Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.Развитие национальных систем гимнастики

  • 2.2.3.Чешская (сокольская) система

  • 2.2.4.Французская система

  • 2.2.6.Российская педагогическая гимнастика П.Ф.Лесгафта

  • 2.3.Гимнастика в олимпийском движении

  • Гимнастика 1 ч.. Учебник для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов Республики Беларусь


    Скачать 441 Kb.
    НазваниеУчебник для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов Республики Беларусь
    АнкорГимнастика 1 ч..doc
    Дата11.03.2018
    Размер441 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика 1 ч..doc
    ТипУчебник
    #16541
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ГИМНАСТИКИ
    2.1.Зарождение гимнастики
    О пользе гимнастических упражнений знали в глубокой древности. Еще за три тысячелетия до новой эры широко культивировали гимнастику в гигиенических целях в Древнем Китае, Индии. Фрагменты необычайно суровой гимнастики древних обитателей острова Крит раскрывают многочисленные наскальные изображения и фрески. Юноша захватывает рога гигантского быка и в следующее мгновение, подброшенный кверху разъяренным чудовищем, взлетает в стойку на руках и далее, ловко перевернувшись через голову, оказывается на спине обескураженного животного.

    Постигая секреты «вольтижировки» на живом снаряде, подвергая себя смертельной опасности, юноши и девушки воспитывали в себе мужество, ловкость, мгновенную реакцию и тончайший расчет – качества необходимые в борьбе с суровыми условиями стихии, в борьбе за существование.

    Системы физического воспитания в первобытном обществе не существовало. Все используемые виды упражнений носили естественно–прикладную направленность, обеспечивая удовлетворение нужд общества в пище, одежде, жилище. Подражая взрослым охотникам, воинам, скотоводам и земледельцам, юноши упражнялись в длительной ходьбе и беге, лазании по деревьям, метании копья, камня…

    Лишь в рабовладельческий период эти упражнения начинают складываться в самостоятельную отрасль культурной жизни общества, достигнув наибольшего расцвета в Древней Элладе (наст. – Греция).

    Термин «гимнастика» (от греческого слова «гимнас» – обнаженный, голый) возник в VIII–VII веке до н.э.

    Только юноши с хорошим физическим развитием имели право заниматься в «гимнасиях» (учебных заведениях, дававших лучшее для той поры образование) и соответственно с гордостью именоваться «гимнастами».

    Позже, с созданием в Древней Греции системы физического воспитания, название «гимнастика» обретает универсальный смысл, объединяя все виды физических упражнений, в том числе бег, прыжки, метания, борьбу и т.д.

    Большое значение придавалось гимнастике для боевой подготовки воинов в Спарте, в Древнем Риме. Широко использовались лестницы, искусственные сооружения для обучения штурму неприятельских крепостей. Большое значение уделялось отработке приемов верховой езды на деревянных макетах лошади («вольтижировка»), фехтованию, стрельбе из лука. В период средневековья церковью, как идеологом раннефеодального общества, проповедуется культ аскетизма. Любая форма двигательной деятельности, не связанная с выполнением профессионально–трудовых, боевых и религиозных обязанностей жестоко пресекается. Гимнастика была провозглашена «деянием» сатаны. Уступка делалась лишь светским феодалам воинам–рыцарям, подготовка которых требовала воспитания грубой силы и ловкости в фехтовальных или борцовских поединках.

    По воле судьбы не ощущала притеснений акробатика. При дворах королей, в феодальных замках, а позже и в провинциальных городах было много бродячих акробатов, канатоходцев, клоунов – профессиональных артистов, которые, развлекая своим искусством, зарабатывали на жизнь.

    В эпоху Возрождения, противопоставляя феодальным веяниям самоограничений, передовая часть общества (образованная интеллигенция) настойчиво проводит идею гармоничного развития личности, видя в этом лучший способ укрепления здоровья, развития физических и духовных сил.

    Среди большого множества опубликованных с XVI в. произведений наибольшую популярность приобрел трактат итальянского врача Иеорохима Меркуриалиса «Искусство гимнастики», в котором он предпринимает попытку возродить античную гимнастику. Автор делит гимнастику на врачебную, атлетическую и военную. Оздоровительную гимнастику, не связанную со стремлением побеждать, он считает основным средством физического воспитания. Большую роль в возрождении гимнастики имел труд преемника Меркуриалиса французского придворного акробата А.Туккаро (1538–1616), в котором он систематизировал все известные в то время акробатические упражнения.

    Свое мнение о том, как должно быть организованно физическое воспитание детей и подростков в просвещенном обществе и убежденность огромной роли гимнастики в этом процессе в своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» высказывает французский писатель–гуманист Франсуа Рабле (1494–1553).

    В изложенных им нескольких сотнях культивировавшихся в замках рыцарей, в крестьянской и городской общинах видов физических упражнений, игр, танцев основу составляют общеразвивающие упражнения с гантелями, с палками, лазания по шесту, по вертикальному канату, расхождения на горизонтальном шесте, укрепленном на двух деревьях и др.

    2.2.Развитие национальных систем гимнастики
    Заметный импульс к возрождению гимнастики связан с прогрессивной концепцией Яна Амоса Каменского, изложенной им в «Великой дидактике». Его дидактические принципы, актуальные по сей день, оказали влияние на педагогические взгляды великих просветителей – Жана–Жака Руссо (1712–1778) и Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Идеи их легли в основу школ нового типа – филантропинов1. Заслуга Песталоцци в разработке методики расчлененного обучения упражнениям и их правильного использования для подготовки к той или иной профессии (идея профессионально–прикладной гимнастики). Не умаляет его заслуг то, что всю большую проблему физического воспитания он свел к сознательному овладению всеми возможными для тела движениями в абстрактной по форме суставной гимнастике.

    Необходимость реформирования школьной жизни, пересмотра порядков, средств и методов воспитания побуждала прогрессивно мыслящих людей во всех областях знаний (природоведение, философия, медицина, политика) к системотворчеству – к поиску новых эффективных систем использования знаний и практических умений.

    В поиске такой системности в гимнастике наибольшего успеха достигли преподаватели гимнастики в филантропинах Гергардт Фит (1763–1836) и Иоганн Гутс–Мутс (1759–1839).

    Целью занятий Г.Фит считал укрепление здоровья, приобретение красивой фигуры, развитие силы, быстроты движений, содействие умственному развитию.

    Гибкость в подходе при решении двигательных задач едва ли не самое интересное в его системе. Скрупулезнейшим образом описаны Г.Фитом прыжковые задания, приемы фехтования и конечно, игровые гимнастические упражнения и развлечения! И особенно «вольтижные» упражнения на деревянном коне (рис.1), все это в сочетании с полезными методическими рекомендациями по закаливанию, технике движений, планированию нагрузок!
    Рис.1
    Изложенная в трехтомнике Г.Фита и книге И.Гутс–Мутса «Гимнастика для юношества» система пользовалась большим спросом не только в Германии, но и в других зарубежных странах, в т.ч. в России. «Заказчиков» на эффективную систему гимнастики обеспечивала буря наполеоновских войн, захватившая к началу XIX в. территорию многих европейских государств.

    2.2.1.Немецкая система
    Немецкая система складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Создатель системы – доктор богословия Ф.Ян (1778–1852) основную роль отводил упражнениям на снарядах (кольца, козел, конь, брусья, перекладина) в сочетании с военными играми. Именно они, по мнению Ф.Яна, лучше развивали физическую силу и укрепляли волю. Для реализации этих задач вводилась стилизация – жесткие требования к технической точности выполнения упражнений и состязательность!

    Ф.Ян поощрял конкуренцию (развитие воли через соперничество). Он с гордостью говорит о своем ученике Августе, который мог 132 раза подряд проделать «взмахивания» на турнике! Сам Ф.Ян называл свою систему «турнкунст» (искусство изворотливости). Позже за системой утвердилось название «турнен», а занимающиеся именовались «турнерами».

    Критики системы отмечали, что действительно у учеников Ф.Яна привлекательный рельеф рук и туловища, но редко наблюдаются признаки «цветущего здоровья», что должно присутствовать (особенно у юношества, поскольку прежде всего на студенческую молодежь она была рассчитана).

    Приспособлению снарядовой гимнастики к условиям школьной жизни и воспитания детей и подростков посвятил свою деятельность соотечественник Ф.Яна – Адольф Шписс (1810–1853). Введенные им «групповые снаряды» представляли собой сложные конструкции из разнообразных сочетаний горизонтальных и наклонных лестниц, шестов, воплощенные с немецкой педантичностью и позволявшие от индивидуальных форм физического воспитания переходить к более рациональным – групповым, с экономией времени и повышением к.п.д. физического воспитания.

    2.2.2.Шведская система
    Угроза захвата Наполеном Швеции заставила правительство ввести в армии обязательные занятия гимнастикой. Именно гимнастика, по мнению ведущих педагогов, врачей того времени, рассматривалась как наилучшая модель и метод физического воспитания молодежи: легко поддавалось учету влияние гимнастических упражнений на организм, поддавалась прогнозированию дозировка нагрузок.

    На первых порах в содержании работы ощущалось прямое подражание передовому опыту использования гимнастики в Германии, Дании.

    В 1813 г. по инициативе Пера Генрика Линга (1776–1839) в Стокгольме был открыт специальный институт, на базе которого воплощались его идеи, а позже и его сына – Яльмара Линга о средствах и методах преподавания, что привело к созданию оригинальной по форме и содержанию системы, которая по сей день известна под названием «шведская система».

    Система носит явно выраженную оздоровительную направленность. Этому способствует расширенный Я.Лингом объем средств – стенка, бум, скамейки, плинт и др. приспособления, именуемые сегодня «снарядами массового типа», позволяющие одновременно использовать большим количеством занимающихся (фронтальный подход) и практиковать разнообразные, несложные, оригинальные движения (рис.2). Последнее определяет большую прикладную значимость системы в школьном физическом воспитании.
    Рис.2
    Правда, идеализируя прямолинейность, симметричность движений, тяготея к статическим упражнениям и положив их в основу своего профессионального кредо, отец и сын считали ненужным делом выработку двигательных навыков, тем самым значительно подрывали педагогическую значимость шведской гимнастики, образно названной критиками системы «гимнастикой поз, а не движений».

    Педагогический консерватизм шведской системы проявлялся в слепом заимствовании у германской и чешской систем строжайшей требовательности к точности выполнения движений, а формализация структуры урока (незыблемость его составных частей), обусловленная этим стандартность физиологической кривой нагрузки – все это указывало на слабую научную обоснованность шведской гимнастики, что становилось объектом серьезной критики со стороны ученых, физиологов, врачей и прежде всего признанных в мире авторитетов – Ж.Демени, , Н.Бука, П.Ф.Лесгафта.

    2.2.3.Чешская (сокольская) система
    Создатель этой системы гимнастики – профессор пражского университета Мирослав Тырш (1832–1884), представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению Чехии от австрийского гнета. Чтобы привлечь народ к национально–освободительной борьбе, используя организационно–воспитательные возможности гимнастики, требовалось придать положениям и движениям тела эстетическую привлекательность, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей радостные чувства, вдохновляла и пробуждала патриотические настроения. Именно с этой целью в качестве символа гимнастического союза избрана сильная и элегантная, гордая и свободолюбивая птица – сокол.

    В сокольской среде выдерживаются строжайшие требования дисциплины и субординации. Для придания видимости сословного равенства вводится обращение «соколов» друг к другу не иначе, как «братья», «сестры».

    Требованию многократности выполнения движений снарядовой гимнастики Ф.Яна «соколы» противопоставили античную зрелищность и необычайный уровень стилизации – чистоты исполнения движений, подчас не имеющих прикладной значимости. Особое место отводилось не отдельным техническим элементам, а комбинациям вольных упражнений, позволяющим проследить логику переходов от движения к движению, создать выразительный ритмический «рисунок», пленить зрителя синхронностью и точностью исполнения.

    С 1882 г. начинаются всесокольские слеты, положившие начало спортивно–театрализованным представлениям и празднествам. Вовлечение «соколов» из разных стран в эти масштабные мероприятия сыграло огромную роль в популяризации гимнастики в мире.

    Распространение сокольского движения в России, активно наметившееся в начале XX в. не встречает противодействия со стороны царского правительства, которое рассматривало гимнастику в качестве своеобразной «отдушины», отвлекающей молодежь от нарастающего в стране революционного брожения. После победы в революции 1917 г. «сокольство» распущено.

    2.2.4.Французская система
    Создателем французской системы гимнастики является крупный ученый–физиолог Жорж Демени (1850–1917). Изнуряющей монотонности немецкой снарядовой гимнастики и шведской системы с ее приоритетом статики, Демени противопоставляет естественную, понятную человеку динамику движений, связывая с ней возможности полноценного развития функциональных возможностей организма, что по сей день актуально в физическом воспитании детей и подростков.

    Система гимнастических упражнений Ж.Демени формировалась под влиянием взглядов его соотечественника Ф.Амороса (автора естественной военно–прикладной гимнастики) и прогрессивных идей П.Ф.Лесгафта.

    В основе педагогической концепции Ж.Демени, стремившегося разумно сбалансировать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, выделяются три основополагающих принципа:

    1 – использование экономичного ритма (основанного на гармоничном сочетании силы, гибкости и красоты);

    2 – полной амплитудности движений (высокая динамичность, мягкость, закругленность движений);

    3 – соблюдение правила непрерывности, поточности движений (мобилизация потенциалов сердца, сосудов, дыхания).

    Принцип поточного выполнения движений, глубоко осмысленный и обоснованный Ж.Демени как эффективный путь к повышению работоспособности и развитию функциональной дееспособности дыхательной и сердечно–сосудистой систем, позже был успешно воплощен в австрийской школьной гимнастике Гаульгофера и Штрайхера, в ритмической гимнастике Я.Далькроза, основной гимнастике датчанина Н.Бука, ритмо–пластической гимнастике Ф.Дельсарта. Последний заложил основы выразительности движений, которые с успехом внедрялись не только в артистическую практику танцевально–хореографического жанра, но и в спортивную жизнь (художественная гимнастика, фигурное катание). Среди знаменитых последователей Ф.Дельсарта можно назвать известную американскую актрису Айседору Дункан, воплотившую в России идеи Ж.Демени и Ф.Дельсарта в своеобразной танцевальной гимнастике для женщин.

    2.2.5. Датская система
    Созданная датчанином Нильсом Буком система, названная автором «Основной гимнастикой», как бы подчеркивала безграничность сферы ее приложения в оздоровительных целях, и в основном предназначалась для физического воспитания школьников.

    Двигательная программа системы построена на использовании известных средств и упражнений шведской гимнастики. Оригинальность датской системы не в содержании упражнений, а в построении урока. Оценив перспективы открытия Ж.Демени – поточного способа выполнения движений, – Н.Бук делает его основным методом урока, что обеспечило большую моторную плотность и высокую мобилизацию систем энергообеспечения.

    Пропагандируя свою систему, Н.Бук считал, что занимающимся не нужны никакие снаряды. «Самый совершенный снаряд, – утверждал он, – это наше тело».

    Одно из решающих условий успеха автор усматривал в постоянной новизне движений. «Когда человек учится езде на велосипеде, – аргументировал свой тезис Н.Бук, – он упражняется. Когда научился, т.е. овладел навыком, это уже не упражнение». «Смешно, – говорил он, – но в зале мы тратим много времени на то, чем уже овладели».

    Широкого распространения датская система гимнастики не получила. Использованный поточный метод, быстро принесший популярность системе, столь же быстро отвратил сторонников от нее. Большие функциональные напряжения оказались недоступными для многих, а методические указания излишне категоричными, исключающими возможности для индивидуализации.

    2.2.6.Российская педагогическая гимнастика П.Ф.Лесгафта
    Проникновение немецкой снарядовой гимнастики в русскую школу вызывало противодействие со стороны прогрессивно мыслящих ученых–гигиенистов, врачей и главным образом педагогов–просветителей (К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, А.П.Чехов, Е.М.Дементьев). Сильный удар по немецкому турнену нанес великий русский анатом, физиолог и педагог Петр Францевич Лесгафт. Изучив опыт преподавания гимнастики в странах Западной Европы, он подверг резкой критике его несоответствие существующим требованиям анатомии, физиологии, гигиены и положениям педагогической методики. Впервые в мировой теории и практике физического воспитания им создана научно–обоснованная система физического образования, которая вскоре привела к введению в школах необычного общеобразовательного предмета «Педагогическая гимнастика».

    Цель физических упражнений, по П.Ф. Лесгафту, в осознанном достижении наилучших результатов в кратчайшие сроки и при наименьших затратах сил.

    Педагогическая направленность новой системы проявлялась во всем, начиная с целевой ориентации, постановки задач и кончая содержанием, предполагаемыми средствами и путями реализации их.

    Впервые в мировой практике физического воспитания систематизация учебного материала не ставится в зависимость от формальных факторов (форма снарядов, форма суставных движений), а строится на твердой педагогической основе.

    Не утрачивают по сей день актуальности предложенная П.Ф. Лесгафтом схема последовательности решения педагогических задач, хорошо согласующаяся с современной теорией и методикой формирования двигательных представлений, умений и навыков.

    Так, предложенная последовательность образовательно–развивающих задач в системе П.Ф. Лесгафта «вписывается» в три ступени обучения.

    Первая – предусматривала ознакомление с простейшими формами движений (анализ). На второй – обучаемый приступает к выработке умения в более сложных двигательных заданиях различать движения по временным, пространственным признакам и по величине требуемых мышечных усилий. В третьей (конечной ступени) – вырабатывается способность соединять умения, навыки (синтез), добиваясь точного управления движениями и экономного их выполнения.

    Значимость прогрессивной педагогической гимнастики П. Лесгафта не умоляет факт, что автор, разделяя мнение П.Линга, Ж. Демени, К. Гаульгофера, подвергал сомнению полезность использования снарядовых и акробатических упражнений. Жизнь показала, что использование этих средств раскрывает огромные образовательно–развивающие перспективы, что и подтверждает интерес молодежи ко всем спортивным видам гимнастики, созданным в XIX–XX вв. и успешно культивируемым во многих странах мира по сей день.

    2.3.Гимнастика в олимпийском движении
    В истории олимпийского движения важной вехой следует считать создание международной федерации гимнастики (ФИЖ) – 1881 г. – и организация Международного Олимпийского Комитета (МОК) – 1894 г.

    Некоторый разнобой в организационно–управленческой деятельности этих организаций, отрегулированный к началу первых Олимпийских Игр, это уже предистория олимпийских притязаний гимнастики, отражающая противоречивость мотивов, остроту сомнений и радужность надежд.

    Сегодня, когда гимнастика покорила сердца людей всей планеты, когда готовить свои команды юношей и девушек к олимпийским баталиям стремятся сотни стран и народов, кажется невероятным, что первые Олимпийские Игры в Греции собрали всего 75 участников гимнастического турнира. В числе участников – 11 немцев, 2 венгра, 1 болгарин, 1 швейцарец и …60 (!) греков.

    Благодаря значительному численному преимуществу хозяевам удалось из восьми разыгранных медалей добыть две.

    Примечательно, что первые олимпийские баталии гимнастов, как и представителей других видов спорта, проходили в условиях жесткой дискриминации женщин. Состязания проводились на пяти снарядах и дополнялись лазанием по канату.

    На вторых Олимпийских играх в Париже (1900 г.) к чисто гимнастическим видам программы соревнований почему–то добавлены прыжки в высоту и в длину, прыжки с шестом, перетягивание каната. Дальше – больше! Третья Олимпиада в Сент–Луисе (США): гимнастика с большей долей справедливости могла называться легкоатлетической. В гимнастическое шестиборье наряду с упражнениями на перекладине, брусьях, коне с ручками, входят прыжки в длину, толкание ядра и бег на 100 ярдов.

    Разброд и шатания в поисках оптимальной программы и направления развития гимнастики царили в умах и сердцах специалистов более 30 лет. И все же здравый смысл и глубокое понимание специалистами специфики развивающихся параллельно видов спорта позволили найти разумные решения. В 1928 г. (IX Олимпийские Игры в Амстердаме) из программы по гимнастике наконец–то исключены не только бег, метания, прыжки, но и лазание по канату. Гимнастическая программа обрела современный вид.

    История современных олимпийских игр ведет отсчет с 1952 г. Именно в этом году на Олимпийских Играх в Хельсинки (Финляндия) впервые принявшая в них участие команда Советского Союза праздновала триумф советской гимнастической школы, созданной в 30–40 годы и в первое пятилетие после Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Имена абсолютных чемпионов – Марии Гороховской и Виктора Чукарина золотыми буквами вписаны в славную летопись мирового спорта.

    Виктор Чукарин и сегодня, спустя полвека, в среде профессионалов и поклонников гимнастики остается личностью легендарной. И не только потому, что он дважды абсолютный олимпийский чемпион (1952 и 1956 гг.).

    Чукарин – эпоха в спортивной методологии. Он родоначальник высоких и сверхвысоких нагрузок, инициатор перехода к каждодневным тренировочным занятиям. Его вторая победа на Олимпийских Играх 1956 г. в Мельбурне в возрасте 36 лет является свидетельством не только уникального таланта, но и способности к тяжелому, изнурительному труду, демонстрацией огромной воли и упорства.

    Много славных страниц в летописи олимпийской гимнастики связано с достижениями российских спортсменов – Ларисы Латыниной и Бориса Шахлина, Людмилы Турищевой и Николая Андрианова, Михаила Воронина и Александра Дитятина, Дмитрия Билозерчева и Алексея Немова. Некоторые из них стали обладателями своеобразных олимпийских рекордов, достойными включения в книгу рекордов Гиннеса.

    Лариса Латынина – участница трех Олимпиад – является обладательницей 18 (!) олимпийских медалей. Борис Шахлин – 13 медалей. Из зарубежных «гроссмейстеров» гимнастики в этот ряд можно поставить, «пожалуй, только японца Савао Като (12 медалей, в том числе золотые медали трех Олимпийских Игр)!

    Успехи мастеров мировой элиты оказывали большое влияние на развитие гимнастики в мире, в том числе на развитие гимнастики на Беларуси.

    Белорусская гимнастика развивалась, как говорится, не на пустом месте. Впервые имя белоруса–гимнаста прозвучало в 1960 г. на Олимпиаде в Риме. Николай Милигуло – лидер белорусской гимнастики – в составе сборной СССР – становится серебряным призером в командном зачете. Первый и потому особо значимый успех белоруса и его наставника Романа Ваткина – результат творческой реализации опыта, накопленного в республике гимнастами старшего поколения – Михаилом Маркиным, Евгением Бобровым и Романом Ваткиным, Евгением Ленским и Виталием Яненко. Успех Милигуло – своеобразная «эстафетная палочка», которая пронесена гимнастами республики сквозь годы, через последующие Олимпиады.

    На XVIII Олимпиаде 1964 г. (Токио) удостаивается золотой медали в командной победе СССР и титула первой белоруской Олимпийской чемпионки воспитанница Ренальда Кныша Елена Волчецкая. Спортивный мир открыл для себя удивительную гродненскую школу гимнастики и уникального тренера–«молчуна» – неистощимого фантазера и изобретателя Ренальда Кныша.

    Спустя 4 года на Олимпиаде 1968 г. в Мехико героиней становится воспитанница витебской гимнастической «школы» тренера Викентия Дмитриева Лариса Петрик. Снова золото! И снова в командном зачете сборной СССР.

    Появление юной «звезды», по образному выражению журналистов, знаменовало наступление эпохи «чемпионок с косичками», которым оказалось посильно то, что заказано взрослым. Ренальд Кныш и Викентий Дмитриев, пожалуй, одними из первых в тренерском мире уловили огромные функциональные возможности юных, научились правильно пользоваться объективными законами возрастной адаптации и способностью детей переносить физические нагрузки.

    От белорусов ждали «сюрпризов». Но то, что на XX Олимпийские игры в Мюнхене, пройдя жесточайшее сито отборочных турниров, в сборную СССР пробьется 6 белорусов (по сути, половина команды), не мог предвидеть никто. Золотые медали в командной борьбе женщин (Антонина Кошель, Тамара Лазакович, Ольга Корбут), дополненные золотыми медалями в отдельных видах Ольги Корбут и Тамары Лазакович и серебряными медалями мужчин за командный результат (Владимир Щукин, Александр Малеев, Николай Недбальский) – невиданный урожай медалей! Такой результат не то что превзойти, даже повторить маловероятно.

    Не меньшей сенсацией для мировой общественности стала воспитанница Р. Кныша Ольга Корбут. Содержание ее комбинаций – сальто над бревном, «петля» на брусьях, прыжок – переворотом вперед с 2–мя винтами (в первой и второй полетных фазах) – шокировало даже видавших виды деятелей ФИЖ, не нашедших иного выхода, как наложить запрет на элементы Корбут.

    Жизнь поставила все на свои места. Авторы новой гимнастики Р. Кныш и его ученица оказались правы. Обнародованные юной гимнасткой элементы – не просто «трюки», а демонстрация новых возможностей интеллектуальных, физических способностей человека, конструктивных особенностей снарядов. Пример Ольги Корбут воодушевил на яркие технические новации и белорусских акробатов. Ученик Георгия Трусова Вадим Биндлер становится чемпионом мира, впервые исполнив на дорожке тройное сальто (!) и таким образом спустя 60 лет к некогда «смертельному трюку» артиста цирка Александра Сосина – двойному сальто – добавил еще один, третий виток вращения в свободном полете.

    Упражнения О. Корбут, В. Биндлера – это закономерный виток технического прогресса. А прогресс остановить нельзя! Не случайно поэтому реакция в мире – восхищение и подражание. Только в США, Англии за короткий срок созданы сотни, тысячи «Клубов Ольги Корбут». Произошло невиданное прежде событие – Ольгу Корбут и других членов советской команды с почестями принял президент США Ричард Никсон.

    Победная традиция белорусских мастеров продолжена в олимпийском Монреале (1976) и в Москве (альтернативные игры – 1980).

    Турнир гимнасток в олимпийском Монреале прошел под знаком румынского «вундеркинда» Нади Комэнечи, уверенно победившей в многоборье. Две медали (золото в команде и серебро в упражнениях на бревне принесла О. Корбут).

    1980–й Олимпийский год стал «годом великого перелома» для гимнастов СССР, прервавшим затянувшееся (более 20 лет) отставание от мировых лидеров – японцев. Командная победа мужской и женской сборных команд СССР в Олимпийской Москве означала мировое признание традиционно высоких достижений белорусов: две золотые медали Нэлли Ким (командная и в вольных упражнениях).

    Победа в вольных упражнениях особенно радовала. Яркие, запоминающиеся композиции Ларисы Петрик, Тамары Лазакович, Ольги Корбут, Нэлли Ким в «вольных» убеждают, что в области двигательной, хореографической и музыкальной культуры белорусы становятся признанными законодателями мод в самом престижном виде женского гимнастического многоборья.

    Восьмилетний период после московской Олимпиады2 до очередной в Сеуле (1988) показал надежность сложившейся в республике системы подготовки мастеров экстра–класса, правильность работы с резервами.

    В Сеуле белорусские гимнастки новой молодежной волны показывали себя достойно: 5 олимпийских наград, в т.ч. три золотые – Светланы Богинской (в командном зачете и в опорном прыжке) и Светланы Баитовой (в командном зачете). Новая сенсация: успех белорусок в спортивной гимнастике поддержан «художницами», где звание абсолютной чемпионки по впервые включенной в олимпийскую Программу художественной гимнастике становится Марина Лобач (тренер – Галина Крыленко).

    Белорусская «Богиня» – так ласково называли Богинскую – вновь становится олимпийской чемпионкой в составе команды СССР. Но и этот успех затмил своим достижением Виталий Щербо. Шесть (!) золотых медалей в одном турнире – такое не удавалось прежде ни одному из самых сильных гимнастов планеты. Феноменальное выступление Виталия (воспитанного бригадой тренеров: Леонид Выдрицкий, Леонид Филиппенок и Сергей Шинкарь) по воле судьбы стало последним аккордом в славной истории побед гимнастов СССР.

    С распадом Советского союза наметился новый расклад в соотношении сил, новый этап развития гимнастики для бывших союзных республик, в том числе и для Беларуси.

    Успех на XXVI Олимпийских играх в Атланте (США) был особенно значим, так как впервые белорусы выступали единой национальной командой под флагом суверенной Беларуси. В сильной как никогда прежде команде – два лидера: шестикратный олимпийский чемпион Барселоны Виталий Щербо и Иван Иванков – абсолютный чемпион мира – 94 и Европы – 96!

    Серьезная травма И. Иванкова буквально за день до старта в Атланте – серьезное потрясение для команды. И все же ребята «не дрогнули», уступив лишь сборным России, Китая и Украины, и оставив позади гимнастов из признанных гимнастических держав – США, Германии, Румынии, Японии. Четвертый командный результат – блистательный дебют. От бронзы его отделяли микроскопические 0,16 балла на всех. Будь в строю Иван Иванков, наверное, результат был бы выше.

    Утешением белорусам стали четыре бронзовые медали Виталия Щербо (многоборье, прыжок, брусья, кольца) и признание белоруса одним из лучших спортсменов планеты за всю историю олимпийского движения на ряду с такими «звездами» как легкоатлет Джесси Оуэнс, пловец Марк Спитц.

    К разряду «невезучих» можно отнести выдающегося мастера Ивана Иванкова, который после неудачи в Атланте, преследуемый травмами, еще дважды на Олимпиадах 2000 и 2004 гг., а в общей сложности 12 лет настойчиво шел к олимпийской медали, но так и не реализовал своих устремлений. В обоих случаях – 4-е места, рядом с пьедесталом. Если бы существовали медали за настойчивость, волю к достижению цели – Иванков, бесспорно, был бы в числе первых претендентов.

    Подводя итог краткому историческому обзору, следует отметить, что белорусские гимнасты на Олимпийских играх с 1960 по 2004 гг. завоевали 34 медали, в том числе 19 золотых. Это больше, чем завоевали спортсмены Англии, Франции, Бельгии, Швеции, Финляндии, Дании и др. европейских государств с высоким уровнем развития экономики, культуры, спорта.

    Высокие достижения белорусской гимнастики можно объяснить преемственностью традиций, заложенных многими поколениями гимнастов и их тренеров, созданием широкой «географии» самобытных олимпийских центров, созданием и реализацией научно–обоснованной системы подготовки мастеров международного класса, предусматривающей постоянную нацеленность на максимальный результат, стремление работать на перспективу.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта