Иркутск. Учебнометодическое пособие по дисциплине Основы педагогического мастерства 2004 Содержание Введение
Скачать 1 Mb.
|
Самостоятельная работа студентовЦель: развивать умения логической обработки текста. Задание Напишите рецензию на главу 3, стр.79 – 92 из книги Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматривается его содержание, форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения. Примерный план рецензии: Какую проблему затрагивают авторы книги?Основные идеи параграфа? Какие пути решения поставленной проблемы предлагают авторы? С чем вы согласны, с чем нет? Почему? Какова форма предоставления информации в книги, ее достоинства и недостатки? Какие выводы можно сделать, после прочтения этих параграфов? Выразите ваше эмоциональное отношение к прочитанному материалу (понравилось, не понравилось, почему?) Форма контроля – выступление на занятии, проверка письменных заданий. Время на СРС – 1 час. Практическая работа Тема 1.4. Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства. Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас. А.С. Макаренко 1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 2. Совершенствование педагогической техники Проверка теоретических знаний Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать. З ачем учителю необходимо уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать? Из каких частей состоит каждая из этих групп умений? Будут ли между учителями, относящимися к различным уровням профессионализма, существенные различия во владении педагогической техникой? Обоснуйте ответ. Какова роль воображения, внимания, техники и культуры речи, целесообразности и выразительности пластики в работе учителя? Уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать, выделите из этих трех групп ту, которая может доминировать в работе учителя. Докажите на примере. В ходе обсуждения заполняется таблица 5 по трем группам педагогической техники, и делается вывод о значении этих групп. Табл. 5 Структура педагогической техники
П едагогическая техника как элемент педагогического мастерства Докажите, что педагогическая техника – элемент педагогического мастерства. Большое внимание педагогической технике и ее взаимосвязи с мастерством уделяли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. А.С. Макаренко отмечал: «Яна опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации... Такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, встать из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота - все это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания». «Я стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». В.А. Сухомлинский писал «Искусство и мастерство педагога как раз и заключаются в умении сочетать сердечность с мудростью. Это умение должно настраивать себя на задушевный разговор с учеником, уметь владеть собой, держать себя в руках, творчески организовывать учебно-воспитательный процесс». Какое высказывание вам ближе - А.С. Макаренко или В.А. Сухомлинского? Почему? Прокомментируйте свое понимание приведенных цитат из произведений выдающихся представителей советской педагогики. Совершенствование педагогической техники Учитель обязан уметь осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения. Способность к саморегуляции можно проверить, используя следующий тест. Тестирование Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения. Вы всегда спокойны и выдержаны? Ваше настроение, как правило, мажорное? Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены? Вы умеете управлять своими эмоциями? Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими? Вы легко усваиваете изученный материал? У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось избавиться? Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом? Обработка результатов Посчитайте количество «да» и «нет» и сделайте вывод. Если на все ответы вы ответили «да», то это свидетельствует либо о спокойствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке. Если ответы отрицательные на все или большинство вопросов, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, либо о самокритичности. Смешанные ответы указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию. Выполните следующие задания и проанализируйте степень владения педагогической техникой. Тренинг 1. (Внимание) «Снежный ком». Участники по очереди называет предметы. Например, первый человек называет «стол», второй повторяет названный предмет «стол» и добавляет к нему название своего предмета «диван». И так все по очереди. (Упражнение не только развивает внимание, но и память). «Стихотворение». Представьте ситуацию: учитель готовит материал к выступлению. В класс то и дело заходят ученики и задают вопросы. Учителю важно проявить не только терпение, но и перцептивные способности. Одному из участников дается задание прочитать стихотворение. В это время, другие по очереди задают ему вопросы. Через три минуты проверяется результативность выполнения задания: рассказать стихотворение, вспомнить последовательность вопросов (задание предлагается любому участнику из группы). «Часики». Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу. Рассказывайте о них, а товарищи будут вас проверять. Тренинг 2. (Воображение) «Аукцион предложений». Участникам предлагается из слов «дерево», «дом», «дети», «окно» составить как можно больше предложений. В каждое предложение должны входить все заданные слова. «Групповой рассказ». Участники по очереди сочиняют рассказ, используя большие фразы. «Школа будущего». Подумайте и опишите школу будущего, какие в этой школе будут ученики, учителя, особенности школы. «Что было бы, если бы…». Участникам предлагается придумать самые фантастические ситуации и найти различные варианты решения. Например, «Все учителя умеют читать мысли …», «На Земле исчезла сила притяжения…». «Метаморфозы» (перевоплощение). Один из участников, по указанию ведущего, превращается в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем; закончив рассказ, участник предлагает отгадать, что это за вещь. Тренинг 3. (Невербальное поведение) «Передай предмет». Участники по кругу передают воображаемый предмет. Тот, кому он передается, должен принять его и передать далее. В процессе анализа обращается внимание на то, что распознавание и адекватная реакция зависят от открытости личности, ее воображения, эмоционального настроя. «Окно». Два участника встают друг против друга. Они должны представить, что их разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать, бесполезны: партнер не слышит. Но им необходимо сообщить что-то очень важное. Что делать? Вокруг люди, руками размахивать некрасиво. Задача участников, не договариваясь о содержание разговора, попробовать передать через стекло все, что Вам нужно и получить ответ. «Пойми меня». Один из участников с помощью движений показывает природную зарисовку. Остальная часть группы угадывает содержание. Например. Ночь. Тишина. Снежинка все кружится в воздухе, словно исполняет одинокий вальс. Растет у дороги молоденькая осинка, кажется, выбежала она вперед и замерла в оцепенении. Тренинг 4. (Основы техники и культуры речи) Упражнение на проговаривание скороговорок. Добыл бобов бобыль. Король –орел, орел – король. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали. Рассердилась вдова, убрала в сарай дрова. «Интонация». Поздороваться с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. «Живые картины». Каждая группа получает репродукцию какой-либо известной картины. Например, И. Репина «Не ждали», «Запорожцы»; Г. Федотова «Сватовство майора»; В. Перова «Охотники на привале»; В. Васнецова «Богатыри». В течение 1-2 минут следует оживить картину, показать, что будет происходить дальше, произнести несколько реплик от имени персонажей. Рефлексия. Сделайте вывод о сформированности трех групп умений педагогической техники. Практикум-игра «Корзина чувств». Представьте корзину, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. На протяжении занятия вы развивали у себя умения управлять собой, другими, в вашей душе, в вашем сердце после упражнений появились чувства и эмоции, которые заполнили ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего на данный период времени, назовите его. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие при общении, и обсудить эти проблемы. Самостоятельная работа студентов Цель развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять; раскрытие значения внимания, наблюдательности, воображения в деятельности учителя. Задания на выбор: 1 вариант. Рассмотрите один из основных видов способностей: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно - педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные. Разработайте доклад по теме «Педагогические способности», ставя перед собой цель: активизировать воображение однокурсников, вызвать у них яркие образные преставления с учетом следующих критериев оценки выполнения задания: уметь выделять слова, образное воспроизведение которых наиболее сложно для восприятия; уметь учитывать возрастные особенности, связывать новые образы с жизненным опытом; правильно воспроизводить материал; уметь видеть то, что рассказываете; уметь при рассказе вызвать у однокурсников зрительные, слуховые, эмоциональные образы; уметь изготовлять наглядный материал. Определите эмоциональный подтекст вашего рассказа. Какие чувства, представления вы хотели бы вызвать? Как решили эту задачу? Выполнить это задание вам поможет книга Станкина М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Флинта, 1998. – 368с. 2 вариант. Рассмотрите особенности педагогического внимания, памяти, речи, его свойства, подберите по пять упражнений, по пять игр для развития внимания, памяти, речи. Умейте организовать игры, упражнение в группе. Выполнить это задание вам помогут книги: Вексер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практическое пособие. – М., 2002. – 94с. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. – М., Флинта, 1998. – 232с. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190с. 3 вариант. Подберите из разных информационных источников (художественная, учебная, научно – популярная литература, периодическая печать и др.) и выпишите 7-10 ситуаций о педагогическом контакте. Попытайтесь найти по четыре способа разрешения педагогических ситуаций. Как Вы повели бы себя в подобной ситуации. Каково значения внимания, наблюдательности, воображения учителя в данной ситуации. Форма контроля – проверка письменных заданий, выступление на занятие. Время на СРС – 1 час. Литература: 4, 8, 12, 16, 17, 18, 20. Раздел II Мастерство педагогического взаимодействия Что должны знать студенты: место педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности педагога; характеристику приемов педагогического взаимодействия; условия успешного использования указанных приемов; роль личностных качеств учителя в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия; содержание, формы конфликтов и способы их разрешения; специфические особенности предъявления педагогических требований; понятия: такт, педагогический такт, авторитет. Что должны уметь студенты: выстраивать взаимодействие с детьми в системе «человек – человек»; применять приемы успешного взаимодействия в стандартных и нестандартных условиях; находить и использовать различные пути преодоления дезаптаций и дидактогений школьников; сочетать требовательность с уважением к ребенку; дифференцировать понятие «педагогическое требование» и понятие «подавление», «авторитаризм», «принуждение»; предупреждать конфликты. Тема 2.1. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия. Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогического взаимодействия Ч его ждет от детей педагог, ведущий урок, внеклассное занятие? Чего ждут дети, пришедшие на урок, на внеклассное занятие? Каким должен быть урок, которого ждут дети? Были в вашей жизни уроки, внеклассные занятия, которых вы ждали? От учителя зависит многое, в том числе и желание детей учиться, приходить в школу. Каждый учитель хочет, чтобы во время урока дети были внимательными и активными. Охотно включались в работу. Чтобы у школьников развивались чуткость, внимание к окружающей жизни, накапливались продуктивные знания по предмету. И каждый учитель решает эти вопросы по-своему. Своими методами. Идет своим путем в зависимости от того, к какой школе он принадлежит, каким национальным традициям следует. Какую роль при этом учитель избирает для себя, кем он чувствует себя по отношению к детям. От ответа на последний вопрос во многом зависит эффективность работы. Потому что недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое воздействие», «педагогическое взаимодействие». Что же стоит за этими словами на практике? Представьте себе учителя, который при общении «воздействует» на ребенка. Опишите его действия, отношения к ребенку, опишите действия ребенка. Сравните «педагогическое воздействие» с явлениями природы, временами года, с предметами и т.д. (Коллективное обсуждение.) Представьте себе учителя, который «взаимодействует». Выполните то же задание. (Коллективное обсуждение.) Каковы сходства, каковы различия этих учителей? |