Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие технических средств коммуникации.

  • Основы теории коммуникации - Николаева Ж.В.. Учебнометодическое пособие для студентов специальности 350400 Связи с общественностью


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов специальности 350400 Связи с общественностью
    АнкорОсновы теории коммуникации - Николаева Ж.В..pdf
    Дата04.10.2017
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы теории коммуникации - Николаева Ж.В..pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #9209
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Коммуникация и общение. Общение – понятие, давно и прочно утвердившееся в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, психологии, социологии, педагогике и др.
    Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение». Данная проблема привлекла внимание многих специалистов. В результате определились следующие подходы к ее разрешению.
    18
    Первый
    подход состоит по существу в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы – Л.С.
    Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др. В ряде энциклопедических словарей термин
    «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины
    «общение» и «коммуникация» - тождественны.
    Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе» они равноправны.
    Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и
    К. Черри. По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация – «это в сущности социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык» (Черри К. Человек информация. С. 23-24).
    Второй подход связан с разделением понятий
    «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются по крайней мере в двух главных отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация… является чисто

    19 информационным процессом – передачей тех или иных сообщений». Во вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект - объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять
    (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Коммуникация, таким образом, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным.
    Общение, напротив, представляет собой субъект - субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. (см.: Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С. 143-146).
    По-своему различает коммуникацию и общение известный социальный психолог Г.М. Андреева.
    Полагая, что общение – категория более широкая, нежели коммуникация, она предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; и перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по
    20
    общению и установления на этой основе взаимопонимания.
    Противоположную точку зрения высказывает А.В.
    Соколов. Его позиция состоит в том, что общение – это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Таким образом, возникают три варианта отношений участников коммуникации:
    1) субъект – субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение;
    2) субъект – объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей;
    3) объект – субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте.
    Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий основан на понятии информационного обмена. К нему склоняются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем

    21 далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном
    (словесном) виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени.
    Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста).
    Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином
    «социальная коммуникация».
    Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность
    «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе,- «общение».
    Развитие
    технических
    средств
    коммуникации. Возникновение человеческой речи приблизительно 40тыс. лет назад в
    22
    коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная революция».
    Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи: письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.
    За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа.
    Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э. Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различные предметы (например, стрела или меч могли означать объявление войны, а зеленая ветвь – предложение мира; разновидность предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распространение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где количество узелков соответствовало количеству животных.
    Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое
    (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В

    23 пиктографии простые изобразительные знаки, иногда способные вызвать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание.
    Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. Когда мы говорим, мы произносим сравнительно немного существенно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необходимых для их обозначения, невелико. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита. Ко 2 в. до н.э. сложился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-германских народов, а также балтийских и некоторых славянских (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).
    Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с небольшими изменениями сохранился до настоящего времени.
    Он был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славянской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в 9в. славянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослужебные книги.
    Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом варианте, сыграло колоссальную роль. Письменный язык в отличие от устного
    24
    фиксировался на материальном носителе – пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации. Благодаря письму стали развиваться наука и образование, быстрее стало меняться само общество.
    С возникновением письменности человечеству пришлось решать еще одну важную проблему – проблему поверхностей, пригодных для письма.
    Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на
    Руси) обладали одним существенным недостатком
    – делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст.
    Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папирусную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отмелях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверхность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумажным производством.
    Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от

    25 устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций.
    Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей.
    Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце 9 в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков.
    Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в Германии И. Гуттенбергом (1399-1468), а печатание первой знаменитой
    Библии
    Гуттенберга было закончено в 1456 г. Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал начало «эры Гуттенберга». Россия вступила в «эру Гуттенберга» через сто лет, при
    Иване Грозном, когда в 1564 г. В Москве И.
    Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке – «Апостол».
    Изобретение
    Гуттенберга использовалось практически в неизменном виде вплоть до конца
    18 в. В 1866 г. У. Буллоком была создана ротационная машина, печатающая одновременно на обеих сторонах бумажного полотна и потому исключительно удобная для выпуска газет. Спустя два десятилетия в США появилась строкоотливная машина – линотип, а в 1897 г. – буквоотливная наборная машина – монотип, значительно облегчающая корректуру и верстку.
    Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения. Во-вторых, развитие книгопечатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к
    26
    возникновению целой отрасли производства – бумажной промышленности.
    Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии.
    Так, возник мощный канал массовой коммуникации - пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул
    «четвертой власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством, а в некоторых странах, например в России в 19 в., становится центром культурного и литературно- публицистического процесса.
    Электронная
    коммуникация.
    Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации, возникновение и развитие которых решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объему передаваемой на большие расстояния информации.
    Начало было положено созданием техники
    телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу»
    (природный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель
    Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реализовано оно было лишь в 19 в.

    27
    В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. он создал первый электромагнитный телеграфный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную передачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную модель телеграфа
    (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе
    (1701-1872) – американский портретист, переквалифицировавшийся в техника.
    Его изобретение обеспечивало дистанционную передачу сообщений с использованием специального двоичного кода – «азбуки Морзе».
    Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847-
    1922) – шотландец, эмигрировавший в Америку. В
    1876 г. Белл и его ассистент Т.А.Уотсон получили патент США на телефонный прибор. В 1878г. первая в мире общественная телефонная линия начала функционировать в Лондоне. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве,
    Одессе и Риге. К концу 19 в. телефонная связь распространилась по всему миру.
    В то же время продолжались поиски более быстрых и дешевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, который могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони (1874-1937) начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на расстояние более 3 км. В России работы по
    28
    созданию радиопередающего и принимающего устройства велись физиком и электротехником
    А.С. Поповым (1859-1906). Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в
    1901г. – около 150 км. Началась эра радиосвязи на большие расстояния. Для первых радиосообщений использовалась азбука Морзе, но уже в 1906г. появилась возможность передавать человеческий голос. Человеческая речь и музыка впервые прозвучали по радио в Великобритании в 1907г.
    Еще в начале 20 в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в России.
    Профессор
    Санкт-Петербургского технологического института Б.Л. Розинг 22 мая
    1911 г. произвел первый в мире опыт передачи изображения по проводам на расстояние. Им была создана электронно-лучевая трубка – прообраз современного кинескопа. В 1925 г. в Лондоне Дж.
    Берд осуществил беспроводную передачу изображения человека из одной комнаты в другую. Через три года из студии Борна
    Британская радиовещательная корпорация (Би-Би-
    Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир.
    Новое средство коммуникации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры – экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и восприятия сообщений.

    29
    В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы – это было начало цветного телевидения.
    Постепенно начали формироваться межнациональный телевизионные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объединились в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спутников позволило телевещанию стать поистине всемирным явлением.
    В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила
    волоконно-оптическая связь.
    Волоконно-оптический кабель более надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности передачи.
    Связь по нему осуществляется быстрее, слышимость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлантический океан.
    Этот кабель позволял вести телефонные разговоры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во второй половине
    1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами.
    Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники.
    Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными.
    В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше.
    30
    Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел
    (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире).
    Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей.
    Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме – звуком, текстом, цифрами или изображением – любому человеку, находящемуся в любой точке планеты.
    Контрольные вопросы
    1. Как вы думаете, чем вызван рост научного интереса к проблемам коммуникации?
    2. Дайте определение понятия «коммуникация».
    Охарактеризуйте многообразие подходов к определению данного понятия.
    3. Какие научные дисциплины исследуют проблемы коммуникации?
    4. Как соотносятся теория коммуникации и другие дисциплины? Попытайтесь определить место теории коммуникации в системе социогуманитарного и естественно-научного знания.
    5. Охарактеризуйте основные законы теории коммуникации.
    6. Как соотносятся понятия «коммуникация» и
    «общение»?
    7. Охарактеризуйте основные методы теории коммуникации.

    31 8. В чем состоят основные функции теории коммуникации?
    9. Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.
    ГЛАВА 2. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
    РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
    Проблемы коммуникации в социальной философии.
    Термин «коммуникация» был введен в научный оборот в начале XX в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения, значение и суть которого далеко не одинаково осознавались на разных этапах становления и развития человеческого общества.
    Проблема коммуникации в античной культуре.
    В рамках традиционного мифологического мировоззрения, характерного для дофилософского этапа развития культуры, проблема отношения человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. На начальном этапе развития философии, во время господства натурфилософии, человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собсттвенно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н.э. положение меняется: центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека, человеческого бытия выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики.
    32
    Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное — искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи.
    Наибольший вклад в ее развитие внес софист Горгий
    (V-IV вв. до н.э.). Теоретическое открытие Горгия состояло в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность. Сократ (469-399 гг. до н.э.) положил начало моральной философии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности.
    Человек у Сократа прежде всего существо моральное.
    На вопрос, что делает его таким, мыслитель отвечает: существуют моральные качества, общие для всех людей, которые делают человека добродетельным и способным жить в обществе. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо.
    В «Государстве» у Платона (427-347 гг. до н.э.) подчеркивается невозможность отдельного изолированного человека: («каждый из нас бывает сам для себя недостаточен и имеет нужду в других»).
    Платон определяет такие способы передачи информации, как речь и письменность. Отношения, возникающие между индивидами в процессе общения, изображаются им как «разумные отношения взаимного пользования».
    Аристотель(384-322 до н.э.) был создателем первой схемы процесса общения. Он писал, что для любого акта общения необходимы, по крайней мере, три элемента: 1) лицо, которое говорит; 2) речь,

    33 которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.
    Цицерон(106-43 до н.э.) продолжил греческую традицию платоновской
    Академии и школы
    Аристотеля. Взгляды Цицерона на риторику отличаются большей широтой, нежели взгляды его предшественников. Ораторское искусство, считал
    Цицерон, необходимо и в других областях человеческой деятельности, поэтому оно требует широкой эрудиции и специального образования в об- ласти философии, права, гражданского устройства и т.д. Кроме специальных знаний оратору необходим и здравый смысл.
    Таким образом, античная риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики. Была детально разработана структура речи, включающая такие элементы, как: вступление, название и толкование названия, повествование, описание, доказательство, опровержение, обращение к чувствам, заключение.
    Теоретический задел, созданный античными мыслителями, стал основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.
    Безусловно, античная мысль сделала лишь первые шаги по пути осмысления человеческой коммуникации: уровень развития личности и реальных отношений между людьми был еще недостаточно высок, чтобы данная проблема приобрела серьезное значение в общественном сознании. Главным сдерживающим фактором была
    «растворенность индивидуального существования в коллективности полисной общины» (М.С. Каган).
    34
    Процесс «персонализации индивида» в то время только начинался.
    Огромный шаг на пути решения проблемы лич- ности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства.
    Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было связано, во-первых, с признанием равенства всех людей перед Богом, чего не было в античном сознании. Во-вторых, христианство провозгласило, что поведение каждого человека зависит от него самого, от его свободного выбора, его индивидуальных душевных качеств, ибо
    Бог наделил человека свободой воли. В-третьих, христианство определило особое место человека в мире. Если античное сознание рассматривало человека как частицу Космоса, подчиненную ему, живущую и действующую по его законам, то христианское видение человека изначально ставило его над всем сущим, полагало его господином при- роды. В-четвертых, христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений —
    «возлюби ближнего как самого себя».
    Возрождение и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании.
    В центре внимания новой культуры уже не Бог, а Человек. Эта культура реабилитировала человека, придала подлинную ценность его земному, а не потустороннему бытию, очистила его бытие от рели- гиозного мистицизма.
    На рубеже XVIII — XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о

    35 категориях «субъект» и «объект», где под
    «субъектом» понимался человек в его активно- познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру —
    «объекту».
    Следует, однако, отметить, что большинство немецких философов были склонны трактовать и человеческое общение в категориях субъект- объектной связи, а не субъект-субъектной, и выйти за ее рамки не смогли. В их теоретических построениях, особенно у И.Г. Фихте и Новалиса, человеческое индивидуальное
    Я было настолько абсолютизировано, что «другое Я» (тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъектности и становилось объектом среди объектов. Таким образом, вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации восторжествовал принцип ее монологичности.
    Рассмотрение коммуникации как однонаправленного процесса закрывало дорогу к созданию адекватной теории межличностной коммуникации как субъект- субъектного отношения (Я — другое Я) и останавливалось на уровне ее понимания как субъект- объектного отношения, где другая сторона превращалась в пассивный объект воздействия познающего субъекта (Он).
    Ф.
    Шлейермахер
    (1768-1834), видный представитель немецкого романтизма, более последовательно рассматривал проблему общения.
    Для него общение между людьми — это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами
    (субъект-субъектное отношение).
    Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки
    36
    теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений. Можно без преувеличения сказать, что современная философ- ская герменевтика обязана своим рождением именно
    Шлейермахеру. Он рассматривал герменевтику как
    «искусство постижения чужой индивидуальности»,
    «другого». Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно вы- ражение есть воплощение индивидуальности. Помимо простой техники понимания и толкования различных сочинений, например священных текстов, герменевтика раскрывает саму интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое: у немецкого философа она нашла свое выражение в так называемом принципе герменевтического круга.
    Суть его состоит в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово — часть предложения, предложение — часть текста, текст — часть творческого наследия данного автора и т.д.
    Шлейермахер развивает понятие герменевтического круга, вводя две его разновидности.
    Первая, традиционная для герменевтики — когда часть текста соотносится со всем текстом как целым и мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая интерпретация герменевтического круга состоит в том, что текст рас- сматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое. Исследуя текст в более широком, культурно-историческом контексте, совмещая это со знанием условий его создания, интерпретатор может понять автора и его творение

    37 глубже, чем сам автор понимал себя и свое произведение.
    Семиотика — новое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, иссле- довала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом придавалось некоторое значение. Истоки изучения знаковых систем по существу проявились уже в логико-математических работах Г. Лейбница в конце XVII в. В явном виде основные принципы семиотики сформулировал аме- риканский философ и логик Ч.Пирс(1839-1914), который ввел и само понятие «семиотика».
    По утверждению Пирса, «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка», «мыслить без знаков невозможно», а знак является заменителем объекта в каком-то аспекте. Коммуникация также имеет знаковую природу и невозможна без знаков. В любой коммуникативной ситуации можно выделить три части: знак в функции объекта и в отношении к интерпретатору. Не только человеческое мышление состоит из знаков, но и сам человек может быть понят как знак. Мышление носит языковой характер, а язык
    — это совокупность знаков. Потому нельзя мыслить без знаков, в основе человеческого познания и понимания также лежит знак-язык, публичный по своей природе и выступающий в качестве средства общения.
    Вместе с тем в XIX в. появляются учения, критическая направленность которых расходится с общей линией на изучение коммуникативных аспектов человеческой жизни.
    38
    Ф. Ницше(1844—1900) стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов
    «бытия» — естественности, страстей, непосредственности, стихийности. С помощью слов-метафор люди упорядочивают хаос впечатлений.
    Деиндивидуализация и универсальная применимость понятий — залог существования общества, члены которого должны иметь возможность «договориться».
    Философская традиция изучения коммуникации
    в XX в. еще более многообразна.
    В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики; кроме того, большое внимание проблеме человеческой коммуникации было уделено в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.
    Оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Его основными представителями являются М. Хайдеггер,
    К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и Н.А. Бердяев.
    Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности.
    Термином «экзистенциализм» обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противоположной ей чуждой

    39 и враждебной действительности. В центре внимания
    — внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще.
    Способность человека к коммуникации отличает его от всего остального сущего, благодаря ей человек может обрести самого себя, она лежит в основе экзистенциального отношения между людьми, как отношение между Я и Ты. Такого рода отношения возникают между людьми общающимися, но одновременно сознающими и сохраняющими свои различия, идущими друг к другу из своей уеди- ненности. Человек, считает Ясперс, не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уединенным, не будучи «самостью». Таким образом, коммуникация, по Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.
    Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф. Шлейермахер в «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799).
    Основным манифестантом персонализма в XX в. стал французский философ Э. Мунье (1905— 1950), автор многочисленных работ, среди которых
    «Персоналистская и коммунитарная революция»
    (1935), «Введение в экзистенциализм» (1947),
    «Персонализм» (1949).
    Кризис общения, характерный для социально- исторической ситуации первой половины XX в.,
    Мунье объяснял пороками индивидуализма. Он формирует изолированного человека, который посто- янно защищается. По этой мерке скроена идеология западного буржуазного общества. Человек, лишенный
    40
    связей с природой, наделенный безмерной свободой, рассматривает ближних с точки зрения расчета, он завистлив и мстителен.
    Антитезой индивидуалистического общества выступает персоналистско-коммунитариое общество, основанное на любви, реализующейся в отзывчивости и сопричастности, когда личность принимает на себя судьбу, страдания и радость ближних.
    Коммуникация в философии персонализма — общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюдных обязательств — абстрактно и безлично.
    Диалогическая философия (философия диалога, диалогизм) — совокупное обозначение философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога, — получила широкое распространение в XX в. Диалогическое отношение, или отношение Я — Ты, мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире.
    Утверждая первичный характер отношения Я — Ты, представители диалогической философии настаивают на том, что вне этого отношения человеческий индивид вообще не может сложиться в качестве
    «самости». Хотя принципиальную значимость Я —
    Ты - отношения в структуре человеческого отношения к миру подчеркивали уже многие мыслители XIX в. (например, Л. Фейербах), в качестве относительно самостоятельного интеллек- туального течения диалогическая философия сложилась в 1920-е гг. Независимо друг от друга и опираясь на различные философско-религиозные

    41 традиции, ее основные положения развивали М.
    Бубер, Ф. Розенцвейг, А. Гарнак, Ф. Гогартен. После
    Второй мировой войны идеи диалогической философии разрабатывали Г. Марсель, Э. Левинас и др.
    Герменевтика, философско-методологические основы которой были заложены в XIX в. Ф.
    Шлейермахером, в XX в. обретает статус самостоятельного направления современной философской мысли.
    В герменевтике разрабатываются категории, принципиально важные для теории коммуникации. Среди них особый статус приобретают категории
    «понимание» и
    «интерпретация».
    Проблемы изучения и истолкования текстов вызвали философский интерес к вопросу о
    «понимании». Понимание — уразумение смысла или значения чего-либо. Герменевтический подход состоит в трактовке процесса понимания как поиска смысла в противовес пониманию как приписыванию значений.
    Интерпретация понимается как истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания. В качестве практики интерпретация существовала уже в
    античной филологии
    («аллегорическое толкование» текстов), в средне- вековой экзегетике (христианская интерпретация языческого предания), в эпоху Возрождения
    («критика текста», лексикография, «грамматика», включавшая в себя стилистику и риторику) и Рефор- мации (протестантская экзегетика XVII в.). Первые попытки теоретического осмысления интерпретации связаны с возникновением герменевтики (Ф.
    Шлейермахер).
    42
    Герменевтика как философско- методологическое учение неоднородна, в ней можно выделить следующие направления.
    Идеи герменевтической феноменологии получили развитие в творчестве русского философа
    Г.Г.Шпета (1879— 1940), последователя феноменологического учения Э. Гуссерля. Шпет выдвигает идею синтеза герменевтики и феноменологии. Герменевтика занимается анализом понимания и должна отвечать на вопрос «Как возможно понимание?», т.е. фактически является философией понимания. Феноменология анализирует смысл и методы его образования.
    Феноменологическая герменевтика синтезирует оба эти направления в одной философской парадигме.
    В результате акт понимания включает в себя в качестве структурных компонентов разум и объект познания (текст). Понятие текста получает предельно широкую трактовку как знаково-символической информационной системы, включающей обычные носители информации — устную и письменную речь
    (книги, газеты, письма и т.п.). При таком подходе проблематика языка смыкается с проблематикой сознания, что приводит, по мнению Шпета, к новому понятию «языковое сознание». Поскольку тексты есть продукты человеческой деятельности, на которых запечатлено влияние языкового сознания, постольку понимание текста должно опираться на принципиальный анализ языкового сознания в широком культурном контексте, в котором оно формируется и функционирует.
    Онтологическое направление в герменевтике развивает М. Хайдеггер (1889—1976), сделавший предметом герменевтического анализа язык. Язык у

    43 него выступает как сущностное свойство человеческого бытия. А так как понимание возможно только в языке и при помощи языка, то язык определяет постановку всех герменевтических проблем. В нем отражается весь мир человеческого существования и через него герменевтика у
    Хайдеггера «выходит» на анализ человеческого бытия. «Тайна» бытия, по Хайдеггеру, сокрыта от человека.
    Существующий язык, подчиненный логическим правилам, грамматике и синтаксису, ставит непреодолимые пределы тому, что люди хотят сказать друг другу. Пользуясь таким языком, люди говорят о сущем, а не о бытии, в смысл которого им не дано проникнуть.
    Большое влияние на современную философию оказали герменевтические идеи Г. Г. Гадамера (1900-
    2002), ученика М. Хайдеггера, автора классического труда «Истина и метод» (1960). Гадамер критически осмысливает предшествующую герменевтическую традицию, в первую очередь учение
    Ф.
    Шлейермахера, который стремится к исторической реконструкции прошлого состояния произведения искусства (текста) через реконструкцию его культур- ного контекста. Целью герменевтического искусства должно стать не «вживание в мир автора», а представление этого мира «в себе» для актуализации его для себя.
    Развивая предложенный
    Хайдеггером
    «онтологический поворот» герменевтики к проблеме языка, Гадамер в качестве важнейшей выделяет категорию «предпонимание» — совокупность «пред- рассудков», «предсуждений», «предмнений»,
    «предвосхищений». Поскольку любая традиция нерасторжимо связана с языком, в нем выражается и
    44
    им в определенной степени обусловлена, постольку главным предметом и источником герменевтической рефлексии должен стать язык как структурный элемент культурного целого.
    Язык кроме переносимого смысла сохраняет объективные и субъективные предпосылки понимания.
    Язык является условием познавательной деятельности человека. Принципом и источником действительного понимания и взаимопонимания является диалог, разговор, коммуникация.
    Неопозитивизм (или аналитическая философия)
    складывается в начале XX в. в рамках философского позитивизма; это аналитическое направление, знаменующее
    «лингвистический поворот» философии. Аналитическая философия представлена, прежде всего, школами логического позитивизма и лингвистической философии.
    Логический позитивизм. Сосредоточенность на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки характеризует деятельность так называемого Венского кружка (Ф. Вайсман, Г. Ган, К.
    Гедель, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). возникшего в на- чале 1920-х гг. и просуществовавшего вплоть до начала Второй мировой войны и заложившего основы логического позитивизма. Представители этого направления считали, что необходимо сформировать совершенный язык, не допускающий никаких неопределенностей. Таким языком должен стать язык математической логики, считал Б. Рассел. Задача философии состоит в том, чтобы очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла — их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить.
    Процедура проверки предложений на предмет их осмысленности получила название «верификация».

    45
    Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку.
    Лингвистическая философия — одно из направлений аналитической философии, получившее развитие в Великобритании, где возникли две школы
    — кембриджская и оксфордская, в США и некоторых других странах Запада в 1930—1960-е гг.
    Сторонники лингвистической философии отказываются от жестких логических требований к языку, полагая, что объектом анализа должен быть естественный язык. Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан в
    Кембридже Дж. Муром. Наиболее развернутый вариант лингвистического анализа представлен в трактате Л. Витгенштейна «Философские иссле- дования» (1949). Исходя из разнообразия, неоднозначности понятий естественного языка, его природной подвижности, Витгенштейн предложил вариант анализа, основанный на концепции
    «языковых игр» и ввел термин «лингвистические игры».
    Особенности игры как явления позволяют лучше понять особенности языковой реальности.
    Подобно тому, как каждая игра имеет свои правила, так и в языке существуют различные правила, где формальная логика образует всего лишь один класс таких правил. Поскольку каждая игра имеет свои собственные правила, следовательно, нет единой универсальной игры, одних и тех же правил и одинаковых способов достижения целей. Эта особенность игры позволяет кардинально пересмотреть соотношение логики и языка: уподобление логики правилам игры накладывает
    46
    запрет на любые попытки подчинить язык единым логическим правилам, поставить логику над языком.
    Пристальным интересом к обыденному языку отмечены исследования Дж.Остина (1911—1960) — видного представителя лингвистической философии из Оксфорда. Анализируя различные лингвистические единицы в работе «Как сделать вещи словами» (1965),
    Остин показал отличие индикативных (констатирую- щих) высказываний от перформативных
    (исполнительных).
    Первые содержат некую констатацию, описание (например, «Завтра я иду на работу») и могут быть истинными или ложными; вторые указывают на исполнение какого-либо действия («Обещаю, что завтра я пойду на работу») и могут быть удачными или неудачными. Свою концепцию Остин назвал «теория речевых актов», где им был введен ряд новых понятий: локутивный акт — акт говорения самого по себе; иллокутивный акт — акт осуществления одной из языковых функций (вопрос, оценка, команда, информация, мольба и пр.); перлокутивный акт — целенаправленное воздействие на мысли и чувства человека, провоцирующее определенную реакцию
    (убеждение, обман, изумление, запутывание и т.д.).
    Семиотика в XX в. получила дальнейшее развитие.
    Будучи одним из ответвлений философского позитивизма, сегодня семиотика по- лучила статус самостоятельной научной дисциплины.
    Основы семиотики, заложенные Ч. Пирсом, нашли свое развитие в работах Ч. Морриса (1901—1979).
    Широкую известность ему принесла книга «Основы теории знаков» (1938). Знакам посвящена и другая, ставшая классической работа «Знаки, языки и поведение» (1946).

    47
    Центральными понятиями новой дисциплины стали понятия знака и семиозиса. Знак определяется как некий предмет (явление, событие), который выступает в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки могут быть как языковыми, так и неязыковыми. Семиозис определяется Моррисом как процесс, при котором некое явление функционирует в качестве знака. Этот процесс включает в себя три очевидных компонента: то, что функционирует как знак — знаковый проводник; то, к чему знак относится, десигнат; эффект, произведенный на интерпретатора, благодаря чему вещь становится для него знаком. Отсюда следует, что семиозис — это
    «осознание посредством чего-то».
    Триада, возникающая из отношений знакового проводника, десигната и интерпретатора, позволяет изучать три важнейших диадичных отношения: одних знаков с другими знаками, знаков с соответствующими объектами, знаков с интерпретатором.
    Три семиотических измерения состоят из синтактики, семантики и прагматики. Синтактика изучает отношения знаков между собой, т. е. структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем. Семантика трактует отношения знаков с их десигнатами как объектами, ими обозначаемыми. В вопросе об «истинности» всегда возникает проблема взаимоотношений знаков с вещами; десигнат знака — это предмет, который знак может обозначить. Прагматика изучает отношения знаков с интерпретатором: говорящим, слушающим, пишущим, читающим. Рассматривая лингвистические
    48
    (языковые) знаки, Моррис предлагает следующую их классификацию на основании разных способов обозначения: 1) идентификаторы — знаки, отвечающие на вопрос «где?»; 2) десигнаторы — знаки, ставящие интерпретатора перед вопросом «что такое?»; 3) оценочные — знаки, связанные с предпочтением, отвечающие на вопрос «почему?»; 4) прескриптивные — знаки, отвечающие на вопрос
    «как?»; 5) формирующие, или знаки систематизации, направляющие поведение интерпретатора в отношении других знаков.
    Кроме того, различаются четыре способа использования знаков: информативный, ценностный, стимулирующий и систематизирующий. Комбинируя способы обозначения и способы использования знаков, Моррис создает классификацию различных типов дискурса, которые образуют дискурсивное пространство. Так, научный дискурс нацелен на получение истинного знания
    (информации), политический дискурс стимулирует соответствующие данному типу общества действия, моральный дискурс оценивает действия с точки зрения предпочтения и т.д.
    Критическая
    философия
    Франкфуртской
    школы во второй половине XX в. в лице одного из ведущих своих представителей Ю. Хабермаса заострила вопрос о роли и значении коммуникации в современном западном обществе.
    Ю. Хабермас (р. 1929) — немецкий философ и социолог, автор многочисленных работ по теории общества. Главным трудом Хабермаса является двухтомная «Теория коммуникативного действия»
    (1981) рассматривает коммуникацию как деятельность, которая опирается на строгие нормы,

    49 признаваемые сообществом совместно живущих и общающихся между собой людей.
    Такая коммуникация позволяет избежать тотального господства, разрушающего личность, дает человеку возможность ему сопротивляться. Консенсус является следствием коммуникации, в ходе которой участники признают друг друга как равноправные социальные партнеры. Его функции состоят в том, чтобы предупреждать принуждение со стороны как отдельных лиц, так и учреждений общественного характера, а также способствовать интеграции общества.
    Современные концепции коммуникации.
    В современной коммуникативистике выделяется несколько научных подходов к изучению коммуникации.
    Технократические
    подходы
    к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий. После Второй мировой войны роль технических средств коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление «технотронной эры» и «информацион- ного общества».
    Так возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является
    теория
    информационного
    общества,
    рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Вместе с тем, сегодня абсолютное большинство авторов,
    50
    рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых странах
    Запада технико- экономический компонент не просто доминирует, но подчас подавляет культурно-этическую составляющую общества. В этой связи актуальной становится задача перехода от техногенной, в том числе информационной, цивилизации к антропогенной, в которой основной ценностью должен стать человек, а не техника.
    К категории технократических может быть отнесена концепция канадского социолога и культуролога, теоретика коммуникационных технологий Г. М. Маклюэна (1911-1980). Основным двигателем истории, согласно Маклюэну, является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Канадский ученый считал, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом комму- никации, а человеческое восприятие — скоростью передачи информации. Маклюэн полагал, что в результате электронно-коммуникативной революции человечество оказывается на пороге «раскрепо- щенного и беззаботного мира», в котором действительно может стать единой семьей. Вместе с тем он отмечал, что бурное развитие современных информационных технологий ведет к тому, что со- держание коммуникации отступает на задний план, становится во многом случайным, ситуативным, а средства ее осуществления приобретают нарастающие возможности манипулирования сознанием людей, «зомбирования».
    В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория
    коммуникации инженера и математика К. Шеннона,

    51 основанная на общей теории систем биолога Л. фон
    Берталанфи.
    Под системой понимается набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. Различаются два типа систем.
    Закрытая система, которая не имеет обмена с окружающей средой, делающая шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти; открытая система, обменивающаяся энергией с окружающей ее средой, ориентированная на рост. Последняя заслуживает особого внимания, и в рамках системного подхода рассматриваются следующие ее характеристики: целостность; иерархия; саморегулирование и контроль
    (управление), основанные на целеполагании; взаимообмен со средой; самообслуживание (сбалансированность); изменение
    (адаптируемость, достижение целей различными способами и от различных отправных точек).
    Теория систем основана на таких категориях, как энтропия
    (хаотичность, или недостаток организации; неопределенность); информация (мера энтропии в ситуации; количество выборов или до- ступных альтернатив); негэнтропия (определенность); единица информации — бит, используется для подсчета альтернатив; избыточность
    (степень предсказуемости ситуации и ее определенности).
    Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. Коммуникация означает, что источник информации выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в со- общения. Проблемами информационной передачи
    52
    являются: избыточность (повторение, копирование информации); шум (любое искажение, которое возникает при передаче сигнала от источника до места назначения); обратная связь (корректирующая информация от получателя).
    Математическая
    теория
    коммуникации
    (передачи сообщений в технических системах связи
    — телефон, телеграф и т.п.) возникла на базе основополагающих трудов К. Шеннона. Она исходит из следующих посылок: сообщения (точнее, их коды) поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют систему знаний (тезаурус) приемника, уменьшая уровень его неопределенности, измеряемый энтропией.
    Среднее количество информации
    (по
    Шеннону) определяется уменьшением энтропии приемника в результате изменения его представлений о распределении вероятных состояний источника.
    Технократические теории вызывали неудовлетворенность, обусловленную их механистичностью, как правило, ограничивающей коммуникацию точкой зрения производства, передачи и обработки информации, а также используемых при этом технических средств.
    Преодоление механистичности формализованно-технократического подхода было связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации.
    Интеракционный
    подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие. В начале и середине XX в. социальная коммуникация чаще всего рассматривалась в контексте общетеоретических

    53 построений бихевиоризма, сводившего ее к прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, где последний выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию.
    При альтернативном видении сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В результате в 1953 г.
    Т.
    Ньюкомбом был сформулирован интеракционистский подход к коммуникации.
    Субъекты коммуникации здесь равноправны и свя- заны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.
    Особенности процессов коммуникации в группах, организациях и других социальных системах требовали более сложных моделей. Необходимо было учитывать влияние социальных институтов, сте- реотипов группового сознания, прослеживать пути распространения сообщений, различные уровни их воздействия.
    В связи с этим в социологии и социальной психологии возникло научное направление —
    символический интеракционизм (термин предложил
    Г. Блумер). У его истоков стоял американский философ, социолог и социальный психолог Д. Г. Мид
    54
    (1863—1931). Мид отрицал бихевиористский тезис, согласно которому поведение людей — это пассивная реакция на стимул. Для символического ин- теракционизма коммуникация — не просто реакция, а субъективная осмысленность и направленность на других.
    Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Таким образом, эти реакции, считал Мид, носят не автоматический, а осмысленный характер символических действий; явления, которым придается какое-либо значение, становятся символами.
    С символическим интеракционизмом соотносится этнометодология — теоретический подход, инициированный американским социологом
    Г. Гарфинкелем (р. 1917). Этнометодология — теоретическое и методологическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Для этого направления свойственно рассмотрение сложившихся в каждом конкретном обществе механизмов социальной коммуникации, укорененных в виде правил, регулирующих взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что- то сказать или, наоборот, промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Их нарушение существенно затрудняет коммуникацию, может даже привести к ее полному разрыву.
    Некоторые исследователи в противовес этнометодологии подчеркивают драматургическую
    составляющую интеракции. По мнению Гоффмана,

    55 люди сами создают ситуации общения, представляю- щие собой некий ритуал, действо, спектакль, где каждый выполняет определенную роль.
    Интеракционистский
    культурологический
    подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях стал очень популярным в середине и второй половине XX в. Он имеет генетическую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, ор- ганизаций). Предметом особого внимания являются символические действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают. Так, в
    1980-х гг. возникает организационная теория ассимиляции Ф. Джаблина, исследующая культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.
    Теория
    межкулътурного
    содержания
    коммуникации
    («проксемия»), разрабатываемая американским антропологом Э. Холлом, дает воз- можность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к опреде- ленной культурной среде.
    При этом анализе коммуникации используется понятие
    «социальная дистанция», которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. Возрастание социальной дистанции между индивидом и социальным образованием является, по мнению Холла, критерием расчленения социальных образований на массу, группу и абстрактный коллектив. В изучении
    56
    коммуникаций в малых группах была выявлена взаимозависимость между социальной дистанцией и взаимодействием, симпатиями и антипатиями лиц.
    Согласно Дж. Хомансу, сплоченность группы тем больше, чем меньше социальная дистанция.
    В теории «лица» (идентичности) в переговорах,
    предложенной С. Тинг-Туми, нашли отражение социокультурные аспекты коммуникации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность
    (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности; конфликт требует от обеих сторон активного управления формированием и сохранением идентичности; конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности.
    Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
    • система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвистической группы;
    • знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом.

    57
    Основателем современной структурной лингвистики считается швейцарский теоретик Ф. де
    Соссюр (1857—1913). Он также оказал большое влияние на интеллектуальное движение, известное под названием структурализм. Его работа «Курс общей лингвистики» (1916) была издана посмертно его женевскими учениками и коллегами А. Сеше и Ш.
    Балли. Языкознание в целом Соссюр относит к ведению психологии, выделяя особую науку - семиологию, призванную изучать знаковые системы, наиболее важной из которых является язык. Внутри семиологии вычленяется лингвистика, занимающаяся языком как знаковой системой особого рода, наиболее сложной по своей организации.
    Внутренняя лингвистика расчленяется Соссюром на лингвистику языка и лингвистику речи. Причина такого разграничения состоит в том, что в реально наблюдаемом многообразии вербальных форм —
    «речевой деятельности» — Соссюр выделяет такие разнокачественные явления, как язык и речь. Язык — это общее, над индивидуальное, устойчивое начало речевой деятельности. Речь представляет собой использование языка, она столь изменчива, что не поддается систематическому изучению. Поэтому лингвистика должна сосредоточиться на исследовании языка, а речь относится к области психологии.
    Соссюр положил в основу исследования языка понятие знака, которое стало в дальнейшем общенаучным. Знак — это двуединство означающего и означаемого, т.е. термина (его звуковой или письменной формы) и обозначаемого им понятия
    (идеи). Означающее — внешняя, чувственно воспринимаемая сторона знака, означаемое —
    58
    определенное мыслительное содержание; они неразрывно связаны и предполагают друг друга. Их взаимосвязь создает значение знака.
    Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Язык — это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои
    «дифференциальные признаки», отличающие его от любого другого элемента системы.
    Для теоретического понимания языка важны работы Р. Якобсона (1896—1982) — российского лингвиста и литературоведа, оказавшего огромное влияние на развитие современной теоретической лингвистики и структурализма. Его подход к изучению литературы и поэзии включал
    «структурный» анализ, в котором «форма» отделялась от «содержания». Лингвистическая теория Якобсона, как и его предшественника Соссюра, отличается психологизмом. Но для его подхода, сосредото- ченного на универсальных структурах языка, также характерны ограничения, в частности он не учитывает семантику, контекстуальность языка, генетический и социальный «творческий потенциал» и «волю». Эти упущения впоследствии стали «слабостями» структу- рализма, возникшего отчасти в результате влияния
    Якобсона.
    Семиология или семиотика — общая наука о знаках — занимает в изучении языка неотъемлемое место. В качестве аспекта структурализма семиология берет начало в лингвистических исследований
    Соссюра.
    Ее ведущим представителем был французский литературовед Р. Барт (1915—1980).
    Хотя идея общей теории знаков появилась первоначально в творчестве Пирса и Соссюра, только

    59 в 1960-х гг. она получила развитие в исследованиях средств массовой информации и культурологических исследованиях. Ключевыми понятиями семиологии являются слово и значение, на которые указывает слово, а знак выступает в качестве связи или отношения, установленного между ними. Некоторые отношения могут быть достаточно открытыми
    (изобразительными), а другие — иметь довольно произвольный характер. Барт полагал, что знаки сообщают скрытые, а также открытые значения, выражая нравственные ценности и пробуждая чувства или отношения в зрителе. Таким образом, знаки составляют сложные коды коммуникации.
    Видное место в области методологии языка занимает Н. Хомский, американский теоретик- лингвист. Его взгляды складывались под влиянием
    Соссюра и особенно Якобсона и в противовес бихе- виоризму Л. Блумфилда и Б. Скиннера.
    Крупнейшим теоретическим вкладом Хомского стала разработка трансформационной грамматики в работе «Синтаксические структуры» (1957). Любая фраза содержит
    «глубинную структурную» информацию вместе с набором «поверхностных структур». В своей теории трансформационной грамматики Хомский проводит различие между значением сообщения (глубинной структурой) и формой, в которой оно выражено (поверхностной структурой).
    Социолингвистический подход имеет важное значение для теории коммуникации.
    «Социолингвистика» сокращение от термина «со- циологическая лингвистика», который был введен советским лингвистом Е.Д. Поливановым еще в 1920-
    60
    х гг. Такое сокращение впервые было употреблено американским исследователем X. Карри в 1952 г.
    В современной социолингвистике при анализе языковых явлений и процессов основной акцент делается на роли общества: исследуется влияние различных социальных факторов на взаимодействие языков, систему отдельного языка и его функционирование.
    В предметную область социолингвистики входит обширный круг проблем, связанных с той активной ролью, которую язык играет в жизни общества
    (национальный литературный язык, сформировавшись вместе с нацией, становится важным фактором ее дальнейшей консолидации). Задача социолингвистики состоит не только в исследовании отражений в языке различных социальных явлений и процессов, но и в изучении роли языка среди социальных факторов, обусловливающих функционирование и эволюцию общества. Таким образом, социолингвистика изучает весь комплекс проблем, отражающих двусторонний характер связей между языком и обществом.
    Современная социолингвистика располагает своими собственными методами сбора социолингвистических данных. Наиболее важные из них: анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, социолингвистический эксперимент, анонимные наблюдения над речью обследуемых в общественных местах, непосредственные наблюдения над спонтанной разговорной речью с последующей интерпретацией ее содержательной стороны с помощью информаторов. При обработке данных используются: корреляционный анализ, импликационное шкалирование, сопоставительный анализ семантических полей и т.п.

    61
    Теории коммуникации разрабатываются и в рамках такого научного направления, как
    семиосоциопсихология. Предметом эмпирических исследований в ее рамках является мотивированный и целенаправленный обмен действиями, связанными с порождением и интерпретацией текстов — «текстовая деятельность» (Т.М. Дридзе), которая выступает как практически не прерывающийся коммуникационный процесс создания, обмена и интерпретации текстов.
    Эффективность текстовой деятельности в структуре общения, а значит, и социального взаимодействия обусловливается как особенностями самой этой деятельности, протекающей в определенных конкретно-исторических условиях в контексте тех или иных жизненных ситуаций, так и семиосоциопсихологическими характеристиками партнеров по общению. Существенными среди них являются уровень их коммуникативно- познавательных умений и перспективной готовности, наличие навыков адекватного целям общения оперирования смысловой информацией, заключенной в текст.
    Контрольные вопросы
    1. Определите основные этапы становления и развития теории коммуникации.
    2. Объясните, в чем состояла «революция» софистов и Сократа в философии с точки зрения исследования коммуникация.
    3. В чем состоит вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникации?
    4. Какие проблемы коммуникации были поставлены в философии XIX в.?
    62 5. Назовите основные философские направления XX в., в рамках которых ставились и решались проблемы коммуникации.
    6. Охарактеризуйте коммуникативные аспекты философии экзистенциализма и персонализма.
    7. Охарактеризуйте основные направления в герменевтике и их связь с проблемами коммуникации.
    8. В чем заключается «лингвистический поворот" в философии XX в.?
    9. Дайте характеристику основных конкретно- научных подходов к изучению коммуникации.
    10. Охарактеризуйте основные конкретно- научные направления в изучении коммуникации в рамках интеракционистского подхода.
    11. В чем состоит научный вклад ведущих представителей лингвистического подхода в исследование коммуникации?
    ГЛАВА 3. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта