Мировая Экономика. Учебник. Учебник под редакцией доктора экономических наук профессора А. С. Булатова Москва 1999 Содержание
Скачать 476.5 Kb.
|
Глава 2. Теории мирового хозяйства Широко известных современных экономических теорий, целиком посвященных мировому хозяйству, пока не существует. Однако есть экономические, социологические и социокультурные теории, в которых мировому хозяйству уделено немало места или положения которых применимы к мировому хозяйству. В первую очередь это социологические и экономические теории стадий развития и социокультурные теории единой цивилизации и столкновения цивилизаций. 2.1. Теории стадий развития Теории стадий развития представлены прежде всего теорией стадий экономического роста, теориями единого индустриального и нового индустриального общества, а также теориями постиндустриального общества. Теория стадий экономического роста Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал свою теорию стадий экономического роста в книге «Стадии экономического роста: некоммунистический манифест». В ней описывается пять основных стадий роста: 1) традиционное общество; 2) период создания предпосылок для подъема; 3) подъем (сдвиг, взлет); 4) движение к зрелости; 5) век высокого массового потребления. Критерием выделения стадий служат преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д. В традиционном обществе (период до конца феодализма), по мнению Ростоу, более 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия, национальный доход используется главным образом непроизводительно, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Вторая стадия является переходной к подъему: происходят существенные изменения в трех непромышленных сферах — сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле. Третья стадия — подъем — охватывает сравнительно небольшой промежуток времени — от двух-трех до нескольких десятков лет (промышленная революция). В этот период растут темпы капиталовложений и заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей промышленности (лидирующее звено) и лишь позднее распространяется на экономику в целом. Для того чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимы, во-первых, резкое увеличение доли инвестиций в национальном доходе (с 5 до как минимум 10%); во-вторых, стремительное развитие одной либо нескольких отраслей промышленности и, в-третьих, победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества. Все это должно обеспечить распространение первоначального импульса роста на всю социально-экономическую систему. Период движения к зрелости (индустриальное общество) характеризуется У. Ростоу как длительный этап технического прогресса: развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда, руководство промышленностью сосредотачивается в руках квалифицированных управляющих — менеджеров. На пятой стадии (высокого массового потребления) осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к массовому потреблению товаров и услуг. В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971) У. Ростоу добавляет шестую стадию — поиска качества жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека. Продолжительность стадий весьма различна. Наиболее длинной была первая стадия, и некоторые страны мира все еще пребывают на ней. Вторая стадия заняла в Западной Европе конец XVII — начало XVIII в. Третья стадия у Англии растянулась на два десятилетия после 1783 г. в результате роста текстильной промышленности; для Франции и США — на несколько десятилетий перед 1860 г.; для Германии — на третью четверть XIX в. под влиянием строительства железных дорог Для России и Канады эта стадия на базе роста новых добывающих отраслей и сельского хозяйства занимала период перед 1914 г.; для Индии и Китая — после 1950 г. Рубежом четвертой стадии, согласно классификации Ростоу, послужили: для Англии — 1850 г., для США — 1900 г., для Германии и Франции — 1910 г., для Японии — 1940 г., для СССР и Канады — 1950 г. Наконец, пятая стадия рассматривалась Ростоу в 70-е гг. как достояние только США. Основу этой стадии составили автомобильная промышленность, пригородное строительство, строительство дорог и особенно сфера услуг. Переход к этой стадии сопровождается сокращением рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, перемещением власти от собственников к менеджерам, изменением ценностей и т.д. Теория Ростоу помогает осмыслить ход экономического развития в разных регионах мира и его перспективы. В то же время в ней абсолютизируется один период развития — подготовка и развертывание промышленной революции и недооценивается постиндустриальный период социально-экономического развития, в котором находятся или в который вступают многие страны. Теории единого индустриального и нового индустриального общества Возникновение теории единого индустриального общества связано прежде всего с именем французского социолога Раймона Арона, который утверждал, что в ходе индустриализации разных стран образуется единое для них индустриальное общество, а советская и западная системы — это лишь его разновидности. Технический прогресс, по мнению другого автора теории единого индустриального общества — француза Эллюля, модифицирует не только применение экономических законов, но и сущность самих законов: ликвидируется ведущая роль собственности, экономическая власть переходит к крупным корпорациям, с помощью государства ликвидируются полюса богатства и нищеты. Таким образом, идея о потере капиталистическими собственниками власти над воспроизводственным процессом, получившая развитие ранее в теории «революции управляющих», характерна и для теоретиков нового индустриального общества, утверждающих, что разрешение проблем индустриальной цивилизации перешло в руки управляющих — менеджеров. Причем, согласно Арону и другим сторонникам нового индустриального общества, структура современных корпораций не носит монополистического характера, ибо она ориентирована не только на извлечение прибыли, но и на выполнение целого ряда жизненно важных социальных функций. В качестве доказательства приводится ссылка на то, что Растущие корпоративные доходы направляются на лучшее удовлетворение запросов потребителя, реконструкцию городов, защиту окружающей среды, развитие научных исследований и иные подобные цели. Теория нового индустриального общества была описана американским экономистом Джоном Гэлбрейтом в ряде его работ, но прежде всего в книге «Новое индустриальное общество» (1967). Еще в 1957 г. в работе «Общество изобилия» Гэлбрейт стремился доказать, что применение сложной и все более совершенной техники ведет к внутреннему перерождению капитализма, насыщению рынка потребительскими товарами, хорошо организованной системе услуг и, как следствие этого, к стиранию прежних социальных контрастов. Вся экономическая система современного капитализма была представлена им как совокупность двух разнородных секторов — «планирующей системы» и «рыночной системы». К первой относится мир крупных корпораций, обладающих властью не только над ценами, издержками, технологией, но и над обществом и государством; ко второй — мелкие фирмы, исчезающее ремесло, сфера услуг и т.п., которые лишены власти, хотя и выступают средоточием непреходящих экономических, культурных, духовных и социальных ценностей. «Планирующая система» осуждается за стремление к безграничной экспансии и пренебрежению общественными интересами как источник неустойчивости и обострения противоречий. Какие выводы можно сделать из теории Арона и особенно Гэлбрейта для мировой экономики? Предлагается серия частных реформ, которые бы вывели государство из-под власти «планирующей системы», поставили его на службу немонополизированному сектору, обеспечили конкурентоспособность и рост покупательской способности «рыночной системы». Теории постиндустриального общества Первой по праву должна быть названа концепция постиндустриального общества американского социолога Даниела Белла, в которой ставится вопрос о экономических особенностях общества после завершения индустриализации. Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью признаками: )) переходом экономики от производства товаров к производству услуг; 2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников; 3) ведущей ролью теоретического знания; 4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией; 5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией». Выход из кризиса «индустриализма» Белл видит как в развитии «постиндустриальныхтенденций», так и в преодолении разрыва культуры с религией. Другим вариантом идей о постиндустриальном обществе является теория супериндустриализма, выдвинутая американским социологом и футурологом Алвином Тоффлером в книге «Третья волна» (1980). Автор стремится объяснить все сложные и разнородные процессы перемен, переживаемые современным обществом, крушением индустриализма и нарождением «новой цивилизации». Подобный переход он объясняет теорией последовательной смены «волн перемен», накатывающихся в процессе исторического развития. Около десяти тысяч лет назад началась «аграрная волна цивилизации», затем с конца XVII в. в Европе разразилась промышленная революция, которая привела ко второй вликой волне «планетарных перемен» и утверждению индустри-альной цивилизации, а с начала 60-х гг. XX в. началось приближение «третьей волны». В области социальной психологии и образа жизни общество «третьей волны» означает переход от «индустриального индивида, ориентированного на производство и потребление», к «новой личности, ориентированной на духовные ценности и творчество». Вместо культа денег, отношения господства и подчинения — отношения взаимопонимания и взаимопомощи; вместо жесткой дисциплины труда в рамках огромных организаций — добровольный труд в малых организациях и на дому, по скользящему графику; вместо разрушения природы, расточительства невосполнимых ресурсов — ориентации на сотрудничество с природой, на возобновляемые источники энергии; вместо роста ради самого роста — ограниченный сбалансированный рост. 2.2. Теории единой цивилизации столкновения цивилизаций После окончания «холодной войны» и распада Советского Союза закончилось политическое разделение мира на три блока: коммунистический (социалистический), противостоящий ему западный (антикоммунистический) и неприсоединившихся (нейтральных) стран. Подобное политическое разделение мира во многом определяло социально-экономическое деление на страны с социалистической экономикой (так называемые коммунистические страны), с развитой рыночной экономикой (так называемые капиталистические страны) и развивающиеся страны с рыночной экономикой (так называемые страны третьего мира). Сейчас оно превратилось в разделение на страны развитые, развивающиеся и с переходной экономикой (см. 1.3). Однако часть развивающихся стран (из подгруппы новых индустриальных стран) переходит в группу развитых стран, а государства с переходной экономикой со временем перейдут частично в группу развитых, частично — в группу развивающихся стран. Как будет выглядеть типология стран мира в будущем? Попытки ответа на этот вопрос есть в теориях единой цивилизации и столкновения цивилизаций. Теория единой цивилизации В основе социокультурной теории единой цивилизации лежит либеральная идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю — либеральной демократии. По мнению современных сторонников этой теории, подобный строй уже достигнут на Западе, а когда его достигнут остальные страны мира по мере их либерализации, то мир превратится в единое общество и поэтому наступит как бы «конец истории», как выразился один из наиболее известных авторов этой теории, американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма. Теория единой цивилизации обращает внимание на все более могучие силы, которые объединяют страны мира в единое сообщество, усиливают их взаимозависимость, стирают границы между ними. Это силы интернационализации экономики, перерастающие в ее глобализацию и проявляющиеся прежде всего через ее транснационализацию и интеграцию (см. 3.4 и 3.5). В результате подобной модернизации черты современного индустриального и постиндустриального общества, которые впервые проявились на Западе (см. 3.)), становятся чертами, присущими и остальным странам мира. Одновременно теория единой цивилизации предполагает, что модернизация идентична вестернизации (т.е. копированию западной культуры другими странами). Однако опыт России и Японии в предыдущие века и стран Восточной и Юго-Восточной Азии в XX в. говорит о том, что модернизация может идти без вестернизации и страны в ходе ее могут сохранять свою принадлежность к другой, не западной цивилизации. В первую очередь это относится к культуре, но и в экономике может сохраняться самобытность, как, например, в Японии. Хотя теория единой цивилизации признает важность в политической и экономической жизни религии и национализма, которые и порождают социокультурные различия между странами, однако предполагает, что по мере укрепления либерализма они перестанут быть ему помехой. Теория столкновения цивилизаций Американский профессор Сэмуэл Хантингтон указывает на то, что после «холодной войны» политический и культурный мир становится все более многополярным и включает восемь главных цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую и латиноамериканскую. В последнее время, согласно этой теории, в мире и мировой экономике уменьшается роль Запада, возрастает значение азиатских цивилизаций; связи усиливаются прежде всего внутри разных цивилизаций, тяготея к ключевым, главным странам этих цивилизаций. В результате будущий мир, по Хантингтону, — это не единая цивилизация, а набор разных цивилизаций, между которыми есть много общего, но немало и различий, которые не стираются. Будучи социокультурной, теория столкновения цивилизаций имеет дело прежде всего с культурными и политическими аспектами. Тем не менее из нее вытекают достаточно важные экономические выводы. Так, постепенно уменьшается доминирование в мировой экономике западных стран — в середине XX в. на Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Океанию приходилось около 2/3 мирового ВВП, а в конце XX в. — менее 1/2. Одновременно быстро растет удельный вес в мировой экономике азиатских стран — с 1/8 до 1/3. Важный вывод, к которому приводит теория столкновения цивилизаций, — усиление многополярного мира, причем не только политического, но и экономического. Вышеупомянутое уменьшение роли Запада в мировой экономике и начавшееся в последние Два десятилетия снижение веса бывших советских республик идут параллельно с быстрым усилением роли Китая и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии, начавшимся усилением роли Латинской Америки и возможным — Южной Азии. Вероятно, экономическая мощь будет распределена в мире более равномерно, чем сейчас. Кроме того, внутри каждой цивилизации выделяются ключевые страны (кроме исламской цивилизации, где нет ярко выраженных одной — трех ключевых стран). Из теории Хантингтона можно сделать вывод, что эти ключевые страны возглавят или уже давно возглавили цивилизации (в случаях с Японией и Китаем вся цивилизация состоит из одной страны), став их ведущими не только политическими и культурными, но и экономическими державами. Другой вывод — прочность, устойчивость экономических связей между странами и внутри интеграционных объединений во многом зависит от того, принадлежат они к одной или разным цивилизациям, а если к разным, то насколько совместимы эти цивилизации (по Хантингтону, например, православная цивилизация более дружественна к западной, индуистской и китайской, чем к исламской или японской). Успешная интеграция внутри ЕС во многом базируется на принадлежности почти всех его участников к одной цивилизации (хотя один нынешний участник — Греция и один будущий участник — Кипр относятся к православной цивилизации, но они невелики и цивилизация, к которой они принадлежат, высокосовместима с западной), а интеграция в рамках НАФТА и планы ее постепенного расширения на всю Америку опираются опять же на совместимость двух христианских цивилизаций: западной и латиноамериканской. Быстро идущая переориентация многих стран Восточной и Юго-Восточной Азии на Китай как главного экономического партнера стимулируется не только стремительно усиливающейся экономической мощью Китая, но и тем, что в ряде этих стран велико общее с ним социокультурное прошлое (Вьетнам, Корея), в некоторых из них огромная часть экономической жизни находится в руках китайского этнического меньшинства (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины), а некоторые населены почти только китайцами (Сингапур, Тайвань, Макао). С этой точки зрения у Китая больше шансов быть ведущей державой в этом регионе, чем у Японии, которая хотя и является цивилизацией, высокосовместимой с китайской, но не имеет таких социокультурных связей в регионе, как Китай. Теория упадка империй В своей книге «Возвышение и упадок великих держав» американец Пол Кеннеди объясняет падение великих держав прошлого их экономическим перенапряжением: в империях тратятся на их содержание огромные суммы (особенно на военные расходы), которые в конечном счете отвлекаются из экономики, что ведет империи к экономическому упадку. Выводы 1. Современная экономическая мысль (как отечественная, так и зарубежная) не смогла пока создать единой теории стадий развития мирового хозяйства (мировой цивилизации). 2. Отдельные удачные эксперименты и поиски в этом направлении завершились разработками и публикациями У. Ростоу (теория стадий роста), Дж.К. Гэлбрейта (новое индустриальное общество), Д. Белла (постиндустриальное общество), А. Тоффлера (супериндустриальное общество). 3. Характерной чертой и общим недостатком всех этих теорий является принцип технологического детерминизма, часто рассматриваемый как единственный и главный постулат и двигатель всего процесса развития. Другой крен — подмена перечислением социально-психологических критериев перемен социальных отношений. 4. В целом мировая экономическая мысль за счет указанных теорий обогатилась идеей трехстадийности на макроуровне в масштабах всей планеты (аграрная волна — индустриальная волна — постиндустриальная волна) и «пятистадийности» Ростоу, показывающей для любой отдельно взятой страны (в прошлом, настоящем и будущем) обязательное прохождение всех этапов развития (от неразвитой к развитой). 5. В основе социокультурной теории единой цивилизации лежит идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю — либеральной демократии, т.е. такому строю, который уже достигнут на Западе. По данной теории модернизация общества всюду аналогична его вестернизации, т.е. копированию западной культуры другими странами. 6. Теория столкновения цивилизаций строится на идее, что мир становится все более многополярным и состоит из восьми главных цивилизаций: западной, исламской, индуистской, китайской, японской, православной, африканской, латиноамериканской, а их идущая модернизация не идентична вестернизации. Термины и понятия Стадии экономического роста Индустриальное общество Новое индустриальное общество Постиндустриальное общество Супериндустриальное общество Теория единой цивилизации Вестернизапия Теория столкновения цивилизаций Вопросы для самопроверки 1. Почему все страны, вступающие на путь экономического развития, обязательно должны пройти все шесть стадий экономического роста? Что будет, если одна из стадий выпадет из процесса развития? 2. Почему постиндустриальное общество неизбежно должно прийти на смену индустриальному? 3. Как долго (в экономическом плане) может продлиться, на Ваш взгляд, волна супериндустриализма и почему? 4. Какие положения теории единой цивилизации кажутся Вам правильными, а какие — нет? 5. Согласны ли Вы с Хантингтоном в том, что православная цивилизация более совместима с западной, индуистской и китайской, чем с исламской или японской? |