Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-территориальные общности

  • социальной структурой в основном понимается система социальных групп населения, слоев и классов и их отношения по поводу положения в обществе.

  • Семинары по социологии. Учебнометодическое пособие содержит тесты входного контроля знаний (по обществознанию)


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие содержит тесты входного контроля знаний (по обществознанию)
    АнкорСеминары по социологии.doc
    Дата20.12.2017
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминары по социологии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #12262
    КатегорияСоциология. Политология
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ


    1. Социальные общности и группы

    2. Понятие социальной структуры

    3. Основные стратификационные теории и критерии стратификации

    4. Перемещения в социальной структуре и социальная мобильность
    1.

    Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выступать в виде агрегаций (имеют массовидный характер), реальных общностей (могут фиксироваться и не фиксироваться в социальной структуре), категорий (носят статистический, номинальный характер), когорт (группы индивидов в рамках одного поколения, объединенных общими характеристиками), различного вида групп.

    Важное место в ряду социальных общностей отводится социально-территориальным общностям, так как они являются одним из основных компонентов социальной структуры. Социально-территориальные общности это совокупность людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории. Они отличаются устойчивыми экономическими, социальными, духовными и экологическими связями и отношениями.

    Типы социально-территориальных общностей определяются соответствующими формами расселения людей (город, село, регион). Территориальные общности представляют собой совокупность людей, которые объединены проживанием на одной территории (поселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством образа жизни.

    Формы расселения (город, деревня (село), регион) различаются демографическим и социальным составом населения, природными особенностями, уровнем развития хозяйственной среды.

    Город – тип поселения, характеризующийся:

    • наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены, ров, оборонительные сооружения);

    • большой численностью и высокой плотностью населения;

    • значительным разнообразием профессиональной деятельности жителей;

    • преимущественно анонимным характером их контактов между собой.

    Принято различать малые города (с населением от 50 тыс. до 250 тыс. человек), средние города (с населением от 250 тыс. до 500 тыс. чел.), большие города (с населением от 500 тыс. до 2 млн. чел.) и мегаполисы (с населением свыше 2 млн. чел). Социальные проблемы городов тесно связаны с представленной типологией. Например, в малых городах проблемы связаны с трудоустройством, невозможностью реализации творческого потенциала, в мегаполисах – проблема номер один в мире – «пробки» на дорогах (один из вариантов решения проблемы: в Японии на улицах Токио появились автомобили со встроенными туалетами), отсутствие жилья, ослабленные родственные связи и система социального контроля.

    Большие города локализуются в пространстве в соответствии с некоторыми теоретическими схемами, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

    1) гипотеза концентрических зон, согласно которой в крупных городах выделяют пять зон: центральный деловой район (здесь мало жилых домов, в основном располагаются офисы, отели, большие магазины, редакции газет, театры, в течение рабочего дня в этой зоне высокая концентрация людей), смешанная зона (заполнена дешевыми магазинами, дешевыми жилыми домами, увеселительными заведениями; здесь высокий уровень преступности, низкий уровень жизни, наиболее интенсивны процессы пространственной и социальной мобильности), рабочий район и жилая зона среднего класса (заселен постоянным рабочим населением, служащими, мелкими собственниками, имеющими невысокие, но стабильные доходы), привилегированная зона в черте города (заселен высшими слоями средних классов и представителями высших слоев, это роскошные апартаменты и резиденции), районы, удаленные от города (пригородный пояс, заселенный людьми, работающими в городе, либо удовлетворяющие в нем свои потребности);

    2) теория централизации, согласно которой городское поселение окружает торговый, промышленный или административный центр;

    3) теория секторов, согласно которой расширение городских территорий происходит вдоль транспортных магистралей и уже построенных районов;

    4) теория многоядерности, согласно которой в городе существует несколько деловых центров и примыкающих к ним промышленных районов.

    Названные схемы можно считать определенными конструкциями пространственной структуры городов, учитывающие экономические, социальные, экологические факторы (например, на принцип расселения может повлиять развитие средств транспорта и коммуникаций, рост цен на землю, жилье, развитие тяжелой промышленности, формирование экологически неблагоприятных районов). Представленные схемы строго не соблюдаются, особенно под действием сил, спонтанно развивающихся в капиталистическом обществе (конкуренции, классового деления и т. п.).

    Деревня (село) – тип поселения, характеризующийся:

    • низкой плотностью домохозяйств в пределах данной территории;

    • немногочисленным населением (не более нескольких тысяч человек), занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом;

    • возможностью многосторонних и регулярных личных контактов жителей друг с другом;

    • высоким уровнем социального контроля.

    Важнейшими функциями социально-территориальных общностей являются социальное воспроизводство объединяемого ими населения, а также экономические функции (хозяйственное освоение территории, обеспечение жизнедеятельности поселенческих групп).

    Территориально-поселенческая структура является объектом изучения ряда отраслей социологического знания: социологии города, социологии села, социологии региона.

    Социальная структура современного общества значительно усложнилась. Появляется большое количество массовидных общностей, возникающих и формирующихся в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности и т. д. Действие этих непосредственных условий и форм бытия закрепляется и получает развитие в производстве, а также распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации. С их помощью эти интересы, потребности широких социальных слоев оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.

    К числу наиболее существенных особенностей всякой массы, по мнению Б.А. Грушина 1, следует отнести:

    1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов);

    2) стохастическую (вероятностную) природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом);

    3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю);

    4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.);

    5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в т. ч. в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).

    К массовидным общностям относят толпу, аудиторию, публику, социальные движения. Я. Щепаньский относит их к общностям, основанным на сходстве поведения.

    Французский социолог Г. Тард определил толпу как «случайный коллективный организм низшего порядка», возникающий в результате скопления людей и наличия у них общей цели, веры, чувств, страсти. Людям дано свойство подражания. Это и есть основа образования толпы. Тардом были выделены основные характеристики толпы и составляющих ее членов:

    • нетерпимость,

    • необузданность,

    • подозрительность,

    • вера в свою непогрешимость и собственное могущество,

    • тщеславие, эгоизм, отсутствие рациональной оценки своих действий,

    • чувство безнаказанности.

    Толпа не обладает установленными ни организационными, ни моральными нормами, она, по сути, обезличена, а потому человек, попавший в толпу демонстрирует порой примитивные эмоции, агрессию, жестокость, чувствуя свою безнаказанность, возможность спрятаться за чужую спину. Принято различать толпу агрессивную (например, толпа футбольных фанатов), убегающую (например, во время стихийных бедствий), алчущую (толпа, штурмующая магазины), экспрессивную (например, толпа людей на митинге протеста или одобрения чего-либо). Психологи говорят, что члены толпы действуют как люди, находящиеся под гипнозом. Сила действия гипноза зависит от характера стимулов, вызвавших реакцию толпы, от конкретной обстановки, от индивидуальных характеристик ее членов: возраста, уровня образования, отсутствия социального опыта, уровня умственного развития, наличия твердых принципов, воли, умения анализировать собственное поведение.

    Можно ли управлять толпой? Связь, объединяющая людей в толпе, может разрушиться, если новые стимулы создадут другие эмоции. Так, например, если толпу забросать камнями или облить водой, может начаться паника, в результате чего под действием страха толпа разойдется. Следует отметить, что толпа может рассеяться и под влиянием других чувств. Порой для решения политических проблем манипулированием толпы пользуются политики-профессионалы. Если толпой овладеют организованные группы, последствия действий толпы могут быть значительными, причем необязательно негативными. Истории известны факты, когда толпа послужила выразителем народного протеста и обусловила проявление героических качеств отдельных личностей (например, во время войн или революций).

    В отличие от временного стихийного объединения людей – толпы, публика является формой коллективной жизни несколько иного рода. Хотя во время спортивных состязаний, зрелищных мероприятий людей могут охватить единые эмоциональные порывы, аморфная публика может превратиться в агрессивную или демонстрирующую толпу. Публика бывает ждущей развлечений (отдыхающая) или ждущая информацию (собравшаяся на лекциях, информационных собраниях). В основе такого рода общности лежит сходство мнений и интересов. Если в толпе личность теряет, по сути, индивидуальность, то в публике есть возможность для самовыражения личности.

    Публика может быть специально собранной* (зрители на спектакле или в кино, на концерте) или рассеянной (читатели газеты, слушатели радио- или телепередачи). Благодаря средствам массовой информации сотни, тысячи людей, не выходя из собственного дома, могут превратиться в зрителей (стать публикой) и участников каких-либо культурных событий. Однако радио- или телепередача может быть очень возбуждающей, посеять панику среди людей, тем самым спровоцировав появление толпы или формирование социальных движений.

    Я.Щепаньский называет социальным движением совместные стремления людей к реализации общей цели. Термин «социальное движение» иногда употребляют взамен термина «социальные процессы». Социальные движения возникают, как правило, на основе экономических или культурных изменений. Сами по себе они не являются основным фактором общественного развития, однако, в некоторые периоды времени и при определенных обстоятельствах могут представлять собой довольно весомую силу, способную спровоцировать изменения в обществе. Обычно социальные движения возникают вследствие недовольства какой-то части людей своим положением, отсутствием чего-либо или просто невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей. В этом случае психическая энергия переключается со средств для удовлетворения потребностей на борьбу против существующих реально или мнимых (воображаемых) препятствий на этом пути. Осознание большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства, что, в свою очередь, проявляется в поисках контактов, разговоров, способов разрешения проблемы совместными усилиями многих людей, охваченных чувством все того же социального беспокойства.

    Таким образом, проявление социального беспокойства и есть первооснова возникновения социальных движений. В зависимости от того, сколько людей, какие группы, слои они представляют, какие потребности стремятся удовлетворить, возникают различные социальные движения. Подобную природу могут иметь и массовые явления, которые, в отличие от социальных движений, кратковременны. Если, например, инженерно-технические работники недовольны размерами заработной платы, то одним из вариантов решения проблемы может быть сбор подписей под воззванием к депутатам Государственной Думы. Такие действия можно отнести к массовым явлениям. Если же инженерно-технические работники будут периодически собираться и обсуждать свои проблемы на митингах, привлекут, например, профсоюзы, начнут создавать клубы инженеров-изобретателей и рационализаторов, искать единомышленников в других городах, странах, с целью выяснить, как решаются подобные проблемы у них и т. д., то это уже можно назвать социальным движением.

    Принято различать три рода социальных движений:

    • реформаторские (когда действия участников движения допустимы, не требуют изменения законов, режима, формы правления),

    • революционные (затрагивают существенные жизненные потребности и интересы широких масс, есть угроза репрессий с самого начала движения),

    • экспрессивные (возникают, как правило, под влиянием какой-либо выдающейся личности, распространяются на основе «эмоционального заражения», но при этом их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации).

    Стремление общности к солидарности, объединению усилий ведет к появлению ее основной разновидности, называемой социальной группой. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействие которых регламентируется общими нормами, ценностями, интересами, и на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Так, Г.С. Антипина считает, что социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющая общественно – необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности 2.

    В современном обществе существуют многообразные социальные группы. По размерам выделяют большие, средние и малые группы.

    Малой является группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, например, рабочая группа, семья.

    Большие социальные группы отличаются не только значительной численностью и территориальным охватом, но и наличием опосредованного солидарного взаимодействия. Ими могут выступать классовые, профессиональные, этнические, территориальные общности.

    Социальные группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь).

    Группы также делят на первичные и вторичные (Ч. Кули). Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами, оказывающими большое влияние на человека. Вторичные – это средние и большие группы, в которых отсутствуют тесные взаимоотношения между людьми, а их целостность обеспечивается общностью целей и интересов.

    Американский исследователь М. Шериф выделил референтные группы, под которыми он понимал реальные или условные (воображаемые) социальные общности, с которыми человек соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которых он ориентируется в своем поведении и самооценке.

    Особое место в общественной системе занимают маргинальные группы и слои. Маргинальность определяют как промежуточное, переходное, структурно неопределенное состояние индивидов по отношению к фиксированным в социальной структуре общностям. Отечественный социолог И.П. Попова определяет маргинальность как «состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным реструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентаций» 3. В настоящее время, характеризующееся переходным, стохастическим состоянием социальной структуры российского общества, можно констатировать неустойчивое состояние маргинальности значительного числа социальных слоев и групп.

    2.

    При рассмотрении общества как системы, мы подчеркивали, что общество структурировано. Социальная структура – это оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Это также совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенного порядка их взаимодействия и отношений.

    Необходимо подходить к идее понимания структуры не как статического образования, а как динамического целого. Такой подход способствует созданию теорий структурной организации общества по самым разным критериям. Описание населения как субъекта социологического анализа предполагает его группировку по каким-либо признакам. Проблема выбора этих признаков является очень важной в социальной теории. В социологии существуют различные школы со своими подходами к решению этой проблемы. Для структурирования населения используется метод социальной стратификации.

    Необходимость и актуальность анализа проблем социальной структуры населения обусловлена тем, что, во-первых, в ней сфокусированы основные социальные противоречия, присущие обществу на каждом конкретном этапе развития; во-вторых, социальная структура тесно связана с демографической структурой; хотя в науке традиционно социально-классовые и демографические процессы исследуются обособленно, однако в реальной действительности здесь существует самая тесная взаимосвязь: изменения социальной структуры общества оказывают огромное влияние на характер демографических процессов; демографические изменения, в свою очередь, являются природной базой социальной структуры.

    Итак, под социальной структурой в основном понимается система социальных групп населения, слоев и классов и их отношения по поводу положения в обществе.

    В основе деления населения на классы и социальные группы лежит закон разделения труда. Труд представляет собой сложно организованный общественный процесс, первое и необходимое условие человеческой жизни, является фундаментальной и основной формой человеческой деятельности. Лишь в труде человек раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, создает разнообразный мир культуры.

    К. Маркс выделял двойственную природу труда. Конкретная трудовая деятельность есть одновременно и деятельность, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд приобретает человеческую характеристику, становясь целесообразной деятельностью. Труд также выступает как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. Труд есть не только средство удовлетворения потребностей, но и сам по себе является одной из ключевых общественных потребностей, поскольку ни одно общество не может существовать без труда.

    Общественный характер труда выражается в том, что он выступает как форма кооперации людей и представляет собой единство живого и прошлого труда, а значит и реализацию способностей к труду не только конкретного человека, но и других людей, которые принимали участие в освоении им способов труда. Труд не следует связывать только с материальным производством. К. Маркс в «Философско-экономических рукописях 1861 – 1863 годов» рассматривает духовный и материальный труд как две сферы единого материального производства, целью которого является создание материальных и духовных благ, общественного богатства и развитие личности.

    На ранних этапах жизни общества труд представлял нерасчлененный, синкретичный процесс, но постепенно по мере развития общества он становится все более разнообразным, сложным, многосторонним, совершенным. Происходит так называемое разделение труда, под которым понимается дифференциация и сосуществование различных и вместе с тем связанных между собой видов и форм трудовой деятельности, разделение занятий.

    Разделение труда включает два типа разделения форм и видов деятельности: собственно социальное разделение труда и специализацию, которая связана с профессиональным разделением общества, самого труда. В процессе специализации человек имеет дело с различными предметами, применяет разные орудия и приемы труда, что придает его деятельности специфический характер, вызывает разделение общества на профессиональные группы.

    Профессиональное разделение труда показывает, что в обществе существуют разные виды труда, которые определили деление людей на различные профессиональные группы, каждая из которых занята постоянно своим видом деятельности. Профессиональное разделение труда является показателем того, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями (например, отношениями собственности, распределения). Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчивые общности людей, которые оформляются в профессиональные группы под воздействием ряда факторов: трудового опыта, навыков, определенного круга знаний, использования сходных методов.

    Общность трудовых функций, основных принципов, норм профессиональной этики и трудовой деятельности характеризует профессиональные группы в обществе.

    Трудовая деятельность включена в определенные социально-экономические условия, связана с той или иной социально-профессиональной группой, локализована, ограничена во времени и пространстве (рабочим местом). Однако само общественное и профессиональное разделение труда – это объективный процесс, который имеет свою логику и свои законы, он не может быть ограничен временными рамками. Профессиональное разделение труда одновременно разделяет и сплачивает людей, изменяет их жизненный мир. Статусы отдельных профессий изменяются под влиянием информационной и технологической революции, социально-экономических условий и зависят как от степени квалификации, так и от общественного мнения. Характер профессии определяется ее содержанием, что связано со спецификой предмета труда, средств, целей труда и конкретных профессиональных требований.

    Итак, возникнув на основе разделения труда, социально-классовое деление приобретает известную относительную самостоятельность. Наиболее значимым и распространенным понятием здесь выступает понятие «класс», которое в социологии употребляется для обозначения совокупности людей, обладающих определенными существенными, общественно-значимыми чертами. В Древнем Риме, например, классом называли людей, которые облагались налогом.

    В наше время можно встретить самые разные подходы к определению классов. В отечественной социологии до недавнего времени общепринятым было следующее определение классов (на основе марксистской методологии): классы - это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают 4.

    Активизация социальных сил, обусловленная потребностями модернизации общества, сегодня вывела на первый план такие противоречия, которые далеко не совпадают с нашими традиционными представлениями о социальной действительности, требуют поиска новых подходов к анализу социальной структуры населения и системы неравенства.

    Классы – сложные общественные образования. Но выделение их – это только часть проблемы, если даже верно их охарактеризовать. Кроме них в социальной структуре общества выделяется множество социальных слоев и групп, часть которых находится на границе между классами. Именно этой сложностью социальной структуры общества и объясняется введение в научный обиход понятия социальной дифференциации.

    Люди в обществе могут быть дифференцированы на основе различных качественных особенностей, например, биологических, интеллектуальных и т. д.. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет в цивилизованном мире установленной и урегулированной системы неравенства, определяющей, что толстые лучше тонких, и что высокие ростом могут пользоваться большими общественными привилегиями, чем те, кто не очень «вышел ростом».

    Социальная дифференциация в отличие, например, от биологической, создает систему социальной иерархии.

    Некоторые социальные характеристики могут быть не очень значимыми, а некоторые, например, владение средствами производства, политической властью и т. д. могут быть настолько значимыми, что создают возможность воздействия на других членов общества, на массовое поведение людей.

    Система оценок, значимости и возможности действия создает иерархию ценностей и неравенства социальных ролей и позиций. Социальные группы, слои, классы располагаются друг относительно друга выше или ниже в признанной в обществе иерархии.

    Если посмотреть на то, как расположены различные социальные группы в нашем обществе, то нетрудно увидеть своеобразную социальную пирамиду, где общественные блага распределяются в зависимости от позиции социальной группы по этой пирамиде.



    На рисунке сплошной линией обозначено расположение различных групп населения по социальной иерархической лестнице, а пунктирной – распределение общественных благ.

    Даже такой далекий от совершенства рисунок позволяет увидеть существенную особенность строения социальной пирамиды общества:

    1. Чем ниже группа населения по социальной иерархии, тем больше ее численность, и наоборот.

    2. Чем выше группа населения по социальной иерархии, тем больше часть общественного богатства, которая приходится на ее долю.

    Как видим, социальная пирамида устроена таким образом, что большая часть населения пользуется меньшим количеством благ и, наоборот, той небольшой группе, которая находится на верхушке пирамиды, доступны практически все общественные блага.

    Необходимо отметить, что такая социальная пирамида – это далеко не изобретение нашего общества. Страны мира тоже расположены пирамидально: наверху пирамиды находятся экономически развитые страны, внизу – развивающиеся. Население США, например, составляет всего лишь чуть больше 4% от населения земли, но находится на верхних этажах этой пирамиды: оно пользуется примерно 40% богатства мира.

    Так же пирамидально располагаются «бедные» и «богатые» территории (районы) в пределах отдельных стран, республик.

    Основной проблемой социальной структуры, тем не менее, является не то, что она устроена пирамидально, где одни группы населения занимают более высокое положение, чем другие. Главное заключается в принципе устройства пирамиды: в силу каких обстоятельств, причин и условий та или иная социальная группа занимает именно эту позицию на этой пирамиде, которую она занимает, насколько эта позиция соответствует ее вкладу в дело создания общественного богатства, которая в каждый конкретный исторический момент распределяется между представителями этих социальных групп; и, наконец, как организовать общественную систему таким образом, чтобы каждая социальная группа занимала то место на иерархической лестнице, которое она заслужила своим вкладом в общественное развитие.

    На основе общественного разделения труда и образа жизни можно выделить территориально-поселенческую структуру общества, которая представляет собой совокупность устойчивых общностей людей, формирующихся на основе социальной неоднородности условий жизнедеятельности в разных территориальных образованиях, и отношений между этими общностями.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта