Учебник по теории государства и права. 1990г пересмотр позиции науки
Скачать 0.62 Mb.
|
1. Осуществление разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация и экономическая самостоятельность возможны только на основе частной собственности.2. Средний класс - как многочисленная социальная группа.3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы.4. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы.54 взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе Вгражданском обществе должен действовать принцип взаимной ответственности и обязанности государства и граждан. Этот принцип означает, что государство иегограждане являются равными субъектами права и все их отношения строятся именно направе.Взаимные права порождают и взаимные обязанности. Граждане, равно как и государство, должны выполнять определённые обязанности друг перед другом. Например, все граждане обязаны платить налоги, а государство в свою очередь, обязано предоставлять определённый набор государственных услуг, таких как, защита от внешних врагов, обеспечение правопорядка, пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское обеспечение и другие. 55 конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм проявления конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование. По классическому правовому определению конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм – это форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В такой интерпретации конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламентируются правовыми нормами. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное правительство, разделение и объемы полномочий разных ветвей власти и гарантии прав граждан. 56 Возникновение и развитие учения о правовом государстве В юр. лит-ре выделяются 4 этапа в развитии учения о правовом гос-ве: 1этап: период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. В сочинениях Платона «Законы», «Гос-во» и «Политик»; Аристотеля – «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и т.п. – в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. 2 этап: концепцию правового гос-ва разрабатывали Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье и др. Локк определил понятие правового закона, его цели – сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей, свободу индивида. Монтескье стал основоположником теории разделения властей. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гр. обществе. Учения Локка и Монтескье – оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции (К. США 1787г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г.). 3 этап:в создании теории правового гос-ва связывают с Кантом и Гегелем. Кант говорил по существу не о правовом гос-ве, а о правовом обществе. Гос-во он понимал как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Право у него было тесно связано с моралью. Кант создал идеальную теоретическую модель правового гос-ва. Гегель определял правовое гос-во – как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя гос-во и право. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность гос. деятельности, ее нравственном содержании, полезность для общества и людей в целом.автором термина «правовое гос-во» стал Велькер, который впервые его употребил в 1813г. Концепция правового гос-ва развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов (Шершеневич, Новгородцев, Коркунов, Гессен и др.) 4 этап: в развитии учения о правовм гос-ве относится к 20 в., в него внесли серьёзный вклад прогрессивные ученые многих стран, в т.ч. немецкие правоведы Еллинек, Кельзен; английиские Харт; американские Роулс, Фуллер и т.п. Марксистская теория относилась к теории правового гос-ва отрицательно, характеризуя и гос-во, и право как классовые явления. Советское общество отвергало идею правового гос-ва и лишь в период перестройки (80-е гг.) началась разработка теории социального правового гос-ва. В К. РФ 1993г. наше гос-во провозглашено в качестве правового. 57 Понятие и принципы правового государства Правовое Г- во — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и недопущения злоупотреблений. Принципы правового государства: 1) принцип приоритета права, 2) принцип правовой защищенности человека и гражданина, 3) принцип единства права и закона, 4) принцип правового разграничения деятельности различных ветвей гос власти. 58 теория и практика формирования социально и правового государства в современном российском обществе В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах. В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества (интеллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в действительности произошло размывание среднего класса. Общество распалось на очень богатых и бедных. В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. В правовой сфере сделаны определенные шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено. В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве. 59 становление современного российского государства и проблемы его укрепления. Закономерности развития российской государственности С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение. Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией и реформой. Российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности. Либерализация цен, приватизация и другие крутые меры вконец разбалансировали экономику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок, вызвали обнищание подавляющей части населения и невиданно бурную криминализацию общества. Сегодня укрепление Российского государства — властное веление времени, неотложная необходимость. В укреплении государства объективно заинтересованы все партии и политические движения, общественные организации и ветви власти. Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную реализацию интересов своих сторонников, а органы государства — направить свою энергию на его благо. Сильное, активно функционирующее государство — важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство — самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе. Для укрепления российской государственности необходимо, во-первых, вернуть государству, его органам доверие народа; во-вторых, выяснить и устранить причины, обусловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно обоснованную концепцию его развития и укрепления. При разработке последней надо учитывать, что первоосновой российской государственности испокон веков были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государства — это его эффективное функционирование в интересах общества и личности. 60 Демократический режим как цель реформ в современном российском государстве Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. 61 социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - распределение ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами. три функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное). Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.). Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. 62. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие Взаимодействие права и морали. Тесное единство и взаимосвязь права и морали, как социальных регуляторов, обусловливают и их социальное и функциональное взаимодействие, которое проявляется в следующем: право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, в формировании у 1.людей определенной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются, как правило, моралью; 3) право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль; 4) взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в формировании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы; 6) правовые нормы служат проводником морали, закрепляют и защищают моральные ценности. 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Как видим, право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие в самом общем виде выражается,во-первых, во влиянии морали на формирование права; во-вторых,во влиянии права на формирование нравственных норм; в-третьих, в охране правом норм морали; в-четвертых, в использовании нравственных норм при применении права. Противоречия между правом и моралью. Несмотря на тесное взаимодействие норм права и морали, время от времени между ними возможны довольно острые противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Речь идет об отсутствии должной согласованности между этими социальными регуляторами. Противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. Тем не менее, их можно преодолеть, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения изменений в действующее законодательство. При этом необходимо помнить, что в основе права лежит мораль и что при отсутствии согласия между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким. 63 Право и религиозные нормы. Право и обычай.Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности универсальности, общности права и религии. В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права Обычай - правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве. 64 Право и технические нормы Система технических норм - это совокупность норм, определяющих правила рационального обращения с орудиями труда, предметами материального мира в целом. Особенности технических норм состоят в специальном предмете регулирования, «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой и техникой. К техническим нормам в широком смысле относятся нормы, регулирующие отношения типа «человек - машина», «человек - производство», «человек - природа» и др. Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой). Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера. К этим нормам относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная. Технические нормы устанавливают правила обращения людей с естественными и искусственными объектами. Цель технических норм - наиболее целесообразное, безопасное обращение людей с объектами окружающей их среды, как природной, так и искусственной. Речь идет о природных веществах (например, радиоактивные элементы), явлениях природы (например, солнечная радиация), орудиях труда, предметах быта (например, электроинструмент, газовые или СВЧ-печи и т. д.). |