Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Цели освоения дисциплины

  • 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

  • 3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

  • 4. В результате изучения дисциплины студент должен :Знать

  • Владеть: основными литературоведческими и герменевтическими методами решения учебных задач.5. Структура и содержание дисциплины

  • 6. Образовательные технологии

  • 7. Самостоятельная работа студентов

  • ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА бакалавриат. Учебнометодический комплекс по дисциплине Детская литература


    Скачать 66.77 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Детская литература
    АнкорДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА бакалавриат.docx
    Дата25.03.2018
    Размер66.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА бакалавриат.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #17191
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Министерство образования Московской области

    ГАОУ ВПО МО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
    Кафедра литературы
    ПРОХОРОВ С.М.

    Учебно-методический комплекс

    по дисциплине «Детская литература»
    050100 – направление «Педагогическое образование»

    профиль «Русский язык», «Литература»

    Коломна

    2013

    1. Цели освоения дисциплины

    Познакомить студентов с пластом детской литературы, который необходим при работе в школе и который тесно связан как с историей литературы, так и с историей педагогики.

    Помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, ставя во главу угла внимание к художественному слову, а также комментируя содержание текста.
    2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

    Дисциплина «Детская литература» относится к основной части филологического цикла.

    Для успешного изучения дисциплины студенты должны:

    – знать – основные вехи истории русской и мировой литературы;

    - основы истории педагогики;

    - основные приемы анализа художественного текста, адресованного ребенку или подростку;

    – уметь использовать эти знания при подготовке ответов на занятиях, а также при письменном анализе литературного текста;

    – владеть принципами литературоведческого анализа в объеме, необходимом для адекватного описания и толкования изучаемых произведений

    Дисциплина «Детская литература» следует за курсами истории русской литературы, истории зарубежной литературы, а также теории литературы. Предмет коррелирует с курсами «Устного народного творчества», «Античной литературы» и «Средневековой литературы».
    3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие

    общекультурных компетенций:

    – владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

     способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК–3);

     способность логически верно строить и использовать устную и письменную речь (ОК–6);

     готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК–14);

     способность понимать движущие силы и закономерности педагогического процесса в его исторической эволюции (ОК–15).
    общепрофессиональных компетенций:

     способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК–2);

     способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК–6).
    профессиональных компетенций:

     способность реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК–1);

     готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК–2);

     способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ПК–8).
    4. В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    историю детской литературы, и эволюцию её в рамках как собственно литературной истории, так и истории педагогики;

    творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и принадлежащих мировой культуре, но давно ставших известными, читаемыми и знаковыми в России;

    знать наизусть ряд стихотворных и некоторых прозаических текстов, без которых невозможна работа с детьми и подростками;
    Уметь:

    использовать эти знания при решении разнородных задач, связанных с анализом текстов детской литературы;

    комментировать тексты детской литературы как для взрослой, так и для детской аудиторий;

    находить аллюзии более ранних произведений в более поздних;

    анализировать и сопоставлять критические и научные тексты.
    Владеть:

    основными литературоведческими и герменевтическими методами решения учебных задач.
    5. Структура и содержание дисциплины

    Общая трудоёмкость дисциплины «Детская литература» составляет 1 зачётную единицу.

    Таблица 1
    Тематический план учебной дисциплины

    Детская литература


    № п/п

    Раздел, тема

    Всего часов

    В том числе аудиторных

    Самостоятельная работа

    всего

    лекции

    практические

    1

    Фольклор и детская литература. От малых фольклорных жанров к жанрам литературным







    2

    2

    2

    2

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении







    2

    2

    2

    3

    Историография души. Ребенок и его мир в автобиографическом жанре







    2

    2

    2

    4

    Жанры приключенческой литературы для детей.







    2

    4

    2

    5

    Приключенческая литература, фантастика и фэнтези.







    2

    2

    2

    6

    Трансформация зарубежной классики в русской литературе.







    2

    4

    4

    7

    Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе.







    2

    4

    2

    8

    Художественный синтез в литературе для детей: живописное в литературе, музыка в литературе, внутри-литературный синтез







    2

    2

    4

    9

    Поэзия в детском и юношеском чтении.







    4

    4

    2

    10

    Периодика для детей










    2

    2




    ИТОГО:







    20

    28

    24


    Таблица 2

    № п/п

    Наименование раздела дисциплины

    Содержание раздела дисциплины

    1

    Фольклор и детская литература. От малых фольклорных жанров к жанрам литературным

    Детская литература как учебная дисциплина, детская литература и детское и юношеское чтение, круг детского и юношеского чтения, художественная педагогическая книга.

    Фольклор и детская литература. Деятельность В.И. Даля. Творчество К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Детский фольклор.

    Народная сказка и миф. Трансформация языческого мифа от сказки о животных к сказке волшебной и бытовой.

    Литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Сказ в литературной сказке. Эволюция типа сказителя. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Пародия и стилизация.

    Античный миф в детском чтении. Цели его пересказа. Библия для детей в пересказе протоиерея А. Соколова. “Легенды о Христе” Сельмы Лагерлёф. Два типа подходов.

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении. Эпос. Летописные сказания, агиографический жанр. “Пересказы” мировой истории для детей и юношества.

    2

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Народные предания. Эпос. Былина и песня. Летописные сказания, агиографический жанр. Отечественная история в рассказах Ишимовой, Нечволодова, Платонова, Сиповского и др. Стиль исторической прозы С. Алексеева, В. Митяева, В. Нестерова, И. Можейко и др. Сюжет. Деталь. Историческая правда и художественный вымысел. “Пересказы” мировой истории для детей и юношества.

    3

    Историография души. Ребенок и его мир в автобиографическом жанре

    Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от С. Аксакова до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях.

    4

    Путешествия и путешественники в изображении писателей. Фантастические путешествия

    Жанры приключенческой литературы для детей. Путешествие в приключенческом жанре. Сюжет, идеал и герой.

    Фантастика и фэнтези. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и русские последователи. Время и ахронность в фантастических жанрах.

    Научное и художественное знание. Природоведение и краеведение в художественных жанрах. Творчество В. Бианки

    5

    Приключенческая литература, фантастика и фэнтези.

    Приключенческая литература и фантастика. “Жанровый синтез”. Фантастика и фэнтези. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его “ученики” в русской детской и юношеской литературе. Гротеск. Литота. Двоемирие. Инобытие. Время и ахронность в фантастических жанрах.

    Научное и художественное знание. Русские учебники: история и современность. Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки — И. Акимушкина. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. “В стране дремучих трав”

    6

    Трансформация зарубежной классики в русской литературе

    Трансформация зарубежной классики в русской литературе. “Приключения Пиноккио” К. Коллоди и “Золотой ключик” А. Толстого. Апулей и его герои в сказках Коллоди и А. Толстого. Национальные фольклорные доминанты. Г.-Х. Андерсен и его традиции

    Пародия в перессказе чужого текста. “Доктор Дулитл” Хью Лофтинга и “Айболит” К. Чуковского (прозаический и поэтический). “Волшебник из страны Оз” Фрэнка Баума и “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова. Способы освоения “чужого слова” национальной традицией

    Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. Многозначность сказок К. Чуковского. Обэриуты.

    7

    Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе.

    “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. От перевода к разнообразной развертке содержания. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. Протеизм сказок К. Чуковского. Обэриуты: “нонсенс” и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков.

    Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе. Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ “пересмешника”. И. Крылов — А.К. Толстой — Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Лирика и патетика в юмористике. “Недопесок” Ю. Коваля: шаржирование жанров в создании внутренней формы.

    8

    Художественный синтез в литературе для детей: живописное в литературе, музыка в литературе, внутри-литературный синтез

    Художественный синтез в литературе для детей. Живописное в литературе. Музыка в литературе. Способы изображения. Внутри-литературный синтез: взаимодействие поэзии и прозы как автономных содержательных художественных миров. Сверхзадача “синтеза”. Жанровый синтез. “Три толстяка” Ю. Олеши — “Золотой ключик” А. Толстого. Художественный синтез в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса. Функция поэтического. Мифологическое и символическое.

    9

    Поэзия в детском и юношеском чтении.

    Поэзия в детском и юношеском чтении. “Сюжетная” поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Деталь. Особенности ритмики. Поэтическая классика в круге детского и юношеского чтения. Слово и произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии.

    10

    Периодика для детей

    Периодика и критика. Первые журналы для детей. Периодика для детей на рубеже XIX–XX веков. Эволюция детских систематических изданий в советское время. “Идеальное” периодическое издание для детей. Требования к печатной продукции для детей


    6. Образовательные технологии

    Освоение программы предусматривает использование традиционных и информационно-коммуникационных образовательных технологий.

    Теоретический материал (за исключением вопросов, выносимых на самостоятельное изучение) изучается на лекциях, а затем отрабатывается на практических занятиях. Закрепление изученного на лекциях теоретического материала и овладение навыками работы с текстами происходит в результате проработки учебных пособий, специальной научной литературы и конспектов лекций. Изучение некоторых вопросов (классическое и современное оформление детской книги, изучение фрагментов из детских иностранных книг с целью сравнения их с переводами на русский язык, знакомство с иным визуальным материалом) требует использования информационно-коммуникационных образовательных технологий, умения работы с интернетом и через интернет с преподавателем.
    7. Самостоятельная работа студентов
    Таблица 3

    № п/п

    Наименование раздела

    Вид самостоятельной работы

    Колич. часов

    1

    Фольклор и детская литература. От малых фольклорных жанров к жанрам литературным

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.


    2

    2

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    Изучение текстов:

    «Сказание про храброго витязя про Бову Королевича».

    Жуковский «Спящая царевна». Пушкин «Сказка о спящей царевне»

    2

    3

    Историография души. Ребенок и его мир в автобиографическом жанре

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    И.С. Шмелев «Лето Господне» (фрагменты).

    2

    4

    Путешествия и путешественники в изображении писателей. Фантастические путешествия

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    2

    5

    Приключенческая литература, фантастика и фэнтези.

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    “Волшебник из страны Оз” Фрэнка Баума и “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова.

    2

    6

    Трансформация зарубежной классики в русской литературе

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    4

    7

    Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе.

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    2

    8

    Художественный синтез в литературе для детей: живописное в литературе, музыка в литературе, внутри-литературный синтез

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    «Хроники Нарнии» Льюиса и Евангельские рассказы.

    4

    9

    Поэзия в детском и юношеском чтении.

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    2

    10

    Периодика для детей

    Работа с конспектами лекций; подготовленными преподавателем презентациями.

    2


      1   2   3


    написать администратору сайта