литературное чтение. Учебником
Скачать 1 Mb.
|
IV. Работа по теме урока — Сегодня вы узнаете, как печатались первые книги. Откройте учебник на с. 8—9. Что вы видите на этих страницах? (Старинные книги; людей, работающих на станках; памятник.) Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Ивану Федорову.) Что вы о нем узнали? ( и есть дети, подготовившие сообщения, им дается слово.) — Прочитайте задание (с. 8), выполните его с другом. V. Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. VI. Продолжение работы по теме урока 1. Первичное чтение. Словарная работа — Прочитаем текст на с. 10—12. — Найдите значение выделенных слов в словаре. Посох - длинная и толстая трость. Друкаръ — типограф, печатник. Напраслина - ложное обвинение. (Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.) 2. Работа над текстом после чтения — Что нового вы узнали об истории создания книг? — Чем отличается рукописная книга от печатной? — Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием? — Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Федорова? 3. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя — Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным? — Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев. — Проверьте себя по вопросам. 1. Кто приказал строить государев печатный двор? 2. Где он был построен? 3. Кто создавал первую печатню? 4. Сколько месяцев печатали первую книгу? 5. Как называлась первая книга? 6. Как были напечатаны заглавные буквы? 7. Когда была напечатана первая книга? Ответы: 1) царь Иван Васильевич; 2) близ Кремля, в районе Китай-города; 3) Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев; 4) десять месяцев; 5) «Апостол»; 6) красной краской — киноварью; 7) 1 марта 1564 г. VII. Подведение итогов урока - Как звали первопечатника? — В каком году вышла первая печатная книга в нашей стране? VIII. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия Учитель раздает детям распечатки текста Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок» без указания автора. Дети читают 2 минуты, подсчитывают количество слов, сдают листы учителю. На отдельных листах или в тетради отвечают на вопросы по содержанию, записанные заранее на доске. Текст для проверки техники чтения см. в приложении. Домашнее задание (по выбору) Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Федорове. Урок 5. Урок - путешествие в прошлое. Оценка достижений Цели: обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете»; дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове; закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; отрабатывать навыки выразительного чтения. Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сообщение на тему «Первопечатник Иван Федоров». Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, с пословицами и заданиями; выставка книг, «Рассказы начальной русской летописи»; на доске запись: «Самое великое чудо на свете». Предварительная подготовка. К этому уроку нескольким учащимся дается дополнительный материал. Можно приготовить тексты на карточках. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка — Прочитайте медленно жужжащим способом. У всего свое начало: У домов, у кораблей, У дороги от причала Через тридевять морей. У хлебов — в полях раздольных, У комбайна, у станка - Все идет от двери школьной И от первого звонка. — Как вы понимаете это стихотворение? — Прочитайте выразительно. III. Постановка цели урока Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете. Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь! IV. Первое путешествие в Древнюю Русь 1. Беседа — Отгадайте загадку. Ты беседуй чаще с ней – Будешь вчетверо умней. (Книга.) — Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их писали от руки.) — Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем? (Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.) — В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII века.) 2. Путешествие в XII век — Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчитайте от 5 до 1. (Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!) — Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.) — А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одноклассники. Ученик 1. С развитием на Руси письменности, она появилась у нас более тысячи лет тому назад, отдельные предания стали записывать, а затем их соединяли. Таким образом создавалась история народа и всей страны. Ученик 2. Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси год называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном историческом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось название «летопись». 3. Знакомство с первым русским летописным сводом — Сейчас вы получите карточки с небольшим текстом о первом русском летописном своде. (Учитель раздает карточки с текстом.) — Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 минут. После чего вы должны будете прочитать по цепочке так, чтобы всем все было понятно. (Подготовка учеников к чтению вслух.) — Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно больше информации. (Дети читают по карточкам.) Первый русский летописный свод 1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». 2. Итак, задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорится о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто очевидцем. 3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в переработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, о чем мы и читаем соответственную запись. 4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и помещенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской. 5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидетелями которых они были или знали о которых от своих предшественников. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись». 6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие деяния и для этого использовал самые разнообразные источники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения. 7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя, сводя вместе различные источники. Тем же методом работали и последующие летописцы. 8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшественников. 9. Каждая эпоха находила в летописи что-то созвучное себе. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей, которые имели одного прародителя. 10. В XIII—XIV веках, в годы монголо-татарского нашествия, последующего ига был особенно актуален призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы московские великие князья находили в «Повести...» подтверждение того, что они — преемники князей киевских. 11. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внешних врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников. 12. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», забывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений. 13. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, то есть преступлением не только перед людьми, но и перед Богом. 14. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историческое произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спокойно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи. 15. Язык летописи точен и лаконичен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно поддаемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые выразительные средства. По Т.Н. Михельсон 4. Ознакомление с отрывком из летописи Славяне пришли и сели по Днепру Так начнем повесть сию. Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Морава, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская». V. Физкультминутка Кот и мыши (Один из играющих — «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.) Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются. Шерсть у Васьки пышная, Поступь еле слышная, Зубы - как игла. (Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».) VI. Путешествие продолжается 1. Работа над прочитанным текстом — Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод? («Повесть временных лет».) — Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхождении Руси и русского народа и т. п.) — В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, связывается с именем монаха Нестора.) — Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.) — Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет» ? (Ее основной мотив — любовь к родине, к Русской земле.) 2. Чтение и обсуждение отрывка из летописи — А сейчас послушайте отрывок из летописи «Славяне пришли и сели по Днепру». (Читают ученики, которые получили эти карточки.) 3. Беседа после чтения — Где селились славяне? — Как назывались славяне, расселившиеся по Днепру? — Как назывались славяне, расселившиеся около озера Ильмень? — Как называлась грамота? (Славянская.) 4. Кроссворд — Разгадайте кроссворд. По вертикали: Г. Фамилия первопечатника. (Федоров.) 2. Самое великое чудо на свете. (Книга.) 3. Город, в котором установлен памятник Ивану Федорову. (Москва.) 4. Первый летописный свод назывался «Повесть временных...». (Лет.) По горизонтали: 5. Имя летописца «Повести временных лет»? (Нестор.) 6. В «Повести временных лет» рассказано о... Руси и русского народа. (Происхождении.) VII. Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров 1. Беседа - Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печатать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. Отправляемся в XVI век.) - Итак, откройте глаза. Мы на месте... Откройте с. 8—9 учебника. Что и кого вы видите? (Ивана Федорова за станком.) Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор. - Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски — ручной инструмент для пользования типографской краской.) 2. Рассказ об Иване Федорове (Под музыку заранее подготовленные ученики читают или рассказывают.) Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове. |