учебник по фольклору 1. Учебник Устное народное поэтическое творчество
Скачать 330.43 Kb.
|
4.2.1. ЧастушкиЧастушки как жанр. Внутрижанровая классификация частушек. Собственно частушки. Плясовые частушки. Частушки-страдания. Частушки типа “Семеновна”. Циклы частушек. Художественные средства в каждом из типов частушек. Язык и стиль. Своеобразие исполнения и бытования частушек. Частушки – один из словесно-музыкальных лирических жанров русского фольклора, представляющий собой коротенькие рифмованные песенки на разные темы. Чаще частушки бывают четырехстрочные, реже состоят из шести или восьми строк, особой разновидностью являются двухстрочные частушки – «страдания». Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании событий, а в передаче чувств и мыслей по поводу этих событий, разнообразных настроений и переживаний. Частушки – самый молодой жанр русского фольклора, появление которого ученые относят к XIX в. Первым, кто обратил на них внимание, дал название и оценку, был писатель Глеб Успенский. Частушка стала быстро развиваться и приобретать все большую популярность, особенно у молодежи, так как она очень оперативна, умеет быстро откликаться на все события личной и общественной жизни. Частушки иногда образно называют поэтической летописью народа, так как они необычайно тесно связаны с современностью, рассказывают о событиях, которые волнуют человека в данную минуту, о сегодняшнем, а не о вчерашнем дне. Поэтому частушки недолговечны, быстро уходят из репертуара, на смену старым приходят новые. По своему идейно-тематическому содержанию частушки необычайно разнообразны. В дореволюционных частушках отражаются все важные события современности, экономика страны. В них рассказывается о несчастьях, которые принесли народу русско-японская и 1-ая империалистическая войны, о трудностях крестьянской жизни в эпоху капитализма, об уходе крестьян на заработки в города, о разрушении патриархального уклада в семье. Частушки, возникшие в период революции и гражданской войны, отражают настроения как «белых», так и «красных». Иногда возникали частушки-близнецы, частушки-переделки, очень похожие, но прямо противоположные по смыслу. Показательны в этом отношении частушки типа «Яблочко». Эх, яблочко, сбоку зелено, Нам не надо царя, надо Ленина! – пели красноармейцы. Эх, яблочко, сбоку зелено, А нам надо царя, не надо Ленина! – пели белогвардейцы. Пароход идет, волны кольцами, Будем рыбу кормить богомольцами! – пели комсомольцы. Пароход идет, волны кольцами, Будем рыбу кормить комсомольцами! – пели «кулаки». Годы строительства, учебы, налаживания жизни и быта в новых условиях после революции, а затем Великая Отечественная война, послевоенная разруха и восстановление хозяйства – все нашло отражение в частушках через непосредственное человеческое восприятие: Вот окончилась война, Я осталася одна. Я и лошадь, я и бык, Я и баба, и мужик. В этой миниатюрной песенке – частушке сказано многое о трудной послевоенной жизни овдовевших женщин, на плечи которых свалились и женские, и мужские обязанности в разрушенных городах и селах. Но больше всего во все времена создавалось частушек о любви, и счастливой, и несчастной, эта тема лучше всего разработанная, хоть и не единственная в частушках. Эмоциональный тон частушки отличается от традиционных лирических песен, он более мажорный, жизнеутверждающий. Частушки разнообразнее лирических песен и по своей тематике, и по гамме чувств и эмоций: от безутешного горя до безудержного веселья. Неразрывная связь частушек с событиями сегодняшнего дня, их способность моментально дать оценку любому событию, выразить разнообразную гамму чувств – все это сказалось на художественных особенностях частушек. Многие приемы и изобразительно – выразительные средства в частушках те же, что и в лирических песнях. В частушке иногда встречается художественный параллелизм. Такая частушка обычно состоит из двух частей: одна часть представляет собой символическую картину природы, другая, эмоционально соответствующая первой – картину реальной жизни: В поле белая береза Призавяла у межи. Отчего ты не приходишь, Сероглазенький, скажи. Но символы в частушке употребляются редко. В подавляющем большинстве частушек и первая, и вторая части являются реальными. В первой части дается факт, во второй – обычно реакция на него. Из поэтических средств в частушке можно встретить все основные виды тропов, характерные для других фольклорных жанров – метафору: «Разгорится мое сердце, не залить будет водой». Метонимию: «Полюбила, полюбила карие глазеночки». Сравнения: «Мой миленок, как теленок, кудреватый, как баран». Частушка использует и эпитеты, порой традиционные, как в лирической песне, но чаще неожиданные, оригинальные, применяя при этом словотворчество: «Рубашки аловатые», «Играть мастероватые», «Мой миленок – редкобай, я- частоговорочка», «У милого глазки кари, карие, карючие», «Мой миленок – издивленок, издивлюшечка моя», «Поцелуй, распоцелуй, моя распоцеловочка». Гипербола в частушке просто необходима, так как ее малая форма принуждает говорить кратко, но образно: Обнимала во всю силушку, Изломала другу спинушку. Или: «Износил я свои ноженьки до самых до колен». Довольно большое место в частушках занимает ирония: Хороша наша деревня, Только улица грязна, Хороши наши ребята, Да уж больно беднота. Частушки имеют рифму, порой изумительно причудливую и сочетающуюся с необычным ритмом, ассонансами и аллитерацией: Мамашенька, купи чаю, А не купишь – осерчаю. Или: Он завлёк меня речами, Я не стала спать ночами. Среди частушек исследователи выделяют несколько типов. Наиболее распространенными являются собственно частушки – четверостишия, представляющие собой песенные миниатюры на самую разнообразную тематику. Сюда входят также частушки юмористические и сатирические. Под плясовые частушки молодежь плясала, поэтому на первом плане в них не смысл, а плясовой ритм, создающий особый эмоциональный настрой: Раз-два, милый мой, Три-четыре, дорогой, Пять-шесть, не гонюся, Семь-восемь, за тобой. Особого содержания в этой частушке нет, но она удивительно точно рисует образ независимой и гордой девушки, создаваемый особым ритмом этой частушки. Частушки – страдания (от слова «страдать» – переживать тяжелые эмоции) преимущественно о несчастной любви, грустные по настроению. Очень часто они строятся на художественном параллелизме: Какой лёд – и то растаял, Как любил – и то оставил. Особую группу составляет «Семеновна» – совершенно особый музыкально-поэтический тип частушки. У нее особый, очень устойчивый напев и ритм, своеобразная композиционная форма: очень часто строфы «Семеновны» связываются попарно. У нее характерное содержание. Свое название этот тип частушек получил оттого, что они довольно часто начинаются со слов: «Эх, Семеновна...», хотя сама Семеновна действующим лицом в этих частушках обычно не является. Тематика «Семеновны» разнообразна, но излюбленные ее мотивы – несчастная любовь, разлука, ревность, убийства и самоубийства на почве душевных драм, которые иногда подаются с долей юмора. Исследователи считают, что этот тип частушки является своеобразной пародией на «жестокие романсы» – лирические песни подобного содержания, достаточно популярные. |