Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие нормы профессиональной этики

  • Частные нормы профессио-нальной этики

  • Функции этики социальной работы

  • Профессионально- практические функции

  • Нравственно- гуманистические функции

  • Учебник рекомендовано Федеральным государственным учреждением


    Скачать 144 Kb.
    НазваниеУчебник рекомендовано Федеральным государственным учреждением
    Анкорfragment_17880
    Дата19.06.2020
    Размер144 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfragment_17880.doc
    ТипУчебник
    #131511

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


    Г. П. МЕДВЕДЕВА

    ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

    УЧЕБНИК


    Рекомендовано
    Федеральным государственным учреждением
    «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО»)


    • качестве учебника для использования




    • учебном процессе образовательных учреждений,


    реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Социальная работа»
    Регистрационный номер рецензии 336 от 4 октября 2010 г. ФГУ «ФИРО»


    4-е издание, стереотипное




    УДК 36.05(075.8)
    ББК 65.272я723
    М 42

    Рецензенты:
    преподаватель высшей квалификационной категории Колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» № 37 Е. А. Юдина

    Медведева Г. П.


    • 42Деловая культура : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. П. Медведева. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.


    ISBN 978-5-4468-0621-8
    Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального го-сударственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Социальная работа» и может быть исполь-зован при изучении дисциплины «Деловая культура»(ОП.04). В нем излага-ются знания по основам этикета, этики, необходимые социальному работ-нику для успешной деятельности, а также и психологические основы этой деятельности. Курс разработан с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социаль-но- экономических дисциплин.
    Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям и практическим социальным работ-никам.
    УДК 36.05(075.8)
    ББК 65.272я723
    Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается


    © Медведева Г. П., 2011
    © Образовательно-издательский центр «Академия», 2011
    ISBN 978-5-4468-0621-8 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2011

    УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!


    Учебник является частью учебно-методического комплекта по специальности «Социальная работа» и может быть использовано при изучении дисциплины «Деловая культура» (ОП.04).
    Учебно-методические комплекты нового поколения включают традиционные и инновационные учебные материалы, позволяю-щие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофес-сиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит в себе учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профес-сиональных компетенций, в том числе и с учетом требований рабо-тодателя.
    Учебные издания дополняются электронными образовательны-ми ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и трена-жерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные ма-териалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполне-ния контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам.
    Учебник создан на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образо-вания с учетом его профиля.

    ПРЕДИСЛОВИЕ


    Профессиональная социальная работа относится к видам дея-тельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма


    • способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника. Деловая культура социального работника оказывает положительное влияние на эф-фективность его деятельности. Вследствие этого учебный курс «Деловая культура» является неотъемлемой компонентой профес-сиональной подготовки будущего специалиста социальной работы, одним из оснований для его последующего личностного и профес-сионального развития и совершенствования.


    Социальная работа рассматривается в пособии как разновид-ность социальной деятельности общества, направленной на содей-ствие социализации личности с целью достижения ею и обществом благополучия и создание для этого благоприятных условий. Соци-альная работа представлена как целесообразная многоаспектная деятельность общества, направленная на достижение личностью, находящейся в трудной жизненной ситуации, оптимального уров-ня социальности.
    Учебник «Деловая культура» является дополнительным к базо-вому учебнику1 и отражает основное содержание одноименного учебного курса, входящего в федеральный компонент Федерально-го государственного образовательного стандарта среднего профес-сионального образования по специальности «Социальная работа». Он включает в себя основные компоненты профессионально не-обходимых знаний в области этики, психологии и этикета, необ-ходимых специалисту в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социаль-но- экономических дисциплин. Теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения материала пособия, закрепляются в ходе практических занятий, на которых вырабатываются соответ-
    1 Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. — М.: Академия,2009. — 168 с.





    4

    ствующие умения и навыки. С этой целью в каждую главу вклю-чены контрольные задания, предполагающие анализ студентами ситуаций, возникающих в практической социальной работе, и при-нятие правильных решений.

    • е л ь ю к у р с а является формирование у студентов целостно-го представления о деловой культуре в социальной работе.


    З а д а ч а м и к у р с а является изучение:
    места и роли этических ценностей и принципов в социальной работе;
    профессионально- этического кодекса социального работника;
    профессионально- этических требований к профессиограмме специалиста;
    деонтологии социальной работы;
    психологических аспектов деятельности и мотивации труда в со-циальной работе;
    особенностей общения в социальной работе; этикета в социальной работе.


    • итоге изучения курса «Деловая культура» знания и навыки сту-дента должны соответствовать требованиям минимума знаний и уме-ний Федерального государственного образовательного стандарта.


    Студент должен:
    владеть навыками этико- аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т. п.;
    знать основные элементы профессионально- этической систе-мы, границы их применимости, уметь их анализировать и при-менять в профессиональной практике;
    знать смысл и содержание профессионального долга социально-го работника, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации;
    знать основные положения профессионально- этического кодек-са, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации, владеть методикой разработки профессионально- этического кодекса;
    владеть навыками этико-аксиологической самооценки и само-контроля, самовоспитания и самосовершенствования;
    знать основные подходы к формированию позитивной мотива-ции труда и уметь их использовать на практике;
    владеть навыками профессионального общения;
    знать принципы и правила этикета в социальной работе.

    ГЛАВА 1
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ


    1.1. СУЩНОСТЬ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



    Этика — одна из древнейших философских наук. Ее названиепроисходит от древнегреческого ethos — «этос», ethikos — этиче-ский. Наиболее древнее значение этого термина — привычное ме-сто проживания живых существ: жилище человека, логово зверя, гнездо птицы. Однако со временем термин «этос» стал обозначать устойчивую природу какого- либо явления. В социальном смысле этос — это устойчивая основа поведения человека: обычай, которо-му дóлжно следовать, а также характер, нрав самого человека.
    Аристотель для названия особой области знания, изучающей человеческие добродетели, ввел термин «этика». Впервые этот термин встречается в его работе «Никомахова этика». Определяя название науки, Аристотель исходил из того, что этические добро-детели являются особым классом человеческих качеств, отличаю-щихся от мышления и эмоций.


    • античных времен этика считалась практической наукой, по-скольку была призвана сообщать личности знание о добре и зле, идеале, должном, моральных принципах, смысле жизни и назначе-нии человека и др. и обеспечивать таким образом регуляцию его поведения. Однако впоследствии в предметное поле этики были включены теоретические вопросы. В число ее задач вошли не толь-ко описание и объяснение морали, но и изучение вопросов проис-хождения и природы самой морали, обоснование идеальной моде-ли морали.


    В настоящее время этика понимается как наука о морали, ее бытии, развитии и роли в обществе. Как относительно самостоя-тельная область философского знания, теория морали, она начала активно развиваться с 60-х гг. ХХ в. Приблизительно в этот же пе-





    6

    риод начинает утверждать себя профессиональная этика как уче-ние о профессиональной морали. Осознание представителями раз-личных профессий необходимости совершенствования моральной регуляции деятельности специалистов в процессе выполнения ими профессиональных обязанностей стало фактором, определяющим появление и развитие специфических этических учений различ-ных видов профессиональной деятельности.
    Этику социальной работы можно определить как теорию (уче-ние) о профессиональной морали специалистов в области социаль-ной работы, систему идеалов и ценностей, этических принципов


    • норм поведения, идей о должном, требований к личности специа-листа. Эти компоненты этики профессиональной социальной ра-боты отражают сущность и специфику профессии и обеспечивают те взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда, которые вытекают из содержания их профессиональной дея-тельности и могут быть систематизированы в профессионально-этический кодекс. Вместе с тем этика профессиональной социаль-ной работы — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.


    Объектом изучения этики социальной работы высту-пает профессиональная мораль специалистов, складывающаяся под влиянием социальной действительности, профессиональной деятельности и направленного влияния на личность специалиста,


    • бытие и развитие. Ее предметом являются возникающие в про-цессе работы этические отношения социальных работников между собой, с клиентами, их социальным окружением, с представителя-ми различных органов и учреждений и обществом в целом, а также этическое сознание и этические действия специалистов в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей и их эти-ческий опыт. Главная ц е л ь э т и к и социальной работы — обеспе-чение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная з а д а ч а — нор-мативная регламентация и контроль отношений, поведения и дей-ствий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формиро-вание их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.


    Мораль (от лат.mos, мн. ч.morеs— нрав, нравы, характер, темпе-рамент; moralis — нравственный, моральный). Термин «moralis» был введен Цицероном как наиболее точно соответствующий понятию этического, введенного Аристотелем. Моральная философия, по Ци-церону, охватывала ту же область знания, что и этика Аристотеля.





    7

    • настоящее время под моралью понимают как форму общественно-го сознания, отражающую идеальные представления о нормах пове-дения, отношений и деятельности, обеспечивающих возможность общественных отношений, так и сам вид общественных отноше-ний, характеризующихся нацеленностью на признание самоценно-сти личности и последовательную гуманизацию общества.


    Мораль профессиональной группы социальных работников, яв-ляясь формой их коллективного ценностного сознания, характери-зует способы их поведения в формальных и неформальных ситуа-циях и является отражением нравственных отношений в обществе и профессиональной группе. Одновременно мораль специалистов является механизмом регулирования их поведения, отношений и действий, приведения их поведения в соответствие с требова-ниями профессии и согласования его с общественными законами. Мораль в профессиональной социальной работе служит средством поддержания стабильности и жизнеспособности системы, ее поро-дившей, т. е. самой социальной работы.
    Нравственность — понятие, рассматриваемое зачастую каксиноним морали1. Однако в истории этики понятия морали и нрав-ственности порой трактуются различно. В современной отечествен-ной науке мораль иногда рассматривается как форма общественного сознания, в то время как нравственность представляется областью практических поступков, отношений и действий, обычаев, нравов.
    Важнейшей составной частью этической системы социальной работы являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы. Моральные принци-пы — одна из форм этического сознания, в которой моральные тре-бования выражаются наиболее обобщенно. В отличие от нормы, которая предписывает совершение конкретных поступков и дей-ствий, моральный принцип в общей форме раскрывает содержа-ние моральной системы. Моральные принципы выражают вырабо-танные в общественном и профессиональном моральном сознании требования, касающиеся нравственной сущности личности, ее на-значения, смысла ее жизни и деятельности, характера отношений между людьми. В социальной работе принципы задают специалистуобщее направление деятельности, определяют уровень его мораль-ности и могут служить основанием для формулирования норм по-
    1 См., например: Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. — М., 1981. — С. 215 — 216.





    8

    ведения, отношений и действий, носящих по отношению к принци-пам более частный характер.
    Важным элементом этической системы профессиональной со-циальной работы является моральная норма — общее содержа-тельное требование к поведению и деятельности социального ра-ботника в его отношении к субъектам и объектам социальной ра-боты, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы


    • этике социальной работы имеют большую значимость, поскольку они определяют требования общества и профессиональной группы к деятельности специалиста и служат основой для оценки его пове-дения. Этические нормы в социальной работе в целом выполняют защитную функцию и охватывают все стороны деятельности соци-ального работника: процесс подготовки и проведения прикладных и фундаментальных исследований, его общение, взаимоотношения с коллегами, другими специалистами, взаимодействие с клиентами и их близкими, воспитание социального работника как нравствен-ной личности и т. п.


    Норма может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные нормы профессиональной эти-ки. Общие нормы профессиональной этики в социальной работе выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальная нор-ма, которой при этом должен руководствоваться социальный ра-ботник: «главное, не навреди» («primum non nocere» — изречение, приписываемое Гиппократу), — должна быть эталоном для сверки всех действий в отношении клиента. Частные нормы профессио-нальной этики раскрывают специфику профессиональной дея-тельности, заключенную в той или иной общей норме. Они обоб-щают лишь какую-либо группу идентичных отношений специали-ста к субъекту отношений, ограниченную сходством ситуаций, и до некоторой степени детерминируют схему действий социаль-ного работника.
    Этическая система социальной работы содержит моральные правила конкретные требования к поведению и деятельностиспециалиста в процессе его труда, в отношении субъектов социаль-ной работы. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, ониотражают динамику общественного развития и прогресса, разви-тия системы социальной защиты населения, трансформации усло-вий жизнедеятельности клиентов социальных служб и населения


    • целом и постоянно обогащаются новым смыслом и содержанием. Вместе с тем этика социальной работы отражает до некоторой сте-пени и обычаи и традиции, сложившиеся исторически в процессе





    9

    становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и профессиональной социальной работы.
    Моральные качества — понятие морального сознания,с помо-щью которого в общественной жизни и профессиональной деятель-ности выделяются и характеризуются наиболее типичные черты поведения. Моральные качества могут служить как характеристи-кой определенных поступков и действий (например, альтруистиче-ский, благородный, честный и т. п. поступок), так и черт личности или всей профессиональной группы (например: альтруизм, благо-родство, честность и т. п.). В понятии морального качества наряду


    • предписанием (обладать определенными чертами и совершать по-ступки определенного рода) содержится и оценочная сторона: вы-ражение отношения к нему (позитивного или негативного). Опре-деление качества поступка или личности является критерием его моральной оценки.


    Любая мораль, в том числе профессиональная, как и соответ-ствующее ей этическое учение, не может быть жизнеспособной, если она не учитывает определенных факторов. Эти факторы мо-гут быть как внешними (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы функционирования и развития самой си-стемы). Например, моральные ориентиры общества могут опреде-лять не только наличие профессий и направлений деятельности, но также и их содержание; а они, в свою очередь, определяются на-циональным менталитетом, обычаями и традициями, наличными условиями бытия. Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание также требуют вполне конкретной этической регламентации. Профессия в известном смысле — это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, личностных качеств, а значит, они привносят элементы собствен-ных моральных установок и ценностных ориентаций в профессио-нальную практику. Они могут привнести собственные моральные установки и в профессионально- этическое учение, если участвуют в его разработке, теоретическом обосновании и популяризации. Наконец, в современном мире в условиях глобализации «замкну-тое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профес-сионально- этических систем.

    Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детер-минирующих деятельность специалиста и ее эффективность на-ряду с сущностными, правовыми, экономическими и другими





    10

    детерминантами. Профессиональная этика социальной работы


    • сама социальная работа являются по отношению друг к другу взаимовлияющими факторами: профессиональная социальная ра-бота в силу своей специфики оказывает влияние на сущность и со-держание профессионально-этического учения, в то время как профессиональная этика влияет на смысл, сущность, содержание




    • эффективность социальной работы. Поэтому профессиональ-но-этическая регуляция социальной работы не может быть един-ственной.


    ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ



    1. Основные категории этики социальной работы.




    1. Основные группы функций этики социальной работы.




    1. Детерминанты этики социальной работы.




    1. Этические механизмы гуманизации содержания социальной работы и общественных отношений.



    ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ЗАДАНИЙ
    ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОКЛАДОВ)



    1. Место и роль этики социальной работы в философской этике.




    1. Генезис и смысл этических категорий.




    1. Социальные функции этики социальной работы и их роль в раз-решении социальных проблем.

    2. Этические основания помощи человеку.



    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ



    1. Сущность и содержание профессионально-этической системы социальной работы.

    2. Основные цели и задачи профессионально-этической системы социальной работы.

    3. Принципы и уровни профессионально-этической системы со-циальной работы.

    4. Функции профессионально- этической системы социальной ра-боты.

    5. Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общественной морали.





    11

    1. Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общей философской этики и аксиологии.

    2. Системный характер профессиональной этики социальной ра-боты.

    3. Гуманизм как сущностная основа профессионально- этической системы социальной работы. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.




    1. Рациональное и иррациональное в профессионально-этической системе социальной работы.



    ЛИТЕРАТУРА



    Основная
    Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. — М., 2009.
    Дополнительная
    Кузьменко Г. Н. Этика: учеб. пособие. — М., 2002.
    Медведева Г. П. Деонтология социальной работы. — М., 2011. Медведева Г. П. Профессионально- этические основы социальной рабо-
    ты. — М., 2009.
    Разин А. В. Этика: история и теория. — М., 2002.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ



    Функции этики социальной работы как ее важнейший струк-турный элемент вытекают из целей и задач, поставленных перед профессией государством и обществом, и раскрывают ее сущность. Функции этики социальной работы можно условно разделить на три основные группы.
    Социальные функции — выполняются в соответствии с задача-ми, возложенными на социальную работу и ее профессионально-этическую систему обществом и государством. Они обусловлены теми требованиями к содержанию, целям и задачам, а главное —


    • результатам деятельности, которые общество предъявляет к со-циальной работе. Эта группа функций до некоторой степени де-терминирована теми структурными компонентами деятельности, которые имеют наибольшую значимость и ценность для общества. Функции этой группы носят наиболее общий характер.




      • ним относятся такие, как:


    поддержание ценностного и нормативного содержания профес-сии;






    12

    содействие успешному выполнению задач профессии;
    посредничество между интересами профессиональной группы и общества;
    реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности;
    согласование интересов личности и общества в рамках профес-сии;
    создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования и развития социальной работы.
    Эти функции детерминируют внешнее измерение профессио-нальной социальной работы и имеют отношение в большей сте-пени к конечному результату, нежели к процессу деятельности, вследствие чего являются главным предметом контроля со стороны общества и государства. Они способствуют регуляции поведения специалиста, нацеливая его на достижение цели, поставленной об-ществом и государством, и имеют характер регулятора, преимуще-ственно внешнего по отношению к личности специалиста.
    Профессионально- практические функции — заключаются


    • оказании непосредственного влияния на эффективность и ка-чество работы специалиста в процессе его деятельности. В связи с этим они имеют наибольшее значение в первую очередь для са-мой профессиональной группы. Эти функции в значительной мере учитывают специфику социальной работы как профессиональной деятельности и поэтому носят более конкретный характер и име-ют более конкретное содержание, нежели функции социальные, детализируя и уточняя последние. К этой группе относятся такие функции профессиональной этики, как превентивная, организаци-онная, регулятивная, управляющая, рационализирующая, коорди-нирующая, разрешения противоречий, регламентирующая, опти-мизирующая, прогностическая, санкционная и др.


    Эти функции нацелены главным образом на внутреннюю ре-гламентацию и этико- аксиологический контроль самого процесса деятельности, определяющего в конечном итоге результаты соци-альной работы. Особое значение в этой группе имеет превентивная функция, заключающаяся в предупреждении и исключении нару-шений специалистами норм и принципов профессиональной эти-ки, а также регулятивная, призванная обеспечить нормативность деятельности социального работника в пределах профессиональ-но-этической системы. Они реализуются в поведении специалиста, стимулируя его к поведению, отношениям и деятельности строго


    • рамках содержания процесса профессиональной деятельности.





    13

    Они также носят преимущественно характер внешнего по отно-шению к личности специалиста регулятора, но обусловлены уже не требованиями общества и государства, а смыслом и содержани-ем профессии.
    Нравственно- гуманистические функции — заключаются


    • оказании морально-нравственного воздействия на личность спе-циалиста и его клиента, на общество в целом, а также на отноше-ния, возникающие в процессе социальной работы между участни-ками процесса деятельности. К ним относятся такие функции этики социальной работы, как оценочная, стабилизирующая, мотиваци-онная, воспитательная, социализирующая, воспроизводственная, коммуникативная, информационная и др.


    Эта группа функций наиболее значима для субъектов и объек-тов деятельности, поскольку затрагивает интересы людей, участву-ющих в деятельности, оказывает влияние на их духовно- эмоцио-нальную сферу, способствует формированию профессионально необходимых и значимых качеств личности специалиста, его со-циализации и воспитанию как достойного представителя профес-сиональной группы.

    Независимо от степени, уровня и формы реализации (прямо или опосредованно) функций этики социальной работы на конечный результат деятельности и на общество, его состояние, благополу-чие, стабильность и развитие, все они являются социально значи-мыми. Их многообразие обусловлено теми сложными целями и за-дачами, которые призвана решать социальная работа в обществе. Деление функций этики социальной работы на указанные группы является довольно условным, поскольку каждая из них, реализуясь


    • процессе практической деятельности, несет в себе и социальную, и профессионально- практическую, и нравственно- гуманистиче-скую компоненту и имеет соответствующую значимость. Однако




    • указанных группах функции дифференцированы по признаку наибольшей значимости для общества, профессиональной группы или клиентов и направленности на решение определенной группы взаимосвязанных профессиональных задач.




      • сфере профессиональной социальной работы нравственные отношения определяют в значительной степени характер выпол-нения тех профессиональных обязанностей, которые возложены на специалистов по роду их деятельности. Эти нравственные отно-шения характеризуют содержание профессиональной морали в со-циальной работе. Они существуют в социальной работе в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к дру-





    14

    гу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; этических принципов, лежащих в основе социальной работы в ка-честве основных, руководящих правил, которым подчиняется вся деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и постоянно развивать в себе специалисты.
    Простейшим элементом профессионально-этической системы являются моральные требования, отражающие отношения, в ко-торых находятся специалисты между собой, с клиентами, обществом


    • т. д. Они могут принимать различные формы: оценки, предписания, нормы, принципа и др. Моральные требования нормативны, т. е. обязательны для исполнения; внесубъективны, т. е. не основывают-ся на воле субъектов. Они имеют всеобщий смысл, распространяясь на всех специалистов независимо от их положения в профессиональ-ной структуре, и универсальный характер, поскольку каждое требо-вание отражает разносторонние потребности и интересы человека




    • общества. Например, принцип (требование) честности и открыто-сти в поступках и отношениях должен соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от того, о коллеге или клиенте идет речь.




      • практике повседневной деятельности профессиональная этика опосредуется как совокупность общих и специфических моральных норм и принципов, детерминирующих поведение, действия и отно-шения специалистов, возникающие в процессе профессиональной деятельности и имеющие большое значение для обеспечения необ-ходимой результативности деятельности. Нормы и принципы про-фессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факто-ров. Они непосредственно влияют на поведение специалистов, по-буждая их действовать одобряемым с точки зрения норм профес-сиональной этики образом.


    На формирование профессиональной морали и этики оказыва-ют влияние следующие д е т е р м и н а н т ы:
    национальный менталитет, обычаи и традиции; сущность и специфика профессиональной деятельности;
    социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества;
    индивидуальное и групповое этическое сознание специалистов;
    зарубежные профессионально-этические системы социальной работы.


    • России в течение тысячелетий формировался специфический национальный менталитет и национальный характер, в качестве





    15

    основы имеющий целостное и устойчивое представление о цен-ности коллективизма, личной свободы, социальной справедливо-сти, социального равенства, разумной достаточности, социального оптимизма и альтруизма. Эти особенности национального мента-литета отражены в фольклоре. Эти ценности, складывавшиеся в те-чение длительного периода времени, могут стать фундаментом об-новленной ценностной системы в реформированной России, лечь в основу государственной идеологии и политики.



    Это важно
    Известно множество примеров, когда россияне, пренебрегая соб-ственными корыстными интересами, оказывали помощь нуждающим-ся, поскольку это было обычным и традиционным. Укорененная в на-циональном менталитете ценность действий, направленных на помощь человеку, оказавшемуся в беде, особенно в периоды социальных ката-клизмов, делает социальную работу деятельностью, естественной для российского общества.
    Каждый вид профессиональной деятельности существенно отли-чается от других, что требует конкретизации их этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности. Для социальной работы как для специфического вида профессиональной деятель-ности в связи с этим огромное значение приобретает выполнение тех частных требований профессиональной морали, которые учи-тывают специфику профессиональной социальной работы как осо-бого вида социальной деятельности.
    Спецификой в социальной работе обладает ее основной объ-ект — клиент, который, будучи человеком, не может утратить своей субъектной сущности. Вследствие этого он выступает как объект-субъект, чаще всего испытывающий при обращении за помощьюкак позитивные (связанные с надеждой на решение своих про-блем), так и негативные (связанные с наличием проблем и осозна-нием своей несостоятельности в решении этих проблем) эмоции. Специфичен и субъект социальной работы: будучи человеком, он не может не реагировать на информацию, полученную от клиента, вследствие чего приобретает некоторые объектные свойства и вы-ступает в целом как субъект- объект. Специфичны роль социально-го работника, отношения, которые складываются между ним и кли-ентом: с одной стороны, они носят официальный характер деловых партнеров, а с другой — в процессе деятельности они модифици-руются и становятся отношениями между личностями. Главная же





    16

    специфика социальной работы заключается в ее смысле и сущно-сти, которые реализуются непосредственно в деятельности и тре-буют соответствующей этической регламентации каждого из эле-ментов этой деятельности.

    Одним из доминантных по отношению к профессиональной этике внешних факторов являются общественные отношения, ре-альные условия жизни людей в данных конкретно- исторических условиях и общественная мораль, соответствующая им. Кризис морали и системы ценностей занимает одно из главных мест среди кризисных явлений в России и играет роль одного из важнейших факторов, определяющих ход реформирования экономики и об-щества. Отсутствие ощутимых для значительной части населения позитивных результатов экономического реформирования приво-дит к тому, что в общественном настроении преобладают апатия, нигилизм, страх за собственное будущее. Формирование «рыноч-ной» личности, готовой послушно реагировать на изменчивые тре-бования рыночной экономики, не может не сказаться на гражда-нах, которые вынуждены «играть» по предложенным им правилам


    • одновременно дистанцироваться от особенно экстремистских моральных эксцессов. В условиях экономической конкуренции конкурентность постепенно проникает и в другие виды обществен-ных отношений: каждый индивид может рассматривать других как соперников во всех сферах общественной жизни. Это порой вы-нуждает человека не только ориентироваться на собственные силы в решении своих проблем, но и оставаться равнодушным к про-блемам ближних. Естественные связи между людьми распадаются, заменяясь отчуждением и потенцируя дальнейшую атомизацию общества.


    Социальные работники, как члены общества, испытывают влияние этих противоречивых ценностных ориентаций, привно-ся их в профессиональную деятельность. Их профессиональная деятельность требует бескорыстной заботы о человеке и альтруиз-ма — но ей противостоит «рыночность» общественных отношений, предусматривающих выгоду и приоритет собственных интересов. Их деятельность направлена на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента — но их собственное положение не улучшается. Профессия требует наличия гуманизма как сущ-ностного основания личности — но в реальной жизни гуманисти-ческие принципы лишь декларируются и в основном не реализу-ются. Социальный работник должен способствовать изменению психоэмоционального статуса клиента, вселять в него надежду


    • оптимизм — но сам он далеко не всегда убежден в неизбежности





    17

    перемен к лучшему. В целом социальный работник в своей профес-сиональной деятельности должен быть носителем высоких идеалов


    • принципов, в то время как реалии обыденной жизни нередко до-казывают, что жизненный успех быстрее и чаще всего приходит к тем, кто от моральных принципов и этических идеалов отказы-вается.


    Большинство социальных работников не являются выходцами из экономически благополучных социальных слоев и групп, а, на-против, относятся к малообеспеченному населению. Проблему вы-живания им приходится ежедневно решать не только в отношении клиентов, но и в отношении самих себя и своих близких. В связи с этим социальный работник может оказаться в довольно щекот-ливой ситуации: он вынужденно станет носителем «двойного стан-дарта», и его профессиональное поведение может носить неустой-чивый, противоречивый характер.
    Безусловно, нельзя охарактеризовать настроение социально-го работника как ощущение полной безнадежности. Большинство специалистов испытывают чувство глубокого удовлетворения от результативной работы. Однако недостаточно эффективная под-держка социальной работы (а значит, и проблемного населения) со стороны государства и общества является фактором, негативно влияющим на профессиональное самочувствие и самосознание специалистов.
    Определенное влияние на содержание профессионально- эти-ческой системы оказывают этические кодексы социальных работ-ников зарубежных стран, что неизбежно в условиях глобализации. Оно особенно остро ощущалось в первые годы становления соци-альной работы в России. Конституирование социальной работы как профессиональной деятельности, а главное, наличие у населения проблем, связанных со вступлением России в эпоху реформиро-вания и требующих своего немедленного разрешения, требовало скорейшей профессионализации деятельности. Поэтому, наряду с углубленным изучением отечественного опыта благотворитель-ности, было предпринято изучение опыта социальной работы в странах с развитой рыночной экономикой. Исследовались как технологические, организационные и правовые аспекты социаль-ной работы, так и этическое регулирование и регламентирование деятельности, в частности, посредством изучения и анализа про-фессионально- этических кодексов.
    Обращение к опыту зарубежных коллег было отчасти целесо-образно: оно позволяло ускорить процесс становления отечествен-ной модели социальной работы на базе уже имеющегося мирового





    18

    опыта путем заимствования его лучших образцов и их элементов. Это же касается и профессионально- этического кодекса, отра-жающего профессионально- этическую систему. Вместе с тем ис-пользование зарубежного опыта имеет ограничения: любая модель только тогда жизнеспособна, когда учитывает особенности условий жизни, менталитета, ожиданий населения. Поэтому заимствованы могут быть, как правило, наднациональные элементы профессио-нально-этической системы, имеющие общечеловеческое значение.


    • это, по сути дела, лишает заимствование смысла: наиболее общие нормы и принципы представлены в философской этике и обще-ственной морали. С наибольшей полнотой и последовательностью они представлены в философии гуманизма.



    Это важно
    Профессиональная социальная работа является неотъемлемой со-ставной частью совокупной деятельности общества. Множеством фор-мальных и неформальных отношений она связана с общественными институтами, структурами, органами, всем населением. Социальные работники и их клиенты — члены общества. Поэтому профессиональ-но- этическая система социальной работы не может быть ничем иным, как частью философской этики, а профессиональная мораль специа-листов — составной частью общественной морали.
    Профессиональная мораль в социальной работе имеет свою специфику, обусловленную спецификой профессии, и носит поэто-му явно гуманистический характер, сформированный и сохраняе-мый в этосном ядре профессионально-этической системы. С учетом нынешнего состояния российского общества и его морали можно сказать, что мораль совокупной профессиональной группы соци-альных работников более гуманна, больше соответствует представ-лениям о добре и благе, нежели мораль современного российского общества.
    Это делает социальную работу и ее профессионально-этическую систему существенным фактором гуманизации общественных от-ношений. Непосредственное гуманизирующее влияние на спе-циалистов и их клиентов могут оказывать смысл и содержание деятельности. Опосредованное гуманизирующее влияние может осуществляться через специалистов различными путями: на клиен-тов и их близких; на представителей органов и учреждений, с кото-рыми социальный работник вступает в профессиональные отноше-ния; на окружение самого социального работника:





    19

    прямое и направленное влияние социального работника на кли-ента с целью совершенствования его личности, ее гуманизации,


    • посредством этого — гуманизации общественных отноше-ний;


    непосредственное общение социального работника и клиента приводит во взаимодействие их моральные сознания. При этом клиент, для которого социальный работник является авторитет-ной личностью, может стать образцом, который клиент осознан-но или неосознанно будет копировать, тем самым воспроизводя те личностные качества, которые воплощены в социальном ра-ботнике. Самосовершенствование клиента, безусловно, отраз-ится на отношениях, в которые он вступает, гуманизируя их;
    взаимодействие социального работника и клиента может убе-дить последнего в ценности и практической значимости высо-ких моральных принципов, гуманного отношения к человеку. Новые, более гуманные, жизненные принципы и правила кли-ента могут быть опредмечены в отношениях, в которые он всту-пает;
    аналогичные механизмы гуманизации общественных отноше-ний могут быть задействованы в случаях, когда социальный ра-ботник вступает в профессиональное общение и взаимодей-ствие с окружением клиента, представителями различных орга-нов и учреждений, частными лицами;
    личность специалиста, безусловно, испытывает существенное влияние, оказываемое на нее смыслом и содержанием профес-сиональной деятельности. Влияние профессии не ограничено рамками рабочего времени, а распространяется и на обыденную жизнедеятельность, поскольку личности, как правило, свой-ственны целостность и гармоничность. Это значит, что влияние личности социального работника на его собственное окружение может быть аналогичным тому, которое осуществляется в про-фессиональном плане.
    Гуманизирующее влияние социальной работы не ограничивает-ся отношениями социальных работников с клиентами и их близ-кими, представителями органов и учреждений, своими близкими. Эти люди, в свою очередь, вступают в разнообразные отношения, уже не связанные с социальной работой и социальным работни-ком. Многократно опосредованное гуманизирующее влияние со-циальной работы может осуществляться по всем этим цепочкам отношений, распространяясь в обществе, хотя с меньшей эффек-тивностью.






    20


    написать администратору сайта