Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы письменных высказываний

  • Чтение как вид речевой деятельности.

  • Речевое воздействие письменной коммуникации.

  • Пара- и экстралингвистические компоненты невербальной коммуникации

  • Основы теории коммуникации - Николаева Ж.В.. Учебнометодическое пособие для студентов специальности 350400 Связи с общественностью


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов специальности 350400 Связи с общественностью
    АнкорОсновы теории коммуникации - Николаева Ж.В..pdf
    Дата04.10.2017
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы теории коммуникации - Николаева Ж.В..pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #9209
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16
    Функции письменноречевой коммуникации:
    1.Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время.
    2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно- информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д. 3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно- популярным, публицистическим, учебным текстам.
    Типы письменных высказываний можно подразделить на ряд групп в соответствии с функцией и употреблением стилистических приемов:
    1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала.
    2. План текста, прослушанного или прочитанного. Вариантом составления плана является озаглавливание выделенных частей текста и написание тезисов — развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения.
    Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. Если план перечисляет

    119 вопросы, то тезисы фиксируют главное, что сказано относительно каждого из них. Тезис может дополнять ключевые слова, определения, ссылки на источник информации.
    3. Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.; дифференцирует воспринятую информацию; демонстрирует четкость, последовательность, выразительность изложения воспринятой информации.
    4. Конспект — один из видов аналитико- синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, со- кращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости.
    5. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку. Одна из распространенных форм реферата — резюме. Реферат представляет собой компрессивное изложение основных положений, в которое не включаются второстепенные факты и детали.
    6. Аннотация — краткое, максимально сжатое связное изложение основного содержания текста- источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений о заключенной в тексте информации, ее направленности, ценности и назначении.
    120 7. Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора от фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.
    8. Письмо как форма письменного сообщения.
    Общение при помощи писем осуществляется между людьми с разными целями и в разных сферах.
    Чтение как вид речевой деятельности. Чтение
    - это рецептивный вид речевойкоммуникации, который обладает следующими преимуществами:
    • при чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма — значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое, как при аудировании;
    • при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, составляющих некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;
    • для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании;
    • по прочитанному
    (репродуцированному) тексту легче воссоздать ситуацию его ситуативно-смыслового создания.
    Отметим и те факторы, которые осложняют становление и функционирование чтения:
    • широта охвата языкового материала;
    • незнание или непонимание описываемых в тексте событий, приводимых данных;
    • большая, чем в устной речи, сложность изложения материала
    (содержательно-

    121 композиционное построение текста);
    • большая сложность фраз (в письменной речи они почти в 3 раза длиннее, чем в устной диалогической);
    • отсутствие пауз и интонации, что затрудняет смысловое членение речевых блоков.
    Чтение (осмысленное и целенаправленное) возможно лишь при постоянной активности читающего, благодаря чему он глубже постигает смысл текста, лучше усваивает его формальную сторону, без опоры на которую невозможно понимание содержания. Главная задача чтения — получение информации, причем активное и самостоятельное. При определенной общности с аудированием (слушанием с пониманием) в плане действия психофизиологических механизмов чтение отличается следующими особенностями:
    • объем информации, получаемой при чтении, больше (в единицу времени), чем при аудировании. Это объясняется большей про- пускной способностью зрительного канала восприятия и созданием собственного
    (индивидуального) темпа чтения;
    • механизм «догадки», прогнозирования содержания помогает быстрее понять или проконтролировать свои действия в случае непонимания текста;
    • механизм логического понимания (логико- смысловой, лексико-грамматический и ситуативно-содержательный анализ) хорошо формируется и совершенствуется при чтении вслух. Этот механизм позволяет понимать новые тексты даже в тех случаях, когда текст содержит минимум известной информации;
    122
    • механизм внутреннего речевого слуха основан на том, что читающий как бы слышит внутри себя то, что читает.
    Важной особенностью чтения является внутреннее проговаривание. Читатель, проговаривая текст, как бы слышит себя со стороны, что является необходимым условием понимания прочитанного.
    Чтение, как и прочие виды речевой деятельности, мотивируется потребностями, психологическими установками, задачами читателя в получении необходимой информации и дальнейшем ее преобразовании.
    Речевое
    воздействие
    письменной
    коммуникации. В теории коммуникации под
    речевым воздействием понимается регулирование
    деятельности адресата (получателя информации)
    адресантом (отправителем информации).
    Проблемы, связанные с адекватностью замысла адресата текста и восприятия адресанта, решаются психолингвистами и психологами. При определении функций письменной информации так же, как и устной, чаще всего указывают на функцию передачи сообщений, сохраненных в определенной форме.
    Однако анализ коммуникации в отдельных сферах деятельности показывает, что это положение следует корректировать. Так, одна из целей письменноречевсй коммуникации в деловой сфере - не только передача распорядительной, инструктивной, стратегической информации, но и управление деятельностью людей в ситуациях этой сферы.
    В сфере массовой коммуникации воздействие любой (устной или письменной) информации во многом зависит от авторитета источника или носителя сообщений. Текст как единица коммуникации организуется с целью

    123 достижения максимального воздействия на адресата.
    Каждый текст приобретает смысл только в процессе коммуникации, т.е. в условиях его восприятия, понимания и реализации обратной связи.
    Если субъект коммуникации (отправитель информации) не пользуется доверием аудитории, уважением, интересом, исходящая от него информация будет воспринята и понята искаженно независимо от реального содержания текста. Данное обстоятельство приводит к необходимости учета в организации общения коммуникативной стратегии адресанта - субъекта речевого воздействия. Это обеспечивает смысловую приемлемость информации для получателя (адресата) - объекта речевого воздействия.
    С большей вероятностью побуждает человека к произвольному восприятию речи, т.е. интерес к речевому сообщению, сообщение, которое содержит сведения, относящиеся к его деятельности (учебе, работе, образу жизни) или личным интересам. Для создания такого сообщения адресант информации должен обладать достоверными представлениями о том, «на каком языке» говорить с адресатом: если его цель — воздействие на большую аудиторию, на массы, то он должен знать общие психологические ориентиры, предпочтения, предубеждения и т.д. этой аудитории. В тексте надо не только опираться на понятные слова, но, что важнее, необходимо прогнозировать коммуникативные потребности аудитории, мотивы возможного обращения к предлагаемой информации.
    В письменноречевом общении нужно учитывать, что текст (письменный) воспринимается сначала зрительно, потом формально (композиция,
    124
    доступность, понятность, четкость) и только после этого на уровне проникновения в замысел автора. В теории речевых актов письменный текст рассматривается как диалог читателя с автором текста, как процесс взаимодействия читателя с текс- том. Этим объясняется то, что успех реализации коммуникативной стратегии и, следовательно, успех речевого воздействия в большой степени зависит от стилистической организации текста.
    Если стратегия автора текста воплощает прогнозирование воздействия информации, то стратегия читателя представляет собой обработку информации, заложенной в тексте, т.е. набор действий и приемов, которыми пользуется читатель при восприятии и понимании текста. Стратегия чтения включает следующие моменты:
    • понимание темы;
    • идентификация себя с персонажем или автором текста;
    • поиск доминирующей точки зрения, перспективы;
    • установление различий буквального и образного значений;
    • заполнение пропусков в информации (при иносказаниях, намеках, ссылках на другие источники);
    • установление соотнесенности с другими текстами и собственным опытом;
    • соотнесение собственной реакции на текст с широким культурным или научным контекстом и т.д.
    Выбор верной стратегии, обеспечив доступность текста, способствует достижению планируемого эффекта воздействия.

    125
    Речевое произведение, отличающееся единством формы и содержания, характеризуется пятью основными компонентами, реализующимися в акте коммуникации: фактор отправителя текста
    (адресанта); фактор получателя текста (адресата); форма контакта между адресантом и адресатом; характер (тип) изложения содержания; способ кодирования (выражения) информации.
    Контрольные вопросы
    1. Какие навыки и умения формируются и развиваются при овладении компетенцией в письменной речи, т.е. в письме как виде речевой деятельности?
    2. Какие навыки и умения необходимы для составления качественных конспектов?
    3. Какие виды чтения необходимо развивать для более эффективного извлечения актуальной информации?
    4. Считаете ли вы свои письменноречевые умения достаточно развитыми? Если нет, то как можно улучшить ситуацию?
    5. Синтез каких речевых умений необходим для обработки полученной информации и ее дальнейшего использования?
    6. Умеете ли вы писать бытовые и деловые письма? Какие умения вам нужно развить чтобы ваши письма стали более интересными и функциональными?
    7.Считаете ли вы рекламу необходимым элементом социальных и деловых коммуникаций?
    Почему?
    126
    ГЛАВА 5. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
    Термин «невербальное» обычно понимается как
    «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.
    Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации,
    систему невербальных символов, знаков, кодов,
    использующихся для передачи сообщения. В широком смысле понятие «невербальная коммуникация»
    практически отождествляется с понятием
    «невербальное поведение» и означает социально
    обусловленную систему взаимодействия, в структуре
    которой
    преобладают
    непроизвольные,
    неосознаваемые комплексы движений, выражающие
    личностную неповторимость человека.
    Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия.
    Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную

    127 целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и декодируется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, и значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров.
    Главным компонентом структуры невербальной коммуникации является к и н е с т е т и к а - зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику.
    С помощью акустического канала отражается просодическая структура невербального поведения
    (темп, тембр, высота, громкость голоса). К ней примыкает экстралингвистическая структура
    (речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.).
    Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно- кинестетической системы отражения
    (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку всех нюансов физического контакта.
    Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.
    Существенной особенностью невербальной коммуникации является независимость ее от семантики речи. Практически это проявляется в тех случаях, когда слова означают одно, а информация го-
    128
    лоса — совсем другое. В принципе между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:
    • неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словесно, подчерки- вается отталкиванием, увеличением дистанции);
    • неречевое сообщение противоречит речевому
    (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом сдвигает брови, морщит лоб, раздувает ноздри);
    • неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером).
    В большинстве работ, посвященных сравнению речевых и невербальных коммуникаций, подчеркивается, что функция последних сводится к дополнению, интерпретации текста и к применению его подтекста, т.е. невербальная коммуникация призвана усилить эмоциональную насыщенность слова, его выразительность и силу высказывания.
    Согласно другому подходу к оценке роли неречевой коммуникации, в процессе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражена знаками и имеет наряду с речевой свой план выражения содержания и интерпретации.
    Соответственно неправомерно считать, что невербальная коммуникация только дополняет «главный» (речевой) язык. Она существует вместе с речью как независимая от нее система.

    129
    Наконец, третья точка зрения отстаивает приоритет невербального поведения над вербальным в качестве более экономного и эффективного средства в достижении целей коммуникации. Человек в ситуации общения реализует некоторую невербальную программу, накладывая на нее вербальную форму. Кроме того, у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, что не означает второстепенной роли речевого поведения.
    Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Несмотря на это невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения.
    Установлено, что люди получают в процессе невербальной коммуникации следующую информацию:
    • Во-первых, эта информация о личности коммуникатора, которая включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я»-образе и самооценке, личностных свойствах и качествах, коммуникативной компетентности, социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре;
    • Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу, их желаемом уровне общения, характере или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений (стремление поддерживать
    130
    общение, прекратить его и т.д.);
    • В-третьих, это информация об отношении участников коммуникативного процесса к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие.
    Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия.
    Сочетание вербальных и невербальных компонентов зависит от ситуации общения, главными компонентами которой являются отношения между участниками, цели взаимодействия, вид общения. При этом невербальное поведение может выступать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», существующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.
    Пара- и экстралингвистические компоненты
    невербальной коммуникации
    К
    паралингвистическим
    компонентам
    невербальной коммуникации, определяющим качество
    голоса, его диапазон, тональность, относят: гром-
    кость,
    темп,
    ритм
    и
    высоту
    звука.
    Экстралингвистические компоненты представляют
    собой атипические индивидуальные особенности
    произношения - речевые паузы, смех, покашливание,
    вздохи, плач, заикание и т. п.
    Громкость
    голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени, — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Большая громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и часто служит намерению повлиять на собеседника.
    Темп
    речи.
    Средние статистические характеристики темпа речи человека существенно

    131 изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Можно говорить о темпе речи как об индивидуальной личностной особенности, связанной прежде всего с характеристиками темперамента человека. Быстрый темп речи может свидетельствовать об импульсивности, уверенности в себе, а спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Кроме того, существуют значительные различия по показателям речи между представителями разных культур:
    «нормальная скорость» речи у французов и итальянцев обычно выше, чем у немцев и англичан.
    Ритм речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда человек говорит на трудные для себя темы, он сбивается, часто неправильно строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, назализации (э... э... э...), слов-паразитов
    («значит», «так сказать» и т.п.), тем более некомпетентным он кажется слушающим. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается за попытку обмануть партнера.
    Высота голоса и ее изменение во времени — носитель информации о возрастных, половых, индивидуально-личностных особенностях человека.
    Эмоциональное содержание сообщения может несколько изменять звуковысотные характеристики.
    Так, гнев сопровождается увеличением звонкости,
    «металличности», а страх делает голос «глухим»,
    «тусклым», «сдавленным».
    Паузы во время разговора делают для того, чтобы предоставить партнеру возможность высказаться; выиграть время на размышления;
    132
    придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать. Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.
    Вздохи,
    стоны,
    покашливания,
    смех представляют собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний
    (безысходности, не- терпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружающих путем вызывания у них аналогичных чувств.
    Интонация - все явления, звуковые средства
    языка, которые связаны с голосом и не требуют
    концентрации внимания на содержании сказанного.
    Интонация — особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, с которыми он общается
    (властная интонация, насмешливая, ироническая, уве- ренная и т.п.).
    По образному выражению
    М.М.Бахтина, в интонации соприкасается говорящий со слушающим.
    В системе речевого общения можно выделить следующие виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально- личностную, биофизическую, социально-групповую, психологическую, пространственную и др.
    Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая

    133 интонация, ритм, тембр, были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, повествуют о состояниях, эмоциях человека, его отношении к коммуникативному процессу.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта