Главная страница

История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


Скачать 3.57 Mb.
НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
Дата19.01.2023
Размер3.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
ТипУчебник
#894728
страница35 из 63
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   63

Глава 18. ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

18.1. Истоки современной западной философии


Очевидно, что современная западная философия выросла на базе предшествующей философии, но, пожалуй, только неосхоластика, и преж­де всего неотомизм (единственное в рамках неосхоластики значимое течение конца XIX—XX вв.), является непосредственным продолжени­ем средневековой философии. Даже само возрождение схоластики в XIX в. было тесно связано с новациями Нового времени, а именно прохо­дило в русле романтической реакции на его рационализм1, впитало в себя ряд идей немецкой классической философии и т.д.

Подавляющее же большинство других современных учений возник­ло скорее на фундаменте предшествующих учений Нового времени, т.е. начала Нового времени и эпохи Просвещения, а также немецкой классической философии. При этом некоторые течения современной философии представляют собой прямое развитие отдельных учений немецкой классической философии2 (неокантианство, неогегельянство, марксизм и т.д.), другие же так или иначе «преодолевают» ее в самых различных аспектах (философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, постмодернизм и т.д.).

Причем каждое современное учение, воспользовавшись рядом идей и достижений немецкой классической философии и развивая ее отдель­ные стороны и идеи, в то же время отвергает другие ее идеи. По ряду важнейших параметров такие современные учения можно оценить как «отрицание» немецкой классической философии, а иногда и всей фило­софии Нового времени в целом. Так, иррационализм, получивший широ­кое распространение в современной философии (в философии жизни, экзистенциализме, постмодернизме и т.д.), безусловно, можно оценить Как «отрицание» всего предшествующего рационализма.

1 Возник в эпоху начала Нового времени и получил последовательное развитие в эпоху Просвещения, затем в немецкой классической философии и достиг своей крайней, в некотором смысле, формы в классическом позитивизме в середине XIX в.

2 См. схему 148.

424

Схема 148. Развитие идей немецкой классической философии в современной философии



425

18.2. Характерные особенности современной философии


К числу наиболее существенных признаков современной филосо­фии можно отнести следующие:

• «практицизм» — направленность на реальную жизнь (индивиду­альную и социальную, материальную и духовную);

• «эволюционизм» — широкое распространение идеи эволюции природы, общества и человеческого познания;

• «релятивизм» — идея относительности всякого имеющегося (на данный момент времени) человеческого знания;

• «сциентизм» — тесная взаимосвязь с другими науками и прежде всего с естествознанием, а из гуманитарных наук — с психологией, ло­гикой и лингвистикой;

• «рационализм» и «иррационализм» — обострившаяся борьба этих направлений.
Практицизм

Во второй половине XIX — начале XX вв. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — геге­льянство) в основном преподавались в европейских и североамери­канских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот «схоласти­ческий» характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, фи­лософия жизни, экзистенциализм и т.д. — каждый по-своему попы­тался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.

Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагма­тизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозг­лашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII—XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т.д.), а с другой — переосмыслили само понятие опыта и практики. Марк­сизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту чело­вечества, тогда как другие философские школы — каждая по-свое­му — сделали акцент на индивидуальном или интерсубъёктивном опыте и человеческих переживаниях.

426

Таблица 87. Основные объекты исследования в современной философии

Течение в философии

Основной объект исследования

Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология

Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживания­ми, целями и идеалами

Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм

Человеческая психика и бессозна­тельное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным)

Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика

Человеческое сознание, открывающе­еся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой

Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство

Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта

Марксизм

Всемирно-исторический опыт челове­чества (практика) и законы обще­ственного развития

Идущий от философии XVIII в. тезис о безграничной мощи челове­ческого разума в XIX в. лег в основу идеологии сциентизма, с его убеж­дением о том, что все основные социальные проблемы могут быть ре­шены благодаря развитию науки. Поэтому не удивительно, что для по­зитивизма, прагматизма, неокантианства, феноменологии и т.д. главной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Тогда как марксизм, предложив свою методологию научного познания, поста­вил основной целью само изменение социальной жизни1 в соответ­ствии с открытыми законами ее развития.

1 «Все предшествующие философы только по-разному объясняли мир, тогда как дело состоит в том, чтобы изменить его», — писал К. Маркс в работе «Тезисы о Фейрба­хе». Тезис 11.

427
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   63


написать администратору сайта