учебник по фольклору 1. Учебник Устное народное поэтическое творчество
Скачать 330.43 Kb.
|
2.3. Несказочная прозаВ русском устном народном поэтическом творчестве существует довольно значительное количество прозаических произведений, которые исследователями когда-то рассматривались наравне со сказками. Со временем они выделились в отдельную от сказок группу. Главным их отличительным признаком ученые считают установку на достоверность тех событий и персонажей, о которых идет речь. В них может быть рассказ о подлинных исторических событиях и личностях, о которых сообщаются в большей или меньшей степени правдивые сведения. Может также вестись речь о событиях необычных, непознанных и фантастических или даваться религиозное объяснение происходившего. Но каким бы недостоверным ни было событие, о котором говорится в предании, каким бы неправдоподобным ни было повествование о жизни и чудесах святых или рассказы о лешем, водяном, домовом, всегда и рассказчик, и слушатель настроены на то, что все это не выдумка, а быль. Среди произведений несказочной прозы ученые выделяют три основных жанровых разновидности: предания, легенды и былички. 2.3.1. ПреданияЖанровые признаки и определение. Собирание и изучение. Историзм. Тематические группы. Топонимические и исторические предания. Циклизация. Художественное своеобразие преданий. Общепринятое определение этого жанра пока еще не выработано, однако жанровые признаки преданий не вызывают на сегодняшний день сомнений. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Это передаваемая из поколения в поколение устная народная летопись – широко известные в народе устные эпические рассказы в прозе. Речь в них идет о давно минувших, но реальных исторических событиях и деятелях истории, дающие оценку событиям прошлого. Когда-то предания выполняли общественно важную роль достоверного исторического источника, так как ссылались на рассказы участников и очевидцев реальных событий, хотя сам повествователь никогда не выступал участником или свидетелем событий, ибо речь всегда шла не о близком, а о далеком, прошлом. Собирание и изучение русских народных преданий не велось систематически. Самые древние предания были записаны в летописях. Летописцы охотно включали предания в состав летописей: в древнейшей русской летописи, «Повести временных лет...», мы найдем исторические предания о киевских князьях, о борьбе с врагами Руси, а также предания о расселении славян, о происхождении названий племен, городов, селений, курганов и т.д. Первым сводным сборником преданий была книга М.Н. Макарова «Русские предания» в 3-х частях (Пб, 1838-1840). В начале ХХ в. предания публиковались в основном в журналах («Исторический вестник», «Русский архив», «Беседа», «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение») и помещались в сборниках сказок, например, в сборнике Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884). В советский период началось изучение преданий. Среди наиболее важных следует отметить следующие работы. Это статьи С.Н. Азбелева «Летописание и фольклор» (в кн.: Русский фольклор. М.-Л., 1963, вып. 8), К.В. Чистова «О сюжетном составе народных преданий и легенд» (в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1968). Появляются работы регионального значения: А.И. Лазарев «Предания рабочего Урала как художественное явление» (Челябинск, 1970), В.П. Кругляшова «Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора» (Свердловск, 1974). Особенно следует отметить работу В.К. Соколовой «О некоторых типах исторических преданий. (К проблеме жанрового своеобразия.)» (в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1968). Это первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, дана классификация типов преданий. По сути, все предания историчны, ибо в их основе чаще всего лежат рассказы свидетелей или людей, которые якобы слышали об этом непосредственно от очевидцев, в них правдиво и ярко освещаются подлинные исторические факты, иногда точно указывается время и место событий. Это не означает, что предания документально достоверно изображают исторические события. Они передавались от поколения к поколению в устной форме. Поэтому со временем, по мере отдаления от изображаемых событий, историческая точность ослабевала, сводилась до минимума, появлялся художественный вымысел, который не противоречил исторической правде, а способствовал выявлению наиболее существенного, типического. Древнейшие русские народные предания дошли до нас в изложении летописцев. Это рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках (например, Радим и Вятко, от которых пошли радимичи и вятичи), о соседях славян: о великанах обрах, которых Бог истребил с лица земли за их жестокость. Записаны рассказы о хазарах, которые когда-то брали дань у полян. Древние предания рассказывают о первых русских князьях: о Вещем Олеге, о мести древлянам Ольгой за смерть Игоря, о сватовстве Владимира к Рогнеде. Немало преданий о борьбе русских племен с кочевниками (о Никите Кожемяке, об осаде Белгорода печенегами), с татаро-монголами (о Куликовской битве). В преданиях XVI-XVII вв. выделяются три цикла: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Среди преданий о Грозном наиболее популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных курганах. Есть предания о справедливости Грозного, его общении с крестьянами, к которым он ходит в гости, крестит их детей. В то же время он жесток с воеводами и боярами. В преданиях о Ермаке он выступает то донским казаком, то волжским бурлаком, то разбойником с Камы. Основной сюжет преданий о нем – поход в Сибирь. Ермак предлагает товарищам заслужить прощение царя. В преданиях рассказывается о победах Ермака в Сибири и о его гибели. В преданиях о Степане Разине он изображается как народный вожак. Основные сюжеты преданий о нем близки к историческим песням. Это предания о взятии Астрахани, о расправе с воеводой, о походе в Персию. Разинский цикл преданий отличается развитием фантастических мотивов. Общий план изображения исторических событий и обрисовка личности Разина довольно реалистичны, но в них немало отступлений от исторической правды, очень развиты фантастические мотивы и мотивы волшебства. В преданиях народ наделил Разина чудесными качествами: его не берут пули, не держат оковы. Чтобы бежать из тюрьмы, он нарисовал на стене лодку, плеснул на нее воду из кружки – заплескались волны, и лодка поплыла, унося Разина и его сподвижников. В преданиях разинского цикла появляется социальная проблематика: к нему идут люди со всех концов: беглые, крестьяне, беднота. Он заботится о них и раздает имущество, отобранное у купцов и помещиков. В преданиях XVIII-XIX вв. можно отметить циклы о Пугачеве, Петре I, о войне 1812 года. В цикле преданий о Пугачеве отразилась социальная борьба русского крестьянства в 70-е гг. XVIII в. Пугачев представлен в них как «справедливый царь». Он защищает народ от угнетения, ему поставляют оружие, одежду и провиант. Тема «справедливого царя» продолжает развиваться в преданиях о Петре I. Образ царя больше раскрывается в бытовом плане: о встрече с мастерами, «работными» людьми. Он не отстает от них в работе, стремится перенять их мастерство, помериться с ними силой и сноровкой. Особенно неравнодушен Петр к кузнечному ремеслу, в некоторых преданиях даже утверждается, что «он сам кузнец был». В преданиях о Суворове, любимом полководце солдат, рисуется образ замечательного военачальника, его победы и героическое поведение во время сражений («Суворов и солдаты», «В альпийском походе»). В ряде преданий он изображается как простой, веселый, остроумный человек. Популярны были также предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый и отважный в бою, показывающий пример другим. Соотношение факта и вымысла в преданиях бывает разное. В некоторых текстах исторические события передаются с достаточной точностью. В других фактичное лишь имя центрального персонажа или упоминание о действительном событии, с которым связывается содержание, а сам эпизод, о котором рассказывается, бывает целиком вымышленным и даже наполненным фантастическими элементами. Предание – эпический, т.е. повествовательный, сюжетный жанр, но обычно сюжет не выстраивается, как в сказке, в сложную цепь событий из ряда эпизодов, а строится на одном ярком и необычном сюжетном эпизоде, в центре которого находится основной герой, и вокруг него концентрируются все события. Хотя предание не имеет строгой устойчивой формы построения произведения, оно не лишено внутренней структуры, определенной организации изложения материала. В центре сюжета всегда какой-то эпизод, основной герой, которые скрепляют все произведение. Повествование организовано так, что и сюжет, выразительные средства подчинены раскрытию идеи или характеристике персонажа. Большинство преданий – это небольшие по размеру произведения, состоящие из одного законченного эпизода. Но, несмотря на это герои преданий изображаются довольно рельефно. Рассказчики подмечают индивидуальные особенности характера персонажей, самобытность их внешнего облика, одежды. Для преданий характерна циклизация, т.е. объединение групп произведений вокруг какого-либо исторического события или персонажа, который в каждом отдельном произведении характеризуется с одной, но наиболее важной стороны характера. Цикл более полно раскрывает образ героя, нежели любое отдельно взятое предание. Художественные приемы, используемые в предании, определяются их основной функцией – информативностью, познавательностью. Чтобы убедить слушателя в достоверности изображаемого, рассказчик приводит доказательства, чаще всего ссылки на старых людей, которые рассказывали об этих событиях. Достоверность преданий может подтверждаться указанием на какой-то объект (вот место, где зарыт клад, вот камень, где сидел Степан Разин), на особенности рельефа местности (на этом месте его похоронили и насыпали курган) или какие-то приметные старинные сооружения. В повествовании обычно используется форма рассказа от третьего лица, хотя рассказчик может давать прямую оценку событий. Среди преданий ученые выделяют две большие тематические группы: исторические предания о памятных событиях и выдающихся исторических деятелях и топонимические предания об основании городов, о происхождении географических названий. С историческими преданиями они связаны тем, что часто прикреплены к историческим событиям и лицам. Уже в древних русских преданиях есть рассказы о расселении славянских племен, об основании городов, например, города Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом и сестрой их Лыбедью. К топонимическим преданиям относятся рассказы о происхождении курганов, связанные с Иваном Грозным и Разиным. С ними же связаны предания, объясняющие названия местностей. Например, около г. Алатыря есть местность Царь-Конь. Это название объяснялось тем, что у Грозного там пал конь. Название «Думные горы» в Поволжье объясняют тем, что там Разин устраивал думы-совещания со своими атаманами. 2.3.2. ЛегендыОпределение жанра. Связь с церковной книжностью и религиозная функция. Тематические группы легенд. Художественное своеобразие легенд. Связь с другими видами устной прозы. Легенды – прозаические эпические произведения поучительного характера, содержание которых связано с христианской религией. Героями легенд выступают Христос, святые, люди и демонические существа. Основная общественная функция легенды – подкрепить верование. Чудесным событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность совершаемых святыми чудес, о которых рассказывалось в легендах. Трудов о легенде имеется очень много, но большинство их относится к книжной, а не фольклорной легенде. Систематически легенды никогда не изучались и не собирались. Единственным научным собранием легенд на сегодняшний день остается книга «Народные русские легенды, собранные А.Н. Афанасьевым» (М., 1859). Здесь, не включая вариантов, имеется 33 сюжета русских легенд. Ряд легенд содержится также в афанасьевском сборнике сказок. Единичные записи легенд имеются во всех крупных сборниках сказок. Некоторые легенды, несомненно, связаны с Библией. В них выступают лица и Ветхого, и Нового Заветов. Адам, Ева, Ной, Соломон, Илья-пророк, Христос, его апостолы, святые – постоянные действующие лица легенд. Некоторые близки к житиям святых, основой для других послужили апокрифы (произведения на религиозные темы, которые в ряде вопросов расходятся с официальным учением церкви). Среди легенд апокрифического происхождения есть сюжеты о борьбе Бога против дьявола при сотворении человека. Большинство легенд, при их близости к религиозной литературе, являются продуктом народной фантазии. В своей книге А.Н. Афанасьев справедливо полагает, что обильным материалом для легенд служила также «языческая старина». Распространены также апокрифические сюжеты о путешествии человека на «тот свет». Самой популярной на эту тему является легенда «Христов братец». Крестовый брат Христа идет к нему в гости, по дороге видит картины мучений и от разных лиц получает вопросы, на которые потом приносит ответы. Он видит в раю место, приготовленное для него, и будущие мучения своих родителей. Возвратившись на землю, он рассказывает о виденном и слышанном на том свете. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. В основу их классификации положен тематический принцип. Исследователи выделяют следующие тематические группы легенд. Наиболее древними являются космогонические легенды о сотворении мира, о происхождении небесных светил, земли и неба. Эти легенды больше других связаны с библейскими мотивами, но в них немало народной фантазии и языческих элементов. Вопреки библейским сказаниям, в них говорится, что в сотворении земли участвует не только Бог, но и сатана. Е.В. Барсов в статье «Народные предания о миротворении: К сказанию о Тивериадском море» (М., 1886) дает следующую версию: когда-то не было ни земли, ни неба, а только одна вода. На землю спускается Саваоф и застает здесь сатану. Саваоф спрашивает его, не видал ли он земли. Сатана знает, что земля на дне моря. По приказанию Бога сатана превращается в гоголя и дважды ныряет за землей, но вода размывает землю. Тогда Господь велит ему поклониться иконе Богородицы с Младенцем, которая находится на морском дне. На третий раз дьявол доносит землю и отдает ее Богу, но часть утаивает за щекой. Бог разбрасывает землю на восточную сторону – и создается «чудесная, прекрасная земля». Дьявол разбрасывает свою землю на северную сторону – и создается земля холодная, каменистая и нехлебородная. В легендах о сотворении человека мы найдем много расхождений с Библией. Например, в легенде о Ное праведном из сборника А.Н. Афанасьева первым человеком оказывается не Адам, а Ной, из ребра которого сотворена Ева. Оба они изгоняются из райского сада. Но центр тяжести не в рассказах о сотворении человека, а в том, как дьявол соблазняет жену Ноя, как она выдает ему тайну ковчега, т.е. в сюжете, отличном от Священного писания. Особую группу составляют этногонические легенды о появлении разных народов и племен. Зоогонические легенды рассказывают о происхождении растительного и животного мира. В них речь идет о том, как возникли всевозможные животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые и растения, объясняются внешнего вида и поведения. Легенды о наказании злых, прощении грешников, награде добрых, трудолюбивых и кротких составляют значительную группу. В них рассказывается о Христе, святых, их хождении по земле, аду и раю. Во время странствий по земле они выступают как носители добра и справедливости. Они оказывают помощь попавшим в беду людям, творят справедливый суд и расправу. Особенно распространены были легенды о «хождениях» Христа с апостолами или отдельных святых по земле, об обнаружении ими человеческой «неправды», о наказании гордых, жадных, богатых и награждении бедных и несчастных. Христос заходит к людям неузнанным и просится к ним ночевать. Не зная, кто этот странник, люди проявляют свою настоящую суть, свое достоинство или ничтожество. В легенде «Бедная вдова» Христа и апостолов не пускает на ночевку богатый. Но их пускает бедная вдова и отдает им последнюю краюшку хлеба. Происходит чудо: краюшки хватает на всех и еще остается. Казалось бы, богач должен быть наказан, а вдова награждена. Но происходит совсем другое. Странники встречают волка, и Христос посылает его задрать единственную корову вдовы. Катится бочка с деньгами, Христос велит ей катиться к богатому. Апостолы недоумевают. Затем они видят два колодца, которые им все разъясняют. В одном колодце гады, жабы и змеи, в другом – чистая и сладкая вода. Колодцы означают судьбу богача и бедной вдовы на том свете. Также распространена тема о грехе и прощении, например, тема «два великих грешника». «Великий грешник» (разбойник) кается, получает неисполнимую епитимию (пасти черных овец, пока они не побелеют, поливать головешки, пока они не расцветут и пр.), но он убивает еще более тяжкого грешника и получает прощение. Этот сюжет был использован Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Существует интересная группа социально-утопических легенд. К ним относятся легенды о «золотом веке», в котором прошлое рисуется как время изобилия, потому что природа была щедрее к человеку. Отсюда легенды о больших хлебных колосьях, об изобилии зверей, рыб и птиц, о богатстве полезных ископаемых и пр. Сюда же относятся легенды о «землях обетованных» – о далекой счастливой стране, где человек всегда счастлив и здоров, а также легенды об «избавителях», например, о царе, который избавит народ от страданий. Обычно легенды представляют собой короткие, несложные по построению повествования с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста объясняется импровизацией рассказчика при исполнении. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Легенды – сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодны или одноэпизодны. Легенды явно тяготеют к художественной форме сказок. Не случайно преобладающее большинство легенд известно нам из сборников сказок. Некоторые легенды имеют сказочные зачины: «Жили-были...» или «В некотором царстве, в некотором государстве...». В ряде легенд можно встретить традиционные троекратные повторения, что также делает их похожими на сказки. По своему стилю и композиции легенды ближе не к волшебным сказкам, а к новеллистическим: они насыщены бытовыми подробностями и имеют социальную ориентацию (наказываются богатые, награждаются бедные). Но если в достоверность событий, излагаемых в сказке, не верят («сказке – ложь...»), то в легенде есть установка на достоверность, правду. 2.3.3. БыличкиОпределение жанра. Религиозная функция и бессознательно-художественное творчество в быличках. Отражение народной “демонологии” и народных суеверий. Мемораты и фабулаты. Классификация быличек. Темы. Образы. Стиль. В науке различают былички (мемораты – рассказы-воспоминания) и бывальщины (фабулаты – сюжетно законченные традиционные рассказы). Быличками и бывальщинами называют устные народные рассказы суеверного характера, повествующие о встречах человека со сверхъестественными существами, которые вмешиваются в жизнь человека и могут повлиять на нее, о нереальных событиях, в подлинность и реальность которых верили и рассказчик, и слушатели. Истоки этого жанра связаны с древними демонологическими представлениями человека, с его верой в «злых духов». Рассказы о них должны были служить доказательством могущества духов природы и мифических “жителей” крестьянского двора – представителей неродной демонологии. Термины «быличка» и «бывальщина» были известны в народе еще в XIX в. В.И. Даль в «Толковом словаре» бывальщину объясняет как «рассказ не вымышленный, а правдивый», «иногда вымысел, но сбыточный, несказочный». Термин «быличка» впервые использован Б.М. и Ю.М. Соколовыми в 30-е гг. XX в. в сборнике «Сказки и песни Белозерского края». Как и В.И. Даль о бывальщине, они пишут, что в быличке имеется «известная доля веры в действительность происшествия». Полные записи произведений этого жанра были сделаны в 60-х гг. XIX в. П.С. Ефименко. Из собирателей конца XIX – начала XX в. следует отметить известных фольклористов д.С. Садовникова, Н.Е. Ончукова, Д.К. Зеленина, Б.М. и Ю.М. Соколовых, И.В. Карнаухову. В советский период вышла интересная монография Э.В. Померанцевой «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (М., 1975). Бытование быличек специфично. Исполнители никогда не рассказывают их специально, как, например, сказки. Их вспоминают и рассказывают по поводу какой-нибудь необычной житейской ситуации, в связи с каким-либо загадочным происшествием, которое пытаются истолковать и приводят аналогичные факты, о которых повествует быличка. Обычно одна быличка влечет за собой исполнение других на близкую тему. Раньше былички рассказывали только в светлое время суток, ибо, по народным поверьям, вся «нечисть» оживает с приходом сумерек, и рассказы, упоминание о ней могут вызвать ее приход. Былички – чаще всего небольшие по размеру, одноэпизодные рассказы о встрече очевидца со сверхъестественными существами. Рассказ о событиях строится в них довольно просто. Указав место действия, и назвав участников происшествия, быличка быстро достигает кульминации, которую обычно предваряет особая таинственная интонация или слово «вдруг». Например: «Мужик идет лесом... Вдруг как засвистит и захохочет на весь лес». Затем следует страшный эпизод: человек встречается с существом из потустороннего мира, от лица рассказчика сообщается, что почувствовал и пережил герой при встрече с ним. Чаще всего события заканчиваются трагически. После такой встречи человек становится мрачным, начинает задумываться, тосковать, чахнет, пропадает и даже умирает. Но если он знает, как вести себя с таинственными существами, все может закончиться хорошо. Способом спасения может быть молитва или крестное знамение. Быличка всегда рассказывает о случае, лично пережитом рассказчиком или тем лицом, на авторитет которого ссылается. В ней всегда есть “свидетель”, потрясенный встречей с демонологическим существом. Бывальщины – развернутые рассказы иногда с развитым сложным сюжетом с многочисленными деталями. В них довольно подробно описываются демонологические существа, действия которых могут усложняться и приобретать психологическую мотивировку. В современном бытовании бывальщины имеют тенденцию превращаться в развлекательные, порой смешные рассказы, разоблачающие суеверные представления, то есть утрачивают свою первоначальную жанровую функцию. Исследователи обычно классифицируют былички и бывальщины на ряд тематических циклов, выделяя такие группы как былички и бывальщины о духах природы, домашних духах, о черте, волшебных кладах, оживающих мертвецах, привидениях, колдунах и прочих. Былички и бывальщины связаны с этими персонажами. К духам природы относятся леший, водяной, русалки. К домашним духам – домовой, кикимора, банник, овинник, хлевник и прочие. Леший предстает в быличках как хозяин леса, повелитель и покровитель зверей и птиц. Внешний облик его расплывчат, но можно отметить разные детали, рассыпанные в разных быличках. Он может быть с рогами и козлячьими ногами, может предстать и в виде огромного или наоборот очень маленького лохматого старика с длинною седою бородою, в белой распущенной рубахе. Он может явиться зверем, птицей, конем и даже растением или грибом. Былички рассказывают о неожиданной встрече с ним, о громком хохоте, которым он пугает человека. Он может несколько часов и даже недель подряд водить по лесу охотников, грибников или ягодников. Избавиться от его козней можно не только молитвой, но и непристойной руганью, чтобы рассмешить и этим умилостивить его. В бывальщинах разработаны сюжеты о том, как пастухи или охотники вступают с лешим в деловые отношения. Водяной – хозяин рек, озер и морей, повелитель и покровитель рыб и всей водной живности. В быличках он изображается как безобразный голый старик, с зелеными косматыми волосами и большой бородой, покрытый тиной, одутловатый, иногда с гусиными лапами. Как правило, он выступает существом, враждебным человеку. Он пугает и топит купающихся людей, мешает ловить рыбу, разрушает плотины. В быличках рассказывается о неожиданной встрече и столкновении человека с этим страшным и враждебным существом. Сюжеты бывальщин о водяном сводятся к нескольким ситуациям: герой видит водяного, по своей вине или оплошности он подвергается опасности, но спасается благодаря своей находчивости или герой заключает договор с водяным, опускается на дно, служит там водяному и благополучно возвращается. Русалки – живущие в воде существа в образе прекрасных обнаженных женщин с длинными распущенными зелеными волосами и рыбьим хвостом. Они обладают вечной юностью, красотой и чарующим голосом. Они пугают, топят, замучивают щекоткой, прельщают мужчин и ненавидят женщин, портят скотину, воруют детей. Спастись от них можно при помощи очерченного круга, крестного знамения, а также чеснока и полыни. Былички о русалках – это обычно рассказ о встрече с ними вечером или ночью, около воды или в лесу. Русалки всегда враждебны человеку, это роковые для него коварные красавицы. Они могут заворожить, завлечь для своей забавы в манящий, но опасный потусторонний мир, а потом погубить его. Домовой – защитник дома, покровитель хозяйства, он принимает деятельное участие в делах семьи, заботится о скотине, предсказывает важные предстоящие события и изменения в жизни домочадцев. Внешне он бывает похож на хозяина дома или это небольшой старик с кривыми ногами, длинными седыми волосами и бровями, лицом, покрытым белой шерстью. Он добр по отношению к семье, но сердит, если семья недружная или не работящая. Рассердившись, он может ущипнуть, насадить синяков, спрятать нужную вещь. В быличках рассказывается о том, как домовой стуком, стоном, плачем предсказывает беду, а кряхтеньем – добро. В бывальщинах распространены сюжеты о том, как домовой ухаживает за лошадями, вступает в общение с домочадцами и т.д. Среди быличек и бывальщин о домашних духах встречаются рассказы о кикиморе (или домовихе, жене домового), баннике, хозяине бани, овиннике, обитающем в зернохранилище, и прочих обитателях крестьянского подворья, в большинстве своем опасных для человека. Черт в быличке всегда несет в себе опасное зло, которое иногда человеку удается победить с помощью Бога, ангела, крестной силы, молитвы. Он похищает детей или водит пьяных, толкает на самоубийство, провоцирует на страшные преступления, соблазняет женщин, охотится за человеческими душами. В художественной форме быличек можно заметить некоторые стилевые закономерности. Композиционная структура изложения материала в быличке, система образов, поэтические приемы, портрет, пейзаж, образ рассказчика – все это определяется ее основной функцией – стремлением утвердить веру в то, о чем в ней повествуется. Внешний облик демонологических персонажей в быличках расплывчат, построен на каком-то одном признаке: «Кто-то большой, черный, лохматый в сенцах стоит». Рассказчик не называет того, кто ему встретился, а лишь указывает на какие-то его действия: прикоснулся к нему лохматой шерстистой лапой, неожиданно налетел и ударил и т.д. Чаще упоминается о шуме, резких звуках: кто-то загремел, захохотал, застонал, загремел, заплакал. Чаще всего событие развертывается там, где обитает сверхъестественное существо: в омуте, болоте, в темном лесу, в бане, под печкой, на кладбище. Пейзаж изображается мрачным, унылым. Это чаще всего уединенное, пустынное место – болото, глухое озеро в лесу, берег реки, мельница над обрывом, баня в саду, заброшенная шахта, кладбище. Все события происходят в темноте: в призрачную безлунную ночь, в вечерние сумерки, в тумане. |