гимнастика смолевкий. Учебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика
Скачать 3.75 Mb.
|
Глава 21 МАССОВЫЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Подготовку массовых гимнастических выступлений следует рассматривать как одну из форм занятий физическими упражнениями. Для всех желающих повысить свои двигательные возможности, укрепить здоровье, улучшить осанку эта форма занятий физической культурой является наиболее доступной. Разнообразная двигательная программа, музыкальное сопровождение, праздничная обстановка занятий создают благоприятный эмоциональный фон. Кроме того, замечено, что в большом коллективе упражнения выполняются охотнее всеми занимающимися. По окончании подготовительных мероприятий к спортивному празднику обычно увеличивается поток желающих заниматься гимнастикой и другими видами спорта, по преимуществу из числа участников гимнастических выступлений. Агитационное значение массовых гимнастических выступлений выражается прежде всего в их убедительной наглядности. Зритель видит сильных, ловких, великолепно владеющих своими движениями участников выступления, убеждаясь в несомненной пользе занятий физическими упражнениями и спортом. Обычно массовые гимнастические выступления приурочиваются к каким-либо значительным событиям: государственным праздникам, юбилейным датам, открытиям форумов, крупных соревнований и т. д. Вполне оправданно стремление организаторов таких мероприятий отразить в программе гимнастических выступлений эти события. В таких случаях содержание упражнений, построение и перестроение участников, музыка, художественное оформление, реквизит, дикторский текст и другие атрибуты гимнастического выступления должны быть подчинены основной идее праздника. Даже при средней спортивной подготовленности участников массовые гимнастические выступления представляют впечатляющее идейное зрелище, способствующее мобилизации зрителя на решение важнейших политических и других государственных задач. 21.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАССОВЫМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ Успех массовых гимнастических выступлений слагается из многих компонентов, среди которых зрелищность, спортивная сложность программы и соответствие содержания выступления контингенту участников могут быть возведены в ранг общих требований к выступлениям любого масштаба. Зрелищность выступлений обеспечивается: интересным замыслом всего сценария, оригинальным, неожиданным решением отдельных фрагментов выступления, тщательно подобранным музыкальным сопровождением и хорошо сбалансированным художественным оформлением, отличным выполнением всех упражнений1 и перестроений, оптимальной продолжительностью каждого эпизода выступления. Спортивная сложность программы сама по себе вызывает у зрителя уважительное восхищение, а кроме того, является убедительной наглядной агитацией полезности занятий физической культурой и спортом. Соответствие содержания выступления контингенту участников. Все средства реализации темы выступления (упражнения, построения и перестроения, музыка, реквизит, дикторский и приветственный тексты) должны соответствовать возрастным и половым особенностям участников. Несоответствие действий с возможностями исполнителей может вызвать у зрителей чувство недоумения, а при грубом нарушении этого требования — потерю интереса j к выступлению. 21.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ Как бы ни были разнообразны выступления по своим масштабам, тематике и другим условиям проведения, все же можно перечислить их основные составляющие элементы. К ним относятся: выходы, массовые вольные упражнения, акробатика, упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, сольные упражнения, массовые построения и пирамиды, фоновые действия, уходы. Выходы. От того, насколько хорошо будет задуман и выполнен выход, во многом зависит успех всего выступления. Элемент новизны и неожиданности в начале выступления вызывает у зрителя эмо- 256 2S7 циональный подъем и благожелательное отношение к последующим событиям даже в тех случаях, когда основные действия (упражнения) выполняются на среднем уровне. И наоборот, слабое начало вызывает у зрителя чувство недоверия к возможностям участников даже при хорошем выполнении последующих эпизодов выступления. 2S8 При круговом обозрении площадки выступления первостепенное значение будет иметь сохранение строгих линий передвижения участников на выходе. С этой целью можно рекомендовать поочередный выход участников через каждые четыре шага. В этом случае расстояния между метками должны быть от 240 до 280 см, в зависимости от состава участников (рис. 180, а, б, в). Еще проще добиться того же результата, если воспользоваться способом выхода линейных на военных парадах, только направляющие в колоннах занимают свои места не последними, а первыми (рис. 180, г, д). Иллюзия непогрешимости равнения создается тогда, когда участники выступления из плотной колонны поочередно периметр за периметром бегом занимают свои места в разомкнутой колонне (рис. 181, а, б). Вольные упражнения. В программе любого гимнастического выступления вольным упражнениям по праву отводится ведущее место. Беспредельное разнообразие движений, потенциально заложенных в этом виде, позволяет участникам выступлений демонстрировать ловкость, силу, гибкость, красоту движений, т. е. все то, к чему зритель относится с уважительным восхищением. Разнообразие ритмов и огромный темповой диапазон (до 150 различных движений в минуту) вольных упражнений открывают широкие возможности к использованию в выступлениях практически любого музыкального материала. К достоинствам вольных упражнений следует также отнести их неограниченный диапазон доступности (от простейших комплексов утренней зарядки до композиций, с которыми выступают ведущие мастера на соревнованиях по художественной и спортивной гимнастике). Композиции вольных упражнений могут быть как этюдного, так и тематического плана (спорт, игра, сказка, народные обряды, трудовые процессы и т. д.). Раскрытию темы может способствовать реквизит (мелкий спортивный инвентарь, шесты, флажки, полотнища и т. д.). Упражнения с различными предметами не только облегчают восприятие темы выступления, но и увеличивают контрастность и динамику упражнений. Особенно желательно использование реквизита в тех случаях, когда участники выступления не имеют достаточной спортивной подготовки. Акробатика. Интерес зрителя к выступлениям акробатов (прыгуны, силовые и смешанные пары, участники групповых упражнений) объясняется и необычностью упражнений акробатов, и динамичностью действий, и непостижимой (на первый взгляд) ловкостью и смелостью, с которой выполняют свои упражнения акробаты. Для достижения синхронного выполнения требуется значительно больше того репетиционного времени, чем могут располагать руководители выступлений. Поэтому для подготовки массового акробатического номера постановщик вынужден или упрощать программу, или отказаться от его синхронного выполнения. Упражнения на снарядах и специальных конструкциях. При 259 равном уровне спортивной подготовленности всех участников выступления упражнения на гимнастических снарядах вызывают у зрителя наибольший интерес. Однако на пути широкого внедрения в программу массовых гимнастических выступлений упражнений на снарядах (как они этого заслуживают) стоят серьезные препятствия. Во-первых, дорогостоящий и пока не транспортабельный инвентарь. Были попытки замены стандартных гимнастических снарядов специальными конструкциями (1967 год, IV Спартакиада народов СССР, сводная колонна студентов физкультурных вузов; по проекту В. М. Абалакова были изготовлены вместо брусьев и бревен портативные конструкции снарядов и шестов). Этот путь, безусловно, перспективен, в особенности там, где не предполагается демонстрации сложных упражнений. Во-вторых, на гимнастических снарядах затруднено синхронное выполнение сложных маховых упражнений. Сольные упражнения. Если в программу гимнастических выступлений включаются сольные выступления, то, как правило, солисты бывают уже готовы к ним. На репетициях определяется только их место в программе выступления, иногда проводится небольшая редакция, а главное — уточняется роль основного состава участников во время сольного выступления. Сольное выступление можно усилить за счет ограничения площадки (одного солиста на футбольном поле не каждый зритель может хорошо увидеть) и фонирующих упражнений основной группы участников. Если движения фонирующей группы по содержанию, темпу будут соответствовать движениям солиста, то его выступление будет более ярким и богатым. Массовые построения и пирамиды. Построения фигурами участников выступления плоскостных изображений, например герба СССР или союзных республик, даты годовщины Великого Октября, лозунгов и приветствий, или пирамид, отражающих героический труд, великие победы советского народа, являются идейной основой спортивного праздника, чему, собственно, он и посвящен. Подобные массовые построения, которые несут большую идейную нагрузку и которые зритель обычно глубоко и эмоционально воспринимает, не требуют значительных затрат репетиционного времени. Фоновые действия. Фоновые действия сопровождают и усиливают зрелищный эффект массовых гимнастических выступлений. Для этого на трибуне, противоположной главной, размещается специальная группа участников выступления со специальными флажками. По ходу выступления фонирующая группа меняет цвет фона, показывает (мозаично) цифры, слова, эмблемы, символы и т. д. по сценарию выступления. Уходы. Разрабатывая графики движения участников выступления на уходе, следует помнить, что выступление, и в частности его апофеоз, уже состоялось. Поэтому в поиске лучшего варианта нужно выбирать такой, в котором уход участников выступления с площадки был бы четким, коротким по времени и мажорным по настроению. 21.3. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Трудно представить себе гимнастическое выступление без музыкального сопровождения. Музыка усиливает и делает более доходчивой смысловую сторону гимнастического выступления и вместе с этим берет на себя значительную долю эмоциональной нагрузки. В связи с этим подбирать музыкальный материал нужно так же тщательно и вдумчиво, как и все содержание гимнастического выступления. При подборе музыкального материала следует учитывать: а) соответствие музыкального материала теме праздника, кото рому посвящено выступление; б) качество музыки как произведения искусства. Музыкальные произведения, не получившие признания у зрителей, или вульгар ные, избитые мелодии могут вызвать отрицательные эмоции; в) соответствие музыкального содержания действиям участников выступления; г) темп исполнения. При выборе музыкального произведения следует согласовывать темп упражнения с нормальным темпом выбранного музыкального произведения; д) четкость и равномерность метрического отсчета. Музыкаль ные произведения, в которых отдельные части исполняются с изме нением метрического отсчета (лига, фермата, синкопа), вряд ли могут быть использованы для массовых гимнастических выступле ний, так как создают условия для нарушения синхронности в дейст виях участников; е) контрастность музыкальной программы по жанру и настрое нию. Это особенно важно учесть для тех случаев, когда выступле ние состоит из нескольких эпизодов и продолжается более 8— 10 мин. 21.4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ Художественное оформление помогает восприятию идеи гимнастического выступления, создает зрительную иллюзию абсолютной синхронности совместных действий участников, усиливает контрастность, выделяет и подчеркивает главное в программе выступления. Основными компонентами художественного оформления являются: покрой, фактура и расцветка костюмов участников, архитектура, материал и расцветка реквизита и инвентаря, оформление площадки и примыкающего к ней пространства. При разработке эскизов художественного оформления выступлений необходимо учитывать: а) зрительное восприятие участников. Если главной задачей массовых гимнастических выступлений является агитация за физическую культуру и спорт, то это и должно лечь в основу поиска наиболее подходящей модели костюма участника. Систематические занятия физическими упражнениями делают человека стройным, гармонично развитым, его тело становится прекрасным. Нужно 260 261 предоставить возможность зрителю в этом наглядно убедиться; б) праздничность гимнастического выступления. В расцветке костюмов участников желательно избегать серовато-темных тонов. Если это невозможно, тогда попытаться сделать костюм более праздничным за счет отдельных элементов (вставки, орнаменты, блестки и т. п.); в) сочетание расцветки костюмов, реквизита, инвентаря, пло щадки и фона. Площадка выступления (травяная, земляная, ас фальтовая), дальний фон (трибуна, здание, задник сцены, забор, лес и т. п.) — факторы постоянные. Чтобы выделить главное — участников выступления, необходимо подобрать расцветку кос тюмов участников, окраску реквизита и инвентаря, гармонирую щую с фактурой постоянных факторов. 21.5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ Работа по подготовке гимнастических выступлений осуществляется в различных направлениях. Причем ее объем и порядок выполнения не зависят от масштабов выступления (на школьном дворе, на сцене, в спортзале, на стадионе). По своему характеру и срокам выполнения эту работу можно разделить на два периода: предрепетиционный и репетиционный. 21.5.1. Содержание и порядок выполнения работы" в предрепетиционный период подготовки Выяснение исходных данных. Прежде чем приступить к разработке программы выступления, необходимо точно знать: цель выступления, состав участников (количество, пол, возраст, спортивную подготовленность), место выступления, материальную базу, сроки выступления и условия подготовки. Составление сценарного плана. Это наиболее ответственная и трудоемкая часть подготовительной работы, в результате которой намечается общий контур и характер отдельных номеров выступления (выход, построения, упражнения и т. д.) и одновременно с этим определяется потребный материал, реквизит, а также продумыва-ются приветственный и дикторский тексты. Разработка (в эскизах) необходимого инвентаря, реквизита. Первоочередность выполнения этой работы объясняется последовательностью творческой работы. Только после выполнения этого этапа работы можно приступать к следующему, поскольку от него зависит количественный раечет и в какой-то мере предопределяется строй участников выступления (рисунок, интервал, дистанция). Изготовление эскизов костюмов участников. В результате этой работы должны быть изготовлены эскизы костюмов, по которым можно было бы судить об их покрое, фактуре и расцветке. Составление схем построений и перестроений. Результатом этой творческой и довольно трудоемкой работы должны стать зафиксированные фигуры построений и графики передвижений участников с момента их выхода на площадку и до конца выступления. На этом этапе работы уточняется количественный состав участников, а иногда и порядок номеров программы. Продумывая фигуру следует иметь в виду: а) содержание и характер упражнений. Расстояния между участ никами, выполняющими сложные упражнения, должны быть та кими, чтобы зритель мог видеть как отдельных участников, так и всех вместе (6—12 и). Если выполняются простые композиции уп ражнений, то дистанции и интервалы можно сократить до 1—3 м; б) возможности участников и трудоемкость подготовки. В тех случаях, когда возможности участников (возраст, спортивная под готовка) и сроки подготовки ограничены, не следует включать в программу выступлений сложные фигуры построений и способы перестроений; в) зрелищность фигур построений, способов и рисунков пере строений. Придумывая фигуру построения или способы перестрое ния, не всегда нужно следовать принципам рациональности. Нуж но учитывать зрелищность каждого эпизода выступления с пози ции зрителя. Подбор музыкального материала для отдельных номеров и составление музыкальной программы всего выступления. Независимо от средств музыкального сопровождения руководитель выступления подбирает музыкальный материал еще задолго до встречи с музыкальным оформителем. Часто выбор музыки осущеетрля'ется параллельно с обдумыванием общего плана выступления. Во всяком случае, руководитель выступления должен быть подготовлен к совместной работе с музыкальным оформителем так, чтобы дать заказ на конкретное музыкальное произведение или перечислить требования к искомому музыкальному материалу (характер, размер, темп), передать расчет продолжительности каждого эпизода выступления в тактах или в крайнем случае по времени. Составление вольных упражнений. Независимо от сложности задуманного упражнения работа по его составлению выполняется всегда в определенной последовательности, а именно: а) изучение выбранного музыкального произведения, его струк туры и ритмических характеристик; б) определение фигур расположения участников в процессе вы полнения упражнения, способов и моментов их перемен по музыке; в) отбор сложных элементов или тематических поз и движений, а затем определение их последовательности и места по музыке: составление упражнения следует проводить с помощью эксперимен тальной группы. Составление плана репетиций. План должен отвечать на вопросы: кто репетирует? что репетируется? где и когда проводится репетиция? Составляя план репетиции, нужно: изыскивать возможности для разнохарактерной деятельности участников в пределах одного репетиционного дня, выбирать такие сочетания «группа участников — время — место», которые исключали бы даже кратковременные простои; предусмотреть завершение подготовки всего выступления за несколько дней до генеральной репетиции. 262 263 21.S.2. Содержание и порядок выполнения работы в репетиционный период подготовки Построение участников. Во всех случаях программы участники выступления должны быть построены по росту. Причем чем меньше интервалы и дистанции между участниками, тем выше должна быть точность ранжировки. Строгая ранжировка участников выступления необходима для достижения синхронности в их действиях. Участники выступления, стоящие в колонне по одному не по росту, но выполняющие все действия одновременно и с одинаковой амплитудой, воспринимаются зрителем как действующие несинхронно, потому что линии, соединяющие положения стоп, коленей на выпаде или кистей в положении руки в стороны, будут ломаными. Проведение групповых репетиций. Эти репетиции проводят групповоды на установленных для каждой группы местах. Содержание и объем работы для репетиции определяются репетиционным планом подготовки. В результате групповых репетиций участники должны: хорошо запомнить и уметь точно и в нужном темпе выполнять упражнения, овладеть парадным шагом, научиться ходить по разметкам (4 шага на разметку) или сохранять при ходьбе равнение в шеренгах, выполнять строевые приемы, входящие в программу выступления. При проведении групповых репетиций рекомендуется: а) каждую репетицию начинать с выполнения парадного шага» и строевых приемов, что обеспечивает хорошую осанку, большую свободу и выразительность последующих программных упражнений участников; б) перед разучиванием всей композиции упражнений в целом предварительно отрабатывать отдельные позы и наиболее сложные соединения; в) количество повторений каждого фрагмента композиции долж но соответствовать его трудоемкости и степени усвояемости; г) при разучивании даже небольшой части композиции (4— 8 единиц счета) возможно быстрее переходить на нужный темп исполнения, чтобы избежать переучивания; д) для достижения большей точности и согласованности упраж нений при разучивании отдельных фрагментов целесообразно со кращать дистанции между участниками группы до возможного ми нимума; е) всеми мерами добиваться полной самостоятельности выполне ния упражнений каждым участником выступления. Проведение сводных репетиций. Задачей сводных репетиций является достижение согласованности, точности выполнения отдельных номеров и всей программы выступления в целом в соответствии с музыкальным сопровождением. Первую сводную репетицию по каждому эпизоду программы выступления следует начинать с прослушивания музыки. Показать, как нужно вести счет под эту музыку. Затем дать возможность участникам под музыку самим вести счет. При повторении упражнения не обязательно начинать с самого начала. Наоборот, лучше репетировать отдельными кусками, распределяя репетиционное время в соответствии с трудоемкостью тех или иных фрагментов программы. Перед каждым повторением фрагмента объяснять участникам выступления, с какой целью он повторяется. Время от времени полезно дать возможность участникам посмотреть, как выполняются упражнения их товарищами. Генеральная репетиция. На генеральной репетиции участникам предоставляется возможность выполнить программу в условиях, приближенных ко дню выступления. Чтобы убедиться в полной готовности участников к выступлению, следует оказывать им на генеральной репетиции минимальную помощь, такую же, как и на самом выступлении. Часть IV ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ |