Главная страница
Навигация по странице:

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Урок

  • Ход урока

  • III. Изучение новой темы.

  • Домашнее задание

  • III. Написание сочинения в черновиках. Домашнее задание

  • IV. Написание сочинений в чистовики. Домашнее задание

  • поурочные 7 класс литература. Учебника Читайте не торопясь


    Скачать 101.18 Kb.
    НазваниеУчебника Читайте не торопясь
    Дата05.02.2023
    Размер101.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапоурочные 7 класс литература.docx
    ТипУчебник
    #921060
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    III. Изучение новой темы.

    1. Сообщение темы. Определение, к какому циклу относится былина, какова ее тема.

    – К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества.)

    2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.

    Можно читать на фоне музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Садко».

    3. Выполнение заданий по тексту былины.

    Задание 1. Рассказать о главном герое былины, истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Живет в Нове-городе богатый купец, который раньше не имел имущества, были у него только гусли. На честный пир Садко купцы не позвали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался… и уходил прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:

    И спорь, что в Ильмень-озере

    Есть рыба – золоты перья.

    Как ударишь о велик заклад

    И поди свяжи шелковый невод.

    ………………………………….

    Дам три рыбы – золоты перья.

    Тогда ты счастлив будешь!

    Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.

    Всех угощал он: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских (церковнослужителей).)

    Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил корабли, «тридцать черленых» кораблей и

    поехал Садко по Волхову (река в Новгороде)

    Со Волхова во Ладожско,

    А со Ладожска во Неву-реку,

    А со Невы-реки во сине море.

    Как поехал он по синю морю,

    Воротил он в Золоту Орду,

    Продавал товары новгородские…

    Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.

    Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:

    Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

    Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

    Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.

    Во синем море вода всколыбалася,

    Со желтым песком вода смутилася,

    Стало разбивать много кораблей на синем море,

    Стало много гибнуть именьицев,

    Стало много тонуть людей праведных.

    Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.

    Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».

    Садко сделал все так, как советовал старик, и – очутился на берегу моря раньше своих дружинников.

    А дружина поминает одного Садка:

    – Остался Садко во синем море!

    А Садко стоит на крутом кряжу,

    Встречает свою дружинушку со Волхова.

    Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена взрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».

    Стал Садко выгружать бессчетну золоту казну.

    Как повыгрузил со черленыих кораблей,

    Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

    Не стал больше ездить Садко на сине море,

    Стал поживать Садко во Нове-городе.

    Задание 2. Зачитать зачин, назвать гиперболы, постоянные эпитеты («хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море); повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы..,) торжественные приемы повествования, троекратные повторения.

    IV. Подведение итогов урока.

    – В чем ценность былин?

    – Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

    Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).

    Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника.

    Индивидуальное задание:

    1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2 ученика рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И. Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.); подготовить выставку, стенд-раскладушку;

    2) подготовить рассказ-сообщение с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, написанных на былинные сюжеты.

    Урок 6
    ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
    былина «илья муромец и Соловей-разбойник»


    Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.

    Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

    2. Вторая группа ребят делает сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов).

    III. Изучение новой темы.

    1. Работа с текстом по вопросам.

    – К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)

    – Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

    Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

    – Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)

    – Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

    – Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)

    – Как губительна его сила? (…все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)

    – Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

    – Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

    – Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей;

    Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих.

    Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)

    Задание: найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики.

    Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.

    2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.

    План вывешивается (проецируется) на доску.

    ПЛАН

    1. «…из города из Мурома…»

    2. «…удаленький дородный добрый молодец…»

    3. «…к обеденке поспеть хотел… в Киев-град…»

    4. «…подъехал он ко славному… Чернигову».

    5. «…стал конем топтать да стал копьем колоть».

    6. «…Я не йду к вам в Чернигов воеводою».

    7. «…укажите мне дорогу прямоезжую…»

    8. «…стрелил в того-то Соловья-разбойника…»

    9. «…идет в палаты белокаменны».

    10. «…вел наклоны по-ученому…»

    11. «Соловей-разбойник на твоем дворе…»

    12. «…он срубил ему да буйну голову».

    (Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)

    3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

    – Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

    – Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.

    (Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.

    Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»

    С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».

    Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.

    В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»

    Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

    Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)

    IV. Подведение итогов урока.

    Завершая разговор о былинах, вспомним еще раз строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Дела давно минувших дней,

    Преданья старины глубокой…

    – Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»?

    Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои былин – богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным торжественным стихом, ритм которого соответствовал сопровождению (гусельному, например). Важный художественный прием, используемый в былине, – гипербола
    (преувеличение), необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.)


    Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

    Урок 7
    СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ
    С КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»


    Цели: подчеркнуть интерес поэтов, композиторов, художников к историческому прошлому; учить «читать» увиденное; развивать воображение, речь.

    Методические приемы: аналитическая беседа.

    Оборудование: репродукция картины.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Работа по новой теме.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Слово учителя с элементами беседы.

    – Назовите ближайших соратников Ильи Муромца. (Добрыня Никитич отличался «вежеством» – вежливостью, воспитанностью, умом, умел держать себя с достоинством, был талантливым: пел, играл на гуслях. В бою страха не знал. Алеша Попович – остроумный, хитрый, побеждает врага смекалкой, сильный, ловкий, находчивый. («Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».)

    – В. М. Васнецов гостил на подмосковной даче у друга, любителя искусств (Мамонтова). Невдалеке он увидел три раскидистых дуба-великана. Два дуба стояли рядом, а третий – чуть позади. Глубоко ушли дубы корнями в родную землю, и ничто: ни бури, ни годы – не могло их сломить. Бродил художник по парку, и невольно приходила на ум мысль: «Это ведь наша матушка – Русь. Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь».

    3. Работа по картине.

    1) Беседа по вопросам.

    – Какой эпизод из жизни богатырей изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович на «богатырском выезде», на дозоре.)

    – Все ли спокойно в бескрайней степи? (Недобрый выдался день. По небу бегут грозные тучи. Ветер развевает гривы лошадей и треплет высокие травы, пригибая их к земле. Все вокруг: и холмы, и кустарники, трава и земля – окутано таинственностью и тревогой.

    Тревога невольно передается богатырям. Поэтому Илья Муромец из-под руки всматривается в сумрачную даль. Взгляд его внимательный, настороженный.

    Добрыня Никитич, надвинув щит на грудь, уже вздев ногу в стремя, вытащил из ножен меч. Его поза – порыв и движение. Состояние тревоги невольно передалось и его коню. Он рывком поднял голову, навострил уши, готов стремглав броситься вперед по велению своего седока. Конь Алеши Поповича пока спокоен, занят будничным делом: пытается щипать траву. Внешне спокоен и его хозяин, на лице его лукавая улыбка. Алеша Попович молодой, он кажется менее осторожным, но и он исподлобья всматривается в то, что привлекло внимание других витязей.

    Молодость Алеши Поповича подчеркивает и внешность: стройная фигура, перехваченная широким поясом, шлем с золотыми наушниками, богатая и красивая пластинчатая кольчуга, в руке тугой лук с каленой стрелой и шелковой тетивой.

    Богато и нарядно одет и Добрыня Никитич. Поверх кольчуги драгоценные княжеские доспехи, узорчатый высокий шлем. Щит сделан из красного металла. Лицо у витязя узкое, с длинной, густой бородой.

    Старшим по годам и по ответственности, возложенной на него, является Илья Муромец. Лицо у него красивое, спокойное, глаза зоркие, нос прямой, окладистая борода с проседью. На правой руке богатыря палица «в сорок пуд», за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и копье. На голове витязя шлем, а на руках узорчатые рукавицы. «Ретив и смирен верный конь.» Он «то смирно стоит, то по повелению богатыря мчится по бранному полю», «и холод, и сеча ему ничего…».

    Художник разместил воинов симметрично, в один ряд, что оттеняет, подчеркивает мощь и величие богатырей, единство их устремлений, добровольно возложивших на свои плечи защиту необъятных просторов русской земли.Современные витязи имеют другое, более мощное вооружение, но задачи перед ними стоят прежние: защита священных рубежей Родины от любого рода захватчиков.)

    2) Составление и запись в черновиках плана сочинения.

    ПЛАН

    1. Какой эпизод из жизни богатырей изображен на картине?

    2. Гармонирует ли природа с содержанием картины?

    3. Какова внешность витязей?

    4. Продуманность композиции картины.

    5. Защита рубежей Родины – священный долг.

    III. Написание сочинения в черновиках.

    Домашнее задание: подготовить характеристику одного из богатырей – сочинение.

    Урок 8
    Сочинение по репродукции
    с картины В. Васнецова «три богатыря»


    Цели: формировать умение отбирать языковой материал к сочинению; учить точному и выразительному изложению мыслей; развивать воображение.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Чтение 2–3 работ учащихся, рецензирование сочинений учителем.

    III. Редактирование работ.

    IV. Написание сочинений в чистовики.

    Домашнее задание: завершить работу над сочинением.

    Урок 9
    «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ
    МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС


    Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

    Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

    Ход урока
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта