ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА бакалавриат. Учебнометодический комплекс по дисциплине Детская литература
Скачать 66.77 Kb.
|
8. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов (БРС) реализуется в соответствии с Положением о БРС ГОУ ВПО «МГОСГИ» и методическими рекомендациями по реализации БРС. В семестре студент может набрать максимум 100 баллов, которые складываются из баллов, набранных за текущий и рубежный контроль. В середине семестра (ноябрь) осуществляется текущая аттестация. К этому моменту студент должен набрать не менее 23 баллов. В противном случае студент считается не аттестованным по данной дисциплине. Студент допускается к итоговому контролю (к сдаче экзамена) в том случае, если он предварительно набрал в сумме не менее 23 баллов. В таблице 4 приведены критерии выставления в рамках дифференцированного зачета оценки по пятибалльной шкале в конце семестра: Таблица 4
Накопление баллов за работу по курсу Детская литература Модуль 1 (проверка знаний по дисциплине)
Рейтинговый показатель студента за курс Детская литература рассчитывается как сумма баллов, набранных студентом. При получении студентом 75 баллов, предоставлении самостоятельных работ с оригинальным замыслом, при демонстрации им в течение семестра глубоких знаний по другим темам тоже, студент может освобождаться от зачета 9. Компетентностно-ориентированные оценочные средства В качестве оценочных средств диагностического контроля выступают контрольно-измерительные материалы (тесты и зачетные вопросы), разработанные на кафедре литературы МГОСГИ В таблице 7 приведены средства оценивания текущего контроля. Таблица 7
Примерный тест по дисциплине «Детская литература» 1. Какой из перечисленных фольклорных жанров не относится к поэзии «пестования»? 1) былина 2) колыбельная 3) потешка 2. Автор первого журнала для детей 1) Жуковский В.А. 2) Ушинский К.Д. 3) Новиков Н.И. 3. Король подземного царства из сказки А. Погорельского «Черная курица» подарил мальчику: 1) цветок 2) зернышко 3) лист 4. Кем стал сын мельника в конце сказки «Кот в сапогах» Ш. Перро: 1) Принцем 2) Королем 3) Маркизом де Карабасом 5. Чебурашка и Крокодил Гена из одноименной сказки Э. Успенского участвовали в строительстве: 1) Школы 2) Дома Дружбы 3) Детского сада 6. Какая из названных сказок была написана В.А. Жуковским в творческом соревновании с А.С. Пушкиным: 1) «Тюльпанное дерево» 2) Мальчик – с-пальчик» 3) «Спящая царевна» 7. Какой из перечисленных учебников не был написан К.Д. Ушинским: 1) Новая азбука 2) Детский мир 3) Родное слово 8. Настоящее имя писателя Антония Погорельского: 1) Владимир Одоевский 2) Алексей Перовский 3) Алексей Толстой 9. В какую группу входил Д. Хармс: 1) ОБЭРИУ 2) Новокрестьянские поэты 3) ЛЕФ 10.Кто из перечисленных писателей не входил в число авторов научно-познавательных рассказов для детей: 1) В. Бианки 2) К. Паустовский 3) С. Михалков 11. Кто автор первой научно-познавательной сказки в России: 1) А. Погорельский 2) В. Одоевский 3) В. Гаршин 12. Даниил Ювачев известен под псевдонимом: 1)Саша Черный 2)Демьян Бедный 3)Даниил Хармс 13. А. Волков использовал при написании своих знаменитых сказок произведения: 1) Ф. Баума 2) бр. Гримм 3) К. Коллоди 14. Как звали детей судьи из «Детей подземелья» В. Короленко: 1) Валек и Маруся 2)Вася и Соня 3)Настя и Митраша 15. Какой из перечисленных жанров не относится к игровому фольклору? 1) считалка 2) жеребьевка 3) сказка 16. Автор первой литературной сказки для детей на русском языке: 1) Новиков Н.И. 2)Екатерина II 3) Курганов Н.Г. 17. Имя главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица»: 1) Миша 2) Гриша 3) Алеша 18. Кто наказал царя Дадона из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина: 1) Шамаханская царица 2) Петушок 3) Слуги 19.Имя Рассеянного с Бассейной улицы у Маршака: 1) Профессор Башмаков 2) Профессор Каблуков 3) Нет имени 20. Как называлась первая учебная книга Л.Н. Толстого: 1) «Азбука» 2) «Родное слово» 3) «Детский мир» 21. Какой из перечисленных рассказов не был написан Н. Носовым: 1) «Огурцы» 2) «Фантазеры» 3) «Каштанка» 22. Какой жанр является основным в творчестве Н. Носова: 1) роман 2) новелла 3) юмористический рассказ 23. Имя, которое дал чеховской Каштанке дрессировщик: 1) Жучка 2) Тетка 3) Матрена 24. К какому жанру относилось первое произведение В. Маяковского для детей: 1) политическая сатира 2) песня 3) сказка 25. В основе сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино» лежит сказка: 1) К. Коллоди 2) Ф. Баума 3) Ш. Перро 26. Какая из пьес не принадлежит перу С.Я. Маршака: 1) «Красный галстук» 2) «Кошкин дом» 3) «Двенадцать месяцев» 27.«Сказка о Мальчише - Кибальчише» А. Гайдара входит в его повесть: 1) «Школа» 2) «Военная тайна» 3) «Дальние страны» Примерный список лекций 1. Фольклор и детская литература. От малых фольклорных жанров к жанрам литературным Детская литература как учебная дисциплина, детская литература и детское и юношеское чтение, круг детского и юношеского чтения, художественная педагогическая книга. Фольклор и детская литература. Деятельность В.И. Даля. Творчество К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Детский фольклор. Народная сказка и миф. Трансформация языческого мифа от сказки о животных к сказке волшебной и бытовой. Литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Сказ в литературной сказке. Эволюция типа сказителя. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Пародия и стилизация. Античный миф в детском чтении. Цели его пересказа. Библия для детей в пересказе протоиерея А. Соколова. “Легенды о Христе” Сельмы Лагерлёф. Два типа подходов. Исторические жанры в детском и юношеском чтении. Эпос. Летописные сказания, агиографический жанр. “Пересказы” мировой истории для детей и юношества. 2. Исторические жанры в детском и юношеском чтении. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Народные предания. Эпос. Былина и песня. Летописные сказания, агиографический жанр. Отечественная история в рассказах Ишимовой, Нечволодова, Платонова, Сиповского и др. Стиль исторической прозы С. Алексеева, В. Митяева, В. Нестерова, И. Можейко и др. Сюжет. Деталь. Историческая правда и художественный вымысел. “Пересказы” мировой истории для детей и юношества. 3. Историография души. Ребенок и его мир в автобиографическом жанре Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от С. Аксакова до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях. 4. Путешествия и путешественники в изображении писателей. Фантастические путешествия Жанры приключенческой литературы для детей. Путешествие в приключенческом жанре. Сюжет, идеал и герой. Научное и художественное знание. Природоведение и краеведение в художественных жанрах. Творчество В. Бианки 5. Приключенческая литература, фантастика и фэнтези. Приключенческая литература и фантастика. “Жанровый синтез”. Фантастика и фэнтези. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его русские последователи. Время и ахронность в фантастических жанрах. Гротеск. Литота. Двоемирие. Инобытие. Время и ахронность в фантастических жанрах. Научное и художественное знание. Русские учебники: история и современность. Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки — И. Акимушкина. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. “В стране дремучих трав” 6. Трансформация зарубежной классики в русской литературе “Приключения Пиноккио” К. Коллоди и “Золотой ключик” А. Толстого. Апулей и его герои в сказках Коллоди и А. Толстого. Национальные фольклорные доминанты. Г.-Х. Андерсен и его традиции Пародия в перессказе чужого текста. “Доктор Дулитл” Хью Лофтинга и “Айболит” К. Чуковского (прозаический и поэтический). “Волшебник из страны Оз” Фрэнка Баума и “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова. Способы освоения “чужого слова” национальной традицией Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. Многозначность сказок К. Чуковского. Обэриуты. 7. Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. От перевода к разнообразной развертке содержания. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. Протеизм сказок К. Чуковского. Обэриуты: “нонсенс” и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе. Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ “пересмешника”. И. Крылов — А.К. Толстой — Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Лирика и патетика в юмористике. “Недопесок” Ю. Коваля: шаржирование жанров в создании внутренней формы. 8. Художественный синтез в литературе для детей: живописное в литературе, музыка в литературе, внутри-литературный синтез Художественный синтез в литературе для детей. Живописное в литературе. Музыка в литературе. Способы изображения. Внутри-литературный синтез: взаимодействие поэзии и прозы как автономных содержательных художественных миров. Сверхзадача “синтеза”. Жанровый синтез. “Три толстяка” Ю. Олеши — “Золотой ключик” А. Толстого. Художественный синтез в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса. Функция поэтического. Мифологическое и символическое. 9. Поэзия в детском и юношеском чтении. “Сюжетная” поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Деталь. Особенности ритмики. Поэтическая классика в круге детского и юношеского чтения. Слово и произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии. 10. Периодика для детей Периодика и критика. Первые журналы для детей. Периодика для детей на рубеже XIX–XX веков. Эволюция детских систематических изданий в советское время. “Идеальное” периодическое издание для детей. Требования к печатной продукции для детей |