Главная страница

гимнастика смолевкий. Учебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика


Скачать 3.75 Mb.
НазваниеУчебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика
Дата02.05.2022
Размер3.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлагимнастика смолевкий.doc
ТипУчебники
#507522
страница4 из 33
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Глава 4 ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

4.1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, про­цессов.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, распола­гающей безграничным множеством применяемых упражнений, тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает

28

упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике. Гимнастическая терминология широко при­меняется на занятиях не только гимнастикой.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целе­направленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это систе­ма специальных наименований (терминов), применяемых для крат­кого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержани­ем данной науки, ее теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и в других областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

4.2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь тер­минами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

  1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и пол­ностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а следовательно, жизненной и устойчиЕОЙ. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

  2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущ­ности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точ­ность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому

овладению им.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб­
ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений,
облегчающие наименование и запись упражнений.

29











4.3. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

4.3.1. Способы образования терминов

Наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике отно­сятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, на­пример: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1,а), упор на пред­плечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е) и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнув­шись (рис. 2, в).

Термины маховых упражнений образуются с учетом особеннос­тей того или иного двигательного действия, например: подъем ма­хом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреде­ляются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике — от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

30

4.3.2. Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производствен­ной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные тер­мины ОРУ, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики не­обходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упраж­нений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

  1. Общие термины — для определения отдельных групп упраж­нений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

  2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно опреде­лять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

  3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указы­вающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упраж­нения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняю­щие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, дви­жение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

4.3.3. Правила сокращений (опускание
отдельных обозначений]

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

«спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед): при нахождении гимнаста передней сто­роной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова «спереди»);

указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соот­ветствует установленному стилю;

«туловище» — при наклонах;

«нога» — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставле­ниях ее на носок;

«поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

«хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);



















«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

«ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

«ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (впра­во);

«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражне­ния.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

4.4. ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Исходные положения (и. п.)—стойки* или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкну­тую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лежа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы — положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.

Присед — положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), полуприсед с наклоном (рис. 6, г) и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д), полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др

Вььпад — движение (или положение) с выставлением и сгибани­ем опорной ноги (рис. 7, а), наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис 7, г), разно­именный выпад (указывается нога и направление выпада). Напри­мер, выпад левой вправо (рис 7, д).

Упоры —положения, в которых плечи выше точек опоры. Раз­личают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.

* Термин «стойка» имеет и другое значение. См. ниже. 32

















Движения руками и но­гами. Различают движения одновременные, поочеред­ные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (на­чало движения в противо­положную сторону), па­раллельные (обеими рука­ми), симметричные и не­симметричные. Они выпол­няются в основных и про-

межуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во вто­ром случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть пра­вую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).

Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.

Направление движения руками и ногами определяется по отно­шению к туловищу независимо от его положения в пространстве." На рис. 10 показаны движения руками: а — правую вниз, б — пра­вую в сторону-книзу, в — правую в сторону, в, з — руки в стороны, г—правую вверх-наружу, г, жруки вверх-наружу, д — пра­вую вверх, д, е — руки вверх, ж — левую вверх-наружу, з — ле­вую в сторону, з, и — руки влево, к — левую в сторону-книзу, л — левую вниз, а, л — руки вниз.

На рис. 11 показаны положения ног (в боковой плоскости): а — вперед на носок, б — вперед-книзу, в — вперед, г — вперед-кверху, д — назад на носок, в — назад-книзу, ж — назад.

Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой плоскос­ти: а — книзу, б — кверху, в — внутрь, г, д — наружу. В боковой плоскости: а — вперед, б — книзу, в — кверху, г — вперед д, е назад. В горизонтальной плоскости: а — внутрь, б — наружу, б — вперед, г — назад, д — вперед, е — назад.

Круг — движение руками, ногами, туловищем, головой по ок­ружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон — термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рие. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рие. 13, в), наклон вперед-книзу (рие. 13, г), наклон назад касаясь (рие. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захва­том (рис. 13, ж).

Равновесие — устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном на­зад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), е захватом (рие. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).

34

При наименовании упражнений с предметами основным призна­ком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.

Основные положения е гимнастической палкой: палку вниз (рис. 15, о), палку на грудь (риа. 15, б), палку вперед-вверх (рис, 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.

. 2* 35















Несимметричные поло­жения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указыва­ются дополнительно. На-

пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).

Основные термины упражнений со скакалкой:

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием; двойной подскок — два пружинящих подскока: первый ос­новной, второй дополнительный (меньше по амплитуде).

Подскок петлей (рис. 16, а), подскок с правой на левую (рис. 16,6), (рис. 16, б) подскок с двойным вращением (двойное вращение ска­калки при одном подскоке), подскок меняя ногу (рис. 16, в), под­скоки с передачей скакалки и др.

4.5. ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Хват — способ держания за снаряд. Различают: хват сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый, глубокий. Первый по правилу сокращений опускается.

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего ру­ками), и висы смешанные, при которых используется дополнитель­ная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис сог­нувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.

Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные поло-



жения уточняются. Напри­мер, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).

Упор — положение зани­мающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на пред­плечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках сог­нувшись (рис. 19, а), упор

36

сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». На­пример (на брусьях), подъем махом назад — махом вперед угел или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.

37

Сед — положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.

Начало упражнения на снарядах принято определять терми­нами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад.

Подъем — переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.

Спад — движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.

Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (пе­рекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.

Стойка — вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах — свободное движение относительно оси вращения. (Спо­собы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание — мах, выполнен­ный несколько раз.

Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач — однократное маятникообразное движение занимающего­ся вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей — раскачивание.

Выкрут — оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Для обозначения маховых движений (махов) применяются тер­мины:

Перемах — движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг — целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо на­зад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнуты­ми прямыми ногами; круг поперек, крут прогнувшись и др.

Скрещение — два встречных перемаха. Разновидности скреще­ний уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скре­щение, скрещение с поворотом.

Вход — термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у сна­ряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).

Переход — смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

а

Выход — движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелет — перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Разли­чают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, обо­ротом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).

Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятст­вия или снаряда — в свободном полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толч­ком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

4.6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ*

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись, выполняемый из седа.

Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку лежа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полета до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчиваю­щимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.

Переворот — вращательное движение тела с полным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад — вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекидка — равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выпол­няется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет — прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом — вскок на ноги, выполненный из упора

* Более сложные упражнения см. в учебниках «Спортивная гимнастика», «Спортивная акробатика».

59











согнувшись (g лопаток). Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д.

Поворот разгибом выполняется движением подъема в поворотом кругом в упор лежа (g поворотом на 360° указывается особо).

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе. Различа­ют: сальто вперед, маховое сальто (рис. 22), сальто назад, в сторону, а также сальто g полуповоротом, сальто е поворотом и др.

Темповой подскок — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 23, а), моет на одной руке (рив. 23, б), мост на одной ноге (рис. 23, в), мост на предплечьях (рис 23, г), мост разноименный, например в опорой левой ногой и правой рукой (рив. 23, д), и др.

Шпагат — сед в предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: шпагат (рис 24, о), шпагат правой (рис. 24, б), левой (указывается нога, находя­щаяся впереди); одноименный (рис. 24, в), разноименный, шпагат о наклоном и др.

Полу шпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис 24, г), полушпагат g наклоном (рис. 24, д), с наклоном назад и др.

Л0

Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1, г), на голове (см. рис. \, д), на руках (см. рис. 1, е); в последнем случае стойка может быть уз­кой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги — в тазобедренных); перекатом (вращательным движением в по­следовательной опорой), махом (правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах); прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым); прыжком (на руки); переворотом на­зад и др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное и конечное положение каждого исполнителя (какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего). Например, вход о бедра, вход сзади или стойка на плечах в кистях лежащего партнера, стойка на коленях нижнего.

Для упражнений на батуте применяются специфические тер­мины.

Кач — отдача сетки после прихода на нее прыгуна.

Подскоки — (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлета исполнителя. Остальные термины образуются в соответетвии с правилами гимнастической терминологии.

4.7. ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Шаги — разнообразные виды передвижения. Различают: обыч­ный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг, выпадами, шаг гало­па, приставной шаг, переменный шаг, шаг польки и др. ,

Бег—передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот — вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Различают: поворот переступанием (одноимен­ный, разноименный), на носках, скрестный, махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии (с сохранением положения тела) и др.

Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами. В за­висимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, открытый, закрытый, шагом, скачок, перекидной, подбивной, выпадом, полу­кольцом (кольцом) и др.

Пружинное движение руками — целостное пружинное движе­ние со сгибанием во всех суставах. Выполняется в различных на­правлениях.

Волна — оложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Раз­личают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), на-

41

чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем раз­гибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положе­ние кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

4.8. ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели приме­няют ту или иную форму записи: обобщенную, конкретную, сокра­щенную, графическую или их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осу­ществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи.

Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

  1. Исходное положение, из которого начинается движение.

  2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад И

др)-

  1. Направление (вправо, назад и т. п.).

  2. Конечное положение (если необходимо).

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например; и.п. — стойка ноги врозь, руки к плечам. 1*. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх. 2. И. п.

Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают. Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в сторо­ны. 1. С поворотом налево, правая сзади на носке, дугой книзу правой рукой вперед. 2. Стать на правое колено, руки вверх, го­лову наклонить назад.

Если движение сочетается с другим движением (не на всем про­тяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце на­клона, как бы акцентируя его.

Если же движение совмещается (в данном примере наклон и
поворот выполняются одновременно), то следует применять пред­
лог «с». ■ •

Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например: руки плавно вперед, кисти расслаблены.

* Цифры перед описанием упражнения обозначают счет.

Запись вольных упражнений. Вольные упражнения записыва­ются в определенной последовательности:

  1. Название упражнения (для кого предназначается).

  2. Музыкальное сопровождение. Указываются произведение, размер.

  3. Исходное положение.

  4. Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается относительная трудность элементов и соеди­нений (баллы или группы трудности).

Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:

  1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях).

  2. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрут и др.).

  3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, пере­воротом).

  4. Направление (влево, назад и др.).

  5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движе­ние не указывает на него.

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой.

При записи в строчку комбинаций на снарядах основные эле­менты (соединения) отделяются знаком тире. Например, на пере­кладине: размахивание — подъем разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соскок махом назад.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность. Например, на коне:

С прыжка круг левой вправо 2,0

Перемах правой 0,5

Скрещение влево 3,0
и т. д.

Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется пред­лог «по», а не касаясь — «над». Например, на брусьях: подъем разгибом — махом назад перемах правой по левой жерди — ма­хом назад перемах левой над левой жердью и угол — держать.

Слитность двух и более элементов обозначают союзом «и», а совмещение двух движений в одно — предлогом «с». Например, на перекладине: подъем правой и поворот налево кругом или же подъем правой с поворотом кругом.

В интересах краткости и более удобного произношения отдель­ные определения можно опускать, а также отклоняться от указан­ной выше последовательности, если этим улучшается понимание.


42

43





Запись акробатических упражнений. При записи акробатиче­ских упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:

  1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.

  2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина. Например, из равновесия на правой стойка на голове или из стойки на руках стойка на голове и др.

  3. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения по­следующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др.

  4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по движению это не ясно.

Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого, следует указывать характер движений, их оттенки, динамгку и выразитель­ность.

Основные формы записи гимнастических упражнений:

  1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех слу­чаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержа­ние гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения. Например, одно­именные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне.

  2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражне­ния) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи приведены выше).

  3. Сокращенная запись применяе-ся при составле­нии конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например: дв.

движение, эл. — эле­мент, соед. — соединение, об. — обозначить, д. — держать, в/ж — верхняя жердь, упр. — упражнение, а также гимн. — гимнасти­ка, акроб. — акробатика.

4. Графическая запись (изображение) может иметь
самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линей-

ная запись (рис. 25, а), полуконтурная (рис. 25, б) и контурная (рис. 25, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной прак­тической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике (табл. 2).



Действующая гимнастическая терминология все время обога­щается словами-терминами, ярко отображающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может привести к засорению терминологии.

Часть II ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


написать администратору сайта