Главная страница
Навигация по странице:

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Урок 10

  • Ход урока

  • V. Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание

  • Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • На чужой стороне и весна не красна.

  • На смелого собака лает, а труса кусает.

  • Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

  • Не мил и свет, когда друга нет.

  • В камень стрелять – только стрелы терять.

  • Добро творить – себя веселить.

  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

  • III. Актуализация знаний.

  • поурочные 7 класс литература. Учебника Читайте не торопясь


    Скачать 101.18 Kb.
    НазваниеУчебника Читайте не торопясь
    Дата05.02.2023
    Размер101.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапоурочные 7 класс литература.docx
    ТипУчебник
    #921060
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Изучение новой темы.

    1. Слово учителя.

    Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

    2. Работа в тетради.

    Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

    3. Беседа по вопросам.

    – «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)

    – С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)

    4. Работа со статьей учебника (с. 36–41).

    Чтение вслух статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.

    5. Аналитическая беседа.

    Беседа строится по вопросам 1–9, представленным на с. 41 учебника.

    – Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

    – Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

    – О чем рассказывают древние руны?

    – Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

    – Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

    – Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

    – Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

    – Что случилось с Сампо впоследствии?

    – Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

    IV. Подведение итогов урока.

    Слово учителя.

    Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

    Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.

    Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

    Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44–45 в учебнике).

    Урок 10
    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

    Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Изучение новой темы.

    1. Слово учителя.

    Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

    Ответы учащихся.

    Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

    2. Работа по учебнику.

    – Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

    Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.

    3. Беседа по вопросам.

    – Что такое пословица?

    – Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)

    Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

    – Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

    4. Пушкин о пословицах и поговорках.

    5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

    Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

    6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

    7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

    IV. Закрепление темы.

    1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.

    Вариант I Вариант II

    1. Объяснить, как построена пословица.

    а) Одна пчелка не много меду натаскает.

    Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

    Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.

    Пословица представляет собой простое предложение с инверсией
    (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».

    б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

    Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.

    Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
    (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала.

    Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).

    в) До слова крепись, а давши слово, держись.

    В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).

    г) Лес рубят – щепки летят.

    Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

    Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

    Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.

    2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).

    И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

    V. Подведение итогов урока.

    – Что такое пословица? поговорка?

    Заключительное слово учителя.

    Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

    Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).

    Урок 11
    ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»


    Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

    Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).

    2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

    Карточка 1.

    1) Что такое пословица? поговорка?

    2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

    Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

    (И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

    Карточка 2.

    1) Что такое пословица?

    2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

    Под лежачий камень вода не течет.

    (Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

    Карточка 3.

    1) Что такое поговорка?

    2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

    На чужой стороне и весна не красна.

    (Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

    Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

    Карточка 4.

    1) Что такое пословица?

    2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

    На смелого собака лает, а труса кусает.

    (Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

    Карточка 5.

    1) Что такое поговорка?

    2) См. задание 2 карточки 4.

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

    (Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

    Карточка 6.

    1) Что такое пословица?

    2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

    Не мил и свет, когда друга нет.

    (Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

    Карточка 7.

    1) Что такое пословица?

    2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

    В камень стрелять – только стрелы терять.

    (Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – / ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

    Карточка 8.

    1) Что такое пословица?

    2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

    Добро творить – себя веселить.

    (В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

    Карточка 9.

    1) Что такое пословица?

    2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

    Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

    (Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

    3. Прочитайте пословицы и поговорки.

    – Определите их общую тему.

    – Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

    Проецируется на экран или открывается запись на доске.

    1) Терпение и труд все перетрут.

    2) Лес сечь – не жалеть плеч.

    3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

    5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

    6) На чужом хребте легко работать.

    7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

    8) Двое пашут, а семеро руками машут.

    (Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

    4. А в заключение – игра-соревнование между рядами «Кто больше знает пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знание, книга?»

    (Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

    III. Актуализация знаний.

    1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).

    Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

    Беседа по вопросам.

    – Что называли летописями?

    – Легок ли труд летописца?

    «Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

    Попробуйте представить и описать келью летописца.

    2. Слово учителя.

    Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

    Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются на доску):

    «…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

    Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

    Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях […], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).

    За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

    4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

    Беседа по вопросам.

    – Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

    – Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

    5. Комментированное чтение учителя из «"Поучения" Владимира Мономаха».

    Беседа по вопросам.

    – Какие наставления устарели?

    – Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

    – Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?

    Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!» И сейчас мы слышим: «Хороший человек! Плохой человек…». Пусть будет каждый из нас достоин этого великого звания – Человек!

    6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта