Главная страница

учебник по фольклору 1. Учебник Устное народное поэтическое творчество


Скачать 330.43 Kb.
НазваниеУчебник Устное народное поэтическое творчество
Анкоручебник по фольклору 1.docx
Дата26.04.2017
Размер330.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаучебник по фольклору 1.docx
ТипУчебник
#5709
страница17 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

4.3.1. Народный театр


Истоки народного театра в обрядах и играх. Кукольный театр «Петрушка». Театр «Вертеп». «Раёк». Балаган. Их тематика, образность, стиль. Народные сатирические пьесы, интермедии. Народная драма «Лодка». Образ разбойника. Социальная сатира. Драма «Царь Максимильян». Литературные источники пьес. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация. Театральный реквизит народных спектаклей.
Народный театр – народное драматическое искусство, представленное в разных видах и формах драматического исполнения. Под народным театром принято понимать и народную драму, и кукольный народный театр, и такие народные зрелища, как вертеп, раёк и балаган.

Истоки народного театра были заложены в народных обрядах: уже там появляются маски, грим, костюмы, реквизит. В зимних святочных играх, карнавалах ряженых использовались маски, представлявшие животных: козу, медведя, петуха, коня, быка. Изображались мифические существа: смерть, кикимора. В народных святочных игрищах представлялись люди разных сословий: барин, барыня, мастеровой, купец, торговец.

Свадебный обряд являл собой сложный игровой комплекс свадебных действий с распределением «ролей» между участниками этой «игры», песенным и текстовым «репертуаром», закрепленным за каждым из участников свадебного обряда. Например, невеста обязательно плакала, причитала, выражая свое горе и неудовольствие предстоящей разлукой с семьей, пока она была в доме родителей. Но как только она приезжала в дом жениха, ее поведение менялось, ибо она должна была проявлять покорность и довольство будущей жизнью в новой семье.

Мужчина, исполнявший на свадьбе роль дружки, должен был перевоплощаться, развлекать и смешить гостей своими приговорками- монологами, вызывать их на шуточные диалоги-перепалки. Недаром в народе говорят «играть свадьбу», подчеркивая ее игровую сущность.

Элементы театрального действия были заложены и в игровых хороводных песнях, которые возникли в древности как средство обучения молодежи и передачи ей жизненного опыта старших поколений. Исполнение многих игровых песен сопровождалось имитацией трудовых процессов.

Особую, чрезвычайно яркую страницу народной театрально-зрелищной культуры составляют ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и пр.). Или во время событий государственной важности (коронование на царство, торжества в честь военных побед и т.п.). Расцвет гуляний приходится на XVIII— XIX вв.

Обычно во время гуляний и ярмарок в традиционных местах возводились увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками, в которых продавалось все – от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен. Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или народные гуляния.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР включает в себя несколько его разновидностей: театр «Петрушка», театр марионеток и вертеп. Театр марионеток не сохранился в традиционном виде, он менее изучен, до нас не дошли точные сведения о его репертуаре и о том, как проходили спектакли. Наиболее популярным и хорошо изученным является театр «Петрушка», внешне представлявший собой ширму, над которой во время представления появлялись куклы.

Актер-кукольник надевал кукол на пальцы и, стоя за ширмой, вел представление, говорил за кукол резким, голосом, измененным с помощью специального «пищика», прикрепленного к нёбу во рту. Он ходил по дворам в сопровождении музыканта (обычно шарманщика), который был как бы связующим звеном между актером и зрителями, вступал в диалоги с Петрушкой, а также собирал с публики плату за выступление.

Театр назван по имени Петрушки, главного персонажа всех представлений – неунывающего, остроумного, бойкого на язык, веселого человечка с огромным носом, в шапочке с кисточкой, о забавных приключениях которого рассказывалось в пьесах. Он то собирается жениться, то покупает у цыгана лошадь, то ссорится с доктором или полицейским, то поступает на солдатскую службу.

Он всех обводит вокруг пальца и выходит победителем из любых немыслимых ситуаций. Образ героя не менялся, устойчивой была сюжетная схема, традиционные словесные формулы, но чаще актер импровизировал, варьировал текст по своему вкусу, вставлял новые сцены, придумывал подробности в зависимости от собственной фантазии и степени одаренности. Кроме того, импровизация носила злободневный характер, отражала взгляды народа на общественные и политические события современности.

Актер нынешнего Театра кукол в Москве Е.В. Сперанский, вспоминая свое дореволюционное детство, говорил, что представление уличного кукольника произвело на него впечатление на всю жизнь. Размышляя о Петрушке, он замечает: «И все же странный герой... Только что чуть не на смерть забил квартального, теперь бьет цыгана, а сейчас его самого будет страшно лягать взбесившаяся цыганская кляча, а потом он будет лупцевать лекаря. Раздает удары направо и налево и сам получает в ответ затрещины, от которых валится на грядку ширмы, стонет и причитает...

Вокруг него одни лихоимцы, продувные бестии... А он сам? Он шире понятий «отрицательного» и «положительного»: народ выдумал его себе на забаву и на страх властям предержащим. Он негативен, жесток, сатиричен и в то же время возбуждает к себе какую-то щемящую нежность. Образ его противоречив и трагикомичен...»

ВЕРТЕП, РАЁК И БАЛАГАН

Несколько в стороне от зрелищных городских форм стоит вертепная драма. Обычай устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками Богородицы, Младенца, пастуха, трех царей, животных пришел в славянские страны из средневековой Европы. В католической Польше он перерос в подлинно религиозное народное представление и в таком виде проник на Украину, в Белоруссию, в некоторые районы России.

Обычно у нас спектакли кукольного театра вертеп показывали в ночь на Рождество. Вертепная драма разыгрывалась в специальном ящике, разделенном на два (редко три) этажа. События, связанные с Рождеством Христа, приход к нему в пещеру (вертеп) волхвов на поклонение, разыгрывались в верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом и бытовая, комедийная часть – в нижнем.

Ирод приказывает уничтожить в стране всех младенцев, чтобы среди них убить и только что родившегося Христа. За свою жестокость он погибает: явившаяся Смерть срубает ему голову косой, а черт уносит тело в ад. На нижней сцене исполнялись также интермедии и коротенькие сатирические и комические пьесы на бытовые темы, героями которых являлись обычные люди, например, мужик, цыган, полицейский, барин и солдат. Одна за другой следовали бытовые, исторические, остросатирические, шуточные сценки, которые перемежались танцем кукол или марширующими солдатами. Эта часть рождественской драмы наполнялась популярными песнями, бытовыми анекдотами, мотивами лубочных картинок и пр.

Верхний этаж обыкновенно оклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем в окружении Марии, Иосифа, ягненка, коровы, лошади. Над яслями прикреплялась или рисовалась Вифлеемская звезда. Нижний этаж обклеивали яркой цветной бумагой, посередине устанавливали трон Ирода, справа и слева имелись двери, через которые куклы появлялись и уходили.

Деревянные куклы делались высотой пятнадцать – двадцать сантиметров, их раскрашивали или наряжали в матерчатые одежды, закрепляли на стержнях, с помощью которых передвигали по прорезям в полу домика-вертепа. Кукольник сам говорил за всех персонажей, за ящиком располагался хор и музыканты.

Балаган представлял собой красочное временное сооружение из досок с брезентовой крышей, над которой развевались разноцветные флаги. Во время праздничных гуляний или ярмарок балаганы устанавливались на центральной площади города. В программу балаганных представлений включались цирковые номера, пантомимы, песни, пляски, разыгрывались небольшие пьески.

Однако самый большой интерес представляют приговоры балаганных «дедов», веселивших публику и старавшихся зазвать зрителей в балаган. В озорных комедийных приговорах выступают сатирические фигуры «доктора-лекаря, из-под Каменного моста аптекаря» (что служило синонимом отнюдь не гуманной профессии грабителя), и портного «на чужой покрой»: «кто бы сшил да скроил, а я бы денежки получил», т. е. такого же мошенника.

Балаганный дед изображается молодым стариком. Первые русские зазывалы на балконах балаганов выступали в наряде Пьеро. Однако довольно скоро они сменили этот костюм, приняв вид настоящего балаганного деда, очень похожего на традиционного старика святочного ряжения. У него огромные лапти, борода, усы; на кафтане большие яркие нашивки, имитирующие заплаты. Он не разговаривает, а кричит.

На площади во время праздничных гуляний устанавливали раёк, представлявший собой ящик, на передней стенке которого имелось несколько отверстий с увеличительными стеклами. Внутри ящика помещались два вращающихся вала, на которые наматывались и передвигались, с помощью ручки, склеенные между собой забавные картинки. Желавшие увидеть их за определенную плату смотрели в отверстие через увеличительное стекло.

На картинках изображались разные города, портреты государственных деятелей, сцены военных сражений, бытовые уличные сценки. Раёшник сопровождал показ картинок приговорками, представлявшими собой блестящие образцы народного юмора и сатиры в форме особой складной речи, раёшного стиха. С помощью яркого костюма (кафтан, лапти), необходимых атрибутов внешности (огромный нос, наклеенные борода и усы из пакли), громкого голоса он создавал колоритный образ веселого острослова и балагура.

НАРОДНЫЕ ПЬЕСЫ

Во время праздников ряженые иногда разыгрывали небольшие юмористические сценки-пародии (покупка коня, закалывание быка, барский суд и т.д.), а также народные сатирические пьесы разнообразного содержания, возникшие на фольклорной основе. Небольшие сатирические пьески: «Барин», «Мнимый барин», «Маврух», «Пахомушка». Например, в пьесе «Мнимый барин» речь идет о разорившемся помещике, сохранившем привычку к роскоши и безделью. В пьесе «Пахомушка» показана семейная жизнь незадачливого Пахомушки, который после женитьбы ушел из родной деревни, оставив молодую жену

Весьма любимы народом мнимо простодушные комические персонажи, носители тех свойств национального характера, которые Белинский обозначил как «...лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». Слуга Афонька-малый, староста, докладывающий о делах в имении, изобличают глупость барина. По композиции эти пьесы представляют собой диалоги двух персонажей в соединении с самыми примитивными действиями, например, избиением барина кнутами. Речь персонажей отражает бытовую разговорную речь простонародья.

В сельском и городском репертуаре бытовали народные драмы. Сюжет драмы «Лодка» прост – разбойники во главе с атаманом плывут по Волге. Есаул рассматривает местность в подзорную трубу и, завидя помещичью усадьбу, разбойники жгут ее. В характеристике атамана разбойников, героя драмы «Лодка», заметны фольклорные легендарные черты неуязвимости: «мелкие пули духом (т. е. дыханием) отдуваю». Можно увидеть и литературные реминисценции из «Братьев-разбойников» Пушкина.

«Разбойничья» драма особенно любима народом за атмосферу романтической вольности. Однако не обходила драма и мрачных коллизий: постоянное ощущение опасности, неприкаянность разбойников, их «отверженность» были чреваты жестокостью. Во многих версиях и вариантах «Лодки» присутствует мотив любви атамана к благородной пленнице, которая отвергает его притязания или предложение брака. В поединке гибнет защитник девушки (жених, брат).

В драме «Царь Максимилиан», направленной против деспотизма и тирании, изображен жестокий царь-язычник, велевший казнить своего сына- христианина Адольфа за отказ вернуться в языческую веру. Развернутым народным драмам присущи сильные страсти и неразрешимые конфликты, непрерывность и быстрота сменяющих друг друга действий.

Так, допросы царем сына следуют один за другим, за последним из них немедленно следует вызов палача, и приказ о казни. Призванный палач требует открыть «все кабаки и трактиры», угощает публику, вершит казнь и после краткого монолога кончает жизнь самоубийством. Все это происходит без словесных пауз и промедления в действиях.

Трагическое в этой пьесе чередуется с комическим. Сцены, в которых действуют такие персонажи как гробокопатель, доктор, портной, полны юмора, смеха. Комическое в народной драме оттеняло трагическое. Дочь художника В. Д. Поленова Е. В. Сахарова в своих воспоминаниях писала: «...развертывается странный, но яркий лубок. Спокойные, быстрые казни: раз, два и упал. Бас с черной бородой – дядя Костя Овчинников – мрачно гудит односложные реплики... Действие развертывается с лихорадочной быстротой. Вот на сцене дряхлый старикашка в сером кафтане, в седом парике. Хитренький, юродствующий морит со смеху зрителей».

В драме кроме развитого диалога вводятся монологи персонажей, пение, действие в них состоит из ряда сцен или эпизодов, подчиненных развитию одной сюжетной линии. В речи персонажей отражена не только бытовая разговорная, но и книжная лексика. Стиль народной драмы характеризуется наличием в нем разных стилевых рядов, каждый из которых по-своему соотносится с сюжетом и системой персонажей.

Можно говорить и о речевой характеристике персонажей. Так, главные герои изъясняются торжественной церемониальной речью, представляются, отдают приказы и распоряжения. В минуты душевных потрясений персонажи произносят проникновенные лирические монологи. Комическим персонажам присуща шутливая, пародийная речь. Актеры, исполнявшие роли старика, слуги, доктора-лекаря, часто прибегали к импровизации на основе традиционных в фольклоре приемов обыгрывания глухоты, синонимов и омонимов.

Отличительной чертой народной драмы являются выходные монологи ее героев. Развернутые самохарактеристики персонажей были свойственны и драмам, и вертепным пьесам, и сценкам ряжения. В народных пьесах встречаются устойчивые выходные монологи, что, конечно, способствовало их легкому запоминанию и воспроизведению. Герой должен был рассказать, кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается (может) делать. Зрителей не удивляла эта своеобразная «самореклама», ведь взаимных характеристик попросту не было.

Особую роль играют в народной драме песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты или хором – комментатором совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и конце представления.

Песенный репертуар народных драм состоит преимущественно из авторских популярных во всех слоях общества песен XVIII—XIX вв. Это и солдатские песни «Ездил белый русский царь», «Мальбрук в поход уехал», «Хвала, хвала тебе, герой», и романсы «Я вечор в лужках гуляла», «Я в пустыню удаляюсь», «Что затуманилась, зоренька ясная» и многие другие.

Представление народных драм было приурочено к праздникам, особенно к зимним Святкам и Масленице. Актеры ходили из дома в дом и с разрешения хозяина при стечении зрителей разыгрывали небольшие пьесы или сценки. Большие пьесы требовали длительной подготовки. Народные актеры не были профессионалами, это были любители, знатоки народной традиции, которая, по словам Н.И. Савушкиной, переходила по наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению деревенской молодежи допризывного возраста.

Обычно молодые мужчины под руководством опытного человека, знающего текст пьесы и видевшего ее представление, собирались заранее и втайне от односельчан «с голоса» учили роли, «с показа»- жесты и движения. Такие же традиции существовали в военных частях, квартировавших в провинциальных российских городках, на небольших фабриках и даже в тюрьмах и острогах. Ф. М. Достоевский в главе «Представление» «Записок из мертвого дома» описывает разыгранный арестантами в Омском остроге спектакль.

На роли выбирали людей, соответствующих амплуа. Например, на комические роли выбирались люди остроумные, обладавшие даром импровизации. Костюмы были очень условные, но подчеркивающие особенность персонажей. Например, царь Максимилиан был одет в пиджак, на плечи приделывались эполеты из фольги, обрамленные соломой, на голове помещалась бумажная корона с блестками, в руке – скипетр. Человек с косой изображал Смерть, с большими ножницами – Портного, с лопатой – Гробокопателя.

Особенности строения сюжета и образов героев связаны со спецификой народного представления. Оно происходило без сцены, занавеса, кулис, бутафории и реквизита – непременных компонентов профессионального театра. В отличие от профессионального театра, сценическая площадка в народном театре не знает занавеса и кулис, ибо не было границы между исполнителями, которые помещались обычно в центре крестьянской избы или в большом амбаре, и зрителями, окружавшими актеров со всех сторон.

По ходу действия актеры могли обращаться к зрителям, зрители отвечали на их вопросы, вместе с ними пели песни, исполнявшиеся по ходу действия пьесы. Отсутствовали и декорации, их обычно заменял реквизит, например, простой стул изображал царский трон. Овал, нарисованный на полу мелом, означал лодку.

Действие развертывалось в избе, среди народа; не участвующие в сцене актеры стояли полукругом, по мере надобности выходя вперед и представляясь публике. Перерывов в представлении не было. Условность времени и пространства – ярчайшая черта народного театрального действа. Оно требовало активного сотворчества зрителей, которые должны были вообразить, руководствуясь словами героев, место событий.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта