Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.4.2.6 .Дальнейшее уменьшение приостановок по управлению: буфера целевых адресов переходов

  • Компьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова ЕВ, БГУИР 2009 (Мет пособие). Компьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова. Учебнометодический комплекс по дисциплине компьютерные системы и сети для студентов специальности Т. 10 02 00 Программное обеспечение информационных технологий


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине компьютерные системы и сети для студентов специальности Т. 10 02 00 Программное обеспечение информационных технологий
    АнкорКомпьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова ЕВ, БГУИР 2009 (Мет пособие).pdf
    Дата26.03.2018
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКомпьютерные системы и сети Часть 1 (Архитектура ВС) Мельникова .pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #17225
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
    страница13 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    5.4.2.5.Аппаратное прогнозирование направления переходов и снижение
    потерь на организацию переходов
    Динамической аппаратной технике планирования загрузки конвейера при наличии зависимостей по данным соответствует и динамическая техника для эффективной обработки переходов. Эта техника используется для двух целей:
    для прогнозирования того, будет ли переход выполняемым, и для возможно более раннего нахождения целевой команды перехода. Эта техника называется аппаратным прогнозированием переходов.
    Простейшей схемой динамического прогнозирования направления условных переходов является буфер прогнозирования условных переходов (branch- prediction buffer) или таблица "истории" условных переходов (branch history table). Буфер прогнозирования условных переходов представляет собой небольшую память, адресуемую с помощью младших разрядов адреса команды перехода. Каждая ячейка этой памяти содержит один бит, который говорит о том, был ли предыдущий переход выполняемым или нет. Это простейший вид такого рода буфера. В нем отсутствуют теги, и он оказывается полезным только для сокращения задержки перехода в случае, если эта задержка больше, чем время, необходимое для вычисления значения целевого адреса перехода. В
    действительности мы не знаем, является ли прогноз корректным (этот бит в соответствующую ячейку буфера могла установить совсем другая команда перехода, которая имела то же самое значение младших разрядов адреса). Но это не имеет значения. Прогноз - это только предположение, которое рассматривается как корректное, и выборка команд начинается по прогнозируемому направлению. Если же предположение окажется неверным,
    бит прогноза инвертируется. Конечно такой буфер можно рассматривать как кэш-память, каждое обращение к которой является попаданием, и производительность буфера зависит от того, насколько часто прогноз применялся и насколько он оказался точным.
    Однако простая однобитовая схема прогноза имеет недостаточную производительность. Рассмотрим, например, команду условного перехода в цикле, которая являлась выполняемым переходом последовательно девять раз подряд, а затем однажды невыполняемым. Направление перехода будет неправильно предсказываться при первой и при последней итерации цикла.
    Неправильный прогноз последней итерации цикла неизбежен, поскольку бит прогноза будет говорить, что переход "выполняемый" (переход был девять раз подряд выполняемым). Неправильный прогноз на первой итерации происходит из-за того, что бит прогноза инвертируется при предыдущем выполнении последней итерации цикла, поскольку в этой итерации переход был невыполняемым. Таким образом, точность прогноза для перехода, который выполнялся в 90% случаев, составила только 80% (2 некорректных прогноза и 8
    корректных). В общем случае, для команд условного перехода, используемых для организации циклов, переход является выполняемым много раз подряд, а затем один раз оказывается невыполняемым. Поэтому однобитовая схема

    118
    прогнозирования будет неправильно предсказывать направление перехода дважды (при первой и при последней итерации).
    Для исправления этого положения часто используется схема двухбитового прогноза. В двухбитовой схеме прогноз должен быть сделан неверно дважды,
    прежде чем он изменится на противоположное значение.
    Двухбитовая схема прогнозирования в действительности является частным случаем более общей схемы, которая в каждой строке буфера прогнозирования имеет n-битовый счетчик. Этот счетчик может принимать значения от 0 до
    2n - 1. Тогда схема прогноза будет следующей:
    Если значение счетчика больше или равно 2n-1 (точка на середине интервала),
    то переход прогнозируется как выполняемый. Если направление перехода предсказано правильно, к значению счетчика добавляется единица (если только оно не достигло максимальной величины); если прогноз был неверным, из значения счетчика вычитается единица.
    Если значение счетчика меньше, чем 2n-1, то переход прогнозируется как невыполняемый. Если направление перехода предсказано правильно, из значения счетчика вычитается единица (если только не достигнуто значение 0);
    если прогноз был неверным, к значению счетчика добавляется единица.
    Исследования n-битовых схем прогнозирования показали, что двухбитовая схема работает почти также хорошо, и поэтому в большинстве систем применяются двухбитовые схемы прогноза, а не n-битовые.
    Буфер прогнозирования переходов может быть реализован в виде небольшой специальной кэш-памяти, доступ к которой осуществляется с помощью адреса команды во время стадии выборки команды в конвейере (IF), или как пара битов, связанных с каждым блоком кэш-памяти команд и выбираемых с каждой командой. Если команда декодируется как команда перехода, и если переход спрогнозирован как выполняемый, выборка команд начинается с целевого адреса как только станет известным новое значение счетчика команд. В
    противном случае продолжается последовательная выборка и выполнение команд. Если прогноз оказался неверным, значение битов прогноза меняется.
    Как уже упоминалось, точность двухбитовой схемы прогнозирования зависит от того, насколько часто прогноз каждого перехода является правильным и насколько часто строка в буфере прогнозирования соответствует выполняемой команде перехода. Если строка не соответствует данной команде перехода,
    прогноз в любом случае делается, поскольку все равно никакая другая информация не доступна. Даже если эта строка соответствует совсем другой команде перехода, прогноз может быть удачным.

    119
    Рис. 5.4.2.5.Сравнение качества 2-битового прогноза
    Какую точность можно ожидать от буфера прогнозирования переходов на реальных приложениях при использовании 2 бит на каждую строку буфера?
    Для набора оценочных тестов SPEC-89 буфер прогнозирования переходов с
    4096 строками дает точность прогноза от 99% до 82%, т.е. процент неудачных прогнозов составляет от 1% до 18% (рисунок 5.5.3.2). Следует отметить, что буфер емкостью 4К строк считается очень большим. Буферы меньшего объема дадут худшие результаты.
    Однако одного знания точности прогноза не достаточно для того, чтобы определить воздействие переходов на производительность машины, даже если известны время выполнения перехода и потери при неудачном прогнозе.
    Необходимо учитывать частоту переходов в программе, поскольку важность правильного прогноза больше в программах с большей частотой переходов.
    Например, целочисленные программы li, eqntott, expresso и gcc имеют большую частоту переходов, чем значительно более простые для прогнозирования программы плавающей точки nasa7, matrix300 и tomcatv.
    Поскольку главной задачей является использование максимально доступной степени параллелизма программы, точность прогноза направления переходов становится очень важной. Как видно из рисунка 5.4.2.5., точность схемы прогнозирования для целочисленных программ, которые обычно имеют более высокую частоту переходов, меньше, чем для научных программ с плавающей точкой, в которых интенсивно используются циклы. Можно решать эту проблему двумя способами: увеличением размера буфера и увеличением точности схемы, которая используется для выполнения каждого отдельного

    120
    прогноза. Коэффициент попаданий буфера не является лимитирующим фактором, увеличение числа бит в схеме прогноза также имеет малый эффект.
    Рассмотренные двухбитовые схемы прогнозирования используют информацию о недавнем поведении команды условного перехода для прогноза будущего поведения этой команды. Вероятно можно улучшить точность прогноза, если учитывать не только поведение того перехода, который мы пытаемся предсказать, но рассматривать также и недавнее поведение других команд перехода.
    Схемы прогнозирования, которые для предсказания направления перехода используют поведение других команд перехода, называются коррелированными или двухуровневыми схемами прогнозирования. Схема прогнозирования называется прогнозом (1,1), если она использует поведение одного последнего перехода для выбора из пары однобитовых схем прогнозирования на каждый переход. В общем случае схема прогнозирования
    (m,n) использует поведение последних m переходов для выбора из 2
    m схем прогнозирования, каждая из которых представляет собой n-битовую схему прогнозирования для каждого отдельного перехода. Привлекательность такого типа коррелируемых схем прогнозирования переходов заключается в том, что они могут давать больший процент успешного прогнозирования, чем обычная двухбитовая схема, и требуют очень небольшого объема дополнительной аппаратуры. Простота аппаратной схемы определяется тем, что глобальная история последних m переходов может быть записана в m-битовом сдвиговом регистре, каждый разряд которого запоминает, был ли переход выполняемым или нет. Тогда буфер прогнозирования переходов может индексироваться конкатенацией (объединением) младших разрядов адреса перехода с m-битовой глобальной историей. Например, на рисунке 5.4.2.5.2. показана схема прогнозирования (2,2) и организация выборки битов прогноза. прогнозирования
    (2,2) и организация выборки битов прогноза.
    Рис. 5.4.2.5.2 Буфер прогнозирования переходов (2,2)

    121
    В этой реализации имеется тонкий эффект: поскольку буфер прогнозирования не является кэш-памятью, счетчики, индексируемые единственным значением глобальной схемы прогнозирования, могут в действительности в некоторый момент времени соответствовать разным командам перехода; то есть, прогноз может не соответствовать текущему переходу. На рисунке 5.4.2.5.2 с целью упрощения понимания буфер изображен как двумерный объект. В
    действительности он может быть реализован просто как линейный массив двухбитовой памяти; индексация выполняется путем конкатенации битов глобальной истории и соответствующим числом бит, требуемых от адреса перехода. Имеется широкий спектр корреляционных схем прогнозирования,
    среди которых схемы (0,2) и (2,2) являются наиболее интересными.
    5.4.2.6.Дальнейшее уменьшение приостановок по управлению: буфера
    целевых адресов переходов
    Допустим на стадии выборки команд находится команда перехода (на следующей стадии будет осуществляться ее дешифрация). Тогда чтобы сократить потери, необходимо знать, по какому адресу выбирать следующую команду. Это означает, что как-то надо выяснить, что еще недешифрированная команда в самом деле является командой перехода, и чему равно следующее значение счетчика адресов команд. Если все это известно, то потери на команду перехода могут быть сведены к нулю. Специальный аппаратный кэш прогнозирования переходов, который хранит прогнозируемый адрес следующей команды, называется буфером целевых адресов переходов (branch- target buffer).
    Рис. 5.4.2.6.1. Буфер целевых адресов переходов

    122
    Каждая строка этого буфера включает программный адрес команды перехода,
    прогнозируемый адрес следующей команды и предысторию команды перехода
    (рисунок 5.4.2.6.1.). Биты предыстории представляют собой информацию о выполнении или невыполнении условий перехода данной команды в прошлом.
    Обращение к буферу целевых адресов перехода (сравнение с полями программных адресов команд перехода) производится с помощью текущего значения счетчика команд на этапе выборки очередной команды. Если обнаружено совпадение (попадание в терминах кэш-памяти), то по предыстории команды прогнозируется выполнение или невыполнение условий команды перехода, и немедленно производится выборка и дешифрация команд из прогнозируемой ветви программы. Считается, что предыстория перехода,
    содержащая информацию о двух предшествующих случаях выполнения этой команды, позволяет прогнозировать развитие событий с вполне достаточной вероятностью.
    Существуют и некоторые вариации этого метода. Основной их смысл заключается в том, чтобы хранить в процессоре одну или несколько команд из прогнозируемой ветви перехода. Этот метод может применяться как в совокупности с буфером целевых адресов перехода, так и без него, и имеет два преимущества. Во-первых, он позволяет выполнять обращения к буферу целевых адресов перехода в течение более длительного времени, а не только в течение времени последовательной выборки команд. Это позволяет реализовать буфер большего объема. Во-вторых, буферизация самих целевых команд позволяет использовать дополнительный метод оптимизации, который называется свертыванием переходов (branch folding). Свертывание переходов может использоваться для реализации нулевого времени выполнения самих команд безусловного перехода, а в некоторых случаях и нулевого времени выполнения условных переходов. Рассмотрим буфер целевых адресов перехода, который буферизует команды из прогнозируемой ветви. Пусть к нему выполняется обращение по адресу команды безусловного перехода.
    Единственной задачей этой команды безусловного перехода является замена текущего значения счетчика команд. В этом случае, когда буфер адресов регистрирует попадание и показывает, что переход безусловный, конвейер просто может заменить команду, которая выбирается из кэш-памяти (это и есть сама команда безусловного перехода), на команду из буфера. В некоторых случаях таким образом удается убрать потери для команд условного перехода,
    если код условия установлен заранее.
    Еще одним методом уменьшения потерь на переходы является метод прогнозирования косвенных переходов, а именно переходов, адрес назначения которых меняется в процессе выполнения программы (в run-time).
    Компиляторы языков высокого уровня будут генерировать такие переходы для реализации косвенного вызова процедур, операторов select или case и вычисляемых операторов goto в Фортране. Однако подавляющее большинство косвенных переходов возникает в процессе выполнения программы при

    123
    организации возврата из процедур. Например, для тестовых пакетов SPEC
    возвраты из процедур в среднем составляют 85% общего числа косвенных переходов.
    Хотя возвраты из процедур могут прогнозироваться с помощью буфера целевых адресов переходов, точность такого метода прогнозирования может оказаться низкой, если процедура вызывается из нескольких мест программы или вызовы процедуры из одного места программы не локализуются по времени. Чтобы преодолеть эту проблему, была предложена концепция небольшого буфера адресов возврата, работающего как стек. Эта структура кэширует последние адреса возврата: во время вызова процедуры адрес возврата вталкивается в стек, а во время возврата он оттуда извлекается. Если этот кэш достаточно большой (например, настолько большой, чтобы обеспечить максимальную глубину вложенности вызовов), он будет прекрасно прогнозировать возвраты. На рисунке 5.4.2.6.2. показано исполнение такого буфера возвратов, содержащего от 1 до 16 строк (элементов) для нескольких тестов SPEC.
    Точность прогноза в данном случае есть доля адресов возврата, предсказанных правильно. Поскольку глубина вызовов процедур обычно не большая, за некоторыми исключениями даже небольшой буфер работает достаточно хорошо. В среднем возвраты составляют 81% общего числа косвенных переходов для этих шести тестов.
    Схемы прогнозирования условных переходов ограничены как точностью прогноза, так и потерями в случае неправильного прогноза. Как мы видели,
    типичные схемы прогнозирования достигают точности прогноза в диапазоне от
    80 до 95% в зависимости от типа программы и размера буфера. Кроме увеличения точности схемы прогнозирования, можно пытаться уменьшить потери при неверном прогнозе. Обычно это делается путем выборки команд по обоим ветвям (по предсказанному и по непредсказанному направлению). Это требует, чтобы система памяти была двухпортовой, включала кэш-память с расслоением, или осуществляла выборку по одному из направлений, а затем по другому (как это делается в IBM POWER-2). Хотя подобная организация увеличивает стоимость системы, возможно это единственный способ снижения потерь на условные переходы ниже определенного уровня. Другое альтернативное решение, которое используется в некоторых машинах,
    заключается в кэшировании адресов или команд из нескольких направлений
    (ветвей) в целевом буфере.

    124
    Рис. 5.4.2.6.2. Точность прогноза для адресов возврата
    Одновременная выдача нескольких команд для выполнения и динамическое планирование
    Методы минимизации приостановок работы конвейера из-за наличия в программах логических зависимостей по данным и по управлению,
    рассмотренные в предыдущих разделах, были нацелены на достижение идеального CPI (среднего количества тактов на выполнение команды в конвейере), равного 1. Чтобы еще больше повысить производительность процессора необходимо сделать CPI меньшим, чем 1. Однако этого нельзя добиться, если в одном такте выдается на выполнение только одна команда.
    Следовательно необходима параллельная выдача нескольких команд в каждом такте. Существуют два типа подобного рода машин: суперскалярные машины и
    VLIW-машины (машины с очень длинным командным словом).
    Суперскалярные машины могут выдавать на выполнение в каждом такте переменное число команд, и работа их конвейеров может планироваться как статически с помощью компилятора, так и с помощью аппаратных средств динамической оптимизации. В отличие от суперскалярных машин, VLIW- машины выдают на выполнение фиксированное количество команд, которые сформатированы либо как одна большая команда, либо как пакет команд фиксированного формата. Планирование работы VLIW-машины всегда осуществляется компилятором.
    Суперскалярные машины используют параллелизм на уровне команд путем посылки нескольких команд из обычного потока команд в несколько

    125
    функциональных устройств. Дополнительно, чтобы снять ограничения последовательного выполнения команд, эти машины используют механизмы внеочередной выдачи и внеочередного завершения команд, прогнозирование переходов, кэши целевых адресов переходов и условное (по предположению)
    выполнение команд. Возросшая сложность, реализуемая этими механизмами,
    создает также проблемы реализации точного прерывания.
    В типичной суперскалярной машине аппаратура может осуществлять выдачу от одной до восьми команд в одном такте. Обычно эти команды должны быть независимыми и удовлетворять некоторым ограничениям, например таким, что в каждом такте не может выдаваться более одной команды обращения к памяти. Если какая-либо команда в потоке команд является логически зависимой или не удовлетворяет критериям выдачи, на выполнение будут выданы только команды, предшествующие данной. Поэтому скорость выдачи команд в суперскалярных машинах является переменной. Это отличает их от
    VLIW-машин, в которых полную ответственность за формирование пакета команд, которые могут выдаваться одновременно, несет компилятор, а аппаратура в динамике не принимает никаких решений относительно выдачи нескольких команд.
    Предположим, что машина может выдавать на выполнение две команды в одном такте. Одной из таких команд может быть команда загрузки регистров из памяти, записи регистров в память, команда переходов, операции целочисленного АЛУ, а другой может быть любая операция плавающей точки.
    Параллельная выдача целочисленной операции и операции с плавающей точкой намного проще, чем выдача двух произвольных команд. В реальных системах
    (например, в микропроцессорах PA7100, hyperSPARC, Pentium и др.)
    применяется именно такой подход. В более мощных микропроцессорах
    (например, MIPS R10000, UltraSPARC, PowerPC 620 и др.) реализована выдача до четырех команд в одном такте.
    Выдача двух команд в каждом такте требует одновременной выборки и декодирования по крайней мере 64 бит. Чтобы упростить декодирование можно потребовать, чтобы команды располагались в памяти парами и были выровнены по 64-битовым границам. В противном случае необходимо анализировать команды в процессе выборки и, возможно, менять их местами в момент пересылки в целочисленное устройство и в устройство ПТ. При этом возникают дополнительные требования к схемам обнаружения конфликтов. В
    любом случае вторая команда может выдаваться, только если может быть выдана на выполнение первая команда. Аппаратура принимает такие решения в динамике, обеспечивая выдачу только первой команды, если условия для одновременной выдачи двух команд не соблюдаются. На рисунке 5.4.2.6.3.
    представлена диаграмма работы подобного конвейера в идеальном случае,
    когда в каждом такте на выполнение выдается пара команд.
    Такой конвейер позволяет существенно увеличить скорость выдачи команд.
    Однако чтобы он смог так работать, необходимо иметь либо полностью

    126
    конвейеризованные устройства плавающей точки, либо соответствующее число независимых функциональных устройств. В противном случае устройство плавающей точки станет узким горлом и эффект, достигнутый за счет выдачи в каждом такте пары команд, сведется к минимуму.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта