учебник по фольклору 1. Учебник Устное народное поэтическое творчество
Скачать 330.43 Kb.
|
3.1.1. Древнейшие былиныСюжеты, темы и образы древнейшего периода. Идеи и историческая основа былины о Волхве Всеславьевиче. Идейно-художественное своеобразие былин о Святогоре. Древнейшие былины – это песни докиевского происхождения. Основное отличие этих былин состоит в том, что в них значительны следы мифологических представлений, герои их от рождения наделены титанической силой и сверхъестественными способностями. После смерти они могут превращаться в камни, кровь героев может дать начало новой реке. Среди древнейших былин наиболее известны сюжеты о старших богатырях – Волхве Всеславьевиче и Святогоре. Архаические герои весьма отличаются от нового героя-богатыря периода христианской русской истории. Волхв Всеславьевич – колдун и оборотень, великий охотник и воин, наделенный могуществом необычно рожденного человека: он сын женщины и змея. Рассказ о рождении Волхва сохранил древние тотемические представления о животных как о предках человека. При его рождении гремит гром, дрожит земля, волнуется море, в страхе разбегаются звери по темным лесам, птицы улетают высоко в небеса, уплывают рыбы в морскую глубину. Это чародей и оборотень, с легкостью превращающийся то в щуку, то в волка, то в сокола. В раннем возрасте Волхв становится предводителем дружины. В некоторых вариантах былины есть эпизод: он посылает своих дружинников наловить рыбы и настрелять зверей, но им это не удается. Только сам Волхв может выполнить задания, которые он дает дружине. Он ловит рыб, обернувшись щукой, птиц – обернувшись соколом, зверей – серым волком. Он может не только сам обернуться в любое животное, но превращать своих воинов- дружинников. Он беспрепятственно и мгновенно может преодолевать любые расстояния. С помощью колдовства Волхв покоряет Индийское царство: обернувшись горностаем, он попадает в военные погреба и портит оружие, рвет тетиву луков, ломает стрелочки каленые. Превратившись в волка, он перекусывает горло лошадям. Обезоружив индийского царя, он приводит свою боевую дружину и, превратив воинов в муравьев, дает им возможность беспрепятственно преодолеть неприступные стены, а затем возвращает им первоначальный облик. Ученые считают, что эта былина сохранила в себе остатки древних эпических песен варварских времен о завоевании чужих земель, захвате чужих богатств. Она отражает мораль и идеологию языческого периода русской истории, чуждые христианским представлениям. Примечательно, что известные герои былин христианского периода Илья, Добрыня, Алеша, Василий Игнатьевич всегда защищают Русскую землю от врагов, в то время как Волхв совершает хищнический набег на чужую территорию. Он захватывает Индийское царство, велит дружине «рубить старого и малого», делит награбленный скот и имущество. В.Я. Пропп справедливо отмечает, что былина о Волхве Всеславьевиче потому принадлежит к числу наиболее редких, что она идеологически не соответствовала христианским представлениям русского народа, и со временем была вытеснена героическими песнями о защите Русской земли от татар (В.Я. Пропп. Русский героический эпос. М., 1959, с. 75 ). Захватнические идеи противоречили оборонительной идеологии героического эпоса Древней Руси. Поэтому как обоснование необходимости похода на Индийское царство в былине есть эпизод, в котором Волхв, обернувшись соколом, прилетает и подслушивает разговор индийского (в других вариантах – турецкого) царя с царицей и его угрозу завоевать и разорить Русскую землю. Святогор – герой двух былин с загадочной и трагической судьбой. Это богатырь-исполин, обладающий огромной физической силой, богатырь-великан непомерной величины. Мать сыра земля не может выдержать его тяжести, поэтому он ездит по горам и ущельям. В первой былине «Святогор и тяга земная» в изображении богатыря подчеркиваются его непомерная тяжесть и сила. Он так тяжел, что когда едет, под ним Мать сыра земля колыбается, Темны лесушки шатаются, Реки из крутых берегов выливаются. Образ этого героя перекликается с легендарными великанами-исполинами, якобы когда-то населявшими землю, о которых повествуют русские легенды и предания. Он не может ездить по земле, так как она не выдерживает его тяжести, поэтому богатырь живет в горах – отсюда его имя – Святогор. Он настолько силен, что ему «грузно от силушки, как от тяжкого бремени». Исполинская сила язычника Святогора не находит применения. Он ездит на своем богатырском коне и дремлет, мечтая найти «тягу земную», ухватившись за которую он смог бы всю землю поднять. Но, найдя «тягу», которая является в образе «сумочки переметной», лежащей на земле, Святогор надрывается и погибает, в то время как пахарь-труженик Микула Селянинович, не обладающий такой силой, без труда поднимает сумочку и с легкостью несет ее. Во втором сюжете Святогор едет на коне по горам и дремлет. Его видит Илья Муромец, который стоит в дозоре, и принимает за нарушителя русских границ. Илья дважды бьет Святогора палицей по голове, но он ничего не чувствует и даже не оглядывается, и только после третьего удара Святогор просыпается со словами: Я думал, это кусаются русские комарики, А это славный богатырь Илья Муромец. Вместе с конем он засовывает Илью в карман, но конь не выдерживает двух богатырей. Тогда Святогор братается с Ильей, они едут вместе и наезжают на гроб, на котором надпись написана: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет» Святогор убежден, что гроб предназначен не ему, а Илье, он испытывает судьбу, ложится в гроб и не может из него встать. Не помогает даже чрезмерная сила Святогора и попытки Ильи вызволить его. Умирая, Святогор передает Илье часть своей силы. Обычно былинные герои одерживают победу над врагами, не знают смерти и поражения, а Святогор погибает, ибо это заведомо обреченный герой, гибель его закономерна. По-видимому, эта былина возникла в период смены двух исторических эпох, языческой – с ее культом грубой «звериной» физической силы, и христианской (крестьянской) эпохой с ее идеалом мирной жизни на земле-кормилице. Грубая физическая сила становится бесполезной, требуются иные человеческие качества. |