Главная страница

История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


Скачать 3.57 Mb.
НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
Дата19.01.2023
Размер3.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
ТипУчебник
#894728
страница34 из 63
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   63

Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава 17. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

17.1. Регионы и хронологические рамки


Философию XIX—XXI вв. принято называть «современной филосо­фией».

Классификация мировой философии по периодам и регионам ее развития составляет довольно значительную проблему из-за неравно­мерного развития философии и культуры в целом у разных народов и в разных районах Земли.

Как уже отмечалось, что если период Древнего мира примерно сов­падает для Запада и Востока, то эпоха Средневековья имеет для му­сульманского и буддийского мира совершенно иные хронологические рамки (схема 45), нежели для христианского. Об окончании эпохи Средневековья для стран буддийского и мусульманского мира можно говорить лишь начиная с зарождения в них культуры Нового времени1, что фиксируется не с XVII в., как в христианском мире, а только со вто­рой половины XIX в.

Начиная с этой последней даты характеристика «современной фи­лософии» (традиционная для западной философии XIX—XX вв.) мо­жет быть отнесена и к философским учениям этих двух регионов Вос­тока. Тем самым хронологические рамки «современной философии» формально опять совпадают для всех основных регионов ее развития. При этом необходимо подчеркнуть еще два весьма существенных об­стоятельства.

1 Интересно отметить, что зарождение культуры Нового времени в нехристианском мире произошло не в результате саморазвития этих цивилизаций, а под влиянием «из­вне» — в результате их столкновения и борьбы со странами европейской цивилизации.

416

Во-первых, начиная с эпохи Возрождения географические рамки «христианского мира» значительно расширились за пределы Европы2. Рассматривая общий ход развития мировой культуры, существенный для анализа философии в Новое время, необходимо отметить в первую очередь, что в XVIII—XIX вв. европейская культура стала доминирую­щей в Северной Америке. А это потребовало перехода от термин,] «культура христианского мира» к термину «культура региона европей­ской культуры» и, соответственно, от термина «философия христиан­ского мира» — к термину «философия региона европейской культуры» Причем синонимом последней опять стал термин «западная филосо­фия» (схема 145), а всю противостоящую ей философию мусульманско­го и буддийского мира принято объединять под названием «восточная философия».

Во-вторых, в восточной философии XIX в. не фиксируется рожде­ние принципиально новых учений или кардинального изменения в ка­ких-либо прежних (в Индии продолжается развитие ортодоксальных школ и особенно веданты, а из неортодоксальных — джайнизма; в Ки­тае — развитие неоконфуцианства, даосизма и чань-буддизма, в Тибе­те — тантризма, в Японии дзен-буддизма, в мусульманском мире — ка­лама и суфизма и т.д.). В это же время имели место и попытки синтеза различных восточных учений. Принципиально новым явлением для этих регионов стало проникновение в них в XX в. философских уче­ний Запада.

В силу социально-политических причин (и в частности, появления там коммунистических и социалистических партий) особое распрост­ранение в ряде регионов получил марксизм и неомарксизм (в Китае после победы «социалистической революции» одна из paзнoвиднocтeй неомарксизма вообще обрела статус «официальной философии») Можно также отметить влияние учения Л.Н. Толстого «о непротивле­нии злу насилием» на теорию и практику политической деятельности М.К. Ганди в Индии. Кроме того, во второй половине XX в. некоторые «восточные» философы попытались создать синкретические философ­ские учения, учитывающие проблематику, подходы и достижения как восточной, так и западной философии. Но в основном такие попытки совершались теми, кто получил образование в западных университетах (например, учение японского философа Нисида Китаро (1870—1945), который пытался осуществить синтез конфуцианства, буддизма и за­падной философии).

417

Схема 145. Общее развитие мировой философии: хронологические рамки



* Пунктирная линия в данном случае означает, что это влияние прослеживается, но не может быть доказано.

418

Гораздо большее влияние оказала философия Востока на современ­ную западную философию (схема 145): начало этого влияния просле­живается начиная с XVII—XVIII вв., но особенно значительным оно стало в XIX—XX вв. Так, в начале XIX в. можно отметить прямое влия­ние индийских упанишад на Шопенгауэра, во второй половине XIX в. — влияние буддизма и конфуцианства на Толстого, кроме того, в это вре­мя возникает такое мистическое направление, как теософия Блават­ской, полностью построенное на индийско-тибетских учениях. А начи­ная с конца XIX в. и на протяжении всего XX в. наблюдается общее влияние веданты, йоги, буддизма и дзен-буддизма на такие течения за­падной философии, как философия жизни, прагматизм, экзистенциа­лизм, психоаналитическая философия (особенно на Юнга и его после­дователей), феноменология, а также постструктурализм и постмодер­низм.

17.2. Общая характеристика западной философии


Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значи­тельной степени развивалась на ее базе. Она включает несколько десят­ков различных течений и направлений, различающихся по количеству приверженцев, характеру поставленных задач и способам их решения. Важнейшие течения и школы с примерными хронологическими рамка­ми представлены на схеме 146, а взаимосвязи между школами — на схе­ме 147.

Изложение данного материала в учебнике по истории философии можно построить следующим образом:

Во-первых, можно создать общую классификацию всех школ и на­правлений и излагать материал в соответствии с этой классификаци­ей. Однако на сегодняшний день такой общепринятой классификации не существует, а ее создание представляет определенные трудности. Так, некоторые школы и течения группируются по «генетическому признаку», например, «структурализм -> постструктурализм -> постмо­дернизм» или «феноменология -> экзистенциализм -> герменевтика» (схема 147), другие можно поделить по основному объекту исследова­ния, третьи — по методам и т.д. Но приемлемая классификация при этом не складывается.

419

Во-вторых, можно следовать принципу историзма и располагать ма­териал в соответствии со временем (или хотя бы периодом1) возник­новения соответствующих школ и учений. Но целый ряд течений (на­пример, философия жизни, позитивизм и т.д.) существовали на протя­жении всего или почти всего указанного периода и прошли при этом ряд этапов развития; поэтому такой способ изложения привел бы к разрыву в их изложении.

В-третьих, можно излагать материал по отдельным школам, просле­живая их внутренний генезис. Учитывая, что на экзамене обычно ста­вится вопрос именно о школах, в данном учебнике избран последний метод. Но при этом сами школы располагаются с максимальным уче­том как времени их возникновения, так и их идейной близости друг к другу.

Таблица 86. Основные периоды современной западной философии

Период

Годы

Основные события

Первый

«антропоцентри­ческий»

1830 — 1865

Продолжается развитие немецкой классиче­ской философии (Шеллинг, Гегель, Фейербах) примерно до 1850 г.;

зарождение, расцвет и угасание старогегель­янства;

зарождение, расцвет и угасание младогегель­янства;

зарождение, расцвет и угасание классического позитивизма (1830 — конец XIX в.);

зарождение философии жизни

(Шопенгауэр — ок. 1818 г.);

зарождение классического марксизма;

философия Кьеркегора (1842—1855)

Второй

когнитивный

1865 — 1920

Зарождение, расцвет и угасание неокантиан­ства (1865—1920);

зарождение, расцвет и угасание эмпириокри­тицизма (махизма);

1 Но это упирается в проблему периодизации современной философии, одна из воз­можных периодизаций представлена в табл. 86.

420

Окончание таблицы 86

Период

Годы

Основные события

 

 

зарождение неопозитивизма (логического позитивизма);

зарождение прагматизма;

зарождение марксизма-ленинизма;

расцвет философии жизни (Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер);

зарождение феноменологии (Гуссерль);

зарождение и начало расцвета психоаналити­ческой философии (Фрейд, Юнг);

развитие герменевтики (Дильтей);

зарождение неотомизма

Третий лингвистиче­ский

1920— 1970

расцвет и угасание неопозитивизма (логического позитивизма);

расцвет и угасание прагматизма;

расцвет марксизма-ленинизма;

развитие неотомизма;

развитие и угасание философии жизни (Бергсон);

зарождение, расцвет и угасание экзистенциа­лизма;

развитие феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр);

развитие и расцвет герменевтики (Хайдеггер, Гадамер);

зарождение, расцвет и угасание структура­лизма;

зарождение и расцвет постструктурализма; зарождение постмодернизма

Четвертый постмодерн

1970 — настоя­щее время

Угасание марксизма и марксизма-ленинизма;

развитие психоаналитической философии;

развитие феноменологии;

расцвет герменевтики;

зарождение и расцвет постпозитивизма (лингвистической философии;

аналитической философии;

расцвет и угасание постструктурализма;

расцвет и угасание постмодернизма

421

Схема 146. Современная западная философия: хронологические рамки



422

Схема 147. Современная западная философия: генезис и взаимосвязи


1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   63


написать администратору сайта