гимнастика смолевкий. Учебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика
Скачать 3.75 Mb.
|
Глава 28 МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕсодействует эстетическому воспитанию занимающихся. На занятиях гимнастикой занимающиеся выполняют различные упражнения, подчиняют при этом свои действия характеру музыки. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, построение, характер, ритм и другие характеристики музыкальных произведений; повышает эмоциональное состояние занимающихся. Жизнерадостное настроение занимающихся на уроке обеспечивает их внимание, восприятие, память, сохраняет высокую работоспособность на более продолжительное время, а в целом увеличивается продуктивность занятия; обеспечивает большую действен ность упражнений. Положительные эмоции, возникающие у за: нимающихся при выполнении движений под музыку, невольно вызывают у них стремление действовать более энергично. Кроме того, совпадение главного действия в упражнениях с музыкальным акцентом повышает эффективность этого действия; шестнадцатая — щнми концы штилей. Например: вместо пишут двухдольного такта с двухдольным образует такт четырехдольного размера. Пример № 2. или вместо пишут 28.1.3. Музыкальный размер Ударения. В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения. Для ведения правильного подсчета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ногой, а в ОРУ — фаза главного действия. Метр. Такой ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы (ударения) появляются через равные промежутки времени. Таким образом, метр является мерой ритма, средством его измерения. Основным признаком, отличающим один метр от другого, является строение такта. Такт — непрерывно повторяющаяся часть метра от одного сильнейшего ударения до следующего ударения равной с ним силы. Такты делятся на простые, содержащие одно ударение, и сложные, содержащие два ударения и больше. Длительность ноты, которая служит единицей счета, называется долей такта. Число долей в такте определяет его размер. Такт, состоящий из двух долей, называется двухдольным или тактом двухдольного размера. Такт, состоящий из трех долей, называется трехдольным. Доля такта, на которую падает сильное ударение, называется сильной долей и является первой долей такта, остальные доли такта в простых размерах — слабые доли. Таким образом, в музыкальных произведениях двухдольного размера сильные и слабые доли чередуются через равные промежутки времени. На счет «раз» приходится сильная, на «два» — слабая доля такта. В произведениях трехдольного размера на каждую сильную долю «раз» приходятся две слабые —■ «два», «три». Размер указывается в начале нотной записи после ключа и ключевых знаков в виде двух цифр. Верхняя цифра показывает число долей в такте, а нижняя — длительность, которая принята за долю такта (см. примеры 1 и 2.) Простыми размерами называются двух- и трехдольные. Такт сложного размера образуется объединением нескольких тактов простых размеров в различных сочетаниях. Например, объединение «6 В сложных размерах сильные ударения первых долей объединенных тактов сохраняются. Однако ударения на первую долю такта, стоящую за тактовой чертой, относительно сильней — сильнейшее ударение. Отсюда иногда бывает трудно различить на слух двух- и четырехдольный размер. Однако возможные ошибки в этом определении в практике проведения занятий гимнастикой существенного значения не имеют. Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается с неполного такта, со звука без ударения. Такой неполный первый такт называется затактом. В этих случаях, пропустив затакт, подсчет следует вести со счета «раз» первого полного такта. Затакт может служить сигналом к выполнению упражнения без команды преподавателя, когда такая команда бывает нежелательной (на соревнованиях, выступлениях и т. д.). 28.1.4. рИТм Ритм — это длина звуковой волны и ее узор (структура). Иначе говоря, это временное сочетание звуков. Длительность отдельных звуков мелодии чаще всего не совпадает с долями такта. Например: Д. Покрасс «Прощание». Метрические доли отсчитываются так: Действительная длительность звуков такова Характерная для данного музыкального произведения последовательность длительности звуков называется ритмической фигурой. Перед составлением композиции вольных упражнений необходимо хорошо изучить ритмическую фигуру выбранного музыкального произведения. Чем точнее будет совпадение движений с ритмической фигурой музыкального произведения, тем богаче, выразительней и ярче они будут восприниматься, тем полнее будет единство музыки и движений. 327 Подсчет. В большинстве случаев счет ведется по четвертям, реже — по восьмым. Команда. Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой (чаще всего на месте). Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 1-й или 5-й счет; «Шагом» — на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музыкального предложения или периода. Разновидности передвижений и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способов передвижения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков. Подсчет. В зависимости от способа передвижения группы, содержания упражнений и конкретного музыкального произведения подсчет следует максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам. Команда. Для начала упражнений на ходу подаются команды «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимости от того, что будет выполняться после команды. Команда «Упражнение начинай!» подается так: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Для окончания упражнений подаются команды «Обычным шагом — марш!», а также в зависимости от того, какие упражнения предшествовали команде. Команда «Обычным шагом — марш!» подается: «Обычным шагом (бегом)» — на 1-й счет, «шагом» — на 2-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге. Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные и современные танцевальные мелодии. Подсчет. При обучении занимающихся какому-либо танцевальному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, переменный шаг и шаг польки состоят из четырех движений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три». Команда. Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом —■ МАРШ!». Для прекращения танцевального движения подается команда «СТОЙ!» с последним счетом последней фразы музыкального периода. ОРУ можно проводить под музыку любого размера. С позиции выбора музыкального материала все ОРУ можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фазы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе, медленные наклоны назад и т. п. Для та- ких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, составленных на несколько счетов (кружение туловища, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять равномерную плавность движений. В музыке двухдольного размера слишком контрастны сильные и слабые доли такта. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями менее выражены, что способствует выполнению движений в заданном характере. Другую группу составляют упражнения, в которых явно выражены две фазы, фаза основного действия, для выполнения которого должны быть приложены значительные усилия, и фаза возвращения в исходное положение. Преимущественно это упражнения для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит музыка двух- и четырехдольного размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном случае музыкальный акцент вызывает более энергичные действия занимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей му-фзыкального произведения двух- или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по половинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трехдольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и совпадает с сильными долями. Вольные упражнения. При подборе музыкального материала для вольных упражнений нужно исходить прежде всего из их назначения. Одни композиции вольных упражнений предназначаются для массовых показательных выступлений, другие могут служить контрольно-отборочными нормативами, а третьи являются одним из видов произвольной программы на соревнованиях. Наибольшую сложность представляет выбор музыки для произвольных вольных упражнений. Правилами соревнований предусмотрены ограничения по времени, а также специальные требования к содержанию и композиции упражнений. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности исполнителей (наклонности, способности, возможности). В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы: — сделать купюры в выбранном музыкальном произведении, пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру задуманной композиции вольных упражнений; создать компиляцию из различных музыкальных произведений одного или нескольких авторов; сделать обработку выбранной темы или вариации на тему; на готовую композицию вольных упражнений написать новую музыку. 330 331 Характеристика специалиста в области массовых видов гимнастики — Основные задачи курса «Гимнастика и методика преподавания» 7 Гимнастика — учебно-научная дисциплина ... 9 Значение и место гимнастики в советской системе физического воспитания — Методические особенности гимнастики .... 11< Характеристика средств гимнастики 13 Виды гимнастики . 16 Зарождение гимнастики — Гимнастика в новое время 18 Создание национальных систем гимнастики ... 19 Гимнастика в дореволюционной России .... 23 Развитие гимнастики в СССР 24 Правила гимнастической терминологии .... 30 Термины общеразвивающих и вольных упражнений 32 Термины упражнений на снарядах . ..... 36 Термины акробатических упражнений .... 39 Термины упражнений художественной гимнастики 41 Правила и формы записи упражнений .... 42 Назначение и особенности строевых упражнений . — Основные группы строевых упражнений .... 47 Методические указания 53 Характеристика упражнений — Классификация упражнений и программный материал 56 Составление комплексов общеразвивающих упражнений 60 Методика проведения общеразвивающих упражнений 64 ^Sнениям I/O Глава 8 Упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье) . . 82 (й.1 уОбщие основы техники упражнений на гимнастиче- — ских снарядах — Упражнения на коне 92 Упражнения на кольцах 100 Упражнения на брусьях . . 109 Упражнения на перекладине 120 / Глава 9 Упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье) . . . 129 Упражнения на брусьях разной высоты .... — Упражнения на бревне 136 Глава 10 Прыжки 147 Характеристика и классификация прыжков ... — Техника и методика обучения прыжкам .... 148 Прикладные опорные прыжки 152 Спортивные опорные прыжки 155 Глава 11 Вольные упражнения , 158 Характеристика вольных упражнений .... — Содержание вольных упражнений 159 Обучение вольным упражнениям 161 Композиция вольных упражнений 162 Глава 12 Акробатические упражнения 164 Характеристика акробатических упражнений, их классификация — Техника акробатических упражнений, методика обучения 165 Глава 13 Упражнения художественной гимнастики 177 Классификация упражнений — Подготовительные упражнения 178 Упражнения без предмета 179 Упражнения с предметом IS 14 333 *ч Глава 14 Методика обучения гимнастическим упражнениям Цели и задачи обучения в гимнастике . . . . Характеристика гимнастических упражнений . Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям Особенности взаимодействия гимнастических упражнений . Этапы обучения гимнастическим упражнениям . Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям . , - . Методика исправления ошибок Особенности обучения групповым и массовым упражнениям 14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гим настике Часть III Виды гимнастики и формы занятий Глава 15 Образовательно-развивающие виды гимнастики Основная гимнастика Женская гимнастика Атлетическая гимнастика Профессионально-прикладные виды гимнастики . Глава 16 Оздоровительные виды гимнастики Гигиеническая гимнастика Производственная гимнастика Ритмическая гимнастика Лечебная гимнастика Глава 17 Спортивные виды гимнастики Характеристика спортивных видов гимнастики . . Тенденция развития спортивных видов гимнастики Характеристика содержания спортивных видов гимнастики Глава 18 Формы занятий гимнастикой . Глава 19 урочные формы занятий гимнастикой . . Общие методические положения Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой Глава 20 Соревнования по гимнастике . . Значение соревнований Виды соревнований 334 Программа соревнований Положения о соревнованиях Подготовка и проведение соревнований . . . . Особенности проведения массовых соревнований . Основы судейства в гимнастике Глава 21 Массовые гимнастические выступления . . . 21.1 Общие требования к массовым гимнастическим ''выступлениям , 21.2.- Характеристика программ 21,3. Музыкальное сопровождение 2!.4."\Художественное оформление 21.5. Организация и методика подготовки . . . . . Часть IV Планирование работы и методика занятий с различными контингентами Глава 22 Планирование и учет работы по гимнастике в школе и ПТУ . . . . 22.1.' Значение и задачи планирования учебной работы /5!2. 'Основные документы планирования 22.3. Учет учебной работы Глава 23 Методика занятий гимнастикой в школе и ПТУ ^н 23. l.s Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях гимнастикой в школе Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах . . . . Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп Характеристика гимнастических упражнений комплекса ГТО Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса ГТО 23.6., Формы занятий гимнастикой Глава 24 Методика занятий гимнастикрй с женщинами Задачи и содержание основной гимнастики для женщин ......... Методические особенности проведения занятий . Основные упражнения для женщин Контроль за состоянием здоровья Глава 25 Занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего воз раста . Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста Формы занятий . Содержание и методические особенности занятий Планирование и дозировка физической нагрузки Врачебный контроль и самоконтроль I Часть V Обеспечение занятий гимнастикой 306 Глава 26 Места занятий и их оборудование . — Гимнастические залы — Гимнастические снаряды . . 308 Инвентарь 313 Гимнастическая площадка 314 Правила эксплуатации залов и оборудования . 316 •л Глава 27 Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой — Причины травматизма в гимнастике — Профилактика травматизма в различных видах упражнений 317 Врачебный контроль и самоконтроль 323 Глава 28 Музыкальное сопровождение 324 Элементы музыкальной грамоты . ..... 325 Проведение различных видов упражнений с музыкальным сопровождением 329 Учебно-методическое пособие ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ Под редакцией Владимира Михайловича Смолевского Заведующая редакцией А. К. Гринкевич. Редактор А. К. Кветная. Художник С. А. Сал-танов. Художественный редактор в. А. Жигарев, Технический редактор О. А. Кули/сова. Корректор 3. Г. Самылкина ИБ 2222 Сдано в набор 23.12.86. Подписано к печати 04.06.87. Формат 60X90/ie. Бумага кн.-журн. Гарнитура «Литературная». Высокчя печать. Усл. п. л. 21.0. Усл. кр.-отт. 21,0. Уч.-изд. л. 23.14. Тираж 33 000 экз. Издат. Nt 7916. Зак. 1760. Цена I р. 10 к. Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 101421, ГСП, Москва. К-6, Каляевская ул., 27 Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств полиграфин и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97. |