Основы электротехники. Учебник для высшего профессионального образования вт. Еременко, А. А. Рабочий, А. П. Фисун и др под общ ред вт. Еременко. Орел фгбоу впо Госуниверситет унпк, 2012. 529 с
Скачать 7.28 Mb.
|
25.4. Клавиатуры и манипуляторы Клавиатуры и манипуляторы являются основными средствами интерактивного взаимодействия пользователя с компьютером. Их основное назначение – ручной ввод информации в компьютер и инициализация различных процедур обработки, хранения и выдачи информации. Клавиатурастроится на основе совокупности клавиш, которые нажимаются/отпускаются пользователем вручную. Нажатому состоянию каждой из клавиш (сочетания клавиш) ставится в однозначное соответствие некоторый символ или команда. Указанное соответствие устанавливается специальным программным обеспечением, обслуживающим вводи обработку состояний клавиш. Существует несколько типов клавиатур [4, 42], различающихся между собой, в первую очередь, их назначением и конструкцией. По первому из указанных критериев можно выделить два основных типа клавиатур - клавиатуры общего назначения, входящие в состав стандартных внешних устройств ЭВС и выпускаемые в виде функционально законченных блоков, как правило, снабженных собственным контроллером и средствами интерфейса (обычно последовательного) с компьютером в соответствии с одним из распространенных протоколов (USB, PS/2 и т. п. [14]); - клавиатуры специального назначения [35], отличающиеся от клавиатур предыдущего типа значительно меньшим количеством клавиш (обычно от 9 доданные клавиатуры предназначены, в основном, для реализации пультов управления различными средствами измерения, контроля и автоматизации. Конструктивно клавиатуры указанного типа, как правило, оформляются в виде набора клавиш пленочного типа, наклеиваемого на корпус пульта и не содержащего контроллера и средств интерфейса. По конструкции клавиатуры подразделяются наследующие основные типы [4, 42]. Клавиатуры контактного типа. Данный тип клавиатур является наиболее распространенным на практике. Их исполнительные элементы представляют собой механические одно- или двухпозиционных переключатели. Известны следующие основные варианты конструкций таких клавиатур - клавиатуры на основе располагаемых под каждой из клавиш стандартных микропереключателей, устанавливаемых на печатную плату клавиатуры, замыкаемых при нажатии клавиши и размыкаемых при ее отпускании - клавиатуры мембранного типа, исполнительными элементами которых являются располагаемые под каждой из клавиш мембраны куполообразной формы из эластичного материала (тонких металлических пластин или покрытой проводящим слоем резины, которые при нажатии клавиш прогибаются и замыкают печатные контакты на плате клавиатуры. При этом большинство из современных клавиатур, как общего, таки специального назначения, принадлежит ко второму из вышеперечисленных типов. Герконовые клавиатуры Исполнительными элементами данных клавиатур являются герметизированные магнитные контакты (герконы, располагаемые под каждой из клавиш, которые, в свою очередь, снабжаются встроенными в них миниатюрными постоянными магнитами. При нажатии клавиши магнит сближается с герконом, вследствие чего происходит его замыкание. Герконовые клавиатуры отличаются существенно большей надежностью и долговечностью, чем контактные, так как в них отсутствует непосредственное механическое воздействие на исполнительный элемент. Однако, с другой стороны, для герконовых клавиатур характерны значительно большие габариты, масса и стоимость, чему контактных. Поэтому они применяются, в основном, в ЭВС с повышенными требованиями к надежности и долговечности. Индуктивные клавиатуры. Их исполнительными элементами являются расположенные под каждой из клавиш миниатюрные катушки индуктивности, реализованные печатным способом на плате клавиатуры. Клавиши, в свою очередь, снабжаются металлическими пластинами, которые при нажатии клавиши приближаются к катушке обычно механически не касаясь ее, изменяя тем самым ее индуктивность. Клавиатура при этом снабжается цифровым блоком контроля индуктивностей, выходной код которого отображает текущее состояние клавиш. Благодаря полному отсутствию механических коммутаторов, индуктивные клавиатуры отличаются еще большей надежностью и долговечностью, чем герконовые. Однако они характеризуются более высокой сложностью и стоимостью, чем оба рассмотренных ранее типа клавиатур. Поэтому на практике индуктивные клавиатуры применяются достаточно редко, при особо жестких требованиях к надежности и долговечности, ив дальнейшем рассматриваться не будут. Типовая структурная схема реализации клавиатуры представлена на рис. 25.19 [4, 42]. Как видно из нее, клавиатура содержит следующие два основных функциональных блока блок клавиш с исполнительными элементами (коммутаторами) и контроллер. В клавиатурах общего назначения контроллер выполняет только функции их обслуживания, к основным из которых относятся - управление процессом ввода состояний клавиш в память контроллера (те. организация интерфейса блока клавиш с контроллером- преобразование состояний клавиш в коды символов и команд - организация интерфейса клавиатуры с хостом в соответствии с применяемым протоколом связи (USB, PS/2 и т. п. [14]). В клавиатурах специального назначения вышеперечисленные функции во многих практических случаях возлагаются на центральный (и часто единственный) контроллер снабжаемого клавиатурой устройства, реализующий, кроме ее обслуживания, другие функции сбора, обработки, хранения и выдачи информации. В подобных случаях показанный на рис. 25.19 пунктирной линией порт связи контроллера с хостом может быть не задействован Рис. 25.19. Типовая структурная схема клавиатуры Необходимо подробнее остановиться на принципах реализации вышеперечисленных функций обслуживания клавиатуры. Организация интерфейса блока клавиш с контроллером. Известны следующие три основных метода реализации указанного интерфейса [22, 37]: - метод параллельного ввода состояний клавиш - метод мультиплексирования - метод сканирования. Примеры функциональных электрических схем клавиатур, реализующих перечисленные методы, представлены на рис. 25.20, 25.21 и 25.22 соответственно. Рис. 25.20. Пример функциональной электрической схемы клавиатуры с параллельным вводом состояний клавиш INT – вход запроса прерывания Рис. 25.21. Пример функциональной электрической схемы клавиатуры с мультиплексированием М – мультиплексор Х0,…,Х3 – битовые группы информационных входов мультиплексора А – адресные входы мультиплексора Y – выходы мультиплексора Количество клавиш во всех примерах принято равным 16- ти, во избежание излишнего загромождения схем. Предполагается, что исполнительными элементами клавиатуры служат механические однопозиционные переключатели без фиксации. Также предполагается, что разомкнутому состоянию всех переключателей, подключенных к некоторому входу контроллера, соответствует уровень логической единицы на данном входе, что имеет место при распространенных принципиальных схемах реализации портов микроконтроллеров см, например, Рис. 25.22. Пример функциональной электрической схемы клавиатуры со сканированием Все представленные на рис. 25.20 – 25.22 варианты построения клавиатуры предполагают инициализацию опроса клавиш как программой ввода их состояний, таки аппаратным прерыванием, вырабатываемым по нажатии какой-либо из клавиш (см. блоки и связи, показанные пунктиром. Метод параллельного ввода состояний клавиш (см. рис. 25.20) предполагает реализацию блока клавиш в виде одномерного массива, с выделением по одному входу контроллера для ввода состояния каждой из клавиш. Таким образом, приколи честве клавиш, равном N , требуется 8 / N (где – символ округления до ближайшего большего целого) битовых портов ввода их состояний. Даже при сравнительно небольшом числе клавиш, равном 16-ти (характерном, как указано ранее для клавиатур специального назначения, необходимо 2 таких порта. Это может оказаться недопустимо большой тратой ресурсов контроллера, с учетом того, что обслуживающий специальную клавиатуру контроллер часто выполняет и другие функции сбора и обработки данных (см. пояснения к рис. 25.19). При реализации же клавиатур общего назначения, количество клавиш которых равно минимум нескольким десяткам [22], применение метода параллельного ввода весьма затруднительно. Метод мультиплексирования (см. рис. 25.21) также основывается на построении блока клавиш в виде одномерного массива. Однако, в отличие от метода параллельного ввода, он предполагает ввод состояний клавиш в контроллер через мультиплексор, группами по некоторому количеству x клавиш в каждой. Мультиплексор, в принципе, может быть как цифровым, таки аналоговым. Однако, применение цифрового мультиплексора в предлагаемой на рис. 25.21 схеме, как правило, требует включения подтягивающих резисторов (pullups) на его входах для гарантированного формирования уровня логической единицы при разомкнутом переключателе. Для интерфейса контроллера с блоком клавиш выделяется x выводов портов общего назначения для ввода состояний клавиши выводов – для подачи управляющих сигналов на мультиплексор. Нетрудно заметить, что равное сумме x N x 2 log общее количество выводов портов, требуемое для обслуживания клавиатуры методом мультиплексирования, при N x всегда меньше, чем N выводов, необходимых для реализации метода параллельного ввода. Нетрудно показать, что при заданном N указанная сумма минимальна при х. Например, обслуживание методом мультиплексирования клавиатуры из 16-ти клавиш при х требует 5-ти выводов порта общего назначения (сравните с рис. 25.20). Однако, недостатком метода мультиплексирования являются повышенные аппаратурные затраты, обусловленные собственно необходимостью применения мультиплексора. Метод сканирования (см. рис. 25.22) требует организации блока клавиш в виде двумерного массива (матрицы, состоящего из k строки столбцов. При этом N m k , 1 m k , те. число строки число столбцов выбираются максимально близкими. Процесс ввода и идентификации состояний клавиш основан на последовательной активизации столбцов путем подачи на них нулевого уровня (при единичном уровнена остальных столбцах, с последующим считыванием уровней сигналов на строках. При обнаружении нулевого состояния некоторой й строки в то время, когда нулевой уровень подается на некоторый й столбец, делается вывод о том, что находящаяся на пересечении й строки иго столбца клавиша нажата. Блок-схема алгоритма реализации указанного процесса изображена на рис. 25.23. Рис. 25.23. Блок-схема алгоритма ввода и идентификации состояний клавиш методом сканирования i, j – счетчики строки столбцов соответственно Диоды (см. рис. 25.22) предохраняют выходы портов от принудительной подачи на них нулевого уровня при одновременном нажатии нескольких клавиш в различных столбцах. Нетрудно заметить, что для реализации метода сканирования требуется выводов портов контроллера, работающих в режиме выходов, и N Int выводов, работающих в режиме входов где Int – оператор выделения целой части числа. При заданном числе клавиш N общее количество выводов контроллера, требуемое для реализации метода сканирования, существенно меньше, чем необходимое для осуществления метода параллельного ввода, но несколько больше, чем требующееся для реализации метода мультиплексирования. Однако, метод сканирования требует значительно меньших аппаратурных затрат, чем метод мультиплексирования (сравните рис. 25.21 и 25.22). Поэтому, в целом, метод сканирования является наиболее распространенным при реализации клавиатур как общего, таки специального назначения [22, 37]. Необходимо подробнее остановиться на таком важном с практической точки зрения аспекте ввода состояний клавиш, как устранение эффекта дребезга контактов. Данный эффект характерен для механических и электромеханических переключателей, и, следовательно, для контактных и герконовых клавиатур. Он заключается в том, что при замыкании контакта, ввиду упругих свойств его материала, реально имеет место его многократное замыкание/размыкание, прежде чем контакт окончательно зафиксируется в замкнутом состоянии. Поэтому считывание состояния контакта вовремя указанного переходного процесса может привести к ошибочной идентификации данного состояния как разомкнутого. Следовательно, для корректного считывания состояний клавиш необходимо или подавление дребезга (реализуемое аппаратными средствами, с помощью специальных антидребезговых схем, или исключение считывания вовремя переходного процесса, осуществляемое программно. Ввиду наличия контроллера в составе клавиатуры, второй подход более предпочтителен. Известны два основных способа его реализации – подсчет заданного числа замкнутых состояний контакта – введение временной задержки. Первый из перечисленных способов основан на многократном вводе состояния контакта, которое идентифицируется как замкнутое только при регистрации замкнутого состояния контакта в К сеансах ввода подряд (на практике К находится в пределах от 20 до 50). Во избежание зацикливания процесса подсчета регистрируемых замкнутых состояний контакта, обычно выделяется определенное количество М обычно 3 – 5) попыток регистрации замкнутого состояния контакта в К сеансах связи подряд. Блок-схема алгоритма устранения дребезга контактов способом подсчета замкнутых состояний показана на рис. 25.24. Рис. 25.24. Блок-схема алгоритма устранения дребезга контактов способом подсчета замкнутых состояний m, k – соответственно счетчик попыток и счетчик замкнутых состояний контакта Устранение эффекта дребезга контактов способом временной задержки состоит в следующем. После регистрации замкнутого состояния контакта формируется интервал времени с длительностью, заведомо большей длительности переходного процесса (обычно порядка нескольких десятков миллисекунд. Формирование указанного интервала может осуществляться методом пустого цикла или с помощью таймера. По истечении сформированного интервала времени состояние контакта снова опрашивается. Если опрос подтверждает замкнутое состояние контакта, делается вывод о данном состоянии. Блок схема алгоритма устранения дребезга контактов способом временной задержки приведена на рис. 25.25. Вышеописанные процедуры устранения дребезга контактов обычно входят (в качестве вложенных) в процедуру считывания кода состояния клавиш (см. рис. 25.23). Рис. 25.25. Блок-схема алгоритма устранения дребезга контактов способом временной задержки Преобразование состояний клавиш в коды символов и команд Известны два основных метода реализации данной функции обслуживания клавиатуры аналитический и табличный. Аналитический метод предполагает расчет кодов символов и команд как некоторых функций от позиций клавиш. При вводе и идентификации состояний клавиш наиболее распространенным на практике методом сканирования (см. выше) в качестве аргументов данных функций обычно выступают номера строки столбцов, на пересечении которых находятся соответствующие клавиши. На практике распространен расчет кодов символов и команд по выражениям вида С, где Р – число одновременно нажатых клавиш р и р – соответственно номер строки и столбца, на пересечении которых находится р-я из нажатых клавиш n – коэффициент, часто принимаемый равным числу строк или числу столбцов. Очевидно, при этом присвоение клавишам (сочетаниям клавиш) символов или команд должно осуществляться таким образом, чтобы рассчитанные по вышеприведенному выражению коды соответствовали требуемым в соответствии с выбранным протоколом обмена данными между блоком клавиши контроллером. При табличном методе преобразования соответствие нажатого состояния каждой из клавиши каждого из функциональных сочетаний клавиш определенному символу/команде оформляется в памяти контроллера в виде таблицы. Ее входными данными служат коды состояния клавиша выходными – соответствующие им коды символов и команд. Преобразование состояний клавиш в коды символов/команд при этом осуществляется посредством известных алгоритмов поиска данных по таблице. Организация интерфейса клавиатуры с хостом. Данная функция реализуется посредством стандартных аппаратных и программных средств выбранного протокола связи [14], подробное рассмотрение которых выходит за рамки настоящей книги. Манипуляторы Данный класс внешних устройств предназначен, в основном, для инициирования различных процедур обработки, запоминания и выдачи информации путем активизации расположенных на экране монитора элементов графического или псевдографического интерфейса компьютера с пользователем. Наиболее распространенными универсальным типом манипулятора является так называемая мышь [4, 42], входящая в стандартный набор внешних устройств большинства современных компьютеров. В компьютерах класса notebook применяются также манипуляторы типа touch pad и trackball [4]. Другие типы манипуляторов, например, руль и т. п, применяются, в основном, в игровых программах. Поэтому они не относятся к манипуляторам общего назначения, и их рассмотрение выходит за рамки настоящей книги. Мышь представляет собой устройство, смонтированное в пластмассовом корпусе с формой и размерами, позволяющими свободно перемещать его кистью руки в горизонтальной плоскости. Данное устройство соединяется с системным блоком компьютера проводной или беспроводной линией связи. В процессе работы перемещения мыши по специальной поверхности коврику) преобразуются в перемещения ее курсора, обычно имеющего форму стрелки, по экрану монитора. Пользователь при этом получает возможность наводить курсор мыши на элементы графического/псевдографического интерфейса программы и путем их активизации с помощью элементов управления мыши (кнопок, колеса прокрутки) инициализировать различные процедуры обработки, запоминания и выдачи информации. Мышь содержит следующие основные узлы - преобразователь перемещений мыши по каждой из координат в цифровые коды - элементы управления (кнопки, колесо прокрутки - блок связи мыши с компьютером (обычно на основе специализированного контроллера, выполняющий кодирование и передачу в компьютер значений указанных перемещений, а также состояний элементов управления. В качестве критериев классификации манипуляторов типа мышь могут выступать - способ преобразования перемещений мыши в код - интерфейс мыши с компьютером - состав элементов управления. По способу преобразования перемещений в код различают оптико-механическую и оптическую мышь [4]. Оптико-механическая мышь в настоящее время находит все меньшее применение, однако пока еще используется достаточно широко. Типовой вариант ее реализации поясняет рис. 25.26 [4]. Принцип функционирования оптико-механической мыши описывается следующей последовательностью операций - перемещения мыши преобразуются во вращательные движения исполнительного элемента 1, в качестве которого обычно выступает шар из специальной резины, механически контактирующий с поверхностью перемещения мыши (ковриком Рис. 25.26. Типовой вариант реализации оптико-механической мыши (расшифровку позиционных обозначений см. в тексте 1 – исполнительный элемент 2, 3 – оси 4, 5 – кодовые диски 6, 7 – источники излучения 8, 9 – приемники излучения - вращательные движения исполнительного элемента преобразуются во вращательные движения двух взаимно перпендикулярных осей 2 и 3, механически (обычно за счет силы трения) связанных с исполнительным элементом 1; за счет перпендикулярности данных осей угол поворота одной из них прямо пропорционален перемещению мыши по оси ха другой – по оси у - углы поворота осей 2 ив свою очередь, преобразуются в пропорциональное им количество импульсов преобразование осуществляется посредством кодовых дисков 4 и 5, закрепленных на осях, а также источников излучения 6 и 7 и двух пар приемников излучения и 9 (принцип преобразования описан далее - вышеуказанные импульсы поступают на контроллер мыши, который осуществляет их подсчет и преобразование их количества в коды перемещений по осям хи у для последующей передачи данных кодов в компьютер. Преобразование углов поворота осей 2 ив пропорциональное им количество импульсов реализуется следующим образом. Кодовые диски 4 и 5 снабжаются прорезями, ориентированными в радиальном направлении (см. рис. 25.26). С одной стороны каждого из дисков располагается источник излучения инфракрасного или видимого диапазона (обычно светодиод на рис. 25.26 указанные источники обозначены цифрами 6 и 7. С другой стороны каждого из дисков монтируется пара приемников излучения (например, фотодиодов или фототранзисторов) с идентичными характеристиками, располагаемых в горизонтальной плоскости, в непосредственной близости друг от друга. На рис. 25.26 пары приемников излучения обозначены цифрами 8 и 9. В процессе вращения осей (и, соответственно, кодовых дисков) поток излучения, поступающего на приемники, прерывается при каждом прохождении между ними и источником излучения непрозрачного участка диска. Поэтому выходные сигналы приемников представляют собой импульсы, число которых за некоторый интервал времени совпадает с числом прерываний потока излучения между источником и приемниками в течение данного интервала. Указанное количество прерываний, в свою очередь, прямо пропорционально абсолютному значению угла поворота кодового диска за соответствующий интервал времени. Направление вращения диска определяется контроллером по знаку фазового сдвига между последовательностями выходных импульсов первого и второго приемников соответствующей пары. Основным недостатком способа преобразования перемещений в код, применяемого в оптико-механической мыши, является наличие механических исполнительных и передаточных элементов в составе преобразователя (см. рис. 25.26), снижающих надежность его работы. Отданного недостатка свободна наиболее распространенная в настоящее время оптическая мышь, преобразователь перемещений которой не содержит никаких механических узлов. Принцип действия оптической мыши поясняет нижеприведенный рис. 25.27 [4]. Рис. 25.27. Типовой вариант реализации оптической мыши 1 – контроллер с блоком сопряжения 2 – матрица светочувствительных элементов 3 – отраженный поток света 4 – фокусирующая линза 5 – падающий поток света 6 – источник света 7 – рассеивающая линза 8 – корпус 9 – поверхность перемещения мыши Оптическая мышь функционирует следующим образом. Поверхность, по которой она перемещается, через прозрачную нижнюю часть ее корпуса 8 и рассеивающую линзу 7 постоянно облучается входящим в состав мыши источником света 6 (в качестве которого обычно служит светодиод, реже миниатюрный полупроводниковый лазер. Отраженный от поверхности перемещения мыши 9 поток света через фокусирующую линзу 4 поступает на фотоприемники, расположенные над нижней частью корпуса мыши. В качестве фотоприемников обычно выступает миниатюрная матрица 2 из светочувствительных элементов. Массив их выходных сигналов является, по существу, представленной в электронной форме фотографией участка поверхности, над которым в соответствующий момент времени находится мышь. Примеры фотографий одной и той же поверхности, полученных в процессе передвижения мыши, показаны на рис. 25.28. С определенной периодичностью они считываются контроллером 1, который на основе сопоставления и анализа фотографий, полученных в течение некоторого интервала времени, определяет знаки и абсолютные значения перемещений мыши по осям хи уза соответствующий интервал. Рис. 25.28. Примеры фотографий поверхности перемещения мыши, полученных в процессе ее работы Очевидно, для реализации вышеописанного принципа функционирования мыши необходимо, чтобы поверхность ее перемещения содержала какие-либо элементы привязки (см. рис. 25.28), те. не была абсолютно однородной. Поэтому оптическая мышь обычно не может применяться, например, на зеркальной, шлифованной или полированной поверхности. Следует, однако, отметить, что если источником света 6 служит лазер, благодаря когерентному характеру его излучения контрастность фотографий поверхности перемещения мыши примерно враз выше, чему светодиодных оптических мышей [4]. Благодаря этому лазерная оптическая мышь часто может функционировать на поверхностях, на которых использование светодиодной мыши затруднительно или невозможно. Основным недостатком оптической мыши по сравнению с оптико-механической является относительно высокая стоимость. Однако, благодаря постоянному развитию и совершенствованию технологии производства светочувствительных матриц и специализированных контроллеров, наблюдается устойчивая тенденция к непрерывному уменьшению разности стоимостей указанных видов манипуляторов. Поэтому оптическую мышь в настоящее время следует считать наиболее перспективной. В состав элементов управления современной мыши обычно входят две кнопки и колесо прокрутки (отсутствующее у ряда более простых и дешевых моделей. Кнопки представляют собой однопозиционные механические микропереключатели без фиксации, снабженные клавишами. Они выполняют функции активизации различных процедур обработки, запоминания и выдачи информации при наведении курсора мыши на соответствующие данным процедурам элементы графического интерфейса. Состояния кнопок с определенной периодичностью считываются контроллером мыши и передаются в компьютер в соответствии с выбранным протоколом связи (см. далее. Колесо прокрутки предназначается, в основном, для перелистывания документов, фактически дублируя работу клавиши клавиатуры. Вращение пользователем данного колеса от себя эквивалентно нажатиям клавиши «Page Up», а на себя – «Page Down». С конструктивной точки зрения колесо прокрутки представляет собой кодовый диск, аналогичный применяемым в преобразователях перемещений оптико- механической мыши в код, и подобно им снабженный расположенными на его противоположных сторонах источником и парой приемников излучения (см. рис. 25.26). Кроме того, во многих моделях мыши колесо прокрутки снабжается однопозици- онным микропереключателем без фиксации и механизмом его замыкания при каждом повороте колеса прокрутки на определенный угол в любом из направлений. Одно такое замыкание обычно воспринимается пользовательской программой как одно нажатие клавиши «Page Up» или «Page Down» клавиатуры, в зависимости от состояния бита направления вращения колеса. Данный бит присутствует в коде, передаваемом контроллером мыши в компьютер. Он устанавливается (сбрасывается) в зависимости от знака фазового сдвига между последовательностями выходных импульсов первого и второго приемников излучения, которыми снабжено колесо прокрутки, аналогично тому, как определяются направления вращения кодовых дисков в преобразователях перемещений оптико-механической мыши в код см. ранее. При этом в выходном коде контроллера мыши, очевидно, должен присутствовать и собственно бит состояния мик- ропереключателя колеса прокрутки. В принципе, возможна реализация колеса прокрутки без микропереключателя. В таком случаев качестве индикатора поворота колеса на угол, соответствующий одному нажатию клавиши «Page Up» или «Page Down», служит поступившее на вход контроллера определенное количество выходных импульсов одного из приемников излучения, которыми снабжено колесо прокрутки. Очевидно, в выходном коде контроллера мыши при этом должен присутствовать бит выполнения данного условия, взамен бита состояния микропереключателя. Интерфейс мыши с компьютером реализуется ее контроллером, как правило, с использованием последовательного формата передачи информации. Код, передаваемый контроллером мыши в компьютер, в общем случае, содержит [14]: - перемещения мыши (сих знаками) по координатам хи у - состояния кнопок - при наличии колеса прокрутки в составе элементов управления мыши – бит индикации его поворота на угол, эквивалентный нажатию клавиши «Page Up» или «Page Down», а также бит направления его вращения. Передача осуществляется в соответствии с одним из стандартных протоколов проводной или беспроводной связи внешних устройств с компьютером. Для проводной связи мыши с компьютером в настоящее время наиболее широко применяются различные версии интерфейса USB; использующие его мыши иногда называют мышами. Пока еще также находят применение мыши, использующие интерфейсы PS/2 ив настоящее время весьма редко) RS-232C . Для реализации беспроводной связи популярны инфракрасный интерфейс IrDA и радиочастотный интерфейс Bluetooth. Подробное рассмотрение вышеперечисленных интерфейсов выходит за рамки настоящей книги их детальные описания представлены, например, в [14]. В компьютерах класса notebook основными типами манипуляторов являются trackball (в более ранних моделях) и touch pad [4]. Большинство манипуляторов типа trackball |