции недостатков физического развития, восстановления утраченных функций.

    4.Возможность точного регулирования нагрузки связана с использованием широкого круга разнообразных упражнений и соответствующих приемов управления функциональным состоянием занимающихся в процессе урока.

    5.Строгая регламентация учебно–воспитательного процесса: обусловленный порядок ведения урока, четкая организация, скрупулезное планирование учебного материала и стабильное расписание. В гимнастике жестко регламентируются правила поведения занимающихся, точность выполнения каждого движения, – все это активизирует занимающихся, развивает самостоятельность мышления и практических действий, основанных на глубоком самоанализе.

    6. Возможность выполнения упражнений под музыкальное сопровождение: совершенствование умений правильно подбирать характер музыкального произведения под движения или наоборот – конструировать движения под соответствующий музыкальный аккомпанемент, вырабатывать музыкальный слух и индивидуальный стиль исполнения движений, двигательную культуру.

    Методические особенности гимнастики тесно взаимосвязаны и реализуются в соответствии с основными задачами, решаемыми в гимнастике.

    1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина
    Гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания. Это объясняется тем, что гимнастические упражнения наилучшим образом обеспечивают общее гармоническое физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей. Но вместе с тем гимнастика развивает широкий спектр таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, самодисциплина, творческое отношение к делу.

    Приоритетность гимнастики в формировании двигательной культуры основана на тесной связи с искусством – прежде всего хореографией, танцем, музыкой, на использовании их практического опыта, театрально–художественных традиций.

    Специфика упражнений, используемых в гимнастике методов, методических приемов, технических средств обусловливают широту и глубину ее педагогического воздействия. Поэтому гимнастика в системе образования, являясь обязательным предметом, применяется на занятиях в дошкольных учреждениях, школах, училищах, колледжах.

    Гимнастика – фундаментальная спортивно–педагогическая дисциплина, в значительной мере определяющая профессиональный облик специалиста по физической культуре и спорту. Она преподается в Университете физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

    Прошедший основательную гимнастическую подготовку специалист всегда востребован в любой сфере – в физкультурно–оздоровленческом или профессионально–техническом учреждении, в общеобразовательной школе или вузе.

    Хороший преподаватель гимнастики – прежде всего педагог, поэтому обязан владеть всей полнотой знаний в области педагогики, психологии, особенно глубоко разбираться в вопросах возрастных аспектов этих гуманитарных наук.

    Не меньшее значение имеют знания смежных наук – анатомии, физиологии, биохимии мышечной деятельности, биомеханики; умение использовать их в учебно–тренировочном и воспитательном процессе.

    Поскольку основное место в деятельности преподавателя гимнастики занимает обучение физическим упражнениям, хорошо понимать оздоровительные, воспитательные и образовательные возможности гимнастики так же важно, как знать историю предмета, терминологию, уметь обеспечивать безопасность своих воспитанников, предупреждать физические и психические перегрузки. Уважающий себя спортивный наставник просто обязан знать большое количество упражнений, уметь конструировать их в поиске нужных индивидуальных вариантов.

    Как и каждая научно–педагогическая дисциплина, гимнастика имеет свою историю, теорию и методику предмета, свои специфические организационно–методические подходы к обучению, воспитанию, тренировке.

    Представляя собой часть науки о физическом воспитании и являясь фундаментальной научно–педагогической дисциплиной, гимнастика изучает закономерности физического развития и совершенствования двигательных способностей человека с помощью специфичных для нее средств, методов и форм организации учебно–воспитательного процесса.

    В поиске новых направлений развития гимнастики проведены тысячи исследований, защищены сотни диссертаций, в том числе десятки докторских по актуальным вопросам совершенствования теории и методики гимнастики.

    Вместе с тем теория гимнастики развивается в тесном единстве с практикой, подпитывая друг друга в поиске эффективных методических подходов к обучению и тренировке, опираясь на новые данные о строении, функциях и возрастной динамике развития организма, новых данных о практических приемах управления процессом физического совершенствования человека.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта