Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема 192. Русская философия: хронологические рамки

  • История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


    Скачать 3.57 Mb.
    НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
    Дата19.01.2023
    Размер3.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
    ТипУчебник
    #894728
    страница52 из 63
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   63

    Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.

    Хронологические и географическо-этнические рамки.

    Иссле­дование истории русской философии прежде всего связано с решением целого комплекса проблем, важнейшими из которых являются, во-пер­вых, проблема хронологических рамок, а точнее, времени возникновения русской философии; а во-вторых, проблема географическо-этнических рамок русской и российской философии.
    Общие хронологические рамки.

    По вопросу о времени возникно­вения русской философии имеются различные точки зрения, основны­ми из которых являются следующие:

    • русская философия возникла в   XI в. — с приходом на Русь христианства, и в ее развитии можно выделить два важнейших перио­да: средневековая русская философия — XI—XVII вв. и русская фило­софия Нового времени XVIII—XXI вв.;

    • можно говорить о зарождении русской философии только в пери­од становления в России культуры Нового времени, т.е. в XVIII в. — в эпоху Просвещения, причем расцвет ее приходится на XIX—XX вв.

    Схема 192. Русская философия: хронологические рамки



    Сопоставив эти точки зрения, мы видим, что проблема «начала» рус­ской философии сводится к тому, можно ли многочисленные религиоз­но-философские произведения XI—XVII вв. относить собственно к философии или же они являются, строго говоря, теологическими с эле-

    586

    ментами философствования. Сторонники и той и другой точек зрения приводят весомые аргументы в защиту своей позиции. В данном учеб­нике приводится только общая характеристика философских взглядов средневековых мыслителей, отмечаются важнейшие авторы, их идеи и сочинения, которые, собственно, и являются предметом спора (см. с. 590—591).
    Географическо-этнические рамки.

    Еще одна серьёзная проблема, связанная с историей русской и российской философской мысли, со­стоит во взаимоотношении между народами, входившими в состав Рос­сийской империи, а затем — СССР. Очевидно, что не только к русским, но и к российским философам нельзя причислять мыслителей, которые жили и работали в то время, когда их народы не входили в состав Рос­сии (например, таджика Ибн-Сину (980—1037) или армянских и гру­зинских средневековых философов), а также тех, кто некоторое время был российским подданным, но явно относился к иной культуре, как, например, И. Кант. Но в то же время не только к российским по граж­данству, но и к русским философам по духу можно и нужно отнести родившихся и работавших в России поляка Г.Г. Шпета, Г.И. Гурджиева с его греко-армянским происхождением, В.Ф. Эрна, отец которого был полушведом, полунемцем, а мать — полурусской, полуполькой, или ев­реев по происхождению Л. Шестова (Л.И. Шварцмана) и СЛ. Франка. Все они не только сформировались как личности и как философы в рамках русской культуры, но и внесли значительный вклад в ее раз­витие.

    Особенно сложно решать вопрос о принадлежности к русской фи­лософии различных мыслителей, рассматривая взаимоотношения меж­ду тремя славянскими народами: русскими, украинцами и белорусами. Эти народы сформировались на базе племен восточных славян, в ос­новном входивших в IX—XIII вв. в состав государства Киевская Русь. Их обособление и становление как самостоятельных этносов про­изошло после монгольского нашествия в XIII—XIV вв.; в XVII— XVIII вв. произошло их соединение на территории единого государ­ства (Россия — СССР), а в конце XX в. произошло их новое обособле­ние в самостоятельные государства (Россия, Украина, Белоруссия). Отсюда возникает два основных вопроса:

    —  правомочно ли зачислять мыслителей времен Киевской Руси в число русских философов или хотя бы в число «предтеч» русской фи­лософии;

    —  правомочно ли зачислять украинских и белорусских мыслите­лей эпохи государственного единства в ряд русских или хотя бы рос­сийских философов?

    587

    Например, в советский период первым российским философом Но­вого времени было принято считать украинского мыслителя Григория Саввича Сковороду (1722—1794), создавшего оригинальный вариант неоплатонизма. В настоящее же время эта точка зрения оспаривается как украинскими, так и русскими историками философии.

    Однако несомненно, что «золотой век русской философии» прихо­дится на Новое время и, в частности, на XIX — начало XX вв. А для данного периода все эти вопросы оказываются не особенно суще­ственными, поскольку подавляющее большинство крупных россий­ских мыслителей этого периода можно считать русскими по нацио­нальности1.
    Проблема периодизации русской философии Нового времени.

    Русская философия Нового времени (XVIII—XXI вв.), в свою очередь, может быть поделена еще на несколько периодов. Причем в решении этого вопроса также возможны различные подходы. Так, следуя перио­дизации западной философии, можно различать «философию эпохи Просвещения» (в России ее хронологическими рамками будут середи­на XVIII — начало XIX вв.) и «современную философию» (начиная с 1830-х гг. и по настоящее время). Выделение периода философии эпо­хи Просвещения для России не вызывает особых споров. Единствен­ное, что здесь можно отметить, — это несколько более позднее его на­чало в России по сравнению с Западной Европой (где эта эпоха начи­нается с конца XVII в.) и окончание его не в конце XVIII в., как это было во Франции, а в начале XIX в. — как и в Германии, Испании и ряде других европейских стран.

    Однако в периодизации «современной философии» для России ока­зываются возможными различные подходы. В силу социально-полити­ческих причин, оказавших значительное влияние на развитие культу­ры и философии, в истории русской культуры явно выделяются три периода:

    • культура XIX — начала XX вв., делящаяся в свою очередь на «зо­лотой век» (примерно с 1830-х гг. и до конца XIX в.) и «серебряный век» (1900 — до 1917 г.);

    • культура советского периода — 1917—1991 гг. (для него требу­ется еще различать русскую советскую культуру и культуру русского зарубежья);

    • культура постсоветского периода (1991 г.— настоящее время, т.е. начало XXI в.).

    1 Разумеется, у многих из них имелась некоторая (иногда весьма значительная) «примесь» другой крови.

    588

    Схема 193. Общая периодизация русской философии: хронологические рамки



    589

    Однако в силу внутренних закономерностей развития русская фи­лософия «современного периода» не очень хорошо укладывается в эти временные рамки общего развития русской культуры. В истории рус­ской философии XIX—XX вв. отчетливо выделяются два основных пе­риода: философия XIX в. и философия XX в. При этом 1900 г. высту­пает как заметный рубеж между ними, но не столько в силу круглой даты, сколько в силу того, что это дата смерти B.C. Соловьева, крупней­шего философа XIX в.

    Внутри этих двух периодов возможно также дальнейшее дробле­ние.

    В философии XIX в. можно выделить два периода: первую и вто­рую половину века.

    • Философия первой половины XIX в.: точнее можно датировать начало этого периода с 1836 г. (когда было опубликовано Первое из «Философических писем» П.Я. Чаадаева) и до середины XIX в. (услов­но — 1850 г.).

    • Философия второй половины XIX в: примерно с 1850 по 1900 г. В философии XX в. выделяются три периода:

    • с 1900 по 1917 г., т.е. до Октябрьской революции;

    • с 1917 по 1991 г., т.е. от Октябрьской революции и до распада СССР («советский период»);

    • с 1991 г. — по настоящее время («постсоветский период»).

    К философии XIX в. или хотя бы второй половины XIX в. вполне может быть отнесена характеристика «золотой век русской филосо­фии», а к периоду 1900—1917 гг. — «серебряный век русской филосо­фии». Кроме того, необходимо отметить, что в «советский период» необ­ходимо различать собственно советскую философию (развиваемую в СССР по 1991 г.) и философию русского зарубежья (развиваемую в эмиграции примерно до середины XX в.)1.

    Подробнее об этом см. на с. 632.
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   63


    написать администратору сайта