Гимнастика 1 ч.. Учебник для университета физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов Республики Беларусь
Скачать 441 Kb.
|
ГЛАВА 3. ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ 3.1.Значение терминологии и требования, предъявляемые к ней В различных сферах спортивной деятельности терминологией – системой терминов – пользуются для точного и краткого обозначения понятий, явлений, предметов, упражнений и т.п., характерных для той или иной области знаний или практики. Роль терминологии особенно важна в гимнастике, поскольку в ее содержание входит большое число упражнений, не встречающихся в повседневной жизненной практике. Терминология упрощает и облегчает общение между преподавателем и занимающимися, повышает эффективность процесса обучения, положительно влияет на формирование двигательных навыков, увеличивает плотность занятий, сокращая время на объяснение упражнений. Отражая смысл и содержание гимнастических упражнений, терминология тесно связана с их классификацией. Без терминологии трудно раскрыть содержание гимнастики, невозможна научно–теоретическая ее разработка, обобщение передового опыта, невозможно создание – программ, правил соревнований, пособий, учебников. Требования, предъявляемые к терминологии: прежде всего терминология должна быть доступной, краткой и точной. Доступность достигается использованием для терминов словарного состава родного языка с учетом правил его словообразования. Вместе с тем в гимнастической терминологии руководствуются и своими правилами для создания терминов. В практике используются условные выражения, смысл которых раскрывается в процессе обучения. Точность терминологии способствует созданию правильного двигательного представления об упражнении, однозначному толкованию его сущности. Название упражнения должно полностью соответствовать его смысловому содержанию. Краткость – важное требование терминологии. Чем точнее требуется раскрыть то или иное понятие или упражнение, тем больше слов приходится на это употребить. Стремление подобрать точное название (особенно это касается упражнений на снарядах и вольных упражнений) приводит зачастую к созданию громоздких словосочетаний, которые на практике заменяются более короткими, подчас жаргонными выражениями. Создание кратких терминов предполагает их определенную условность. Кроме того, существует целый ряд правил, позволяющих сократить название упражнений. 3.2.Правила образования терминов и применения их Переосмысление наиболее распространенный способ образования терминов, т.е. придающее существующим общеизвестным словам новое терминологическое значение. Например, слово шпагат – веревочка – используется в гимнастике как термин, обозначающий сед с максимально разведенными ногами. Словом подъем называется переход из виса в упор, т.е. движение кверху, а словом спад – обратное движение. Смысловое значение этих терминов точно отражает суть упражнения. Использование корней слов нашло отражение в создании многих терминов. Например, мах, кач, вис, сед, хват и др. Заимствование иноязычных терминов, которые получили широкое распространение и прочно вошли в гимнастическую лексику. Например, фляк, рондат, пируэт, твист, хотя для каждого из этих элементов есть и «официальное» терминологическое их название. Например, рондат – переворот с поворотом, а фляк (вернее, флик-фляк) – переворот назад. Использование имени первого исполнителя особо сложного и оригинального упражнения. Такой термин обеспечивает краткость, но содержание упражнения не раскрывает. Поэтому наряду с таким названием существует и терминологическое. Например, термин «Перелет Ткачева» – большим махом вперед перелет назад ноги врозь (упражнение на перекладине или брусьях р/в). Термины статических положений образуются путем названия: – условий опоры (примеры: стойка на предплечьях, сед на бедре); – положения тела и его отдельных звеньев (примеры: горизонтальный упор, вис стоя сзади согнувшись. Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей движения, например, подъем разгибом, оборот назад прогнувшись. Термины прыжков и соскоков образуются, исходя из положения тела и действий в фазе полета (примеры: переворот сгибаясь и разгибаясь, прыжок согнув ноги). Словосложение – создание термина из двух слов, образующих одно составное (примеры: разновысокие брусья, далеко–высокие прыжки). Применение терминов Гимнастические термины следует применять с учетом квалификации занимающихся. В занятиях с начинающими пользуются вначале обычным разговорным языком, постоянно заменяя его терминами. Таким образом термины усваиваются вместе с изучаемыми упражнениями. С повышением квалификации спортсменов роль терминов возрастает. Принято различать термины – общие и конкретные. Общие термины имеют собирательный смысл. Их используют, как правило, при составлении учебных программ, пособий, когда нет необходимости в точном описании упражнений. Они обозначают общие понятия, например, элемент, комбинация, соединение, или группы сходных упражнений – смешанные упоры и висы, кувырки, круги руками. Конкретные термины позволяют точно отразить особенности упражнений. Они в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные термины. Основные термины обозначают целую группу однородных упражнений, указывая на их общий, типичный признак. Примеры: упор, вис, сед, подъем, оборот, кувырок и др. Дополнительные термины раскрывают особенности каждого конкретного упражнения, указывая на: – способ выполнения (махом, силой, прыжком, разгибом, переворотом); – направления движения (вперед, назад, наружу, налево); – условия опоры (на предплечьях, на голове, на коленях, на спине); – характер исполнения (медленно, расслабленно, пружинно, рывком); – конечное положение, если оно необычно (подъем разгибом в сед ноги врозь, сальто назад в шпагат); – последовательность действий, если упражнение сложное, состоящее из нескольких составляющих (подъем с перемахом, выпад с наклоном и поворотом туловища). Основные термины могут превращаться в дополнительные в тех случаях, когда они раскрывают не главные признаки упражнения, а лишь уточняют их (переворот – переворотом, поворот – с поворотом, присед – приседая). Некоторые основные термины и без дополнительных могут содержать исчерпывающую информацию (мост, крест, упор или вис на перекладине). Правила условных сокращений Для краткости названия упражнений принято не указывать, опускать целый ряд общепринятых деталей движений и отдельных положений: – ноги вместе, прямые, носки оттянуты, руки прямые – положения, характерные для гимнастического стиля исполнения упражнений; – руки вниз – в исходных положениях; – ладони внутрь – при положении рук вниз, вперед, вверх и назад, а также ладони книзу при положении руки в стороны; – пальцы рук вытянуты и прижаты – если нет опоры и хвата; – дугами вперед – при обозначении направления движения при поднимании рук вверх и опускании их вниз; – нога – при махах, перемахах, шаге, выставлении на носок; – спереди – при положении в упоре или висе передней стороной тела к опоре или снаряду; – вперед и в одноименную сторону при выпадах и перемахах; – поднять, опустить – при движении рук или ног; – туловище – при наклонах; – хват сверху – как наиболее удобный и распространенный; – конечное положение – если оно является обычным для обозначаемого упражнения; – поперек – для положения на брусьях и бревне как наиболее свойственных на этих снарядах; – продольно – для положений на коне с ручками, брусьях разной высоты и перекладине. 3.3.Термины общеразвивающих упражнений Стойка – положение стоя на всей стопе: основная стойка (о.с.) (рис.3а). Может отличаться от строевой различным положением рук, что оговаривается. Например, о.с., руки на голову (рис.3б), (на поясе, в стороны и т.п.). Сомкнутая стойка (рис.3в), стойка ноги врозь (рис.3г), узкая стойка (рис.3д), широкая стойка (рис.3е), стойка правой (рис.3ж). Скрестная стойка правой (левой) (рис.3з), стойка на коленях (рис.3и), стойка на правом колене (рис.3к). При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Рис. 3 Сед – положение сидя без дополнительной опоры руками: сед (рис.4а), сед ноги врозь (рис.4б), сед согнув ноги (рис.4в), сед углом (рис.4г), сед в группировке (рис.4д), сед согнувшись (рис.4е), сед согнувшись с захватом (рис.4ж), сед на пятках (рис.4з), сед, согнув ноги скрестно (рис.4и). Рис. 4 Упор – положение при котором есть опора руками и плечи находятся выше точек опоры: упор присев (рис.5а), упор лежа (рис.5б), упор стоя (рис.5в), упор сидя (рис.5г), упор стоя на коленях (рис.5д), упор стоя на левом колене, правую назад (рис.5е), упор лежа сзади (рис.5ж), упор лежа на предплечьях, ноги врозь (рис.5з), упор лежа на бедрах (рис.5 и), упор сидя углом, ноги врозь (рис.5 к), упор лежа боком (рис.5 л), упор присев сзади (рис.5 м). Рис.5 Присед – положение на носках согнутых ног: присед (рис.6 а), полуприсед (рис.6 б), круглый полуприсед (рис.6 в), присед на одной, другую вперед (рис.6 г), то же, но с захватом (рис.6 д), полуприсед на всей ступне с полунаклоном («старт пловца») (рис.6 е). Рис. 6 Выпад – широкий шаг со сгибанием выставленной ноги: выпад правой (рис.7 а), выпад вправо (рис.7 б), выпад назад (рис.7 в), выпад левой вправо (рис.7 г), глубокий выпад (нога сзади на носок) (рис.7 д). Рис. 7 Наклон – сгибания тела в тазобедренных суставах с полной амплитудой: наклон касаясь (рис.8 а), полунаклон (рис.8 б), наклон прогнувшись (рис.8 в), наклон назад в стойке на коленях (рис.8 г), наклон назад прямым телом (рис.8 д), наклон с захватом (рис.8 е), наклон влево (рис.8 ж). Рис. 8 Положения лежа: на животе, на спине, на боку. Положения рук оговаривается. Положения рук и движения руками Положения прямых рук: Основные: вниз (рис.9 а), в стороны (рис.9 б), вверх (рис.9 в), вперед (рис.9 г), назад (рис.9 д). Промежуточные: вверх – в стороны (рис.9 е), вниз – в стороны (рис.9 ж), скрестно вверх (рис.9 з), вперед – кверху (рис.9 и), вперед – книзу (рис.9 к), вверх – влево (рис.9 л), вправо – книзу (рис.9 м), скрестно вперед (рис.9 н). Рис. 9 Положения согнутых рук: Руки на пояс (рис.10 а), руки к плечам (рис.10 б), руки за голову (рис.10 в), руки на голову (рис.10 г), руки перед грудью (рис.10 д), руки перед собой (рис.10 е), руки за спину (рис.10 ж), руки согнуты вперед (рис.10 з), руки согнуты назад (рис.10 и), руки согнуты в стороны (рис.10 к), руки согнуты в стороны, предплечья вниз (рис.10 л), руки вперед, предплечья вверх (рис.10 м), руки назад, предплечья вниз (рис.10 н), руки в стороны, предплечья вверх – в стороны (рис.10 о). При незначительном, еле заметном сгибании рук в локтевых суставах со свободной кистью применяется термин «руки слегка согнуты». При отчетливом сгибании рук – «руки полусогнуты». Рис. 10 Круг – круговое движение руками, ногами, туловищем или головой, выполняемые из и.п. на 360º по окружности с возвращением в и.п. Направление круга определяется по начальному движению (рис.11). Круги в лицевой плоскости: внутрь (рис.11 а), наружу (рис.11 б), кверху (рис.11 в), книзу (рис.11 г). Круги в боковой плоскости: вперед (рис.11 д), назад (рис.11 е), (рис.11 ж), кверху (рис.11 з). Дуга – неполное круговое движение руками, но более, чем ¼ окружности. Для названия достаточно указать и.п., направление движения (см. рис.11) и конечное положение. Например, и.п. о.с., руки в стороны. Дугами книзу руки вверх. Руки при этом не должны смещаться из лицевой плоскости. Рис. 11 Положения кисти: Обычное (рис.12а), кисть в кулаке (рис.12б), кисть свободна (рис.12в), кисть расслаблена (рис.12г), кисть поднята (опущена) вперед или назад (рис.12д), пальцы врозь (рис.12е). Рис. 12 Положения ног и движения ногами. Положения прямых ног в боковой плоскости: вперед (рис.13а), вперед – кверху (рис.13б), вперед – книзу (рис.13в), вперед на носок (рис.13г), назад на носок (рис.13д), назад – книзу (рис.13е), назад (рис.13ж). Положение прямых ног в лицевой плоскости: В сторону на носок (рис.13з), в сторону – книзу (рис.13и), в сторону (рис.13к), в сторону – кверху (рис.13л), правую влево на носок (рис.13м), правую влево (рис.13н). Рис. 13 Положения согнутых ног: Правая полусогнута вперед (рис.14а), правая согнута вперед (рис.14б), правая согнута назад (рис.14в), правая согнута вперед с захватом (рис.14г), правая согнута в сторону (рис.14д). Рис. 14 3.4.Термины общеразвивающих упражнений с предметами При описании упражнений с предметами указывается преимущественно положение и путь предмета, а не рук. Например: палку вверх, палку за голову. Термины общеразвивающих упражнений с палками В упражнениях с гимнастической палкой различают две группы положений: хватом за оба конца и со свободным концом палки. Положения палки, удерживаемой за оба конца Cимметричные положения: палку вниз (рис.15а), палку назад (рис.15б), палку вверх (рис.15в), палку перед грудью (рис.15г), палку за голову (рис.15д), палку на лопатки (рис.15е), палку вниз – сзади (рис.15ж), палку вперед – кверху (рис.15з), палку перед собой (рис. 15и). При горизонтальном положении палки, как наиболее часто встречающемся, слово «горизонтально» опускается. Асимметричные положения: (руки находятся в разных положениях): палку вертикально вперед, правая сверху (рис.16а), палку наклонно вперед, правая сверху (рис.16б), палку вправо, наклонно левая сверху (рис.16в). Рис. 15, 16 Положение палки со свободным концом, удерживаемой одной рукой: палку к плечу (рис.17а), палку к ноге (рис.17б), с палкой вольно (рис.17в), левую руку вверх, палку вправо (рис.17г), правую руку с палкой вперед (рис.17д), правую руку с палкой вверх (рис.17е), правую руку с палкой в сторону (рис.17ж), правую руку вперед, палку вертикально хватом за середину (рис.17з). Рис. 17 Положение палки со свободным концом, удерживаемой двумя руками: руки вверх, палку вправо (рис.18а), руки вперед, палку вверх (рис.18б), палку к правому плечу вправо (рис.18в), палку к левому плечу вверх (рис.18г), руки вверх, палку назад (рис.18д), палку на голову влево (рис.18е), руки с палкой вверх (рис. 18ж). Рис. 18 Термины общеразвивающих упражнений на гимнастической скамейке Относительно скамейки занимающиеся могут располагаться продольно, поперек, лицом, спиной, боком. Это является той особенностью, которая указывается при записи упражнений на скамейке. В остальном запись осуществляется по правилам общеразвивающих упражнений. Положения относительно скамейки Упор сидя ноги врозь поперек (рис.19а), упор лежа, руки на скамейке продольно (рис.19б), упор лежа, ноги на скамейке (рис.19в), упор присев на скамейке, хватом за передний край (рис.19г), упор лежа на скамейке поперек (рис.19д). Рис. 19 Термины общеразвивающих упражнений на гимнастической стенке В названии упражнений на стенке указывается положение занимающегося относительно нее (лицом к стенке, спиной, боком), особенности хвата (его высота и способ) и расстояние занимающихся от стенки (в шаге, вплотную). Например: и.п. – стоя на третьей рейке лицом к стенке, хват снизу согнув руки на уровне груди (рис.20 а). Если смешанный упор или вис явно выражен, то следует использовать этот термин при записи упражнения. Например: вис стоя (присев, присев сзади) (рис.20 б, в, г), упор стоя (стоя согнувшись, стоя сзади) (рис.20 д, е, ж). Рис. 20 Термины и.п., в которых занимающийся не опирается о нее руками: стойка спиной вплотную к стенке (рис.20 з), сед, опираясь ногами о вторую рейку (рис.20 и), стойка лицом к стенке в шаге от нее (рис.20 к), стойка правым боком, правую на четвертую рейку (рис.20 л). Термины общеразвивающих упражнений в парах При определении и.п. для симметричных упражнений указывается положение партнеров относительно друг друга. Например: стоя спиной друг к другу с захватом под локти (рис.21 а), стоя лицом друг к другу в полунаклоне, руки на плечи партнеру (рис.21 б). При ассиметричных упражнениях занимающиеся рассчитываются по двое и записывается положение каждого из них. Например: I–е – упор лежа ноги врозь, 2–е удерживают партнера за ноги (рис.21 в). Рис. 21 3.5.Термины упражнений на снарядах Хват – способ держания за снаряд. Различают хваты: сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, глубокий, узкий, широкий. Вис – положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают простые висы, при которых занимающийся держится за снаряд только руками или ногами и смешанные висы, при которых кроме хвата руками используется дополнительная опора другой частью тела. Простые висы: вис (рис.22 а), вис на согнутых руках (рис.22 б), вис углом (рис.22 в), вис сзади (рис.22 г), вис согнувшись (рис.22 д), вис прогнувшись (рис.22 е), вис на согнутых ногах (рис.22 ж), вис прогнувшись ноги врозь (рис.22 з), горизонтальный вис (рис.22 и), горизонтальный вис сзади (рис.22 к) и др. Рис. 22 Смешанные висы: вис стоя (рис.23 а), вис стоя на согнутых руках (рис.23 б), вис стоя согнувшись (рис.23 в), вис лежа на нижней жерди (рис.23 г), вис присев на нижней жерди (рис.23 д), вис присев сзади (рис.23 е), вис лежа сзади (рис.23 ж), вис прогнувшись на правой (рис.23 з) и др. Рис. 23 Упор – положение на снаряде, при котором плечи находятся выше точек хвата. Упоры подразделяются на простые, при которых занимающиеся опираются о снаряд только руками и смешанные, при которых есть дополнительная опора другой частью тела. Простые упоры: упор (рис.24 а), упор сзади (рис.24 б), упор на согнутых руках (рис.24 в), упор углом (рис.24 г), упор на предплечьях (рис.24 д), упор на руках (рис.24 е), упор на руках согнувшись (рис.24 ж), горизонтальный упор (рис.24 з), «крест» (упор руки в стороны) (рис.24 и) и др. Рис. 24 Смешанные упоры: упор сидя ноги врозь (рис.25 а), упор лежа ноги врозь (рис.25 б), упор лежа продольно (рис.25 в), упор присев на одной, другую назад (рис.25 г) и другие. Рис. 25 Сед – положение сидя на снаряде. Сед на бедре (рис.26 а), сед углом (рис.26 б), сед на правой пятке, левую полусогнутую вперед на носок (рис.26 в) и др. Рис. 26 Подъем – переход из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. По способу выполнения различают: подъем силой (рис.27 а), подъем переворотом (рис.27 б), подъем разгибом (рис.27 в), подъем махом вперед (рис.27 г), подъем одной (рис.27 д), подъем двумя (рис.27 е), подъем толчком ног на в/ж из виса присев на н/ж (рис.27 ж), подъем рывком и др. Рис. 27 Спад – движение, противоположное подъему, переход из упора в вис или в более низкий упор – спад назад в упор на руках согнувшись (рис.28 а). Спад назад в вис лежа на н/ж из упора на в/ж (рис.28 б). Опускание – медленный переход из упора в вис, выполняемый силой. Опускание вперед в вис согнувшись (рис.28 в), опускание вперед в вис лежа на н/ж из упора на в/ж (рис.28 г). Рис. 28 Оборот – вращательное движение тела на 360º вокруг оси снаряда. Оборот назад (рис.29 а), большой оборот назад (рис.29 б), оборот вперед из упора сзади (рис.29 в). Оборот вперед из упора ноги врозь правой (рис.29 г). Рис. 29 Поворот – вращательное движение тела вокруг продольной оси. Выполняется махом вперед или назад, в стойке, в смешанных упорах и висах. Мах – однократное маятникообразное свободное движение тела относительно оси вращения. Размахивание – мах, выполненный несколько раз. Размахивание изгибами (рис.30 а), в упоре (рис.30 б), в висе (рис.30 в). Рис. 30 Перелет – перемещение занимающегося через снаряд или с одной части снаряда на другую с отпусканием рук. Различают перелет с в/ж на н/ж, перелет углом, перелет ноги врозь, перелет назад ноги врозь и др. Выкрут – оборот тела вокруг оси снаряда с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. Различают по направлению – выкрут вперед (рис.31 а) и выкрут назад (рис.31 б). Рис. 31 Соскок – спрыгивание со снаряда из упора или виса. Различают: соскок махом вперед (рис.32 а), соскок махом назад (слово прогнувшись добавлять не следует, т.к. это положение характерно для данного упражнения) (рис.32 б), соскок переворотом в сторону (рис.32 в), соскок согнув ноги (рис.32 г). При некоторых соскоках с брусьев следует указывать сторону, в которую этот соскок выполняется. Например, махом вперед соскок вправо с поворотом налево кругом. При выполнении на перекладине или кольцах сальто в соскок слово «соскок» опускается. Сальто выполняется из виса или упора, махом вперед или назад. Сальто назад прогнувшись (рис.33 а), сальто вперед согнувшись (рис.33 б). Рис. 32, 33 Маховые движения ногами обозначаются терминами перемах, скрещение, круг. Перемах – движение ногой или ногами через снаряд с отпусканием одной или обеих рук. Перемахи одной ногой: одноименный перемах (левой ногой влево) (рис.34а) и разноименный (левой ногой вправо), перемах согнув ногу (рис.34б). Перемахи двумя ногами: Перемах двумя в сторону, перемах согнув ноги, перемах согнувшись (рис.34в), перемах ноги врозь. Рис. 34 Скрещение – два одновременных перемаха – одноименный и разноименный из упора ноги врозь, выполненных в одну сторону. Круг – круговое движение одной или двумя ногами над снарядом или через снаряд. 3.6. Термины акробатических упражнений Стойки вниз головой: стойка на руках (рис.35 а), стойка на голове (рис.35 б), стойка на предплечьях (рис.35 в), стойка на лопатках (рис.35 г), стойка на голове и предплечьях (рис.35 д), стойка на груди (рис.35 е), стойка на одной руке (рис.35 ж). Рис. 35 Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре (рис.36 а). Мост на предплечьях (рис.36 б), мост на одной ноге, согнув другую (рис.36 в), мост на одной руке (рис.36 г), разноименный мост (рис.36 д). Рис. 36 Равновесие – положение на одной ноге (рис.37 а), боковое равновесие (рис.37 б), крестообразное равновесие (рис.37 в), равновесие шпагатом в наклоне (рис.37 г), вертикальное равновесие шпагатом (рис.37 д), фронтальное равновесие с захватом (рис.37 е), заднее равновесие (рис.37 ж), равновесие кольцом (рис.37 з). Рис. 37 Упор – положение тела с опорой руками: горизонтальный упор (рис.38 а), горизонтальный упор на локте (рис.38 б), упор углом ноги врозь – вне (рис.38 в), высокий угол в упоре (рис.38 г). Рис. 38 Шпагат – сед с предельно разведенными ногами, касаясь опоры всей их длиной: шпагат правой (указывается нога, находящаяся впереди) (рис.39 а), прямой шпагат (рис.39 б). Полушпагат – положение, аналогичное шпагату, но с согнутой ногой впереди (рис.39 в), полушпагат с наклоном (рис.39 г). Рис. 39 Динамические элементы Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову или плечо: кувырок вперед (рис.40 а), длинный кувырок, кувырок прыжком (рис.40 б), кувырок назад (рис.40 в), кувырок назад прогнувшись через плечо, кувырок вперед вдвоем, держась за голени партнера (рис.40 г), кувырок назад через стойку на руках и др. Рис. 40 Перекат – движение аналогичное кувырку, но без переворачивания через голову или плечо. Перекат назад и вперед из упора присев (рис.41 а), перекат вперед прогнувшись из стойки на коленях (рис.41 б), перекат назад согнувшись из о.с. (рис.41 в), перекат в сторону из стойки на одном колене, др. в сторону на носок (рис.41 г) и др. Рис. 41 Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой руками или руками и головой. Выполняются с одной или двумя фазами полета и медленно, без полетной фазы. Переворот вперед (рис.42 а), переворот назад (рис.42 б), переворот вперед с опорой головой и руками (рис.42 в), переворот в сторону («колесо») (рис.42 г), переворот с поворотом кругом (рондат). К неполным переворотам относятся: курбет – прыжок из стойки на руках на ноги и обратное движение – прыжок с ног в стойку на руках и др. Рис. 42 Сальто – свободное переворачивание тела в воздухе: сальто назад (рис.43 а), сальто вперед, маховое сальто (рис.43 б), боковое сальто, двойное сальто, затяжное сальто, сальто прогнувшись, сальто сгибаясь и разгибаясь, сальто с поворотом кругом, на 360º, 540º, 720º и т.д. В практике сальто с поворотами именуют термином «полпируэта», «пируэт», «полтора пируэта», «двойной пируэт» и т.д. Рис. 43 3.7. Правила записи упражнений Краткая и точная запись гимнастических упражнений очень важна для их понимания. Существует две формы записи упражнений: текстовая и графическая, каждая из которых, в свою очередь, имеет разновидности. Текстовая форма записи подразделяется на конкретную и сокращенную. Конкретная запись предусматривает точное обозначение каждого элемента упражнения в соответствии с требованиями гимнастической терминологии. Сокращенная запись применяется на практике при составлении конспектов занятий, для записи упражнений, проводимых лично преподавателем, хотя многие сокращения устойчиво вошли в обиход и используются в печати при издании специальной литературы по гимнастике. Наряду с такими стандартизированными сокращениями можно создавать и пользоваться в личной записи другими удобными сокращениями, которые подскажет фантазия. К распространенным сокращениям можно отнести: и.п. – исходное положение о.с.– основная стойка ст.н./вр. – стойка ноги врозь брусья р/в – брусья разной высоты в/ж – верхняя жердь н/ж – нижняя жердь в/д – в длину (конь, козел) в/ш – в ширину (конь, козел) с/р – с ручками (конь) пр. – правая (рука, нога) лев. – левая (рука, нога) Д. – держать О. – обозначить х/г – художественная гимнастика акр. – акробатика упр. – упражнения в/упр. – вольные упражнения ОРУ – общеразвивающие упражнения ОРУ б/п – общеразвивающие упражнения без предмета Запись общеразвивающих упражнений Каждое общеразвивающее упражнение нумеруется римской цифрой, после чего записывается исходное положение. Затем следует описание упражнения с указанием счета, на который выполняется то или иное движение. Каждый счет записывается арабскими цифрами и с новой строки. Например: VI. И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – левую в сторону на носок, наклон влево, руки за голову 2 – и.п. 3–4 – то же в др. сторону Если отдельные движения в упражнении выполняются вдвое быстрее, на полсчета, применяется дополнительный счет, обозначаемый буквой «И». Например: И.п. – о.с., руки в стороны. 1 – руки вперед с хлопком в ладони «И» – мах правой с хлопком под ней; 2 – и.п. При одновременном движении несколькими частями тела, вначале описываются движениями ногами, затем туловищем, руками и головой. Действия, требующие поочередного включения звеньев тела (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они должны выполняться. Если упражнение состоит из двух асимметричных частей, то вместо полной терминологической записи второй части указывается, что она выполняется так же, но в др. сторону, с другой ноги или другой руки. Способ возвращения в исходное положение, если оно выполняется обратным движением, не указывается. Если же возвращение в исходное положение выполняется иначе, это должно оговариваться. Сравните: I и.п. – о.с. II и.п. – о.с. 1 – выпад вправо, руки в стороны; 1– выпад вправо, руки в стороны; 2 – и.п. 2 – приставляя правую, и.п. Несколько одинаковых движений можно объединить при записи. Например: И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны 1–3 – 3 пружинящих наклона, касаясь;
Если два движения выполняются на один счет слитно, но одно за другим, следует при записи соединить их союзом «И». Например: И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища направо Поворот в этом случае должен выполняться в конце наклона. Если те же два движения должны выполняться одновременно, то при записи следует применять предлог «С» – наклон прогнувшись, руки в стороны с поворотом туловища направо. При записи общеразвивающих упражнений записываются только изменяемые положения звеньев тела. Все то, что остается без изменения, не указывается. Графическая запись упражнений Графическая запись представляет собой изображения в виде рисунков отдельных поз и промежуточных положений. Чаще всего используется, при подготовке конспекта (рис. 44а, б, в). Рис. 44 Для передачи некоторых особенностей упражнений дополнительно пользуются определенными условными символами.
– вдох, выдох Используя подобные символы можно быстро и достаточно понятно записать упражнение. Например: И.п. 1. 2–3 2 4 То же упражнение, записанное терминологически. И.п. – о.с., руки перед грудью 1– шагом влево широкая стойка ноги врозь, рывком руки в стороны, кисти в кулаки 2–3 – 2 пружинящих наклона, касаясь ладонями 4 – прыжком и.п. Запись упражнений на снарядах Упражнения на снарядах записываются в строчку. Элемент от элемента отделяется знаком тире. Например: Упражнения на брусьях – подъем махом вперед – махом назад стойка на плечах, обозначить – кувырок вперед и упор сидя ноги врозь – перемах внутрь и махом назад соскок. Союз «И» указывает на слитную последовательность двух элементов, без остановки между ними. Например: на перекладине – из упора спад назад в вис согнувшись и подъем разгибом. Выполнение двух элементов одновременно объединяются предлогом «С». Например: подъем махом назад с перемахом ноги врозь. Запись акробатических упражнений Комбинация из акробатических элементов записывается так же, как упражнения на снарядах. Например: кувырок вперед – силой стойка на голове (держать) – перекат назад в упор лежа на бедрах – упор присев и кувырок назад. Если вращательные движения выполняются в группировке, это не записывается. Другие способы выполнения – согнувшись, прогнувшись или ноги врозь – указываются при записи. Не указывается большинство стандартных конечных положений. Например: кувырок вперед (в упор присев не указывается); переворот вперед (не указывается в о.с., руки вверх). Запись вольных упражнений Вольные упражнения записываются в соответствии со структурой музыкального произведения, как правило по «восьмеркам», по фразам. Начало каждой музыкальной фразы обозначается римской цифрой с левой стороны. Счет обозначается арабскими цифрами. Движения каждого счета записываются с новой строки, каждая новая фраза начинается с 1-го счета. Например:
2 – выпад вправо, руки в стороны; 3 – встать на левую, правую в сторону, руки вверх; 4 – прыжок на правую, левую в сторону, дугами внутрь руки в стороны; 5–6 – переворот влево с поворотом налево и, приставляя правую, руки вверх; – 2,0 7 – падение вперед в упор лежа на согнутых руках – 0,5 8 – упор лежа на бедрах II. 1 – упор присев на левой, правую в сторону 2 – толчком левой сменить положение ног и т.д. Справа от элемента, являющегося основным, т.е. представляющим сложность упражнения, указывается его стоимость (в баллах). Движения, выполняемые между основными счетами и требующие отдельного описания, обозначаются буквой «И». Например: 1 – шаг левой, руки вверх; «И» – мах правой в сторону, руки вперед; 2 – выпад вправо, руки в стороны. Движения одной частью тела от движения другой отделяются запятыми. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ВИДЫ ГИМНАСТИКИ ГЛАВА 4. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ 4.1. Оздоровительные виды гимнастики Развитие гимнастики как основного средства оздоровительной физической культуры становится неотъемлемым компонентом экономических и социальных планов. В решении задач государственной программы оздоровления нации оздоровительным видам гимнастики отводится достойное место. 4.1.1 Основная гимнастика. Главными задачами основной гимнастики являются общая физическая подготовка занимающихся, гармоническое развитие их физических способностей, повышение дееспособности жизненно важных систем и функций организма, формирование правильной осанки. Основной гимнастике принадлежит ведущая роль в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений – она положена в основу государственных программ физического воспитания. Содержание основной гимнастки – строевые, общеразвивающие, прикладные упражнения, несложные акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, танцевальные движения, игры. Для более целенаправленного воздействия упражнений в занятиях применяются снаряды массового использования (скамейки, лестницы, канаты и др.) и предметы (набивные мячи, гимнастические палки, гантели и др.). В организации и проведении занятий основной гимнастикой учитываются возрастно–половые особенности контингента занимающихся. Организация занятий основной гимнастикой имеет свою специфику. Руководство группой занимающихся осуществляется, как правило, одним преподавателем. Следовательно, для целенаправленного и успешного управления учебно–тренировочным процессом (в жестко ограниченных временных рамках 45 минут академических занятий школьников, и 45–90 минут в оздоровительных группах) необходимы соответствующие способы организации работы: групповой, фронтальной, поточной (организационно–методические возможности этих способов описаны в главе 4 – раздел 4.2). Игровым способом (его широта использования отвечает оздоровительной направленности преподавания) можно проводить почти все упражнения основной гимнастики, в частности – подвижные игры, игры типа эстафет (с использованием разнообразных прикладных упражнений – с метанием, лазанием, преодолением полос препятствий, единоборствами). 4.1.2. Ритмическая гимнастика (аэробика) Использование в оздоровительных целях ритмо–пластических форм движений в Беларуси связано с заимствованием опыта внедрения так называемой женской (ритмической) гимнастики в физическом воспитании студенческой молодежи Прибалтийских республик – 70-е – 80-е годы минувшего столетия. Современная ритмическая гимнастика – своеобразный синтез разнообразных средств: гимнастики и йоги, классического балета и акробатики, народного танца и диско; особую привлекательность которым придают имитационно–танцевальная манера выполнения движений, современные классические или народные мелодии, с высоким темпом (до 130–160 музыкальных акцентов в минуту), бодрящим ритмом. Растущей популярности ритмической гимнастики среди различных слоев населения, особенно среди женщин, способствует то, что упражнения очень просты и доступны, не требуют больших затрат времени и финансовых средств. По оздоровительному воздействию ритмическая гимнастика соизмерима с такими признанными видами оздоровления как быстрая ходьба, бег трусцой вело– и лыжные гонки, при занятиях которыми значительно активизируются механизмы кислородообеспечения, повышаются аэробные возможности организма. Отсюда и другое – современное название ритмической гимнастики – «Аэробика», прочно вошедшее в обиход благодаря, трудам американского врача Кеннета Купера. Не меньшая заслуга в популяризации аэробики, принадлежит его соотечественнице актрисе Джейн Фонде, сумевшей в качестве телеведущей покорить мировую общественность и на долгие годы стать объектом для подражания. Наиболее популярные разновидности аэробики: – Степ-аэробика – базируется на использовании специальных степ-платформ с регулируемой высотой (15, 20 и 25 см).
– Фитбол-аэробика (с использованием специальных резиновых мячей большого размера). – Тераробика – (упражнения с использованием специальных амортизаторов–терасетов, фиксирующихся одновременно на руках и ногах занимающихся и образующих единую взаимосвязанную систему. – Танцевальная аэробика – объединяет широкий круг танцевальных движений, построенных на основе базовых шагов. – Сайкл-аэробика (спиннинг-аэробика) – специальные упражнения на велотренажере. – Тонинг - силовая тренировка для укрепления мышц. – Стретчинг – упражнения с использованием комплекса поз, благоприятствующих растягиванию мышц. Основным методом является фиксация мышц в растянутом положении. – Шейпинг – разновидность аэробики, предусматривающая компьютерное тестирование на основе которого даются рекомендации по режиму нагрузок. – Каланетик – упражнения для укрепления мышечных групп, определяющих фигуру (мышцы талии, бедра, голени, ягодиц, брюшного пресса, спины). Упражнения проводятся без музыки, с использованием собственного биологического ритма, с большой дозировкой, в статодинамическом режиме. Последний предполагает движения небольшой амплитуды (типа пружинящих) чаще всего в положениях крайнего удлинения мышечных волокон. – Йога-аэробика – в комплексе используются упражнения из древнеиндийской системы – йога, со специальным дыханием, в медленном темпе, босиком и с фоновой музыкой. – Каратробика, аэробоксинг, тайбо, кикбокс – занятия аэробикой с использованием элементов восточных единоборств. Техника упражнений В отличие от спортивных видов гимнастики, где под техникой по подразумевается рациональный способ выполнения движений, их качество, в аэробике понятие «техника» предусматривает прежде всего соблюдение обусловленных требований направленности оздоровительного воздействия упражнений, их безопасность для организма при многократном повторении. Большое количество движений аэробики выполняется из строго регламентированного (базового) исходного положения – полуприседа в стойке ноги врозь (рис. 45). Данное положение характеризует рациональное расположение позвоночного столба, минимальные изгибы в передне-заднем направлении – снижают давление на межпозвонковые диски, что благоприятствует кровообращению, обменным процессам, иннервации. Ноги располагаются несколько шире плеч, что облегчает визуальный и проприоцептивный контроль вертикального расположения обеих голеней. Стопы несколько развернуты кнаружи (12–15º от передне-задней оси). Ягодицы напряжены, живот втянут, плечи раскрыты и опущены. Голова удерживается прямо, без излишнего напряжения мышц шеи. Амплитуда вертикального перемещения ОЦТ – 3-5 см. Базовое исходное положение применяется при выполнении отдельных движений плечами, руками, наклонов головы. Через базовое и.п. проходят приставные шаги, переносы тяжести тела с ноги на ногу и т.д. Рис. 45 Рис. 46 |