Главная страница

учебник по фольклору 1. Учебник Устное народное поэтическое творчество


Скачать 330.43 Kb.
НазваниеУчебник Устное народное поэтическое творчество
Анкоручебник по фольклору 1.docx
Дата26.04.2017
Размер330.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаучебник по фольклору 1.docx
ТипУчебник
#5709
страница2 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19





Модуль 1

1.1. Художественная специфика фольклора


Художественная специфика фольклора. Связь фольклора с верованиями, укладом жизни и историей народа. Вопрос о культурных пережитках в фольклоре. Фольклористика как наука об устном народном творчестве. Ее связь с этнографией, искусствоведением и другими науками. Проблема художественного метода в фольклоре. Коллективность творчества и ее формы. Устность создания и бытования произведений. Анонимность. Традиционность фольклора. Вариативность. Деление фольклора на роды и жанры. Поэтика фольклора как художественная система.
Русское устное народное поэтическое творчество – важная часть духовной культуры нашего народа. В древности оно было его единственной, «неписаной историей», художественно отразившей важнейшие черты народной жизни, «учебником жизни» для народа, выразителем его мировоззрения, жизненной мудрости, философии, этики.

Своими корнями устное народное творчество глубоко уходит в праславянскую культуру с ее древними языческими верованиями, особым укладом жизни, историей, народными обрядами, обычаями. Знание этих корней помогает понять «загадочную русскую душу» трудолюбивого, доброго и мудрого народа, его самобытный национальный характер. В русском народном творчестве в специфической форме выражены мечты народа о счастливой и свободной жизни, о гармонии с окружающим миром, принципиально сходные с представлениями людей всех наций.

В современной отечественной филологии для обозначения устного народного поэтического творчества используется также и международный термин фольклор, который был введен в 1864 г. английским ученым Уильямом Томсом. Наука, занимающаяся изучением народного поэтического творчества, получила название фольклористика, а ученые, собирающие и изучающие фольклор, называются фольклористами.

В разных странах в термин «фольклор» вкладывается различное по своему объему содержание. В отличие от некоторых зарубежных стран русская фольклористика изучает искусство устного, звучащего слова. Сюда не входит изучение изобразительного творчества народа и ремесел, музыкального искусства, народной хореографии. Народные обычаи, верования, уклад жизни, материальная культура являются предметом изучения этнографии.

Вместе с тем фольклор – искусство синкретичное. Изучая обрядовый фольклор, его невозможно оторвать от народных обычаев, обрядов и верований. Изучая народную песню, нельзя ее рассматривать в отрыве от музыки, а хороводную песню – от танца, жеста и мимики. Однако фольклор – это, прежде всего, искусство слова, ибо ему принадлежит решающее значение в выражении содержания. Но и литература – тоже искусство слова. В чем же специфика фольклора, его отличие от литературы? Главными характерными признаками фольклора являются его коллективность, анонимность, традиционность, вариативность, а также особая система жанров и своеобразие поэтики.

Один из важнейших признаков фольклора – коллективность. Если литература – творчество отдельных писателей, то фольклор – коллективное творчество народа. Коллективность по-разному проявлялась в различные исторические эпохи. При общинно-родовом строе произведения создавались и исполнялись целыми коллективами. В эпоху феодализма и капитализма фольклорные произведения создавались наиболее талантливыми людьми из народа, владевшими искусством слова. Но их творческая работа была связана со всем народным коллективом, предназначалась для всего народа. Если автор создает произведение, эстетически или морально чуждое народу, оно не станет фольклорным. Только то, что близко и понятно народу, начинает передаваться из уст в уста, от поколения в поколение, переделываясь и шлифуясь, становится коллективным достоянием.

Другой отличительной чертой фольклора является его анонимность, когда автора установить невозможно, ибо автором является весь народ. Даже в том случае, когда стихотворение какого-либо поэта обретает мелодию и переходит в народный репертуар, оно начинает жить по фольклорным законам: переделывается, изменяется, отличается от первоисточника, «теряет» автора.

Традиционность фольклора – издавна привычные, исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, идеи, художественные средства и способы изображения мира. Традиции в фольклоре имеют гораздо большее значение, чем в литературе. Традиционность выражается здесь в относительной устойчивости словесного текста, напева, манеры исполнения. В фольклоре в течение веков сохраняются одни и те же сюжеты, образы, художественные приемы.

Другой определяющий признак фольклора – вариативность – его изменяемость в процессе устного бытования, наличие разных вариантов одного и того же произведения. Специфика фольклора в том и состоит, что в нем в рамках общей устойчивости происходят непрерывные изменения. Каждое народное произведение, не имея твердого текста (не было записано, бытовало изустно), жило в народе во множестве вариантов. Очень часто исполнители приближают содержание к современности, изменяют текст. Вариант сказки может зависеть от того, взрослым или детям рассказывает сказочник. Вариативность зависит и от степени мастерства исполнителя, и от разницы в манере исполнения. Варианты одного текста могут отличаться большей или меньшей степенью сохранности.

Для русского фольклора характерна особая система жанров. К эпическим жанрам относятся сказки, легенды, предания, былины, исторические песни. К лирическим жанрам относятся обрядовые и внеобрядовые бытовые песни, причитания, частушки, к драматическим – обрядовые действия, драма. Каждый из жанров имеет свое содержание, свою поэтику.

Фольклор обладает особой системой выразительных средств, редко употребляемых в литературе: своеобразием композиции, символикой, особыми типами эпитетов.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта