Главная страница
Навигация по странице:

  • Архивы в Древнерусском государстве.

  • Архивы в период феодализма.

  • Алексеева Е.В. Архивоведение. Учебник допущено Экспертным советом по начальному профессиональному


    Скачать 9.29 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Экспертным советом по начальному профессиональному
    АнкорАлексеева Е.В. Архивоведение.doc
    Дата28.01.2017
    Размер9.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАлексеева Е.В. Архивоведение.doc
    ТипУчебник
    #653
    страница3 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

    Глава 1. РАЗВИТИЕ АРХИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX века

    1.1. Появление архивов в Древнерусском государстве. Архивы в период феодальной раздробленности



    Архивы в Древнерусском государстве. Изучение истории архив­ного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; по­нять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирова­ние «архивного наследия», его состав, размещение, организацию.

    Поскольку история становления архивов тесно связана с ис­торической наукой, периодизация возникновения архивохрани­лищ пересекается с этапами становления и развития государ­ственности.

    Особо тесно переплетаются история государственного аппара­та управления и история становления архивного дела — именно эту взаимосвязь мы и попытаемся проследить в данном разделе.

    Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные дви­жения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов до­кументов. Возможно, так называемые белые пятна истории на­всегда останутся не заполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить «документальную память».

    На сложном, многоплановом фоне развития отечественной истории постараемся проследить зарождение и развитие архивно­го дела в нашей стране.

    Народы и государства существуют в историческом времени и в географическом пространстве, они рождаются и погибают, эво­люционируют, преобразуются в новые социальные общности. Во­сточнославянское государство — Киевская Русь — распалось, и на его месте образовались самостоятельные русские княжества и земли. В дальнейшем их объединение было связано с возникнове­нием нового государственного образования — Московского вели­кого княжества (царства), названного затем Россия и разросше­гося впоследствии до огромной империи. Нам предстоит охватить огромный исторический период с IX по XX в.

    Древнерусское государство (IX — начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осу­ществляли управление страной, суд, сбор дани. Основные функ­ции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению «порядка» внутри страны, контролю над меж­дународными торговыми путями (в первую очередь за путем «из варяг в греки»). Об этом свидетельствуют сохранившиеся договора Руси с Византией (911, 944, 971 гг.).

    На рубеже XI —XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основ­ных политических сил везде присутствуют князь, дружина, го­родское вече.

    В то же время все эти государства можно условно разделить на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая монархия.

    В юго-западной Руси власть князя опиралась на силу дружины и контролировалась городским вечем. Такое правление характери­зуется как раннефеодальная монархия.

    На северо-востоке Руси сложилась деспотическая монархия (са­мовластие). Эта система взаимоотношений была основана на прин­ципе господин — слуга, а следовательно, и характер отношений был иным: слово князя было законом.

    На северо-западе Руси сложилась феодальная республика: «бо­ярская» или «аристократическая» (Новгород, позже — Псков), когда все главные должностные лица избирались на вече (посад­ник, епископ, воевода, там же избирался и князь, который зани­мался только военными вопросами).

    В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятель­ности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии — Казне, — собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представи­телями княжеской власти на местах (в городах) были посадни­ки, которые выполняли судебные и административные функ­ции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых — покровителей города, а следовательно, сберегателей его ценностей. С приняти­ем Русью христианства (988 г.) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях созда­вались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культо­вой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церквям и монастырям угодий и привилегий.

    Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).

    В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и укра­шались цветными миниатюрами. На Руси была широко распрост­ранена религиозная литература, особенно «жития святых», кото­рые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизиро­ванных церковью, т.е. признанных святыми.

    В XI в. появляются первые исторические сочинения — летописи.

    К сожалению, до наших дней сохранилось чрезвычайно мало рукописных документов IX—XII вв. (чуть более 130). Эта поистине драгоценная капля позволяет представить, сколь многообразна, трудна и насыщенна была жизнь в те времена.

    Архивы в период феодализма. Переход к феодальной раздроб­ленности предопределил развитие новых культурных центров. Наи­более ярко это проявилось в летописании. В XII—XIII вв. возника­ют летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Влади­мирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, про­должается летописание в Новгороде.

    Феодальные княжества и республики не только стали наслед­никами документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Так, князья закрепляли жалованными гра­мотами совершавшиеся феодалами (боярами, церковью) захваты общинных земель. В процессе княжеского суда и управления отла­гались судебные протоколы, приговоры и другие документы. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, кото­рые фиксировались в «докончальных» или «крестоцеловальных» грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.

    Расширялись связи с другими государствами. Например, Нов­город, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо тор­говых заключались и дипломатические соглашения, особенно по­сле отражения немецко-шведской агрессии в XIII в.

    Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни кня­жеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись докумен­тов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатьевская ле­топись, содержащая перечневую роспись рукописей и книг.

    Большое количество ценнейших документов отложилось в церк­вях и монастырях, которые являлись крупными земельными фео­далами. В XII—XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов («на помин души» или при поступлении в монахи). Вкла­ды оформлялись духовными и данными грамотами, а также не­редко сопровождались передачей в монастырь старых документов. Таким образом, в церковных хранилищах накапливалось много документов.

    Церковь помимо собственных конфессиональных обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой кате­горией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы.

    Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора — «ряда».

    Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители — «диаки». В целях единообразия де­лопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных «диаков» стали привлекать в свои канцелярии и свет­ские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное де­лопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

    Документы церкви хранились при главе русской православной церкви — митрополите и епископах (в митрополичьей и епископ­ских казнах), монастырские документы — в церквях монастырей.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта