Главная страница
Навигация по странице:

  • Целочисленная команда Команда ПТ Номер такта

  • 5.4.3 Архитектура машин с длинным командным словом

  • 5.4.4. Аппаратные средства поддержки большой степени распараллеливания

  • Запись результата.

  • Компьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова ЕВ, БГУИР 2009 (Мет пособие). Компьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова. Учебнометодический комплекс по дисциплине компьютерные системы и сети для студентов специальности Т. 10 02 00 Программное обеспечение информационных технологий


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине компьютерные системы и сети для студентов специальности Т. 10 02 00 Программное обеспечение информационных технологий
    АнкорКомпьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова ЕВ, БГУИР 2009 (Мет пособие).pdf
    Дата26.03.2018
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомпьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова .pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #17225
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
    страница14 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Тип команды
    Ступень конвейера
    1 2
    3 4
    5 6
    7 8
    Целочисленная команда
    IF ID
    EX MEM WB
    Команда ПТ
    IF ID
    EX MEM WB
    Целочисленная команда
    IF ID
    EX MEM WB
    КомандаПТ
    IF ID
    EX MEM WB
    Целочисленная команда
    IF ID
    EX MEM WB
    КомандаПТ
    IF ID
    EX MEM WB
    Целочисленная команда
    IF ID
    EX MEM WB
    КомандаПТ
    IF ID
    EX MEM WB
    Рис. 5.4.2.6.3. Работа суперскалярного конвейера
    При параллельной выдаче двух операций (одной целочисленной команды и одной команды ПТ) потребность в дополнительной аппаратуре, помимо обычной логики обнаружения конфликтов, минимальна: целочисленные операции и операции ПТ используют разные наборы регистров и разные функциональные устройства. Более того, усиление ограничений на выдачу команд, которые можно рассматривать как специфические структурные конфликты (поскольку выдаваться на выполнение могут только определенные пары команд), обнаружение которых требует только анализа кодов операций.
    Единственная сложность возникает, только если команды представляют собой команды загрузки, записи и пересылки чисел с плавающей точкой. Эти команды создают конфликты по портам регистров ПТ, а также могут приводить к новым конфликтам типа RAW, когда операция ПТ, которая могла бы быть выдана в том же такте, является зависимой от первой команды в паре.
    Проблема регистровых портов может быть решена, например, путем реализации отдельной выдачи команд загрузки, записи и пересылки с ПТ. В
    случае составления ими пары с обычной операцией ПТ ситуацию можно рассматривать как структурный конфликт. Такую схему легко реализовать, но она будет иметь существенное воздействие на общую производительность.
    Конфликт подобного типа может быть устранен посредством реализации в регистровом файле двух дополнительных портов (для выборки и записи).

    127
    Если пара команд состоит из одной команды загрузки с ПТ и одной операции с
    ПТ, которая от нее зависит, необходимо обнаруживать подобный конфликт и блокировать выдачу операции с ПТ. За исключением этого случая, все другие конфликты естественно могут возникать, как и в обычной машине,
    обеспечивающей выдачу одной команды в каждом такте. Для предотвращения ненужных приостановок могут, правда потребоваться дополнительные цепи обхода.
    Другой проблемой, которая может ограничить эффективность суперскалярной обработки, является задержка загрузки данных из памяти. В нашем примере простого конвейера команды загрузки имели задержку в один такт, что не позволяло следующей команде воспользоваться результатом команды загрузки без приостановки. В суперскалярном конвейере результат команды загрузки не может быть использован в том же самом и в следующем такте. Это означает,
    что следующие три команды не могут использовать результат команды загрузки без приостановки. Задержка перехода также становится длиною в три команды, поскольку команда перехода должна быть первой в паре команд.
    Чтобы эффективно использовать параллелизм, доступный на суперскалярной машине, нужны более сложные методы планирования потока команд,
    используемые компилятором или аппаратными средствами, а также более сложные схемы декодирования команд.
    Рассмотрим, например, что дает разворачивание циклов и планирование потока команд для суперскалярного конвейера. Ниже представлен цикл, который мы уже разворачивали и планировали его выполнение на простом конвейере.
    Loop: LD
    F0,0(R1) ;F0=элемент вектора
    ADDD F4,F0,F2 ;добавление скалярной величины из F2
    SD 0(R1),F4
    ;запись результата
    SUBI R1,R1,#8 ;декрементирование указателя
    ;8 байт на двойное слово
    BNEZ R1,Loop ;переход R1!=нулю
    Чтобы спланировать этот цикл для работы без задержек, необходимо его развернуть и сделать пять копий тела цикла. После такого разворачивания цикл будет содержать по пять команд LD, ADDD, и SD, а также одну команду SUBI
    и один условный переход BNEZ. Развернутая и оптимизированная программа этого цикла приведена в таблице 5.1.
    Этот развернутый суперскалярный цикл теперь работает со скоростью 12
    тактов на итерацию, или 2.4 такта на один элемент (по сравнению с 3.5 тактами для оптимизированного развернутого цикла на обычном конвейере. В этом примере производительность суперскалярного конвейера ограничена существующим соотношением целочисленных операций и операций ПТ, но команд ПТ не достаточно для поддержания полной загрузки конвейера ПТ.
    Первоначальный оптимизированный неразвернутый цикл выполнялся со скоростью 6 тактов на итерацию, вычисляющую один элемент. Мы получили таким образом ускорение в 2.5 раза, больше половины которого произошло за

    128
    счет разворачивания цикла. Чистое ускорение за счет суперскалярной обработки дало улучшение примерно в 1.5 раза.
    Таблица 5.1.
    Целочисленная команда
    Команда ПТ
    Номер такта
    Loop: LD F0,0(R1)
    LD F8,-8(R1)
    LD F10,-16(R1)
    LD F14,-24(R1)
    LD F18,-32(R1)
    SD 0(R1),F4
    SD -8(R1),F8
    SD -16(R1),F12
    SD -24(R1),F16
    SUBI R1,R1,#40
    BNEZ R1,Loop
    SD -32(R1),F20
    ADDD
    F4,F0,F2
    ADDD
    F8,F6,F2
    ADDD
    F12,F10,F2
    ADDD
    F16,F14,F2
    ADDD
    F20,F18,F2 1
    2 3
    4 5
    6 7
    8 9
    10 11 12
    В лучшем случае такой суперскалярный конвейер позволит выбирать две команды и выдавать их на выполнение, если первая из них является целочисленной, а вторая - с плавающей точкой. Если это условие не соблюдается, что легко проверить, то команды выдаются последовательно. Это показывает два главных преимущества суперскалярной машины по сравнению с WLIW-машиной. Во-первых, малое воздействие на плотность кода, поскольку машина сама определяет, может ли быть выдана следующая команда, и нам не надо следить за тем, чтобы команды соответствовали возможностям выдачи.
    Во-вторых, на таких машинах могут работать неоптимизированные программы,
    или программы, откомпилированные в расчете на более старую реализацию.
    Конечно такие программы не могут работать очень хорошо. Один из способов улучшить ситуацию заключается в использовании аппаратных средств динамической оптимизации.
    В общем случае в суперскалярной системе команды могут выполняться параллельно и возможно не в порядке, предписанном программой. Если не предпринимать никаких мер, такое неупорядоченное выполнение команд и наличие множества функциональных устройств с разными временами выполнения операций могут приводить к дополнительным трудностям.
    Например, при выполнении некоторой длинной команды с плавающей точкой
    (команды деления или вычисления квадратного корня) может возникнуть исключительная ситуация уже после того, как завершилось выполнение более быстрой операции, выданной после этой длинной команды. Для того, чтобы поддерживать модель точных прерываний, аппаратура должна гарантировать

    129
    корректное состояние процессора при прерывании для организации последующего возврата.
    Обычно в машинах с неупорядоченным выполнением команд предусматриваются дополнительные буферные схемы, гарантирующие завершение выполнения команд в строгом порядке, предписанном программой.
    Такие схемы представляют собой некоторый буфер "истории", т.е. аппаратную очередь, в которую при выдаче попадают команды и текущие значения регистров результата этих команд в заданном программой порядке.
    В момент выдачи команды на выполнение она помещается в конец этой очереди, организованной в виде буфера FIFO (первый вошел - первый вышел).
    Единственный способ для команды достичь головы этой очереди - завершение выполнения всех предшествующих ей операций. При неупорядоченном выполнении некоторая команда может завершить свое выполнение, но все еще будет находиться в середине очереди. Команда покидает очередь, когда она достигает головы очереди и ее выполнение завершается в соответствующем функциональном устройстве. Если команда находится в голове очереди, но ее выполнение в функциональном устройстве не закончено, она очередь не покидает. Такой механизм может поддерживать модель точных прерываний,
    поскольку вся необходимая информация хранится в буфере и позволяет скорректировать состояние процессора в любой момент времени.
    Этот же буфер "истории" позволяет реализовать и условное (speculative)
    выполнение команд (выполнение по предположению), следующих за командами условного перехода. Это особенно важно для повышения производительности суперскалярных архитектур. Статистика показывает, что на каждые шесть обычных команд в программах приходится в среднем одна команда перехода. Если задерживать выполнение следующих за командой перехода команд, потери на конвейеризацию могут оказаться просто неприемлемыми. Например, при выдаче четырех команд в одном такте в среднем в каждом втором такте выполняется команда перехода. Механизм условного выполнения команд, следующих за командой перехода, позволяет решить эту проблему. Это условное выполнение обычно связано с последовательным выполнением команд из заранее предсказанной ветви команды перехода. Устройство управления выдает команду условного перехода, прогнозирует направление перехода и продолжает выдавать команды из этой предсказанной ветви программы.
    Если прогноз оказался верным, выдача команд так и будет продолжаться без приостановок. Однако если прогноз был ошибочным, устройство управления приостанавливает выполнение условно выданных команд и, если необходимо,
    использует информацию из буфера истории для ликвидации всех последствий выполнения условно выданных команд. Затем начинается выборка команд из правильной ветви программы. Таким образом, аппаратура, подобная буферу,
    истории позволяет не только решить проблемы с реализацией точного

    130
    прерывания, но и обеспечивает увеличение производительности суперскалярных архитектур.
    5.4.3 Архитектура машин с длинным командным словом
    Архитектура машин с очень длинным командным словом (VLIW - Very Long
    Instruction Word) позволяет сократить объем оборудования, требуемого для реализации параллельной выдачи нескольких команд, и потенциально чем большее количество команд выдается параллельно, тем больше эта экономия.
    Например, суперскалярная машина, обеспечивающая параллельную выдачу двух команд, требует параллельного анализа двух кодов операций, шести полей номеров регистров, а также того, чтобы динамически анализировалась возможность выдачи одной или двух команд и выполнялось распределение этих команд по функциональным устройствам. Хотя требования по объему аппаратуры для параллельной выдачи двух команд остаются достаточно умеренными, и можно даже увеличить степень распараллеливания до четырех
    (что применяется в современных микропроцессорах), дальнейшее увеличение количества выдаваемых параллельно для выполнения команд приводит к нарастанию сложности реализации из-за необходимости определения порядка следования команд и существующих между ними зависимостей.
    Архитектура VLIW базируется на множестве независимых функциональных устройств. Вместо того, чтобы пытаться параллельно выдавать в эти устройства независимые команды, в таких машинах несколько операций упаковываются в одну очень длинную команду. При этом ответственность за выбор параллельно выдаваемых для выполнения операций полностью ложится на компилятор, а аппаратные средства, необходимые для реализации суперскалярной обработки,
    просто отсутствуют.
    WLIW-команда может включать, например, две целочисленные операции, две операции с плавающей точкой, две операции обращения к памяти и операцию перехода. Такая команда будет иметь набор полей для каждого функционального устройства, возможно от 16 до 24 бит на устройство, что приводит к команде длиною от 112 до 168 бит.
    Рассмотрим работу цикла инкрементирования элементов вектора на подобного рода машине в предположении, что одновременно могут выдаваться две операции обращения к памяти, две операции с плавающей точкой и одна целочисленная операция либо одна команда перехода. На рисунке 5.5.5.1.
    показан код для реализации этого цикла. Цикл был развернут семь раз, что позволило устранить все возможные приостановки конвейера. Один проход по циклу осуществляется за 9 тактов и вырабатывает 7 результатов. Таким образом, на вычисление каждого результата расходуется 1.28 такта (в нашем примере для суперскалярной машины на вычисление каждого результата расходовалось 2.4 такта).
    Для машин с VLIW-архитектурой был разработан новый метод планирования выдачи команд, названный "трассировочным планированием". При

    131
    использовании этого метода из последовательности исходной программы генерируются длинные команды путем просмотра программы за пределами базовых блоков. Как уже отмечалось, базовый блок - это линейный участок программы без ветвлений.
    Обращение к памяти 1
    Обращение к памяти 2
    Операция
    ПТ 1
    Операция
    ПТ 2
    Целочисленная операция/переход
    LD F0,0(R1)
    LD F10,-
    16(R1)
    LD F18,-
    32(R1)
    LD F26,-
    48(R1)
    SD 0(R1),F4
    SD
    -
    16(R1),F12
    SD
    -
    32(R1),F20
    SD 0(R1),F28
    LD F6,-8(R1)
    LD F14,-
    24(R1)
    LD F22,-
    40(R1)
    SD -8(R1),F8
    SD
    -
    24(R1),F16
    SD
    -
    40(R1),F24
    ADDD
    F4,F0,F2
    ADDD
    F12,F10,F2
    ADDD
    F20,F18,F2
    ADDD
    F28,F26,F2
    ADDD
    F8,F6,F2
    ADDD
    F16,F14,F2
    ADDD
    F24,F22,F2
    SUBI R1,R1,#48
    BNEZ R1,Loop
    Рис. 5.4.3.1.
    С точки зрения архитектурных идей машину с очень длинным командным словом можно рассматривать как расширение RISC-архитектуры. Как и в RISC- архитектуре аппаратные ресурсы VLIW-машины предоставлены компилятору,
    и ресурсы планируются статически. В машинах с очень длинным командным словом к этим ресурсам относятся конвейерные функциональные устройства,
    шины и банки памяти. Для поддержки высокой пропускной способности между функциональными устройствами и регистрами необходимо использовать несколько наборов регистров. Аппаратное разрешение конфликтов исключается и предпочтение отдается простой логике управления. В отличие от традиционных машин регистры и шины не резервируются, а их использование полностью определяется во время компиляции.
    В машинах типа VLIW, кроме того, этот принцип замены управления во время выполнения программы планированием во время компиляции распространен на системы памяти. Для поддержания занятости конвейерных функциональных устройств должна быть обеспечена высокая пропускная способность памяти.
    Одним из современных подходов к увеличению пропускной способности памяти является использование расслоения памяти. Однако в системе с расслоенной памятью возникает конфликт банка, если банк занят предыдущим обращением. В обычных машинах состояние занятости банков памяти

    132
    отслеживается аппаратно и проверяется, когда выдается команда, выполнение которой связано с обращением к памяти. В машине типа VLIW эта функция передана программным средствам. Возможные конфликты банков определяет специальный модуль компилятора - модуль предотвращения конфликтов.
    Обнаружение конфликтов не является задачей оптимизации, это скорее функция контроля корректности выполнения операций. Компилятор должен быть способен определять, что конфликты невозможны или, в противном случае, допускать, что может возникнуть наихудшая ситуация. В определенных ситуациях, например, в том случае, когда производится обращение к массиву, а индекс вычисляется во время выполнения программы, простого решения здесь нет. Если компилятор не может определить, что конфликт не произойдет,
    операции не могут планироваться для параллельного выполнения, а это ведет к снижению производительности.
    Компилятор с трассировочным планированием определяет участок программы без обратных дуг (переходов назад), которая становится кандидатом для составления расписания. Обратные дуги обычно имеются в программах с циклами. Для увеличения размера тела цикла широко используется методика раскрутки циклов, что приводит к образованию больших фрагментов программы, не содержащих обратных дуг. Если дана программа, содержащая только переходы вперед, компилятор делает эвристическое предсказание выбора условных ветвей. Путь, имеющий наибольшую вероятность выполнения (его называют трассой), используется для оптимизации,
    проводимой с учетом зависимостей по данным между командами и ограничений аппаратных ресурсов. Во время планирования генерируется длинное командное слово. Все операции длинного командного слова выдаются одновременно и выполняются параллельно.
    После обработки первой трассы планируется следующий путь, имеющий наибольшую вероятность выполнения (предыдущая трасса больше не рассматривается). Процесс упаковки команд последовательной программы в длинные командные слова продолжается до тех пор, пока не будет оптимизирована вся программа.
    Ключевым условием достижения эффективной работы VLIW-машины является корректное предсказание выбора условных ветвей. Отмечено, например, что прогноз условных ветвей для научных программ часто оказывается точным.
    Возвраты назад имеются во всех итерациях цикла, за исключением последней.
    Таким образом, "прогноз", который уже дается самими переходами назад, будет корректен в большинстве случаев. Другие условные ветви, например ветвь обработки переполнения и проверки граничных условий (выход за границы массива), также надежно предсказуемы.

    133
    5.4.4. Аппаратные
    средства
    поддержки
    большой
    степени
    распараллеливания
    Методы, подобные разворачиванию циклов и планированию трасс, могут использоваться для увеличения степени доступного параллелизма, когда поведение условных переходов достаточно предсказуемо во время компиляции.
    Если же поведение переходов не известно, одной техники компиляторов может оказаться не достаточно для выявления большей степени параллелизма уровня команд. В этом разделе представлены два метода, которые могут помочь преодолеть подобные ограничения. Первый метод заключается в расширении набора команд условными или предикатными командами. Такие команды могут использоваться для ликвидации условных переходов и помогают компилятору перемещать команды через точки условных переходов. Условные команды увеличивают степень параллелизма уровня команд, но имеют существенные ограничения. Для использования большей степени параллелизма разработчики исследовали идею, которая называется "выполнением по предположению"
    (speculation), и позволяет выполнить команду еще до того, как процессор узнает, что она должна выполняться (т.е. этот метод позволяет избежать приостановок конвейера, связанных с зависимостями по управлению).
    Концепция, лежащая в основе условных команд, достаточно проста: команда обращается к некоторому условию, оценка которого является частью выполнения команды. Если условие истинно, то команда выполняется нормально; если условие ложно, то выполнение команды осуществляется, как если бы это была пустая команда. Многие новейшие архитектуры включают в себя ту или иную форму условных команд. Наиболее общим примером такой команды является команда условной пересылки, которая выполняет пересылку значения одного регистра в другой, если условие истинно. Такая команда может использоваться для полного устранения условных переходов в простых последовательностях программного кода.
    Например, рассмотрим следующий оператор:
    if (A=0) {S=T;};
    Предполагая, что регистры R1, R2 и R3 хранят значения A, S и T
    соответственно, представим код этого оператора с командой условного перехода и с командой условной пересылки.
    Код с использованием команды условного перехода будет иметь следующий вид:
    BEQZ R1,L
    MOV R2,R3
    L:
    Используя команду условной пересылки, которая выполняет пересылку только если ее третий операнд равен нулю, мы можем реализовать этот оператор с помощью одной команды:
    CMOVZ R2,R3,R1

    134
    Условная команда позволяет преобразовать зависимость по управлению,
    присутствующую в коде с командой условного перехода, в зависимость по данным. (Это преобразование используется также в векторных машинах, в которых оно называется if-преобразованием (if-convertion)). Для конвейерной машины такое преобразование позволяет перенести точку, в которой должна разрешаться зависимость, от начала конвейера, где она разрешается для условных переходов, в конец конвейера, где происходит запись в регистр.
    Одним из примеров использования команд условной пересылки является реализация функции вычисления абсолютного значения: A = abs (B), которая реализуется оператором if (B<0) {A=-B} else {A=B}.
    Этот оператор if может быть реализован парой команд условных пересылок или командой безусловной пересылки (A=B), за которой следует команда условной пересылки (A=-B).
    Условные команды могут использоваться также для улучшения планирования в суперскалярных или VLIW-процессорах. Ниже приведен пример кодовой последовательности для суперскалярной машины с одновременной выдачей для выполнения не более двух команд. При этом в каждом такте может выдаваться комбинация одной команды обращения к памяти и одной команды АЛУ или только одна команда условного перехода:
    LW R1,40(R2) ADD R3,R4,R5
    ADD R6,R3,R7
    BEQZ R10,L
    LW R8,20(R10)
    LW R9,0(R8)
    Эта последовательность теряет слот операции обращения к памяти во втором такте и приостанавливается из-за зависимости по данным, если переход невыполняемый, поскольку вторая команда LW после перехода зависит от предыдущей команды загрузки. Если доступна условная версия команды LW,
    то команда LW, немедленно следующая за переходом (LW R8,20(R10)), может быть перенесена во второй слот выдачи. Это улучшает время выполнения на несколько тактов, поскольку устраняет один слот выдачи команды и сокращает приостановку конвейера для последней команды последовательности.
    Для успешного использования условных команд в примерах, подобных этому,
    семантика команды должна определять команду таким образом, чтобы не было никакого побочного эффекта, если условие не выполняется. Это означает, что если условие не выполняется, команда не должна записывать результат по месту назначения, а также не должна вызывать исключительную ситуацию. Как показывает вышеприведенный пример, способность не вызывать исключительную ситуацию достаточно важна: если регистр R10 содержит нуль,
    команда LW R8,20(R10), выполненная безусловно, возможно вызовет исключительную ситуацию по защите памяти, а эта исключительная ситуация не должна возникать. Именно эта вероятность возникновения исключительной

    135
    ситуации не дает возможность компилятору просто перенести команду загрузки R8 через команду условного перехода. Конечно, если условие удовлетворено, команда LW все еще может вызвать исключительную ситуацию
    (например, ошибку страницы), и аппаратура должна воспринять эту исключительную ситуацию, поскольку она знает, что управляющее условие истинно.
    Условные команды определенно полезны для реализации коротких альтернативных потоков управления. Тем не менее полезность условных команд существенно ограничивается несколькими факторами:
    Аннулируемые условные команды (т.е. команды, условие которых является ложным) все же отнимают определенное время выполнения. Поэтому перенос команды через команду условного перехода и превращение ее в условную будет замедлять программу всякий раз, когда перенесенная команда не будет нормально выполняться. Важное исключение из этого правила возникает, когда такты, используемые перенесенной невыполняемой командой, были бы в любом случае холостыми (как в вышеприведенном примере с суперскалярной обработкой). Перенос команды через команду условного перехода существенно базируется на предположении о направлении перехода. Условные команды упрощают реализацию такого переноса, но не устраняют время выполнения,
    которое будет затрачено при неправильном предположении.
    Условные команды наиболее полезны, когда условие может быть вычислено заранее. Если условие и условный переход не могут быть отделены друг от друга (из-за зависимости по данным при определении условия), то условная команда не поможет, хотя все еще может оказаться полезной, поскольку она задерживает момент времени, когда условие должно стать известным, почти до конца конвейера.
    Использование условных команд ограничено, когда в поток управления вовлечено больше одной простой альтернативной последовательности команд.
    Например, при переносе команды через пару команд условного перехода необходимо, чтобы она оставалась зависимой от обоих условий, что требует либо спецификации в команде сразу двух условий (маловероятная возможность), либо вставки дополнительных команд для вычисления конъюнкции условий.
    Условные команды могут давать некоторые потери скорости по сравнению с безусловными командами. Это может проявиться либо в большем количестве тактов, необходимых для выполнения таких команд, либо в уменьшении общей частоты синхронизации машины. Если условные команды являются более дорогими с точки зрения скорости выполнения, то их следует использовать осмысленно.
    По этим причинам во многих современных архитектурах используется небольшое число условных команд (наиболее популярными являются команды условных пересылок), хотя некоторые из них включают условные версии большинства команд.

    136
    Поддерживаемое аппаратурой выполнение по предположению позволяет выполнить команду до момента определения направления условного перехода,
    от которого данная команда зависит. Это снижает потери, которые возникают при наличии в программе зависимостей по управлению.
    В альтернативном варианте, при выполнении по предположению, что переход не будет выполняться, мы можем попытаться совместить выполнение последовательных итераций цикла. Действительно, это в точности то, что делает компилятор с планированием трасс. Когда направление переходов может прогнозироваться во время компиляции, и компилятор может найти команды, которые он может безопасно перенести на место перед точкой перехода, решение, базирующееся на технологии компилятора, идеально. Эти два условия являются ключевыми ограничениями для выявления параллелизма уровня команд статически с помощью компилятора. Выполнение по предположению, подобно условным командам, позволяет преодолеть два сложных момента, которые могут возникнуть при более раннем выполнении команд: возможность появления исключительной ситуации и ненужное изменение состояния машины, вызванное выполнением команды. Кроме того,
    механизмы выполнения по предположению позволяют выполнять команду даже до момента оценки условия командой условного перехода, что невозможно при условных командах. Конечно, аппаратная поддержка выполнения по предположению достаточно сложна и требует значительных аппаратных ресурсов.
    Один из подходов, который был хорошо исследован во множестве исследовательских проектов заключается в объединении аппаратных средств динамического планирования и выполнения по предположению. Механизмы,
    допускающие выполнение по предположению, позволяют команды, зависящие от команд, выполняющихся по предположению. Аппаратура, реализующая алгоритм Томасуло, может быть расширена для обеспечения поддержки выполнения по предположению. С этой целью необходимо отделить средства пересылки результатов команд, которые требуются для выполнения по предположению некоторой команды, от механизма действительного завершения команды. Имея такое разделение функций, мы можем допустить выполнение команды и пересылать ее результаты другим командам, не позволяя ей однако делать никакие обновления состояния машины, которые не могут быть ликвидированы, до тех пор, пока мы не узнаем, что команда должна безусловно выполниться. Использование цепей ускоренной пересылки также подобно выполнению по предположению чтения регистра, поскольку мы не знаем, обеспечивает ли команда, формирующая значение регистра-источника,
    корректный результат до тех пор, пока ее выполнение не станет безусловным.
    Если команда, выполняемая по предположению, становится безусловной, ей разрешается обновить регистровый файл или память. Этот дополнительный этап выполнения команд обычно называется стадией фиксации результатов команды (instruction commit).

    137
    Главная идея, лежащая в основе реализации выполнения по предположению,
    заключается в разрешении неупорядоченного выполнения команд, но в строгом соблюдении порядка фиксации результатов и предотвращением любого безвозвратного действия (например, обновления состояния или приема исключительной ситуации) до тех пор, пока результат команды не фиксируется.
    В простом конвейере с выдачей одиночных команд мы могли бы гарантировать,
    что команда фиксируется в порядке, предписанном программой, и только после проверки отсутствия исключительной ситуации, вырабатываемой этой командой, просто посредством переноса этапа записи результата в конец конвейера. Когда мы добавляем механизм выполнения по предположению, мы должны отделить процесс фиксации команды, поскольку он может произойти намного позже, чем в простом конвейере. Добавление к последовательности выполнения команды этой фазы фиксации требует некоторых изменений в последовательности действий, а также в дополнительного набора аппаратных буферов, которые хранят результаты команд, которые завершили выполнение,
    но результаты которых еще не зафиксированы. Этот аппаратный буфер,
    который можно назвать буфером переупорядочивания, используется также для передачи результатов между командами, которые могут выполняться по предположению.
    Буфер переупорядочивания предоставляет дополнительные виртуальные регистры точно так же, как станции резервирования в алгоритме Томасуло расширяют набор регистров. Буфер переупорядочивания хранит результат некоторой операции в промежутке времени от момента завершения операции,
    связанной с этой командой, до момента фиксации результатов команды.
    Поэтому буфер переупорядочивания является источником операндов для команд, точно также как станции резервирования обеспечивают промежуточное хранение и передачу операндов в алгоритме Томасуло.
    Основная разница заключается в том, что когда в алгоритме Томасуло команда записывает свой результат, любая последующая выдаваемая команда будет выбирать этот результат из регистрового файла. При выполнении по предположению регистровый файл не обновляется до тех пор, пока команда не фиксируется (и мы знаем определенно, что команда должна выполняться);
    таким образом, буфер переупорядочивания поставляет операнды в интервале между завершением выполнения и фиксацией результатов команды. Буфер переупорядочивания не похож на буфер записи в алгоритме Томасуло, и в нашем примере функции буфера записи интегрированы с буфером переупорядочивания только с целью упрощения. Поскольку буфер переупорядочивания отвечает за хранение результатов до момента их записи в регистры, он также выполняет функции буфера загрузки.
    Каждая строка в буфере переупорядочивания содержит три поля: поле типа команды, поле места назначения (результата) и поле значения. Поле типа команды определяет, является ли команда условным переходом (для которого отсутствует место назначения результата), командой записи (которая в качестве

    138
    места назначения результата использует адрес памяти) или регистровой операцией (команда АЛУ или команда загрузки, в которых местом назначения результата является регистр). Поле назначения обеспечивает хранение номера регистра (для команд загрузки и АЛУ) или адрес памяти (для команд записи), в который должен быть записан результат команды. Поле значения используется для хранения результата операции до момента фиксации результата команды.
    Буфер переупорядочивания полностью заменяет буфера загрузки и записи.
    Хотя функция переименования станций резервирования заменена буфером переупорядочивания, нам все еще необходимо некоторое место для буферизации операций (и операндов) между моментом их выдачи и началом выполнения. Эту функцию выполняют регистровые станции резервирования.
    Поскольку каждая команда имеет позицию в буфере переупорядочивания до тех пор, пока она не будет зафиксирована (и результаты не будут отправлены в регистровый файл), результат тегируется посредством номера строки буфера переупорядочивания, а не номером станции резервирования. Это требует,
    чтобы номер строки буфера переупорядочивания, присвоенный команде,
    отслеживался станцией резервирования.
    Ниже перечислены четыре этапа выполнение команды:
    Выдача. Получает команду из очереди команд плавающей точки. Выдает команду для выполнения, если имеется свободная станция резервирования и свободная строка в буфере переупорядочивания; передает на станцию резервирования операнды, если они находятся в регистрах или в буфере переупорядочивания; и обновляет поля управления для индикации того, что буфера используются. Номер отведенной под результат строки буфера переупорядочивания также записывается в станцию резервирования, так что этот номер может использоваться для тегирования (пометки) результата, когда он помещается на CDB. Если все станции резервирования заполнены, или полон буфер переупорядочивания, выдача команды приостанавливается до тех пор, пока в обоих буферах не появится доступной строки.
    Выполнение. Если один или несколько операндов еще не готовы
    (отсутствуют), осуществляется просмотр CDB (Common Data Bus) и происходит ожидание вычисления значения требуемого регистра. На этом шаге выполняется проверка наличия конфликтов типа RAW. Когда оба операнда оказываются на станции резервирования, происходит вычисление результата операции.
    Запись результата. Когда результат вычислен и становится доступным,
    выполняется его запись на CDB (с посылкой тега буфера переупорядочивания,
    который был присвоен команде на этапе выдачи для выполнения) и из CDB в буфер переупорядочивания, а также в каждую станцию резервирования,
    ожидающую этот результат. (Можно было бы также читать результат из буфера переупорядочивания, а не из CDB, точно также, как централизованная схема управления (scoreboard) читает результаты из регистров, а не с шины завершения). Станция резервирования помечается как свободная.

    139
    Фиксация. Когда команда достигает головы буфера переупорядочивания и ее результат присутствует в буфере, соответствующий регистр обновляется значением результата (или выполняется запись в память, если операция - запись в память), и команда изымается из буфера переупорядочивания.
    Когда команда фиксируется, соответствующая строка буфера переупорядочивания очищается, а место назначения результата (регистр или ячейка памяти) обновляется. Чтобы не менять номера строк буфера переупорядочивания после фиксации результата команды, буфер переупорядочивания реализуется в виде циклической очереди, так что позиции в буфере переупорядочивания меняются, только когда команда фиксируется.
    Если буфер переупорядочивания полностью заполнен, выдача команд останавливается до тех пор, пока не освободится очередная строка буфера.
    Поскольку никакая запись в регистры или ячейки памяти не происходит до тех пор, пока команда не фиксируется, машина может просто ликвидировать все свои выполненные по предположению действия, если обнаруживается, что направление условного перехода было спрогнозировано не верно.
    Исключительные ситуации в подобной машине не воспринимаются до тех пор,
    пока соответствующая команда не готова к фиксации. Если выполняемая по предположению команда вызывает исключительную ситуацию, эта исключительная ситуация записывается в буфер упорядочивания. Если обнаруживается неправильный прогноз направления условного перехода и выясняется, что команда не должна была выполняться, исключительная ситуация гасится вместе с командой, когда обнуляется буфер переупорядочивания. Если же команда достигает вершины буфера переупорядочивания, то мы знаем, что она более не является выполняемой по предположению (она уже стала безусловной), и исключительная ситуация должна действительно восприниматься.
    Эту методику выполнения по предположению легко распространить и на целочисленные регистры и функциональные устройства. Действительно,
    выполнение по предположению может быть более полезно в целочисленных программах, поскольку именно такие программы имеют менее предсказуемое поведение переходов. Кроме того, эти методы могут быть расширены так,
    чтобы обеспечить работу в машинах с выдачей на выполнение и фиксацией результатов нескольких команд в каждом такте. Выполнение по предположению возможно является наиболее интересным методом именно для таких машин, поскольку менее амбициозные машины могут довольствоваться параллелизмом уровня команд внутри базовых блоков при соответствующей поддержке со стороны компилятора, использующего технологию разворачивания циклов.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта