Главная страница

Учебник по авторскому праву и смежным правам. Учебник и. А. Близнец, К. Б. Леонтьев под редакцией доктора юридических наук, профессора И. А. Близнеца


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеУчебник и. А. Близнец, К. Б. Леонтьев под редакцией доктора юридических наук, профессора И. А. Близнеца
АнкорУчебник по авторскому праву и смежным правам.docx
Дата17.12.2017
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУчебник по авторскому праву и смежным правам.docx
ТипУчебник
#11793
страница11 из 28
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28

4. Аудиовизуальные произведения. Сложные объекты.

Определение аудиовизуального произведения в Кодексе отличается от определения данного понятия, содержавшегося в ст. 4 ЗоАП, в частности, тем, что из него было исключено постоянно подвергавшееся вполне обоснованной критике использование устаревшей терминологии - термина "кадр", отнесение к числу аудиовизуальных произведений диафильмов и т.п.

Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ "аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации".

Действительно, современные средства записи аудиовизуальных произведений, как правило, не создают каких-либо "кадров", поэтому в качестве аудиовизуальных произведений следует рассматривать не только произведения, состоящие из серии связанных между собой кадров, но и иные аналогичные произведения, основанные на передаче связанных между собой изображений, создающих эффект "движения". В определении, содержащемся в п. 1 рассматриваемой статьи, вместо слова "кадр" использовано допускающее более широкое понимание слово "изображение".

Ранее в силу прямого указания ЗоАП к числу аудиовизуальных произведений были отнесены также диафильмы и слайдфильмы, хотя в них отсутствуют какие-либо движущиеся изображения. В новом определении ГК РФ в качестве примеров аудиовизуальных произведений они уже не упоминаются.

Получающие все большее распространение "продукты мультимедиа", интерактивные игры и иные новые виды произведений далеко не во всех случаях могут рассматриваться в качестве аудиовизуальных произведений, хотя и могут включать в себя отдельные аудиовизуальные произведения или их части. Мало того, согласно ст. 1240 Кодекса мультимедийные продукты упоминаются как совершенно особые объекты, отличные от аудиовизуальных произведений.

Аудиовизуальное произведение рассчитано прежде всего на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука.

Аудиовизуальные произведения обычно представляют собой сложный комплексный результат творческой деятельности многих лиц, участвовавших в их создании, а также нередко включают результаты творческой деятельности иных лиц, например ранее существовавшие произведения. Как правило, аудиовизуальные произведения включают совокупность произведений, созданных различными авторами, а также исполнений, являющихся результатами творческой деятельности различных исполнителей.

Однако Бернская конвенция условно приравнивает аудиовизуальные произведения к оригинальным произведениям, предусматривая закрепление авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом.

В соответствии с п. 1 ст. 14 bis Бернской конвенции аудиовизуальное произведение ("кинематографическое произведение" - в терминологии Бернской конвенции) подлежит охране именно как особое оригинальное произведение. В ст. 2 Бернской конвенции также указывается, что к кинематографическим произведениям "приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии". В настоящее время происходит постепенная ассимиляция всех видов кинематографических произведений, однако по-прежнему не решен вопрос о различиях между кинематографическими и телевизионными произведениями, например при передачах, ведущихся непосредственно с места событий, трансляциях концертов, видеозаписей спектаклей и т.д.

Особый правовой режим для кинематографических произведений установлен во многих странах.

Правила п. 2 ст. 14 bis Бернской конвенции, регулирующие вопросы определения обладателей авторского права на кинематографические произведения, сформулированы таким образом, что они позволяют национальным законодательствам не только устанавливать различные положения о переходе прав автора к производителям аудиовизуальных произведений, в том числе устанавливать в законодательстве различного рода презумпции о переходе авторских прав, но и признавать первоначальными обладателями прав на аудиовизуальное произведение его изготовителей, в том числе юридических лиц. Согласно подп. (а) п. 2 ст. 14 bis Бернской конвенции проблема определения круга лиц - обладателей авторских прав на аудиовизуальное произведение должна решаться на основании положений законодательства страны, в которой истребуется охрана.

Сложность единообразного решения этого вопроса на международном уровне обусловлена тем, что при определении обладателей авторских прав на аудиовизуальные произведения национальные законодательства придерживаются совершенно разных подходов. Так, в некоторых странах авторское право на аудиовизуальное произведение признается зачастую за кинопроизводителями, в некоторых - за авторами произведений, использованных при создании аудиовизуального произведения (авторами сценария, композиторами и т.д.), в то время как за режиссером-постановщиком авторское право может не признаваться. В европейских странах, как правило, авторами фильма признаются лица, принимавшие участие в его создании и осуществлявшие при этом творческую деятельность, однако в различных странах законодательно установленный круг таких лиц значительно различается.

В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения признаются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария (сценарист);

3) композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально созданное для этого аудиовизуального произведения.

Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы - до (например, литературное произведение, положенное в основу сценария) или в процессе работы над таким произведением (результаты творческой деятельности оператора-постановщика, художника-постановщика и т.д.).

Такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав - изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера).

Заслуживают специального рассмотрения ранее уже упоминавшиеся положения п. 3 ст. 1263 ГК РФ, которые устанавливают право композитора - автора музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, на получение особого дополнительного вознаграждения при:

- публичном исполнении аудиовизуального произведения, в том числе при его показе в кинотеатрах;

- сообщении аудиовизуального произведения в эфир или по кабелю, т.е. при осуществлении эфирного или кабельного телевизионного вещания.

По сравнению с ранее существовавшей формулировкой аналогичного положения в ЗоАП из числа получателей вознаграждения оказались исключены авторы текстов музыкальных произведений.

Несмотря на то что в рассматриваемом пункте речь идет о "сохранении" права на получение предусмотренного в нем дополнительного вознаграждения за авторами, что должно было рассматриваться как мера дополнительной социальной защиты авторов, исключающая изъятие у них всех принадлежащих им прав, на практике значительная часть собираемых средств перечисляется не авторам, а организациям, которым они передали свои права.

Несомненно, что сбор такого вознаграждения должен осуществляться на основании особых договоров, предусматривающих его выплату, а не на основании лицензионных соглашений, в соответствии с которыми правообладатели или организации, управляющие правами на коллективной основе, "разрешают" использование таких включенных в аудиовизуальное произведение музыкальных произведений. Кодекс не предусматривает в данном случае возможности разрешать или запрещать использование музыкальных произведений, а предусматривает только возможность сбора дополнительного вознаграждения для композиторов.

Сбор вознаграждения, предусмотренного положениями рассматриваемого пункта, относится к одной из предусмотренных ст. 1244 Кодекса сфер расширенного, осуществляемого в интересах всех правообладателей коллективного управления (подп. 5 п. 1 ст. 1244 Кодекса).

Для обеспечения нормального использования аудиовизуального произведения необходимо обеспечить принадлежность всех необходимых для такого использования авторских и смежных прав одному лицу, которое в Кодексе именуется изготовителем аудиовизуального произведения (продюсером) и под которым понимается лицо, организовавшее создание такого произведения.

В отношении перехода прав к такому лицу Кодекс предусматривает ряд специальных положений, устанавливая применимость в отношении аудиовизуальных произведений правил, установленных ст. 1240 Кодекса в отношении так называемых "сложных объектов", к числу которых наряду с аудиовизуальными произведениями оказались отнесены также, в частности, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии.

Указанной статьей предусматривается ряд специальных презумпций, направленных на то, чтобы обеспечить сосредоточение в одних руках - у лица, организовавшего создание сложного объекта, - всех прав, необходимых для его использования. Из установленных статьей 1240 Кодекса правил следует, что:

- если результат творческой деятельности, в том числе произведение, был создан по договору с продюсером специально для включения в аудиовизуальное произведение, такой договор будет считаться договором об отчуждении исключительного права, если стороны не предусмотрели иное;

- если не предусмотрено иное, то лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права;

- условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.

Данные положения призваны облегчить приобретение прав, необходимых для использования аудиовизуальных произведений, и исключить случаи, в которых, пользуясь несовершенством договорной регламентации отношений, отдельные правообладатели могли пытаться блокировать нормальное использование аудиовизуального произведения.

Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что все указанные положения ст. 1240 Кодекса применимы только в отношении заключенных договоров, т.е. в обязательном порядке должны заключаться договоры с авторами и иными правообладателями, произведения которых входят в аудиовизуальное произведение в качестве составной части, а также, разумеется, с лицами, признаваемыми авторами произведения.

Несколько в ином виде данный подход отражается в положениях в Бернской конвенции.

В соответствии с подп. (b) п. 2 ст. 14 bis Бернской конвенции в странах Бернского союза, законодательство которых признает первоначальными обладателями авторских прав на аудиовизуальное произведение авторов, внесших творческий вклад в его создание, эти авторы, если они обязались внести творческий вклад в создание аудиовизуального произведения и если иное условие не предусмотрено соглашением с ними, не вправе препятствовать таким видам использования аудиовизуального произведения, как воспроизведение, распространение, публичное представление и исполнение, сообщение по проводам для всеобщего сведения, передача в эфир или иное публичное сообщение произведения, а также запрещать субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения.

Таким образом, Бернская конвенция устанавливает презумпцию передачи авторами своих прав в отношении аудиовизуального произведения изготовителю этого произведения.

Данная презумпция действует только при отсутствии иных соглашений с авторами и только в отношении тех категорий авторов, которые указаны в национальных законодательствах в качестве авторов аудиовизуального произведения.

Абзацем вторым п. 4 ст. 1263 ГК РФ предусматривается особое право изготовителя аудиовизуального произведения на указание его имени при любом использовании аудиовизуального произведения. Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 1240 Кодекса в отношении любого лица, организовавшего создание сложного объекта. В Кодексе указанное право и порядок его реализации не раскрываются.

Особенности перехода и передачи исключительных прав при создании аудиовизуальных произведений и иных сложных объектов на влияют на решение вопроса о соблюдении личных неимущественных прав авторов. Так, в п. 3 ст. 1240 Кодекса специально отмечается, что при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права.

В п. 5 рассматриваемой ст. 1263 ГК РФ предусматривается, что каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Несмотря на то что такие авторы не признаются авторами аудиовизуального произведения, с ними либо их правопреемниками в обязательном порядке должны заключаться договоры об использовании принадлежащих им прав на произведения.

Статья 14 Бернской конвенции специально устанавливает ряд положений, гарантирующих соблюдение прав авторов литературных и художественных произведений при создании на их основе и использовании аудиовизуальных произведений, а также предоставляющих им возможность контролировать дальнейшее использование, в том числе при последующей переработке аудиовизуального произведения.

Следует дополнительно отметить, что рассмотренные выше положения не в полной мере применимы в отношении аудиовизуальных произведений, созданных до вступления в силу положений части четвертой Кодекса, в частности в период существования СССР, а также созданных в период действия на территории Российской Федерации Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. и ЗоАП.

Представляется целесообразным отдельно рассмотреть также более подробно положения, относящиеся к использованию результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ).

Положения, относящиеся к так называемым сложным объектам, являются одним из наиболее существенных нововведений, содержащихся в части четвертой Кодекса.

Все большее распространение получают объекты, включающие результаты интеллектуальной деятельности множества лиц, причем отсутствие договорных отношений хотя бы с одним из них, как правило, делает невозможным правомерное использование созданного комплексного, сложного результата. Такие же последствия могут наступать, в случае если отдельные необходимые для использования комплексного результата положения оказались по каким-либо причинам не включены в договоры, заключенные с каждым из лиц, участвовавших в его создании.

Положения рассматриваемой статьи не устраняют необходимости наличия договоров с каждым из обладателей исключительных прав в отношении каждого из используемых в составе сложного объекта результатов интеллектуальной деятельности, однако позволяют при наличии таких договоров исключать ситуации, в которых использование сложного объекта оказалось бы невозможным из-за отсутствия или неправильного закрепления необходимых положений в договоре, заключенном с кем-либо из правообладателей.

Понятие сложного объекта в ст. 1240 ГК РФ формулируется недостаточно отчетливо. С одной стороны, под ним понимается объект, включающий несколько результатов интеллектуальной деятельности, при этом не устанавливается четких критериев, в каком количестве и каким именно образом такие результаты должны быть объединены, чтобы можно было говорить о появлении сложного объекта. С другой стороны, непосредственно в п. 1 той же статьи приводится перечень таких сложных объектов, который формально можно рассматривать как замкнутый и который включает:

- кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения (ст. 1263 Кодекса);

- театрально-зрелищные представления;

- мультимедийные продукты;

- единые технологии (глава 77, ст. ст. 1542 - 1551 Кодекса).

Очевидным представляется, что в рассматриваемое понятие должны включаться только такие объекты, создание и использование которых оказывается связанным с использованием значительного числа результатов интеллектуальной деятельности, права в отношении которых принадлежат различным правообладателям.

Использование сложного объекта без согласия обладателей прав на включенные в него результаты интеллектуальной деятельности привело бы к нарушению прав на такие результаты. В связи с этим в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно приобретать права на использование таких результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в сложный объект, на основании либо договоров об отчуждении исключительных прав, либо лицензионных договоров.

В данной статье предусматривается ряд презумпций, облегчающих положение лица, создавшего сложный объект.

Во-первых, в случае, если результат интеллектуальной деятельности создается специально для включения в сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если самим договором не предусмотрено иное (абзац второй п. 1 комментируемой статьи);

Во-вторых, лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное (абзац третий п. 1 рассматриваемой статьи), причем любые условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны (п. 2). Последнему правилу формально придан императивный характер, что на практике может порождать некоторые сложности при толковании условий заключаемых договоров. Как представляется, данные положения все же не могут рассматриваться как запрещающие сторонам самостоятельно устанавливать какие-либо согласованные ограничения, например в отношении территории использования тех или иных прав. Так, автор романа, положенного в основу сценария, как представляется, по-прежнему вправе разрешить его экранизацию для использования на территории одних стран - одной организации, а для использования на территории других стран - другой организации.

Пункт 3 ст. 1240 ГК РФ дублирует общее правило о неотчуждаемости личных неимущественных прав, отмечая, что при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, например изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер - ст. 1263 Кодекса), вправе указывать свое имя или наименование при использовании такого сложного объекта. Вместе с тем формулировка п. 4 комментируемой статьи содержит, как представляется, некоторое внутреннее противоречие, говоря о том, что такое право относится к случаям "использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта". Очевидно, что использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта должно осуществляться с соблюдением личных неимущественных прав авторов таких результатов (п. 3), а лицу, организовавшему создание сложного объекта, принадлежит особое право на указание своего имени или наименования при использовании сложного объекта или отдельных его частей.
5. Проекты официальных документов.

В соответствии с подп. 1 и 2 п. 6 ст. 1259 Кодекса из числа охраняемых авторским правом объектов исключены в силу специального указания закона официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, официальные переводы, а также государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), символы и знаки муниципальных образований.

Подобное исключение, обусловленное необходимостью свободного использования указанных объектов в соответствии с их назначением, содержалось и в ЗоАП. Однако распространяется оно только на документы, символы, знаки, являющиеся официальными, т.е. исходящими от лица указанных в настоящей статье органов или организаций, принятые или утвержденные ими.

Вместе с тем на практике нередко возникали вопросы о том, как указанные положения соотносятся с охраной средствами авторского права проектов таких официальных документов, символов или знаков, с какого момента такие проекты перестают пользоваться авторско-правовой охраной, каковы права их авторов - лиц, творческим трудом которых такие проекты были созданы, каким образом проекты документов могут использоваться в нормотворческой работе без формального нарушения требований законодательства об авторском праве.

Данные вопросы частично решаются в ст. 1264 ГК РФ, согласно которой признается право авторства на проект официального документа, символа или знака, их автором признается создавшее их лицо - разработчик. Очевидно, что под термином "разработчик" при этом понимается физическое лицо или группа физических лиц, творческим трудом которых такой проект был создан.

Разработчики проектов официальных документов, символов и знаков вправе указывать свои имена при их опубликовании, а также принимать решение об их обнародовании, если только это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых был создан проект.

Из ст. 1264 ГК РФ можно сделать вывод о том, что во всех остальных случаях, когда проект создается не по заказу государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, а по заказу иных лиц либо в инициативном порядке, без какого-либо заказа, такой проект подпадает под действие общих положений об охране авторских прав, в частности может обнародоваться только с согласия его авторов.

Как только проект официального документа, символа или знака, подпадающего под действие ст. 1264 ГК РФ, будет обнародован разработчиком для использования соответствующим органом или организацией или направлен в такой орган или организацию, такой проект может использоваться ими для подготовки соответствующего официального документа, символа или знака уже без получения какого-либо дополнительного согласия от его разработчиков. Следует отметить, что данное положение сформулировано таким образом, что указанные последствия подлежат применению как в отношении проектов, подготовленных по заказу государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, так и к любым остальным проектам, обнародованным или направленным для соответствующего использования.

После осуществления разработчиками указанных действий (обнародования проекта или его направления в соответствующий орган или организацию) авторские права разработчиков подвергаются существенным ограничениям, объем которых зависит от стадии рассмотрения проекта.

Так, при подготовке официального документа, символа или знака на основе принятого проекта в последний могут вноситься любые изменения или дополнения без какого-либо согласия его автора. Кроме того, после официального принятия проекта к рассмотрению он может уже использоваться без указания имени его разработчика (разработчиков).

Наконец, в случае, если официальный документ, созданный на базе проекта, будет принят или будет утвержден соответствующий официальный символ или знак, в отношении таких объектов положения законодательства об авторском праве не будут подлежать применению уже в полном объеме.
6. Произведения изобразительного искусства: право доступа и право следования.

Положения ст. 1292 ГК РФ предусматривают предоставление авторам произведений изобразительного искусства и архитектуры особых дополнительных прав, для обозначения которых используется термин "права доступа".

Следует отметить, что Кодекс сохранил ряд прав, принадлежность которых к той или иной группе вызывает споры среди специалистов. К числу таких прав относится, в частности, предусмотренное настоящей статьей так называемое право доступа.

В соответствии с положениями рассматриваемой статьи данное право предоставляется двум категориям авторов - авторам произведений изобразительного искусства и авторам произведений архитектуры.

Для первой из указанных категорий авторов под правом доступа предлагается понимать право авторов произведений изобразительного искусства требовать от собственников оригиналов произведений изобразительного искусства предоставления возможности авторам осуществлять право на воспроизведение своих произведений. При этом собственник не обязан обеспечивать доставку оригинала произведения автору. Что касается способа воспроизведения, то он не ограничивается указанием на использование каких-либо определенных средств.

Право доступа предоставляется авторами произведений изобразительного искусства не просто для создания их копий, а для обеспечения "возможности осуществлять право на воспроизведение" таких произведений, поскольку реализация данного права, а также иных принадлежащих автору прав оказывается невозможной без наличия у автора копии произведения, выраженной в какой-либо необходимой для соответствующего использования форме.

Для авторов произведений архитектуры устанавливается условно приравненное к праву доступа право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведений архитектуры. При этом, однако, оговаривается, что данное право действует, только если иное не предусмотрено договором.

Механизм реализации права доступа, как и некоторых других предусмотренных Кодексом прав, не разработан, и практическая его осуществимость во многих случаях может оказаться затруднительной.

Другое специфическое право, предоставляемое только авторам произведений изобразительного искусства и авторам рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, закрепляется ст. 1292 ГК РФ, устанавливающей положения, относящиеся к праву следования.

Закрепление права следования в российском законодательстве вытекает непосредственно из положений Бернской конвенции.

Статья 14 ter Бернской конвенции устанавливает для авторов произведений изобразительного искусства, а также писателей и композиторов особое "право долевого участия" или "право следования" ("droit de suite"). Такое право должно обеспечить для указанных категорий авторов получение дополнительного вознаграждения за счет "участия" в доходах от любой перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства или рукописей литературных либо музыкальных произведений (нотных записей).

Введение права следования было обусловлено достаточно часто встречающимися ситуациями, в которых авторы произведений изобразительного искусства продавали оригиналы своих произведений за незначительное вознаграждение, а затем такие оригиналы перепродавались по цене, во много раз превышающей цену их приобретения.

Данное право не установлено в Бернской конвенции как обязательное, в связи с чем каждая страна может самостоятельно решать, следует ли вводить это право в свое национальное законодательство. Кроме того, Бернская конвенция не определяет ни порядка осуществления сборов дополнительного вознаграждения для авторов и иных лиц, пользующихся правом следования, ни размеров такого вознаграждения. Решение этих вопросов целиком отдано на усмотрение национальных законодательств тех стран, в которых испрашивается охрана.

Гражданский кодекс РФ, в отличие от ЗоАП, предусматривает предоставление права следования не только авторам произведений изобразительного искусства (п. 1), но также и авторам литературных и музыкальных произведений в отношении авторских рукописей (автографов) таких произведений (п. 2).

В каждом случае публичной перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства или рукописи (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер вознаграждения и условия его выплаты должны быть определены Правительством Российской Федерации, а реализация прав авторов и их наследников на получение такого вознаграждения должна осуществляться через соответствующую организацию, осуществляющую управление правами следования на коллективной основе (п. 2 ст. 1244 Кодекса).

Право следования действует в течение срока действия исключительных прав на произведение, не может отчуждаться и переходит только к наследникам автора. Положения о невозможности отчуждения права следования призваны оградить автора и его наследников от попыток "выкупить" данное право одновременно с приобретением оригинала произведения.
7. Произведения архитектуры.

Особым правам авторов произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства посвящена ст. 1294 ГК РФ.

С учетом особенностей таких произведений и заинтересованности их авторов в участии в их практической реализации Кодекс устанавливает, что таким авторам наряду с общими полномочиями, предусмотренными п. п. 2 и 3 ст. 1270 Кодекса и принадлежащими всем категориям авторов, дополнительно принадлежат также права:

1) на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта, в том числе путем разработки документации для строительства (подп. 10 п. 2 ст. 1270, п. 1 ст. 1294 ГК РФ);

2) на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК РФ). Порядок осуществления такого контроля и надзора должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству;

3) требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1294 ГК РФ).

В п. 1 ст. 1294 ГК РФ содержится важная оговорка, согласно которой если договором между заказчиком и автором архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта не предусмотрено иное, то допускается лишь однократное использование созданного автором проекта.

Для повторной и любой последующей реализации проекта требуется получение согласия от автора. Аналогичные положения действуют также в отношении разработанной на основе проекта документации для строительства.
8. Создание произведений по государственному или муниципальному контракту.

Статья 1298 ГК РФ устанавливает особые правила в отношении принадлежности исключительных прав на произведения, созданные по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.

Согласно общему правилу исключительные права на произведение, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, если иное не предусмотрено контрактом, принадлежат исполнителю.

Вместе с тем контрактом могут быть предусмотрены и иные варианты решения данного вопроса: принадлежность исключительных прав Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает заказчик, либо принадлежность прав совместно исполнителю и Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

При этом исполнитель обязан обеспечить приобретение у авторов и третьих лиц всех прав, необходимых для их передачи Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию.

Если исключительное право на произведение, созданное по государственному или муниципальному контракту, принадлежит не Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения для государственных или муниципальных нужд.

Если такое право принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Работники, являющиеся авторами произведений, исключительные права на которые переходят к исполнителю, сохраняют право на получение вознаграждения по правилам, установленным для служебных произведений (ст. 1295 Кодекса).

Изложенные выше правила применяются в отношении программ для ЭВМ и баз данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом, но которые были созданы при его выполнении. Таким образом, в отношении таких программ для ЭВМ и баз данных не применяются положения ст. 1297 Кодекса.
9. Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР.

В период существования СССР законодательная регламентация отношений в сфере создания и использования произведений и объектов смежных прав, несомненно, отличалась значительным своеобразием.

Представляется целесообразным ограничиться рассмотрением прежде всего положений Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., предусматривавшего достаточно подробное правовое регулирование вопросов авторских прав и имеющего в настоящее время наибольшее значение при рассмотрении проблем определения правообладателей на произведения, созданные в период до 1992 г.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. как различные правовые категории рассматривались "права автора" (ст. 479) и "авторские права юридических лиц" (ст. 484).

Согласно ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. за автором признавалось право на опубликование, воспроизведение, распространение и иное использование своего произведения "всеми дозволенными законом способами", право на неприкосновенность произведения и на получение вознаграждения за его использование другими лицами.

В соответствии со ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. за юридическими лицами авторское право признавалось "в случаях и пределах, установленных законодательством".

Так, согласно абзацу первому ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. у предприятий, осуществивших съемку фильма, возникало авторское право на такой фильм: "Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку".

При этом в абзаце третьем той же статьи 486 ГК РСФСР 1964 г. специально оговаривалось, что авторские права на произведения, вошедшие в фильм, остаются за авторами таких произведений: "Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение".

Таким образом, киностудии в качестве обладателей прав на фильм в целом могли осуществлять использование непосредственно самого фильма, а авторы обладали правами использования своих произведений отдельно от созданного фильма по своему собственному усмотрению.

Использование произведений авторов согласно ст. 488 ГК РСФСР 1964 г. допускалось, как и в настоящее время, "не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками, кроме случаев, указанных в законе".

Кроме того, в соответствии со ст. 480 ГК РСФСР 1964 г. авторам гарантировалась неприкосновенность их произведений, при использовании которых воспрещалось без согласия автора вносить в них какие бы то ни было изменения.

Согласно упомянутой выше ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. юридические лица могли обладать либо возникшими непосредственно у них авторскими правами, когда возникновение таких прав предусматривалось законодательством, либо приобретать права по договору.

Однако при приобретении прав по договору действовала жесткая регламентация, установленная законодательством. Так, применению подлежали типовые авторские договоры (ст. 506 ГК РСФСР 1964 г.), разработанные для всех основных сфер использования произведений, причем специально предусматривалось, что "условия заключенного с автором договора, ухудшающие его положение по сравнению с положением, установленным в законе или в типовом договоре, недействительны и заменяются условиями, установленными законом или типовым договором".

Какой-либо передачи исключительных прав законодательство в рассматриваемый период не допускало, мало того, автор вообще не мог быть ограничен в дальнейшем распоряжении своими правами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 509 ГК РСФСР 1964 г., согласно которой типовыми договорами мог предусматриваться не более чем трехлетний срок "со дня одобрения произведения организацией", в течение которого автор не должен был передавать произведение для использования третьим лицам.

Не предусматривалось также перехода к юридическим лицам каких-либо исключительных прав на произведения, создаваемые их работниками в порядке выполнения служебного задания (служебные произведения), так как в соответствии со ст. 483 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на произведения, создаваемые в порядке выполнения служебного задания, признавалось принадлежащим автору такого произведения, а порядок использования организацией такого произведения должен был устанавливаться "законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР".

Это традиционный для советского законодательства подход, измененный только в 1993 г. с принятием Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (в отношении вновь создаваемых произведений).

Единственной допускаемой законодательством ситуацией, в которой авторское право могло быть полностью отчуждено от автора, являлся выкуп авторского права государством "по особому в каждом отдельном случае постановлению Совета Министров РСФСР" (ст. 501 ГК РСФСР 1964 г.).

Согласно ст. 498 ГК РСФСР 1964 г. первоначально возникающие у юридических лиц - организаций авторские права, ограниченные по своему содержанию, действовали бессрочно.

В 1993 г. при принятии Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" срок действия ранее возникших авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами, а в 2004 г. ограничение срока охраны было изменено до 70 лет. Никаких "расширений" авторских прав юридических лиц законодательство при этом не предусматривало.

Данный подход был сохранен в абзаце втором статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации":

"Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой Кодекса. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений".

Как представляется, данными положениями подтверждается исключительно факт признания действия ранее возникших авторских прав юридических лиц, однако не говорится о каком-либо их расширении за счет прав авторов произведений.

Не содержится также в приведенных положениях какого-либо приравнивания прав юридических лиц и прав авторов. Буквальное толкование показывает, что речь идет только о возможности применения "по аналогии" правил части четвертой ГК РФ и только для целей такого применения "юридические лица считаются авторами произведений". При принятии Федерального закона, насколько известно, необходимость подобных формулировок объяснялась исключительно необходимостью борьбы с незаконным использованием фильмов (подача исковых заявлений, обращение в правоохранительные органы и совершение иных действий, необходимых для защиты прав на фильмы), а вовсе не стремлением распространить полномочия киностудий на использование любых вошедших в такие фильмы произведений. Так, в Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", размещенной на официальном сайте Государственной Думы, отмечается: "Специальная норма посвящена авторским правам юридических лиц (в первую очередь на кинематографические произведения), возникшим до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Эти права продолжают признаваться и охраняться законом, а положения части четвертой Кодекса, в том числе касающиеся личных неимущественных прав, будут применяться к ним по аналогии".

Из приведенных положений не следует, что подлежат ущемлению или непризнанию ранее существовавшие права авторов, охрана которых гарантируется в том числе непосредственно самим Гражданским кодексом РФ.

Иное толкование приводило бы к абсурдным выводам. Так, если признавать, что за юридическими лицами признается не только исключительное право на использование самого фильма, но также исключительное право на использование любых составляющих фильм элементов (произведений, их частей, персонажей и т.д.) в полном объеме в соответствии со ст. 1270 ГК РФ, включая их переработку, то в результате пришлось бы допустить, что на одни и те же объекты (тексты, музыку, изображения персонажей и т.д.) существует два независимых друг от друга самостоятельных обладателя полных по своему содержанию исключительных прав - авторы и киностудия.

Мало того, получалось бы, что киностудия вправе не только использовать составные части фильма, но и перерабатывать их, то есть, например, выпустить еще раз как "правообладатель" книгу, по которой был создан фильм, но уже без согласия автора, использовав для этих целей текст сценария, самостоятельно использовать музыку из фильма и т.д.

Разумеется, такие последствия не могли входить в намерения законодателя при принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Авторские права на произведения, созданные авторами в период существования СССР, принадлежат им или их наследникам и могут переходить к иным лицам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   28


написать администратору сайта